Меню

Страницы

Статья

Тезисы Министра торговли и интеграции РК А. Шаккалиева о техническом регулировании и метрологии РК

Добрый день, уважаемый Олжас Абаевич, коллеги!

 

Реализация задач по обеспечению безопасности и повышению качества товаров на внутреннем рынке применяются инструменты системы технического регулирования.

2-слайд.

На сегодня в рамках ЕАЭС приняты 47 техрегламентов, которые охватывают более 85% обращаемой продукции. Оставшиеся 15% продукции регулируются национальными техническими регламентами.

К примеру, есть положительный опыт применения национального техрегламента на строительную продукцию, был ограничен ввоз импортного небезопасного цемента низкого качества.

Это обеспечило рост внутреннего производства на 23%.

Для получения аналогичного эффекта от других товарных групп и повышения спроса на продукцию отечественных производителей, разрабатываются национальные регламенты на уголь, высоковольтное оборудование и алкогольную продукцию.

Важно создать испытательную базу для проверки безопасности товаров.

Поскольку в настоящее время, испытательной базой не охвачены пожарная безопасность, продукты питания и другие промышленные товары.

Олжас Абаевич, для развития испытательной базы предлагаем разработать меры по модернизации ведомственных лабораторий отраслевых государственных органов, высших учебных заведений.

Вместе с тем, частные лаборатории модернизируют свое оборудование.

3-слайд.

По Вашему поручению, Олжас Абаевич, в результате контроля за ввозимыми транспортными средствами, не соответствующих требованиям техрегламента, выявлены нарушения в 23 лабораториях, выдававших свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), наложены адм. штрафы на сумму более 24 млн. тенге.

В рамках совместного досмотра сократили ввоз китайских грузовиков экологического класса 2. Материалы по 49 автомобилям переданы в АФМ.

В работу вовлечены Минфин, МВД, МЦРИАП, в результате межведомственного взаимодействия:

  • утвержден порядок по отмене необоснованно выданных СБКТС;
  • утвержден алгоритм ввоза транспортных средств. Данная информация будет доведена до населения;
  • установлен запрет на аккредитацию мобильных лабораторий.

Уважаемый Олжас Абаевич, для системного решения данных вопросов, предлагается Минфину выпуск в обращение транспорта осуществлять по процедуре «пассажирская таможенная декларация», что позволит обеспечить мониторинг массового ввоза и контролировать единичного ввоз транспорта «в одни руки».

С ноября текущего года выдача СБКТС переведена в электронный формат, есть положительный результат.

В целях устранения аналогичной проблемы в других отраслях, боремся с «серыми» сертификатами через инструменты цифровизации. В частности, с этого года в информационную систему технического регулирования включено более 100 процессов отрасли.

Оцифровка до конца 2025 года даст потребителям возможность получать всю информацию о продукте через штрих-коды на смартфоне.

4-слайд.

Для оперативного решения вопросов защиты внутреннего рынка при МТИ создан Ситуационный штаб с участием контролирующих органов (МЗ, МСХ, ПС КНБ, КГД, МЮ и НПП «Атамекен»).

По совместному алгоритму отобраны пробы импортной пищевой продукции, по которым выявлены нарушения. Отменено 968 документов об оценке соответствия.

Введен запрет на ввоз яиц, пшеницы на 8-ми пунктах пропуска.

На приграничных пунктах пропуска досмотрено свыше 52 тыс. транспорта, проверено более 597 тыс. тонн животноводческой продукции, возвращено 1057 транспортных единиц перевозчиков товара.

Утверждены технологические проходы для свободного доступа к отбору образцов продукции по всему грузовому отсеку.

Так госконтроль в сфере техрегулирования осуществляется по 7 направлениям (включая контроль за промышленной продукцией), в течение 10 месяцев проверено свыше 6 тыс. субъектов.

Нарушения установлены в 72 % случаях, взысканы штрафы на сумму свыше 355 млн.тг. (в сравнении с 2023 г. превышение в 1,5 раза).

В целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года в конце прошлого года запущен социальный проект «Сапалы өнім».

Слайд 5.

На сегодняшний день из более чем 10 тыс. принятых в Казахстане национальных стандартов 64% используются отечественными товаропроизводителями.

Справочно: В РК действует более 75 тыс. стандартов, из них 10 тыс. СТ РК, 26 тыс. ГОСТы, а также международные.

Для расширения рынков для ОТП принимаются меры по адаптации стандартов с требованиями экспортных стран.

В качестве примера разработан соответствующий стандарт производителя сухого кобыльего молока (ТОО«Евразияинвест Ltd»), который расширит экспортные поставки на китайский рынок (вступает в силу с 8 февраля 2025 года).

Казахстанский орган по сертификации халал аккредитован в системе аккредитации ОАЭ. В результате казахстанские предприятия на рынке Арабских Эмиратов получают признанные сертификаты.

Справочно: ТОО «OST FISH» черная икра; ТОО «Актюбинский мясной кластер» баранина, говядина; ТОО «Прайм Агро-Сервис» колбасные изделия; ТОО «Белес» мука и макаронные изделия.  

С уполномоченными органами Китая подписаны меморандумы, направленные на реализацию механизмов взаимного признания документов об оценке соответствия. В настоящее формируется перечень взаимопоставляемой продукции.

Справочно: Главное таможенное управление (ГТУ) и Государственное управление по регулированию рынка (SAMR).

