Меню

Страницы

Статья

Доклад Министра Шаккалиева А.А. на заседание Правительства

Уважаемый Олжас Абаевич!

Уважаемые коллеги!

Слайд 1. Глава государства поставил задачу по формированию в Казахстане для полноценных транспортно-логистических хабов в Центральной Азии и в Каспийском регионе.  

Для ее реализации вокруг страны, на границах с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Российской Федерацией и на Каспийском побережье создаются транспортно-логистические и торговые центры. 

Цели, задачи и подходы по созданию и развитию трансграничных хабов предусмотрены в Концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года (постановление Правительства от 30 декабря 2022 года № 1116).

Практическую реализацию хабов осуществляют местные исполнительные органы совместно с Инвесторами под координацией Оперативной рабочей группы по развитию трансграничных хабов на территории РК под председательством Заместителя Премьер-Министра Жумангарина С.М.

Их создание ускорит торговое взаимодействие с приграничными странами, увеличит рост несырьевого экспорта на 30%, упростит логистические процедуры для нашего бизнеса.

Слайд 2.  Месторасположением проекта Индустриальный торгово-логистический комплекс выбрана зона, прилегающая к одному из самых загруженных транзитных пунктов пропуска: «Карасу» со стороны Казахстана и «Ак-Тилек» со стороны Кыргызстана, которые являются участком международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай».

ИТЛК будет предоставлять услуги хранения и предпродажной подготовки продукции, консолидации и перераспределения товаров по оптовым партиям.

На сегодняшний день формируются пул  потенциальных резидентов ИТЛК. Это компании в сфере сельского хозяйства, пищевой промышленности, оптовой и розничной торговли.

На территории комплекса будет действовать упрощенная пограничная система и система регистрации автотранспортных средств и грузов, где товары будут перемещаться через новый мост, что позволит значительно разгрузить действующие пункты пропуска. Акиматом Жамбылской области совместно с Министерством транспорта будут приняты меры по строительству моста в 2025 году.

Запуск Комплекса планируется в 2026 году.

Слайд 3.  Международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия» станет крупнейшим в регионе центром консолидации, обработки и дистрибуции грузопотоков, а также производственной кооперации в рамках коридора «Север – Юг».

Центр будет размещен вблизи пунктов пропуска Атамекен (Казахстан) и Гулистан (Узбекистан) и будет состоять из производственных площадок, складов для хранения, а также транспортной инфраструктуры. Это позволит ускорить доставку грузов и уменьшить затраты на логистику, сократить количество участников в цепи поставок, снизить стоимость продукта для конечного потребителя и увеличить скорость поставок.

Центр обеспечит создание новых производств, рабочих мест, переработку сельскохозяйственной и промышленной продукции, производств в сфере машиностроения и металлообработки, фармацевтики, электротехнической, химической, кожевенной и текстильно-швейной продукции, в том числе проект ТОО «Global Textile» по производству готовой текстильной продукции.

Создание МЦПК благоприятно отразится на дальнейшем углублении двусторонних торгово-экономических отношений с приграничными странами, активизирует деловые связи между производителями и предпринимателями двух стран, и будет стимулировать увеличение взаимного товарооборота до $10 млрд. в ближайшие 5 лет.

Слайд 4. Центр трансграничной торговли «Евразия» будет размещен на примыкающей к аэропорту  г. Уральск территории, которая выступает узловой точкой грузопотоков, с выходом на города Оренбург, Саратов, Самара и дальше на крупнейшие федеральные округи РФ и страны Восточной Европы.

Для реализации Центра создана индустриальная зона под инвестпроекты по производству красок, полимерных покрытий, пластиковой тары/контейнеров и 3D декор-панелей (Казкомсервис, Mis PRO, Smart3D Technology Kazakhstan).

Реализация Центра принесет макроэкономические эффекты для ЗКО:

– снижение доли совокупных народнохозяйственных затрат на продвижение грузов и товаров в структуре ВВП на 5-10%;

– снижение уровня инфляции за счёт снижения логистических затрат;

– повышение инвестиционной привлекательности проектов по размещению производств.

Запуск ЦТТ «Евразия» запланирован на 2026 года.

Слайд 5. Хоргосский узел выступает неотъемлемым элементом расширения транзитного потенциала Республики Казахстан, а также является частью глобальной концепции Китайской Народной Республики – «Один пояс – один путь», где учитывается географическое положение, инфраструктурный потенциал с выходом на Европу и страны Ближнего Востока.

