Добрый день, уважаемый Олжас Абаевич, коллеги!
Реализация задач по обеспечению безопасности и повышению качества товаров на внутреннем рынке применяются инструменты системы технического регулирования.
2-слайд.
На сегодня в рамках ЕАЭС приняты 47 техрегламентов, которые охватывают более 85% обращаемой продукции. Оставшиеся 15% продукции регулируются национальными техническими регламентами.
К примеру, есть положительный опыт применения национального техрегламента на строительную продукцию, был ограничен ввоз импортного небезопасного цемента низкого качества.
Это обеспечило рост внутреннего производства на 23%.
Для получения аналогичного эффекта от других товарных групп и повышения спроса на продукцию отечественных производителей, разрабатываются национальные регламенты на уголь, высоковольтное оборудование и алкогольную продукцию.
Важно создать испытательную базу для проверки безопасности товаров.
Поскольку в настоящее время, испытательной базой не охвачены пожарная безопасность, продукты питания и другие промышленные товары.
Олжас Абаевич, для развития испытательной базы предлагаем разработать меры по модернизации ведомственных лабораторий отраслевых государственных органов, высших учебных заведений.
Вместе с тем, частные лаборатории модернизируют свое оборудование.
3-слайд.
По Вашему поручению, Олжас Абаевич, в результате контроля за ввозимыми транспортными средствами, не соответствующих требованиям техрегламента, выявлены нарушения в 23 лабораториях, выдававших свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), наложены адм. штрафы на сумму более 24 млн. тенге.
В рамках совместного досмотра сократили ввоз китайских грузовиков экологического класса 2. Материалы по 49 автомобилям переданы в АФМ.
В работу вовлечены Минфин, МВД, МЦРИАП, в результате межведомственного взаимодействия:
Уважаемый Олжас Абаевич, для системного решения данных вопросов, предлагается Минфину выпуск в обращение транспорта осуществлять по процедуре «пассажирская таможенная декларация», что позволит обеспечить мониторинг массового ввоза и контролировать единичного ввоз транспорта «в одни руки».
С ноября текущего года выдача СБКТС переведена в электронный формат, есть положительный результат.
В целях устранения аналогичной проблемы в других отраслях, боремся с «серыми» сертификатами через инструменты цифровизации. В частности, с этого года в информационную систему технического регулирования включено более 100 процессов отрасли.
Оцифровка до конца 2025 года даст потребителям возможность получать всю информацию о продукте через штрих-коды на смартфоне.
4-слайд.
Для оперативного решения вопросов защиты внутреннего рынка при МТИ создан Ситуационный штаб с участием контролирующих органов (МЗ, МСХ, ПС КНБ, КГД, МЮ и НПП «Атамекен»).
По совместному алгоритму отобраны пробы импортной пищевой продукции, по которым выявлены нарушения. Отменено 968 документов об оценке соответствия.
Введен запрет на ввоз яиц, пшеницы на 8-ми пунктах пропуска.
На приграничных пунктах пропуска досмотрено свыше 52 тыс. транспорта, проверено более 597 тыс. тонн животноводческой продукции, возвращено 1057 транспортных единиц перевозчиков товара.
Утверждены технологические проходы для свободного доступа к отбору образцов продукции по всему грузовому отсеку.
Так госконтроль в сфере техрегулирования осуществляется по 7 направлениям (включая контроль за промышленной продукцией), в течение 10 месяцев проверено свыше 6 тыс. субъектов.
Нарушения установлены в 72 % случаях, взысканы штрафы на сумму свыше 355 млн.тг. (в сравнении с 2023 г. превышение в 1,5 раза).
В целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года в конце прошлого года запущен социальный проект «Сапалы өнім».
Слайд 5.
На сегодняшний день из более чем 10 тыс. принятых в Казахстане национальных стандартов 64% используются отечественными товаропроизводителями.
Справочно: В РК действует более 75 тыс. стандартов, из них 10 тыс. СТ РК, 26 тыс. ГОСТы, а также международные.
Для расширения рынков для ОТП принимаются меры по адаптации стандартов с требованиями экспортных стран.
В качестве примера разработан соответствующий стандарт производителя сухого кобыльего молока (ТОО«Евразияинвест Ltd»), который расширит экспортные поставки на китайский рынок (вступает в силу с 8 февраля 2025 года).
Казахстанский орган по сертификации халал аккредитован в системе аккредитации ОАЭ. В результате казахстанские предприятия на рынке Арабских Эмиратов получают признанные сертификаты.
Справочно: ТОО «OST FISH» черная икра; ТОО «Актюбинский мясной кластер» баранина, говядина; ТОО «Прайм Агро-Сервис» колбасные изделия; ТОО «Белес» мука и макаронные изделия.
С уполномоченными органами Китая подписаны меморандумы, направленные на реализацию механизмов взаимного признания документов об оценке соответствия. В настоящее формируется перечень взаимопоставляемой продукции.
Справочно: Главное таможенное управление (ГТУ) и Государственное управление по регулированию рынка (SAMR).
Существенные меры реализованы для обеспечения свободного выхода отечественных товаров на полки торговых сетей.
Так, в Правила внутренней торговли внесена норма по закупу продовольственных товаров через национальные стандарты. В этой сфере утверждено более 100 торгово-закупочных стандартов.
Слайд 6.
Метрология – служит гарантом международного доверия к измерениям и обеспечения качества продукции в контексте развития торговли.
Справочно: В международном рейтинге Казахстан подтвердил измерительные возможности национальных эталонов 117 раз и находится на 46 месте из 104 стран, в Центральной Азии мы со значительным отрывом находимся на 1-ом месте.
В настоящее время в отраслях, в частности промышленности, медицине, нефтегазовой и других, применяется более 10 млн. средств измерений. В целом, в областях, обеспечивающих точность средств измерений метрология имеет важную роль.
Для урегулирования данных вопросов, предлагаем сформировать единый национальный перечень категорий средств измерений и создать современную эталонную базу в городе Астана.
Слайд 7.
Уважаемый Олжас Абаевич, учитывая вышеизложенное, совместно с отраслевыми государственными органами предлагается реализовать следующие вопросы:
Первое, для своевременного принятия мер, внедрить особый порядок госконтроля за субъектами аккредитации путем выхода из ПК РК;
Второе, завершение разработки национальных техрегламентов государственным органам;
Третье, принятие в Парламенте РК поправок, направленных на на усиление государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей, и создания института Омбудсмена по вопросам защиты потребителей на уровне Правительства (МТИ, МЮ, МВД, КГД МФ).
Четвертое, усиление штатной численности отрасли технического регулирования.
Справочно: штат Комитета технического регулирования и метрологии - 73 единицы (3-5 человек в регионе), в Комитете санитарно-эпидемиологического контроля - около 4 тыс. единиц (ЦА, региональная сеть), Минсельхоза - около 1 600.
Уважаемый, Олжас Абаевич, просим поддержки в данных инициативах.
Слайд 8.
Следующий вопрос очень актуален.
Как известно, 19 января текущего года Правительство, внеся изменение в постановление «О порядке исчисления времени», приняло решение о применении 5-го часового пояса на территории страны.
Это решение принято с учетом многочисленных обращений граждан Костанайской и Кызылординской областей, которые в течение нескольких лет поднимали этот вопрос.
При принятии решения были использованы научно-обоснованные доводы, отраженные в отчете специально созданной Межведомственной рабочей группы по порядку исчисления времени, в которую вошли депутаты Парламента, представители государственных и местных органов, ученые, эксперты, институты и общественные объединения в составе 60 человек.
Справочно: По итогам заседаний рабочей группы было принято решение утвердить «Отчет по исчислению времени на территории Республики Казахстан» и направить предложение о введении в РК часовой пояс UTC+5 с отменой декретного времени в Правительство РК для проведения работ в установленном законодательством порядке.
Международный альянс сторонников природного времени (IANT) дал положительное заключение на решение Правительства об установлении для центральных и восточных областей Казахстана часового пояса UTC+5, который соответствует географической долготе и является оптимальным решением для населения.
В целом, история формирования системы исчисления времени в Казахстане показывает, что опережающий прежний часовой пояс UTC+6 был впервые введен в 1930–1931 годах путем использования декретного времени («поясное время плюс один час»). Несмотря на то, что большая часть территоий уже фактически находится в 5-м часовом поясе.
Таким образом, UTC+5 не является новым поясом для нашей страны, а является возвратом к исторически оправданному времени.
Как указано на слайде данный пояс охватывает долготы от 67,5 до 82,5 градусов, включая города Астана, Алматы, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Шымкент, Семей и Павлодар, куда подпадают более 76 % населения страны (15 млн. 240 тыс. человек).
Поскольку человеческие циркадные ритмы синхронизированы с природным циклом светового дня. Нарушение при смещении времени в искусственный часовой пояс, приводит к снижению концентрации, энергии и общей продуктивности, а отклонение от природного времени может вызвать нарушения сна и хронические заболевания.
На сегодня 117 стран мира из 195 сделали выбор в пользу географического времени, максимально приближенного к стандартному часовому поясу.
Отдельные лица, не обладающие специальными познаниями консиолидируют в социальных сетях общественное мнение, аргументируя удобствами для своих повседневных нужд. При этом, не понимая долгосрочные негативные последствия для экономики и здоровья граждан, создавая отдельные гипотезы и домыслы.
Рабочей группой по рассмотрению петиции дополнительно изучены все бытовые аргументы и не установлены причино-следственные связи, негативно влияющие на здоровье и экономику.
В результате рассмотрения петиции были даны четкие рекомендации, направленные на создание условий максимальной адаптации к стандартному часовому поясу.
Таким образом, принятое решение об изменении часового пояса является научно обоснованным и экономически целесообразным.
Спасибо за внимание!