Существенные меры реализованы для обеспечения свободного выхода отечественных товаров на полки торговых сетей.

Так, в Правила внутренней торговли внесена норма по закупу продовольственных товаров через национальные стандарты. В этой сфере утверждено более 100 торгово-закупочных стандартов.

Слайд 6.

Метрология – служит гарантом международного доверия к измерениям и обеспечения качества продукции в контексте развития торговли.

Справочно: В международном рейтинге Казахстан подтвердил измерительные возможности национальных эталонов 117 раз и находится на 46 месте из 104 стран, в Центральной Азии мы со значительным отрывом находимся на 1-ом месте.

В настоящее время в отраслях, в частности промышленности, медицине, нефтегазовой и других, применяется более 10 млн. средств измерений. В целом, в областях, обеспечивающих точность средств измерений метрология имеет важную роль.

Для урегулирования данных вопросов, предлагаем сформировать единый национальный перечень категорий средств измерений и создать современную эталонную базу в городе Астана.

Слайд 7.

Уважаемый Олжас Абаевич, учитывая вышеизложенное, совместно с отраслевыми государственными органами предлагается реализовать следующие вопросы:

Первое, для своевременного принятия мер, внедрить особый порядок госконтроля за субъектами аккредитации путем выхода из ПК РК;

Второе, завершение разработки национальных техрегламентов государственным органам;

Третье, принятие в Парламенте РК поправок, направленных на на усиление государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей, и создания института Омбудсмена по вопросам защиты потребителей на уровне Правительства (МТИ, МЮ, МВД, КГД МФ). 

Четвертое, усиление штатной численности отрасли технического регулирования.

Справочно: штат Комитета технического регулирования и метрологии - 73 единицы (3-5 человек в регионе), в Комитете санитарно-эпидемиологического контроля - около 4 тыс. единиц (ЦА, региональная сеть), Минсельхоза - около 1 600.

Уважаемый, Олжас Абаевич, просим поддержки в данных инициативах.

Слайд 8.

Следующий вопрос очень актуален.

Как известно, 19 января текущего года Правительство, внеся изменение в постановление «О порядке исчисления времени», приняло решение о применении 5-го часового пояса на территории страны.

Это решение принято с учетом многочисленных обращений граждан Костанайской и Кызылординской областей, которые в течение нескольких лет поднимали этот вопрос.

При принятии решения были использованы научно-обоснованные доводы, отраженные в отчете специально созданной Межведомственной рабочей группы по порядку исчисления времени, в которую вошли депутаты Парламента, представители государственных и местных органов, ученые, эксперты, институты и общественные объединения в составе 60 человек.

Справочно: По итогам заседаний рабочей группы было принято решение утвердить «Отчет по исчислению времени на территории Республики Казахстан» и направить предложение о введении в РК часовой пояс UTC+5 с отменой декретного времени в Правительство РК для проведения работ в установленном законодательством порядке.

Международный альянс сторонников природного времени (IANT) дал положительное заключение на решение Правительства об установлении для центральных и восточных областей Казахстана часового пояса UTC+5, который соответствует географической долготе и является оптимальным решением для населения.

В целом, история формирования системы исчисления времени в Казахстане показывает, что опережающий прежний часовой пояс UTC+6 был впервые введен в 1930–1931 годах путем использования декретного времени («поясное время плюс один час»). Несмотря на то, что большая часть территоий уже фактически находится в 5-м часовом поясе.

Таким образом, UTC+5 не является новым поясом для нашей страны, а является возвратом к исторически оправданному времени.

Как указано на слайде данный пояс охватывает долготы от 67,5 до 82,5 градусов, включая города Астана, Алматы, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Шымкент, Семей и Павлодар, куда подпадают более 76 % населения страны (15 млн. 240 тыс. человек).

Поскольку человеческие циркадные ритмы синхронизированы с природным циклом светового дня. Нарушение при смещении времени в искусственный часовой пояс, приводит к снижению концентрации, энергии и общей продуктивности, а отклонение от природного времени может вызвать нарушения сна и хронические заболевания.

На сегодня 117 стран мира из 195 сделали выбор в пользу географического времени, максимально приближенного к стандартному часовому поясу.

Отдельные лица, не обладающие специальными познаниями консиолидируют в социальных сетях общественное мнение, аргументируя удобствами для своих повседневных нужд. При этом, не понимая долгосрочные негативные последствия для экономики и здоровья граждан, создавая отдельные гипотезы и домыслы.

Рабочей группой по рассмотрению петиции дополнительно изучены все бытовые аргументы и не установлены причино-следственные связи, негативно влияющие на здоровье и экономику.

В результате рассмотрения петиции были даны четкие рекомендации, направленные на создание условий максимальной адаптации к стандартному часовому поясу.

Таким образом, принятое решение об изменении часового пояса является научно обоснованным и экономически целесообразным.

 

Спасибо за внимание!

Дата публикации
19 ноября 2024
Дата обновления
19 ноября 2024
Тип
Тезисы выступлений

Сейчас читают

Инфографика
04 июня 2025
Часто задаваемые вопросы
Инфографика
04 июня 2025
ТОП-10 фактов о национальном стандарте на Государственный Герб Казахстана
Информация
04 июня 2025
Цифры в сфере электронной торговли

Социальные медиа

Facebook
Telegram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации