Меню

Страницы

Статья

Тезисы к заседанию Правительства РК по вопросам электронной торговли «14» января 2024 года

СЛАЙД 2.

Электронная торговля является одним из самых динамично развивающихся сегментов мировой экономики. Сегодня 30 % мирового населения совершают покупки онлайн. В 2024 году общий объем глобального рынка электронной коммерции оценивается примерно в 6,3 триллиона долларов США с долей электронной торговли в 20%. В ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост электронной коммерции до 8,3 трлн. долларов США.

Стремительно меняется структура торговли. Появляются новые тренды, такие как:

- внедрение технологий искусственного интеллекта, персонализация;

- рост торговли через социальные сети, через прямые эфиры (стриминги).

Также растет социальная ответственность компаний, спрос на эко-товары.

 

СЛАЙД 3.

Электронная торговля растет и в Казахстане и становится нашей сегодняшней реальностью.

Начиная с 2020 года объемы электронной торговли увеличились в 5 раз, но все еще остаются ниже среднемирового уровня.

По оперативным данным за 11 месяцев 2024 года объем электронной торговли в Казахстане составил порядка 3,2 трлн. тенге. По итогам 2024 года планируется превышение планового показателя до 15 % от розничного объема торговли (при плане 14,5 %).

Казахстан имеет высокий потенциал развития, который обусловлен широким проникновением безналичных расчетов, развитием розничного финтеха, доступностью интернета, высокой долей молодого населения, более 8 млн. человек.

Поставлена цель увеличить долю электронной торговли в общем объёме розничной торговли до 18,5 % к 2029 году, или до 9,3 трлн. тенге в натуральном выражении, практически в 3 раза (с учетом роста объемов розничной торговли до 50 трлн. тг.).

 

СЛАЙД 4.

Для обеспечения дальнейшего развития в апреле 2024 года принят План развития электронной торговли до 2027 года.

В рамках утвержденного Плана проводится работа по совершенствованию законодательства по вопросам электронной торговли, запуску курсов обучения электронной торговле во всех регионах страны, по внедрению финансовых мер государственной поддержки для предпринимателей в электронной торговле.

Совместно с НПП «Атамекен» запущены центры обучения электронной торговли для предпринимателей по всей республике.

В 2024 году приняты Правила оказания мер государственной поддержки субъектам электронной торговли в виде субсидирования ставки вознаграждения и гарантирования.

Запущен новый казахстанский маркетплейс Teez с собственной инфраструктурой, площадью 100 тыс кв.м., в ближайшее время будет создано 10 тыс. рабочих мест, инвестиции составили 50 млн. долларов.

Также в текущем году маркетплейсами Ozon и Wildberries планируется строительство трех фулфилмент центров в городах Астана и Алматы, общей площадью 291 тыс. кв.м., инвестиции составят 101,3 млрд. тенге.

Для стимулирования трансграничной электронной торговли 6 ноября 2024 года в г. Бишкек на 11-ом Саммите Совета глав государств-членов ОТГ подписано Межправительственное Соглашение о партнерстве в области цифровой торговли.

Ведется работа по разработке международных документов в сфере электронной торговли в рамках ВТО, ЕАЭС, ШОС и ЦА.

Национальным оператором электронной торговли АО «Казпочта» реализуется пилотный проект в области внешней электронной торговли по ускоренному прохождению таможенных процедур и ведению объективной статистики трансграничной торговли.

 

СЛАЙД 5.

Учитывая высокие темпы проникновения электронной торговли, проведен анализ её влияния на структуру розничной торговли в целом.

Для этого в октябре 2024 г. была сформирована рабочая группа с включением основных участников рынка, бизнес ассоциаций и гос .органов.

В выборку включены более 400 тысяч компаний розничной торговли. Данные представлены в обобщенном виде и отражают ключевые тенденции и структурные изменения в секторе розничной торговли.

Был сформирован типовой портрет продавца онлайн и офлайн торговли. И по всем показателям онлайн торговля более эффективна, компании крупнее, более устойчивые, продажи и количество работников больше.

Активные онлайн-компании составляют 12,6% всех предприятий розничной торговли, при этом они:

- создают более 300 тысяч рабочих мест:

- производительность онлайн-торговли на 33% выше;

- обеспечивают 60% налоговых поступлений в секторе розничной торговли.

Торгующие онлайн компании заплатили больше налогов (360 млрд. против 240 млрд.), хотя их доля на рынке количество самих компаний значительно меньше (505 тыс. против 73 тыс. компаний).

Дополнительно к этому отечественные маркетплейсы оплатили налогов на сумму 135,2 млрд. тг.

 

СЛАЙД 6.

Также было проанализировано, как изменяются компании, после того, как начинают торговать онлайн.

Анализ 10 тыс. случайных кейсов показал, что через 1,5 года после выхода на маркетплейс средний объем продаж компаний увеличивается в 4,8 раза, налоговые отчисления — в 13,5 раза. Расширяется география продаж.

Это свидетельствует о том, что онлайн-компании не только генерируют большую выручку, но и создают рабочие места, становятся более прозрачными, работают «в белую».

Таким образом, отечественный Е-СОМ является акселератором для МСБ и инструментом повышения занятости, особенно на региональном уровне. И дальнейшее развитие отечественной электронной коммерции открывает дополнительные возможности для роста всей торговой отрасли республики.

 

СЛАЙД 7.

В результате принимаемых мер по развитию трансграничной торговли объем покупок на иностранных платформах в 2023 году составил 1,3 млрд. долл. США, что составляет около 20% от общего объема онлайн-продаж в стране. За последние 3 года рост составил 90 %.

На рынке появляются новые иностранные маркетплейсы, растет конкуренция.

Мы рассчитывали, что это будет способствовать улучшению сервиса, ассортимента товаров и цены для потребителей.

Однако, с развитием трансграничной онлайн-торговли, растет количество жалоб потребителей на зарубежные маркетплейсы.

Эти проблемы возникают из-за того, что иностранные маркетплейсы и продавцы находятся вне юрисдикции Казахстана. Это создает риски для потребителей, которые не могут полноценно защитить свои права.

Ввиду значительных расстояний между странами, выполнение требований по возврату или обмену товаров зачастую становится невозможным.

Кроме того, товары, приобретаемые через иностранные интернет-магазины, не проходят процедуру сертификации, что ставит под угрозу безопасность и качество продукции.

В этой связи считаем необходимым законодательное регулирование данных вопросов.

 

СЛАЙД 8.

Нами проведен анализ законодательной базы зарубежных стран.

Международный опыт демонстрирует применения комплексных подходов.

Это включает как требование к самим платформам, так и к продукции, предлагая всестороннее регулирование для обеспечения безопасной и прозрачной коммерческой среды.

Хочу обратить внимание Ваше внимание, что принимаются «жесткие» нормы в сфере налогового законодательства, за нарушение авторского права, представленный некачественный и небезопасный товар.

Особое внимание уделяется вопросам защиты прав потребителей и защиты персональных данных.

 

СЛАЙД 9.

Исходя их международного опыта и учитывая текущие реалии предлагаем следующие подходы по регулированию и развитию электронной торговли:

- прежде всего это защита прав наших потребителей и персональных данных;

- безопасность и качество товаров;

- добросовестная конкуренция, создания равных условий для отечественных и иностранных маркетплейсов.

Для их реализации предлагается следующее:

- введение обязательных условий для работы иностранных платформ, не ниже чем для отечественных, в части соблюдения требований по безопасности товаров, борьбы с контрафактом, защите прав потребителей, хранению и защите личных данных. Налоговая и таможенная прозрачность.

- по опыту ЕС, предлагается внедрение электронной платформы для регистрации иностранных интернет-платформ и магазинов;

Для поддержки развития отечественного Е-СОМ предлагается:

- упрощение процедур таможенного оформления и оптимизация нефискальных сборов при импорте;

- введение специальных налоговых режимов для субъектов электронной торговли, оптимизация налогового администрирования.

- развитие складской и логистической инфраструктуры.

Развитие электронной торговли в формате В2В и оцифровка рынков.

Предлагаемые подходы и меры будут реализованы через совершенствование законодательства в сфере электронной торговли, включая налоговое законодательство, защиты прав потребителей, информационной безопасности.

Развитие электронной торговли в Казахстане — это не только важный фактор экономического роста, но и необходимый шаг для дальнейшей цифровой трансформации торговли и интеграции страны в мировую цифровую экономику.

Дата публикации
14 января 2025
Дата обновления
14 января 2025
Тип
Тезисы выступлений

Сейчас читают

Инфографика
04 июня 2025
Часто задаваемые вопросы
Инфографика
04 июня 2025
ТОП-10 фактов о национальном стандарте на Государственный Герб Казахстана
Информация
04 июня 2025
Цифры в сфере электронной торговли

Социальные медиа

Facebook
Telegram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации