Одним из перспективных направлений деятельности Национального института интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - НИИС) по охране прав интеллектуальной собственности является реализация им функций по международной регистрации, основанной на Договоре о патентной кооперации (РСТ).
Договор о патентной кооперации (РСТ) – международное соглашение о международной регистрации в области патентов. Он является договором о рационализации и сотрудничестве в отношении подачи, изыскания и проверки заявок на патент, а также распространения содержащейся там технической информации.
Договор о патентной кооперации (РСТ) (далее – Договор РСТ) был подписан в Вашингтоне 19 июня 1970 года, пересмотрен в 1979 году, изменен в 1984 и 2001 году.
Создание Договора стало результатом подъема промышленности в послевоенные 1950-е гг. и было обусловлено активизацией внешнеторговой деятельности государств, желающих занять на внешнем рынке стабильное положение.
Первая независимая конференция по разработке Договора PCT состоялась в феврале 1967 г. при участии Международного института в Гааге. На конференцию были приглашены 6 государств: Франция, Западная Германия, Япония, СССР, Великобритания и США.
При выработке текста Договора было принято его название «Договор о патентной кооперации» и решение использовать аббревиатуру РСТ (по англоязычному названию Договора: "Patent Cooperation Treaty") независимо от того, на каком языке публикуется или упоминается этот Договор.
В результате Дипломатической конференции, проходившей с 25 мая по 19 июня 1970 года в г. Вашингтоне Договор РСТ был открыт для подписания странам-участникам Парижской конвенции. Он был подписан 20 государствами, и еще 15 государств подписали его до конца 1970 года. Страны, участвующие в этом Договоре, образовали Международный союз патентной кооперации Договор вступил в силу 1 июня 1978 года, и в этот же день была подана первая «международная заявка», т.е. заявка, оформленная в соответствии с требованиями PCT, для которой установлена дата международной подачи.Казахстан присоединился к Договору РСТ Декларацией о Международных договорах в области охраны промышленной собственности (5 февраля 1993 года).
Договор о патентной кооперации (PCT) позволяет испрашивать патентную охрану изобретения одновременно в более чем 150 странах путем подачи «международной» патентной заявки. Такая заявка может быть подана гражданином или резидентом договаривающегося государства PCT. Как правило, она может быть подана в национальное патентное ведомство договаривающегося государства, гражданином или резидентом которого является заявитель, либо в Международное бюро ВОИС.
Следует обратить особое на ошибочное представление, что результатом зарубежного патентования с использованием процедуры PCT является «международный патент». Договор РСТ не устанавливает положений выдачи «международных патентов»: эта задача и ответственность за выдачу патентов остается исключительно в руках патентного ведомства каждой страны или работающего на ту страну, где испрашивается охрана.
Любой существующий в настоящее время патент – национальный, основной характеристикой которого является территориальная ограниченность, и его действие распространяется только на территории того государства, национальным патентным ведомством которого он выдан. В PCT существует только «международная заявка», под которой понимается заявка, поданная в соответствии с Договором о патентной кооперации.
Договор не конкурирует с Парижской Конвенцией, но дополняет ее. Он является особым договором в рамках Парижской Конвенции, открытым только для государств-участников Парижской Конвенции.
Подача международной заявки юридически равносильна подаче национальной заявки в национальное патентное ведомство каждого из Договаривающихся государств PCT. Перед введением системы PCT фактически единственным средством охраны изобретения в нескольких странах была подача отдельных заявок в каждой стране, при этом в каждой из этих стран по заявке проводилась одна и та же работа. Поэтому главная цель Договора PCT - упростить существующий процесс подачи заявок на патенты, придать им большую юридическую силу и обеспечить экономию, гарантируя охрану изобретений в нескольких странах для удобства пользователей патентной системы и ведомств, которые отвечают за ее контроль.
Функционирование Договора РСТ обеспечивается его нормативной базой регулирующей весь процесс прохождения международной заявки с момента её подачи в получающее ведомство
до перехода в национальное патентное ведомство страны участницы РСТ - Инструкцией к Договору о патентной кооперации и Административной инструкцией к Договору о патентной кооперации.
Инструкция к РСТ, узаконенная статьей 58 PCT и являющаяся приложением к Договору имеет особый правовой статус - вместе с Договором они представляют собой две части единого международного акта.
