Уважаемый Олжас Абаевич!
Уважаемые коллеги!
Слайд 1. Глава государства поставил задачу по формированию в Казахстане для полноценных транспортно-логистических хабов в Центральной Азии и в Каспийском регионе.
Для ее реализации вокруг страны, на границах с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Российской Федерацией и на Каспийском побережье создаются транспортно-логистические и торговые центры.
Цели, задачи и подходы по созданию и развитию трансграничных хабов предусмотрены в Концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года (постановление Правительства от 30 декабря 2022 года № 1116).
Практическую реализацию хабов осуществляют местные исполнительные органы совместно с Инвесторами под координацией Оперативной рабочей группы по развитию трансграничных хабов на территории РК под председательством Заместителя Премьер-Министра Жумангарина С.М.
Их создание ускорит торговое взаимодействие с приграничными странами, увеличит рост несырьевого экспорта на 30%, упростит логистические процедуры для нашего бизнеса.
Слайд 2. Месторасположением проекта Индустриальный торгово-логистический комплекс выбрана зона, прилегающая к одному из самых загруженных транзитных пунктов пропуска: «Карасу» со стороны Казахстана и «Ак-Тилек» со стороны Кыргызстана, которые являются участком международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
ИТЛК будет предоставлять услуги хранения и предпродажной подготовки продукции, консолидации и перераспределения товаров по оптовым партиям.
На сегодняшний день формируются пул потенциальных резидентов ИТЛК. Это компании в сфере сельского хозяйства, пищевой промышленности, оптовой и розничной торговли.
На территории комплекса будет действовать упрощенная пограничная система и система регистрации автотранспортных средств и грузов, где товары будут перемещаться через новый мост, что позволит значительно разгрузить действующие пункты пропуска. Акиматом Жамбылской области совместно с Министерством транспорта будут приняты меры по строительству моста в 2025 году.
Запуск Комплекса планируется в 2026 году.
Слайд 3. Международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия» станет крупнейшим в регионе центром консолидации, обработки и дистрибуции грузопотоков, а также производственной кооперации в рамках коридора «Север – Юг».
Центр будет размещен вблизи пунктов пропуска Атамекен (Казахстан) и Гулистан (Узбекистан) и будет состоять из производственных площадок, складов для хранения, а также транспортной инфраструктуры. Это позволит ускорить доставку грузов и уменьшить затраты на логистику, сократить количество участников в цепи поставок, снизить стоимость продукта для конечного потребителя и увеличить скорость поставок.
Центр обеспечит создание новых производств, рабочих мест, переработку сельскохозяйственной и промышленной продукции, производств в сфере машиностроения и металлообработки, фармацевтики, электротехнической, химической, кожевенной и текстильно-швейной продукции, в том числе проект ТОО «Global Textile» по производству готовой текстильной продукции.
Создание МЦПК благоприятно отразится на дальнейшем углублении двусторонних торгово-экономических отношений с приграничными странами, активизирует деловые связи между производителями и предпринимателями двух стран, и будет стимулировать увеличение взаимного товарооборота до $10 млрд. в ближайшие 5 лет.
Слайд 4. Центр трансграничной торговли «Евразия» будет размещен на примыкающей к аэропорту г. Уральск территории, которая выступает узловой точкой грузопотоков, с выходом на города Оренбург, Саратов, Самара и дальше на крупнейшие федеральные округи РФ и страны Восточной Европы.
Для реализации Центра создана индустриальная зона под инвестпроекты по производству красок, полимерных покрытий, пластиковой тары/контейнеров и 3D декор-панелей (Казкомсервис, Mis PRO, Smart3D Technology Kazakhstan).
Реализация Центра принесет макроэкономические эффекты для ЗКО:
– снижение доли совокупных народнохозяйственных затрат на продвижение грузов и товаров в структуре ВВП на 5-10%;
– снижение уровня инфляции за счёт снижения логистических затрат;
– повышение инвестиционной привлекательности проектов по размещению производств.
Запуск ЦТТ «Евразия» запланирован на 2026 года.
Слайд 5. Хоргосский узел выступает неотъемлемым элементом расширения транзитного потенциала Республики Казахстан, а также является частью глобальной концепции Китайской Народной Республики – «Один пояс – один путь», где учитывается географическое положение, инфраструктурный потенциал с выходом на Европу и страны Ближнего Востока.
Реализация проекта «Хоргосский узел» заключается в сопряжении и интеграции инфраструктурных объектов (СЭЗ «МЦПС «Хоргос», СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», контрольно-пропускной пункт «Нур-Жолы», ж/д станция «Алтынколь» и ж/д терминал «Сухой порт») для наращивания объемов экспорта, транзита и развития производственной кооперации.
Хоргосский узел даст импульс развитию торгово-экономического сотрудничества на границе Казахстана и Китая.
Слайд 6. Каспийский Узел будет направлен на страны прикаспийского региона (Азербайджан, Туркменистан, Иран, РФ) с населением более 100 млн человек.
Практическая реализация проекта это, строительство площадки для хранения контейнеров и перегрузки из ж/д вагона в морские контейнеры, а так же в предоставлении качественного сервиса по их обработке.
Каспийский Узел позволит нарастить на ТМТМ объем транзитных грузов, следующих из Китая в Европу, а также развитие контейнерной линии «Туркменбаши - Актау - КНР».
Одним из проектов, реализуемых в рамках развития хабов на Каспийском узле, является – проект «Строительство контейнерного хаба в морском порту Актау».
На сегодняшний день работы по реализации проекта начаты.
На территории СЭЗ «Морпорт Актау» зарезервирован земельный участок площадью 19 га.
С потенциальным инвестором – портом ООО «ГК Порт Ляньюньган» подписано соглашение о привлечении инвестиций в данный проект.
Также в участии в реализации проекта выразили аинтересованность такие международные компании, как «PSA International» (Сингапур), «Abu Dhabi Ports Group» (ОАЭ), «Adani Group» (Индия), «Rhenus» (Германия).
Проект реализуется Министерством транспорта совместно с акиматом Мангистауской области.
Строительство контейнерного хаба в порту Актау планируется завершить во 2-ом квартале 2025 года.
Еще один проект, придающий импульс развитию и расширению порта Курык – это проект «Строительства многофункционального морского терминала «Саржа».
Терминал расположен в 70 км от города Актау на территории порта Курык.
Инвестором проекта является компания «SEMURG INVEST».
Реализация проекта предполагает строительство терминала генеральных грузов, универсального терминала, терминала наливных грузов, а также транспортно-логистического центра и производственного комплекса общей мощностью порядка 10 млн. тонн.
С ноября 2023 года ведется перевалка генеральных грузов, на сегодняшний день обработано более 73 тыс. тонн металла и удобрений.
Срок завершения проекта – 2026 год.
По итогам заседания Межправсовета Вами было поручено Акимату Алматинской области проработать инициативу кыргызской стороны по совместному (50 на 50) созданию логистического центра близ Алматы (овоще и фруктохранилища).
Проведены предварительные переговоры с Министерством экономики и коммерции КР и обсуждены перспективы данного проекта и в первом квартале 2025 года будет подписан меморандум (подходящий земельный участок в Алматинской области перед кольцевой Алматинской дорогой на трассе Бишкек-Алматы, объемы хранилищ и др.).
Реализация проекта по сельхозпродукции повысит обеспеченность региона ранней и свежей плодоовощной продукцией из Кыргызстана.
Уважаемый Олжас Абаевич!
На сегодняшний день, полностью завершены мероприятия и процедуры по принятию организационно-распорядительных документов, необходимых для создания хабов.
В частности, подписаны 2 межправительственных соглашения с Узбекистаном и Кыргызстаном, созданы индустриальные зоны.
Создание совместных производств совместно с приграничными странами посредством выстраивания системы трансграничных хабов в качестве зон опережающего развития будет способствовать:
1) усилению роли РК в системе трансконтинентальных и межгосударственных экономических коридоров;
2) росту товарооборота между странами и укреплению стратегических отношений;
3) развитию промышленной кооперации и транспортно-логистической инфраструктуры;
4) развитию экспортного потенциала РК;
5) организации современных мультимодальных хабов для обслуживания международных грузовых потоков.
Доклад окончен!