Лого

Меню

Страницы

Статья

Информация об изменениях в социальной сфере в рамках Социального кодекса

Социальный кодекс Республики Казахстан станет основой для построения новой социальной политики, направленной на создание базовых условий для укрепления и развития казахстанской семьи.

Принятие Социального кодекса повлечет за собой утрату 17 законов, действующих в настоящее время. Например, если сейчас вопросы социальной защиты лиц с инвалидностью регламентируются 5 законами, то в будущем будет только один Социальный кодекс.

Порядок изложения выстроен в соответствии с этапами жизненного пути каждого человека, начиная от рождения и заканчивая выходом на пенсию, с последующим указанием мер, потребность в которых может возникнуть не у каждого (социальные гарантии для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Проектом Социального кодекса РК предусмотрен ряд новелл по следующим направлениям:

  1. Внедрение Цифровой карты семьи;
  2. Новые подходы в сфере обеспечения занятости;
  3. Новая миграционная политика;
  4. Меры поддержки семей с детьми;
  5. Модернизация системы специальных социальных услуг;
  6. Повышение пенсионных выплат.

При этом, Социальный кодекс обеспечит сохранение всех социальных гарантий и форм соцподдержки, которые есть сегодня, в том числе обеспечение граждан пенсиями, пособиями и выплатами из Государственного фонда социального страхования (далее – Фонд).

Параметры назначения социальных выплат из Фонда в рамках Социального кодекса сохраняются без изменения. Кроме этого, проектом Социального кодекса предусматривается:

- расширение охвата обязательным социальным страхованием индивидуальных помощников, оказывающие услуги по сопровождению лица с инвалидностью первой группы, имеющего затруднение в передвижении. Это означает, что при наступлении социальных рисков, индивидуальный помощник будет иметь право на социальные выплаты из Фонда, обеспечен медицинской помощью в рамках страхового пакета из Фонда социального медицинского страхования, а также при достижении пенсионного возраста - иметь трудовой стаж для базовой пенсии и право на накопительную пенсионную выплату.

Принятие Социального кодекса позволит: создать единый источник знаний граждан о своих социальных правах и обязанностях; вести автоматизированный мониторинг социального благосостояния населения; принять превентивные меры по обеспечению социальных прав и гарантий; оказывать госуслуги в электронном и проактивном формате; повысить социальную защищенность и уровень жизни наших граждан.

Система обязательного социального страхования в стране внедрена с 2005 года, которая предусматривает страхование по 6 видам социальных рисков  на случаи утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы, потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка и в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста полутора лет.

В этих целях плательщики (работодатели) ежемесячно производят социальные отчисления в размере 3,5% за своих работников в Фонд.

При наступлении социального риска участнику системы (за которого уплачены социальные отчисления в Фонд), а в случае его смерти иждивенцам гарантируется предоставление социальной выплаты из Фонда. Это так называемый дополнительный уровень социальной защиты для работающих граждан к базовому социальному обеспечению из республиканского бюджета.

В настоящее время по Актогайскому району система охватывает более 300 человек. В 2022 году социальные выплаты получили порядка 640 человек.

Размер социальных выплат зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления и стажа участия в системе.

  1. Социальная выплата по утрате трудоспособности из Фонда назначается дополнительно к выплачиваемому за счет республиканского бюджета государственному социальному пособию по инвалидности.

Право на выплату возникает у участника системы обязательного социального страхования со дня установления подразделением МСЭ степени утраты общей трудоспособности от 30% до 100% и на весь ее период независимо от продолжения трудовой деятельности.

Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления за последние 2 года, а также от коэффициентов степени утраты трудоспособности, стажа участия в системе и замещения дохода (60% или 0,6).

        В 2022 году указанную выплату из Фонда получили порядка 51 человек на сумму  10 079 334 тенге, в 1-квартале 2023 года 49 человек  на сумму    2 676 763    тенге. Средний размер назначенных выплат составил 54627 тенге.

С 1 июля 2023 года пособия и выплаты лицам с инвалидностью будут повышены на 14,5%, с учетом ранее проведенного с 1 января т.г. их повышения состоявшимся получателям на 8,5%, рост пособий и выплат в годовом выражении составит 23%.