Затем, согласно правилу 89 Инструкции к РСТ, следует Административная инструкция в соответствии с PCT, регулирующая отдельные технические вопросы.
Кроме этого, имеются руководство для заявителя и руководства для всех компетентных международных органов.
В рамках Договора РСТ создан Союз, у которого имеется Ассамблея. Членами Ассамблеи являются все государства, участвующие в РСТ. Наиболее важные задачи Ассамблеи включают внесение поправок в Инструкцию к Договору, принятие двухгодичной программы и бюджета Союза, а также установление размера некоторых пошлин за использование системы РСТ.
Структура системы PCT представляет собой упорядоченное нормативными документами взаимодействие основных сторон Договора о патентной кооперации, к числу которых относятся Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, национальные ведомства Договаривающихся государств, региональные ведомства – участники PCT и пользователи: заявители и третьи лица.
Все делопроизводство по заявке на международной фазе ее прохождения ведется так называемыми компетентными международными органами, на каждый из которых возложены определенные функции. Всего в PCT предусмотрено четыре компетентных международных
органа: Международное Бюро ВОИС (МБ ВОИС), получающее ведомство, Международный поисковый орган (МПО) и Орган международной предварительной экспертизы (ОМПЭ). Для обозначения компетентных международных органов используется аббревиатура их названий на английском языке, а именно: Международное бюро (The International Bureau) - IB; Получающее
ведомство (The Receiving Office) - RO; Международный поисковый орган (The International Searching Authority) - ISA; Орган международной предварительной экспертизы (The International Preliminary Examining Authority) - IPEA.
Каждый компетентный международный орган определяет для себя рабочие языки, языки переписки и использует в работе бланки, форма и содержание которых утверждены Административной инструкцией.
Кроме того, для работы компетентных международных органов разработаны соответствующие руководства, утверждаемые Международным бюро. В каждом из таких руководств подробно расписаны те действия, которые должны быть предприняты каждым из компетентных международных органов в определенных ситуациях в ходе процедуры на международной фазе прохождения заявки.
Функции между компетентными международными органами распределены следующим образом.
МБ ВОИС координирует взаимодействие между сторонами, принимающими участие в PCT, т. е. заявителем, компетентными международными органами, указанными и выбранными ведомствами. Наряду с этим МБ ВОИС осуществляет публикацию и рассылку международных
заявок, а также регистрацию и рассылку необходимой информации во все указанные или выбранные заявителем национальные и региональные патентные ведомства.
К компетенции Получающего ведомства относится решение таких вопросов, как установление даты международной подачи, проверка оформления заявки с точки зрения требований унифицированной международной публикации, контроль правильности и своевременности
оплаты заявителем предписанных пошлин, изъятие международной заявки. Кроме того, в обязанности получающего ведомства входят различные процедурные вопросы, такие, как внесение изменений в заявление международной заявки, изъятие приоритета, указаний и т.д.
Таким образом, на получающее ведомство возложено ведение всего делопроизводства общего характера по международной заявке на международной фазе.
В качестве Получающих ведомств задействованы национальные патентные ведомства Договаривающихся государств, межправительственные организации и Международное бюро ВОИС. При этом любое получающее ведомство имеет право назвать один или несколько Международных поисковых органов в качестве компетентного поискового органа по международным заявкам, подданым в это получающее ведомство.
На международный поисковый орган возложена обязанность проведения международного патентного поиска, который проводится в обязательном порядке по каждой международной заявке. Основной задачей такого поиска является выявление соответствующего
уровня техники, а объем поиска определяется Инструкцией к PCT.
Функции Международного поискового органа могут выполнять лишь те национальные и региональные ведомства стран-участниц, которые назначены Ассамблеей Международного союза патентной кооперации.
При этом ведомство, на которое могут быть возложены данные функции, должно удовлетворять определенным требованиям, регламентированным правилом 36.1 Инструкции к PCT, а именно: 1) в ведомстве должно быть по крайней мере 100 сотрудников, занятых полную рабочую
неделю и обладающих достаточной технической квалификацией для проведения поиска, т. е. узко специализированных экспертов, профессионально занимающихся поиском и экспертизой;
2) ведомство должно либо иметь в своем распоряжении, либо иметь доступ к так называемому минимуму документации, т. е. патентной и непатентной литературе, обязательной для использования при проведении поиска, перечень которой определен Инструкцией к PCT;
3) ведомство должно иметь штат, обладающий достаточными языковыми знаниями для понимания тех языков, на которых написан или на которые переведен минимум документации, к числу которых относятся английский, немецкий и французский.