Реализация проекта «Хоргосский узел» заключается в сопряжении и интеграции инфраструктурных объектов (СЭЗ «МЦПС «Хоргос», СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», контрольно-пропускной пункт «Нур-Жолы», ж/д станция «Алтынколь» и ж/д терминал «Сухой порт») для наращивания объемов экспорта, транзита и развития производственной кооперации.

Хоргосский узел даст импульс развитию торгово-экономического сотрудничества на границе Казахстана и Китая.

Слайд 6. Каспийский Узел будет направлен на страны прикаспийского региона (Азербайджан, Туркменистан, Иран, РФ) с населением более 100 млн человек.

Практическая реализация проекта это, строительство площадки для хранения контейнеров и перегрузки из ж/д вагона в морские контейнеры, а так же в предоставлении  качественного сервиса по их обработке.

Каспийский Узел позволит нарастить на ТМТМ объем транзитных грузов, следующих из Китая в Европу, а также развитие контейнерной линии «Туркменбаши - Актау - КНР».

Одним из проектов, реализуемых в рамках развития хабов на Каспийском узле, является – проект «Строительство контейнерного хаба в морском порту Актау».

На сегодняшний день работы по реализации проекта начаты.

На территории СЭЗ «Морпорт Актау» зарезервирован земельный участок площадью 19 га.

С потенциальным инвестором – портом ООО «ГК Порт Ляньюньган» подписано соглашение о привлечении инвестиций в данный проект.

Также в участии в реализации проекта выразили аинтересованность такие международные компании, как «PSA International» (Сингапур), «Abu Dhabi Ports Group» (ОАЭ), «Adani Group» (Индия), «Rhenus» (Германия).

Проект реализуется Министерством транспорта совместно с акиматом Мангистауской области.

Строительство контейнерного хаба в порту Актау планируется завершить во 2-ом квартале 2025 года.

Еще один проект, придающий импульс развитию и расширению порта Курык – это проект «Строительства многофункционального морского терминала «Саржа».

Терминал расположен в 70 км от города Актау на территории порта Курык.

Инвестором проекта является компания «SEMURG INVEST».

Реализация проекта предполагает строительство терминала генеральных грузов, универсального терминала, терминала наливных грузов, а также транспортно-логистического центра и производственного комплекса общей мощностью порядка 10 млн. тонн.

С ноября 2023 года ведется перевалка генеральных грузов, на сегодняшний день обработано более 73 тыс. тонн металла и удобрений.

Срок завершения проекта – 2026 год.    

По итогам заседания Межправсовета Вами было поручено Акимату Алматинской области проработать инициативу кыргызской стороны по совместному (50 на 50) созданию логистического центра близ Алматы (овоще и фруктохранилища).

Проведены предварительные переговоры с Министерством экономики и коммерции КР и обсуждены перспективы данного проекта и в первом квартале 2025 года будет подписан меморандум (подходящий земельный участок в Алматинской области перед кольцевой Алматинской дорогой на трассе Бишкек-Алматы, объемы хранилищ и др.).

Реализация проекта по сельхозпродукции повысит обеспеченность региона ранней и свежей плодоовощной продукцией из Кыргызстана.

 

Уважаемый Олжас Абаевич!

На сегодняшний день, полностью завершены мероприятия и процедуры по принятию организационно-распорядительных документов, необходимых для создания хабов.

В частности, подписаны 2 межправительственных соглашения с Узбекистаном и Кыргызстаном, созданы индустриальные зоны.

Создание совместных производств совместно с приграничными странами посредством выстраивания системы трансграничных хабов в качестве зон опережающего развития будет способствовать:

1) усилению роли РК в системе трансконтинентальных и межгосударственных экономических коридоров;

2) росту товарооборота между странами и укреплению стратегических отношений;

3) развитию промышленной кооперации и транспортно-логистической инфраструктуры;

4) развитию экспортного потенциала РК;

5) организации современных мультимодальных хабов для обслуживания международных грузовых потоков.

 

Доклад окончен!

Дата публикации
12 декабря 2024
Дата обновления
12 декабря 2024
Тип
Тезисы выступлений

Сейчас читают

Инфографика
04 июня 2025
Часто задаваемые вопросы
Инфографика
04 июня 2025
ТОП-10 фактов о национальном стандарте на Государственный Герб Казахстана
Информация
04 июня 2025
Цифры в сфере электронной торговли

Социальные медиа

Facebook
Telegram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации