Социальный кодекс Республики Казахстан станет основой для построения новой социальной политики, направленной на создание базовых условий для укрепления и развития казахстанской семьи.
Принятие Социального кодекса повлечет за собой утрату 17 законов, действующих в настоящее время. Например, если сейчас вопросы социальной защиты лиц с инвалидностью регламентируются 5 законами, то в будущем будет только один Социальный кодекс.
Порядок изложения выстроен в соответствии с этапами жизненного пути каждого человека, начиная от рождения и заканчивая выходом на пенсию, с последующим указанием мер, потребность в которых может возникнуть не у каждого (социальные гарантии для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации).
Проектом Социального кодекса РК предусмотрен ряд новелл по следующим направлениям:
При этом, Социальный кодекс обеспечит сохранение всех социальных гарантий и форм соцподдержки, которые есть сегодня, в том числе обеспечение граждан пенсиями, пособиями и выплатами из Государственного фонда социального страхования (далее – Фонд).
Параметры назначения социальных выплат из Фонда в рамках Социального кодекса сохраняются без изменения. Кроме этого, проектом Социального кодекса предусматривается:
- расширение охвата обязательным социальным страхованием индивидуальных помощников, оказывающие услуги по сопровождению лица с инвалидностью первой группы, имеющего затруднение в передвижении. Это означает, что при наступлении социальных рисков, индивидуальный помощник будет иметь право на социальные выплаты из Фонда, обеспечен медицинской помощью в рамках страхового пакета из Фонда социального медицинского страхования, а также при достижении пенсионного возраста - иметь трудовой стаж для базовой пенсии и право на накопительную пенсионную выплату.
Принятие Социального кодекса позволит: создать единый источник знаний граждан о своих социальных правах и обязанностях; вести автоматизированный мониторинг социального благосостояния населения; принять превентивные меры по обеспечению социальных прав и гарантий; оказывать госуслуги в электронном и проактивном формате; повысить социальную защищенность и уровень жизни наших граждан.
Система обязательного социального страхования в стране внедрена с 2005 года, которая предусматривает страхование по 6 видам социальных рисков на случаи утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы, потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка и в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста полутора лет.
В этих целях плательщики (работодатели) ежемесячно производят социальные отчисления в размере 3,5% за своих работников в Фонд.
При наступлении социального риска участнику системы (за которого уплачены социальные отчисления в Фонд), а в случае его смерти иждивенцам гарантируется предоставление социальной выплаты из Фонда. Это так называемый дополнительный уровень социальной защиты для работающих граждан к базовому социальному обеспечению из республиканского бюджета.
В настоящее время по Актогайскому району система охватывает более 300 человек. В 2022 году социальные выплаты получили порядка 640 человек.
Размер социальных выплат зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления и стажа участия в системе.
Право на выплату возникает у участника системы обязательного социального страхования со дня установления подразделением МСЭ степени утраты общей трудоспособности от 30% до 100% и на весь ее период независимо от продолжения трудовой деятельности.
Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления за последние 2 года, а также от коэффициентов степени утраты трудоспособности, стажа участия в системе и замещения дохода (60% или 0,6).
В 2022 году указанную выплату из Фонда получили порядка 51 человек на сумму 10 079 334 тенге, в 1-квартале 2023 года 49 человек на сумму 2 676 763 тенге. Средний размер назначенных выплат составил 54627 тенге.
С 1 июля 2023 года пособия и выплаты лицам с инвалидностью будут повышены на 14,5%, с учетом ранее проведенного с 1 января т.г. их повышения состоявшимся получателям на 8,5%, рост пособий и выплат в годовом выражении составит 23%.
Это коснется порядка 49 получателей социальной выплаты по утрате трудоспособности из Фонда.
Право на выплату возникает у членов семьи, находящихся на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца со дня его смерти. Выплата осуществляется до достижения иждивенцем возраста 18-лет, а в случае продолжения обучения по очной форме до 23-лет.
Размер социальной выплаты зависит от дохода умершего кормильца, с которого производились социальные отчисления за последние 2 года, а также коэффициентов замещения дохода (60% или 0,6), количества иждивенцев и стажа участия в системе.
В 2022 году социальную выплату на случай потери кормильца из Фонда получили порядка 48 семей, потерявших кормильца на сумму 13 158 351 тенге, в 1-квартале 2023 года 48 семей на сумму 3 917 570 тенге. Средний размер назначенных выплат составил 81616 тенге.
С 1 июля 2023 года пособия и выплаты семьям, потерявшим кормильца, будут повышены на 14,5%, с учетом ранее проведенного с 1 января т.г. их повышения состоявшимся получателям на 8,5%, рост пособий и выплат в годовом выражении составит 23%.
Это коснется более 48 семей, получающих социальную выплату по потере кормильца из Фонда.
Учитывая, что при наступлении социального риска участник системы обязательного социального страхования, в том числе его семья, в случае его смерти, получает и базовые пособия, и выплаты из Фонда, его социальная защита выше, чем у неработающего.
Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления за последние 2 года, стажа участия в системе и коэффициента замещения дохода (45% или 0,45).
В реализацию Послания Главы государства с 1 января 2023 года увеличен коэффициент замещения дохода с 40% до 45%. В этой связи осуществлен единовременный перерасчет социальной выплаты по потере работы порядка 31 получателям на 1 января 2023 года, что привело к росту среднего размера выплаты в среднем на 13%.
Выплата осуществляется от 1 до 6 месяцев в зависимости от стажа участия в системе.
В 2022 году выплату из Фонда 87 человек на сумму 8 801 037 тенге, в 1-квартале 2023 года 31 человек на сумму 1 998 137 тенге. Средний размер назначенных выплат составил 64456 тенге.
Размер единовременной социальной выплаты зависит от дохода, с которого производились социальные отчисления за последние 12 месяцев и количества дней нетрудоспособности.
В 2022 г 128 получателям осуществлена указанная выплата на сумму порядка 83 546 642 тенге и в 1-квартале 2023 года 29 человек на сумму 19 187 699 тенге. Средний размер назначенных выплат составил 661644 тенге.
Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления за последние 2 года и коэффициента замещения дохода (40% или 0,4).
В 2022 году указанная выплата из Фонда была назначена 326 человек и в 1-квартале 2023 г. более 183 человек. На указанную выплату в 2022 г. было направлено 86 676 252 тенге и в 1-квартале т.г. 26 156 681 тенге. Средний размер назначенных выплат составил 142932 тенге.
В реализацию Послания Главы государства с 1 января 2023 года увеличен период назначения социальной выплаты по уходу за ребенком с 1 года до 1,5 лет. В этой связи 183 получателям данной выплаты на 1 января 2023 года автоматически был продлен срок назначения выплаты.
Филиал АО «ГФСС» по Павлодарской области
ГУ «Отдел занятости и социальных программ
Актогайского района»