Орган международной предварительной экспертизы проводит по международной заявке предварительную экспертизу, возможность которой предусмотрена PCT. Результатом международной предварительной экспертизы является заключение о соответствии заявленного
изобретения установленным критериям патентоспособности, таким как новизна, изобретательский уровень (неочевидность) и промышленная применимость.
Эта процедура регламентируется Главой II PCT и не является обязательной. Она может быть проведена только по требованию заявителя. Несмотря на то, что международная предварительная экспертиза является достаточно полной и квалифицированной, она не
предрешает выводов национальных и региональных патентных ведомств, т. к. согласно статье 33 PCT заключение экспертизы носит необязывающий характер для любого из ведомств, каждое из которых вправе применять дополнительно или иные критерии для решения вопроса является ли изобретение патентоспособным в этом государстве.
Функции Органов международной предварительной экспертизы возложены на те же ведомства, на которые возложены функции Международных поисковых органов. При этом, каждый Орган международной предварительной экспертизы может определить Международные поисковые органы, на основании отчетов о поиске которых он может проводить международную предварительную экспертизу.
Для выполнения своей цели Договор PCT обеспечивает следующие условия:
- создает международную систему, которая позволяет подавать в одно патентное ведомство («принимающее ведомство») одну заявку на одном языке, имеющем силу в каждой из стран-участников Договора PCT, который заявитель называет в своей заявке; обеспечивает формальную проверку международной заявки одним принимающим патентным ведомством;
- обеспечивает проведение международных изысканий по каждой международной заявке, результаты которых оформляются в отчете, упоминающем связанные прототипы, которые могут учитываться при определении патентоспособности изобретения; этот отчет сначала предоставляется заявителю и позднее публикуется;
- обеспечивает централизованную международную публикацию международных заявок со связанными отчетами о международных изысканиях, а также сообщение о них в указанные ведомства;
- обеспечивает возможность международной предварительной проверки международной заявки, по результатам которой ведомствам, решающим, выдавать ли патент, и заявителю представляется отчет, содержащий мнение о том, отвечает ли заявленное изобретение установленным международным критериям патентоспособности. ВОИС осуществляется постоянный мониторинг работы системы РСТ и применяются меры нормативного, организационного и технического характера, направленные на повышение ее качества.
Так, предпринимаются действия по улучшению доступа к технической информации, содержащейся в международных заявках.
Поисковая служба ВОИС PATENTSCOPE обеспечивает свободный доступ к более чем 2 млн. патентных заявок, которые были раскрыты в ходе использования системы РСТ. Эта служба является также порталом, предоставляющим легкий доступ к более широкому кругу текущей и исторической информации, связанной с обработкой международных заявок.
База данных PATENTOSCOPE подвергается трансформации, что позволило добиться значительных улучшений в таких аспектах ее работы, как функциональность поиска, доступ к полнотекстовой информации и машинный перевод. Начиная с 2012 г. третьим сторонам была предоставлена возможность делать замечания в отношении новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости изобретений, являющихся предметом международных заявок, публикуемых в базе данных PATENTSCOPE.
Сегодня система РСТ – это эффективный международный механизм, в основе эффективного функционирования которого лежит участие и сотрудничество национальных и региональных ведомств ИС по всему миру. К ней прибегают почти все крупные мировые корпорации, а также университеты, научно-исследовательские учреждения, МСП, стартапы и физические лица.
Благодаря высокому качеству управления РСТ представляет собой действующий инструмент поддержки инноваций; в ее арсенал входят высококлассная система информационных технологий, гибкие юридические структуры, процедуры, а также механизмы управления качеством, отвечающие современным запросам пользователей. Переходя непосредственно к практическим аспектам деятельности НИИС в направлении международной регистрации в соответствии с Договором РСТ, следует сказать, что он используется в целях рационализации и сотрудничества в отношении подачи, изыскания и проверки заявок на патент, а также распространения содержащейся там технической информации.
Применение указанного направления международной регистрации дает возможность получить патентную охрану за пределами страны наиболее удобным, рентабельным и эффективным для заявителя способом.
В Республику Казахстан по иль месяц 2024 года по системе РСТ было подано 1312 заявок.
Национальные заявители также используют возможности согласно системе РСТ и от казахстанских
заявителей было 401 заявка по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ).
Договор используется на начальной стадии зарубежного патентования изобретений, требующих получение правовой охраны одновременно в нескольких странах. Использование процедуры РСТ позволяет увеличить срок анализа конъюнктуры мирового рынка в отношении конкретного новшества при относительно небольших начальных затратах, поскольку для международных
заявок предусмотрена их централизованная публикация по истечении 18 месяцев с даты приоритета. Кроме того, международная заявка становится предметом «международного поиска». Такой поиск осуществляется одним из международных поисковых органов, утвержденных Ассамблей ВОИС. Результатом указанного поиска является подготовка «Отчета о международном поиске», т.е. перечня ссылок на такие опубликованные документы, которые могут повлиять на патентоспособность изобретения, притязание на которое содержится в международной заявке, который направляется заявителю для принятия решения.
В то же время международный поисковый орган готовит письменное заключение о патентоспособности. На основании отчета о международном поиске или письменного заключения заявитель может с достаточной степенью вероятности оценивать возможности запатентовать свое изобретение и в ходе международной предварительной экспертизы он имеет возможность вносить изменения в международную заявку для приведения ее в порядок до передачи в выбранное ведомство для последующей обработки.
Объем работы патентных ведомств, связанной с проведением поиска и экспертизы, может быть значительно сокращен благодаря отчету о международном поиске, письменному заключению и, в случае наличия, заключению международной предварительной экспертизы, которые сопровождают международную заявку и публикуются вместе с материалами заявки.
Процедура прохождения международной заявки с момента ее подачи и до принятия решения об охраноспособности заявленного изобретения разделена на две фазы: международную и национальную. На международной фазе по каждой заявке в обязательном порядке проводится международный патентный поиск, осуществляется ее публикация, и, по желанию заявителя, может быть проведена международная предварительная экспертиза.
На национальной фазе в каждом государстве, на территории которого заявитель заинтересован в охране своего изобретения, в соответствии с нормами национального патентного законодательства данного государства выносится решение о соответствии заявленного изобретения установленным критериям охраноспособности, и, в случае положительного результата, выдается охранный документ.
На международной фазе в отношении международной заявки совершаются действия, регламентированные нормативными документами Договора о патентной кооперации, в том числе, Инструкцией к Договору о патентной кооперации и Административной инструкцией
к Договору о патентной кооперации.
На национальной фазе в отношении международной заявки совершаются действия, предусмотренные, главным образом, Патентном законе Республики Казахстан и Правилах рассмотрения заявки на объект промышленной собственности в соответствии с Договором о патентной кооперации и Евразийской патентной конвенцией. Согласно Главе 2 указанных Правил, функции, связанные с получением, проверкой и пересылкой международной заявки, в качестве получающего ведомства исполняет экспертная организация (НИИС).
Рассмотрение международной заявки на национальной фазе осуществляется в соответствии с Правилами проведения экспертизы заявок на объекты промышленной собственности.
В отношении международной заявки выполняется международный поиск. Такой
поиск осуществляется одним из компетентных международных поисковых органов (МПО),
предусмотренных Договором PCT, и по итогам такого поиска составляется
отчет о международном поиске, в котором перечислены опубликованные документы,
которые считаются наиболее близкими и способны повлиять на патентоспособность
изобретения, притязание на которое содержится в международной заявке. Кроме того,
МПО составляет предварительное и не имеющее обязательной силы письменное сообщение
о соответствии изобретения критериям патентоспособности в свете результатов
поиска.
Отчет о международном поиске и письменное сообщение направляются заявителю.
После ознакомления с их содержанием, заявитель может принять решение об отзыве
заявки, если из отчета и сообщения следует, что выдача патентов маловероятна. Заявитель
также может принять решение об изменении пунктов формулы изобретения, содержащейся в заявке. Если международная заявка не будет отозвана, Международное бюро публикует ее
вместе с отчетом о международном поиске. В большинстве случаев письменное сообщение
публикуется в открытом доступе на сайте PATENTSCOPE.
До истечения 22 месяцев с даты приоритета заявитель имеет возможность обратиться
в другой Международный поисковый орган (любой из других МПО, готовый выполнить
такую работу) с просьбой о проведении дополнительного поиска на языке, используемом этим органом, или в технических областях, в которых специализируется этот орган. Цель такого дополнительного поиска (называемого Дополнительным международным поиском) в том, чтобы снизить вероятность выявления на национальной стадии дополнительных документов, существование которых сделало бы выдачу патента маловероятной.
Заявитель, решивший продолжить подачу международной заявки с целью получения национальных (или региональных) патентов, обычно может отложить начало национальной процедуры в каждом указанном ведомстве, к примеру, в отношении Республики Казахстан, до окончания тридцатого месяца с даты приоритета. Чтобы начать национальную процедуру, заявитель должен предоставить перевод (при необходимости) заявки на официальный язык данного ведомства, уплатить установленные пошлины и назначить местного патентного поверенного, если это необходимо. Если заявитель желает внести изменения в заявку - например, устранить любые негативные результаты, содержащиеся в отчете о поиске и письменном сообщении, - или пересмотреть потенциальную патентоспособность заявки "с внесенными изменениями" - он может подать запрос на проведение необязательного международного предварительного поиска. Результатом предварительного поиска является международное предварительное заключение о патентоспособности (глава II МПЗП), которое составляется одним из компетентных органов международной предварительной экспертизы (ОМПЭ), предусмотренных PCT, и содержит предварительное и не имеющее обязательной силы заключение о патентоспособности заявленного изобретения. Оно дает заявителю еще более надежные основания для оценки вероятности получения патента и, если отчет оказывается благоприятным, более надежные основания для дальнейшей подачи заявок в национальные и региональные патентные ведомства. Если международная предварительная экспертиза не запрашивалась, то Международное
бюро составляет на основании письменного сообщения МПО международное предварительное заключение о патентоспособности (глава I МПЗП), которое оно направляет указанным ведомствам.
Процедуры, предусмотренные Договором РСТ, дают многочисленные преимущества заявителям и патентным ведомствам:
- заявитель, использующий процедуру РСТ, получает по сравнению с заявителями, которые не используют данной процедуры, дополнительный срок (до 18 месяцев) для решения вопроса о целесообразности испрашивания охраны в других странах, назначения местных патентных поверенных в каждой из других стран, подготовки необходимых переводов и уплаты национальных пошлин;
- заявителю гарантируется, что в том случае, если его международная заявка соответствует требованиям РСТ к оформлению, она не может быть отклонена по формальным основаниям ни одним из указанных ведомств на национальной стадии рассмотрения заявки;
- на основании отчета о международном поиске и письменного сообщения заявители могут оценить вероятность того, что их изобретение соответствует требованиям патентоспособности;
- заявители имеют возможность во время процедуры необязательной международной предварительной экспертизы внести изменения в международную заявку и тем самым привести ее в большее соответствие с установленными требованиями до ее передачи на оформление в различные национальные и региональные патентные ведомства;
- объем работы патентных ведомств по поиску и экспертизе на национальной фазе может быть сокращен благодаря отчету о международном поиске и письменному сообщению, которые направляются в национальные ведомства вместе с международной заявкой;
-предусмотены определенные льготы при уплате пошлин за экспертизу по существу в национальных ведомствах в связи с наличие международного отчеста о поиске;
- в договаривающихся государствах, которыми подписаны соглашения о применении в рамках PCT системы ускоренного патентного делопроизводства (PCT-PPH) или другие аналогичные договоренности, заявители могут воспользоваться на национальной фазе процедурой ускоренной экспертизы;
- поскольку каждая международная заявка публикуется вместе с отчетом о международном поиске, заинтересованным лицам легче составить обоснованное мнение о
патентоспособности заявленного изобретения;
- благодаря международной публикации PATENTSCOPE заявители получают возможность оповестить весь мир о поданных ими заявках, что может служить эффективным средством рекламы и поиска возможных лицензиатов. Система PCT обеспечивает патентному ведомству государства – участника важное преимущество - возможность обрабатывать больше заявок на патенты на базе доступных им ресурсов, благодаря централизованным процедурам, выполняемым во время международного этапа и упрощающим обработку на национальном этапе. Но главными целями Договора PCT являются поддержка и ускорение доступа отраслей
промышленности и других заинтересованных секторов к технической информации, связанной с изобретениями, и помощь развивающимся странам в получении доступа к технологиям.
Департамент юстиции Павлодарской области