Это коснется порядка  49  получателей социальной выплаты по утрате трудоспособности из Фонда

  1. Социальная выплата на случай потери кормильца из Фонда назначается дополнительно к выплачиваемому за счет республиканского бюджета государственному социальному пособию по потере кормильца.

       Право на выплату возникает у членов семьи, находящихся на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца со дня его смерти. Выплата осуществляется до достижения иждивенцем возраста 18-лет, а в случае продолжения обучения по очной форме до 23-лет.

Размер социальной выплаты зависит от дохода умершего кормильца, с которого производились социальные отчисления за последние 2 года, а также  коэффициентов замещения дохода (60% или 0,6), количества иждивенцев и стажа участия в системе.

В 2022 году социальную выплату на случай потери кормильца из Фонда получили порядка 48  семей, потерявших кормильца на сумму 13 158 351  тенге, в 1-квартале 2023 года 48 семей на сумму  3 917 570 тенге. Средний размер назначенных выплат составил 81616 тенге.

 

С 1 июля 2023 года пособия и выплаты семьям, потерявшим кормильца, будут повышены на 14,5%, с учетом ранее проведенного с 1 января т.г. их повышения состоявшимся получателям на 8,5%, рост пособий и выплат в годовом выражении составит 23%.

Это коснется более 48 семей, получающих социальную выплату по потере кормильца из Фонда

Учитывая, что при наступлении социального риска участник системы обязательного социального страхования, в том числе его семья, в случае его смерти, получает и базовые пособия, и выплаты из Фонда, его социальная защита выше, чем у неработающего.

  1. Социальная выплата по потере работы из Фонда назначается участнику системы обязательного социального страхования со дня регистрации в качестве безработного в соответствии с законодательством о занятости населения.

Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления за последние 2 года, стажа участия в системе и коэффициента замещения дохода (45% или 0,45).

В реализацию Послания Главы государства с 1 января 2023 года увеличен коэффициент замещения дохода с 40% до 45%. В этой связи осуществлен единовременный перерасчет социальной выплаты по потере работы порядка 31  получателям на 1 января 2023 года, что привело к росту среднего размера выплаты в среднем на 13%.

Выплата осуществляется от 1 до 6 месяцев в зависимости от стажа участия в системе.

В 2022 году выплату из Фонда 87 человек на сумму 8 801 037 тенге,  в 1-квартале 2023 года 31 человек на сумму 1 998 137 тенге. Средний размер назначенных выплат составил 64456 тенге.

  1. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с беременностью и родами из Фонда назначается с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе о временной нетрудоспособности. Выплата осуществляется на весь период листа временной нетрудоспособности.

Размер единовременной социальной выплаты зависит от дохода, с которого производились социальные отчисления за последние 12 месяцев и количества дней нетрудоспособности.

В 2022 г 128  получателям осуществлена указанная выплата на сумму порядка 83 546 642  тенге и в 1-квартале 2023 года 29  человек на сумму 19 187 699 тенге. Средний размер назначенных выплат составил 661644 тенге.

  1. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком до полутора лет из Фонда назначается участнику системы обязательного социального страхования, фактически осуществляющему уход за ребенком с даты рождения ребенка.

Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления за последние 2 года и коэффициента замещения дохода (40% или 0,4).

В 2022 году указанная выплата из Фонда была назначена 326 человек и в 1-квартале 2023 г. более 183 человек. На указанную выплату в 2022 г. было направлено 86 676 252 тенге и в 1-квартале т.г.  26 156 681 тенге. Средний размер назначенных выплат составил 142932 тенге.

В реализацию Послания Главы государства с 1 января 2023 года увеличен период назначения социальной выплаты по уходу за ребенком с 1 года до 1,5 лет. В этой связи 183  получателям данной выплаты на 1 января 2023 года автоматически был продлен срок назначения выплаты.

  

Филиал АО «ГФСС» по Павлодарской области

 ГУ «Отдел занятости и социальных программ

Актогайского района»

Дата публикации
29 мая 2023
Дата обновления
29 мая 2023
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
09 июня 2025
Информационные плакаты по выборам акима Караобинского сельского округа
Информация
24 апреля 2025
Скажите, пожалуйста, как я могу перечислять добровольные пенсионные взносы? Может ли это делать работодатель?
Информация
24 апреля 2025
Наследуются ли добровольные пенсионные взносы?

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации