Меню

Страницы

Статья

Доклад Министра торговли и интеграции Султанова Б.Т. на заседании Правительства РК по вопросам защиты прав потребителей г. Нур-Султан, 23 ноября 2021 года, здание «Үкімет Үйі», каб.303, 09:00 ч.

Доклад Министра торговли и интеграции Султанова Б.Т.

на заседании Правительства РК по вопросам защиты прав потребителей

г. Нур-Султан, 23 ноября 2021 года, здание «Үкімет Үйі», каб.303, 09:00 ч.

 

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

Уважаемые коллеги!

 

Слайд 1

В сентябрьском Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев особо отметил важные аспекты повышения качества жизни граждан. Защита прав потребителей и обеспечение внутреннего рынка безопасными и качественными товарами и услугами являются действенными мерами и инструментами реализации этой задачи.

С этой целью Министерством осуществляется развитие, совершенствование и регулирование внутренней торговли, в том числе через инструменты технического регулирования и стандартизации, а также межотраслевая координация деятельности государственных органов в сфере защиты прав потребителей.

 

Слайд 2

Благодаря принятым в прошлом году поправкам в законодательство по защите прав потребителей,

В частности:

- создан Межведомственный совет при Правительстве Республики Казахстан;

- уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее – Комитет) наделен функциями проведения государственного контроля;

 - введена административная ответственность за нарушения прав потребителей;

- построена 3-х ступенчатая система рассмотрения жалоб потребителей;

С 1 января текущего года введена в действие Единая информационная система приема обращений потребителей по принципу «одного окна» - e-tutynushy. Её задачей является концентрация всех мер защиты прав потребителей в одном месте и обеспечение быстрого и беспрепятственного доступа потребителя к любой информации для целей эффективной защиты его прав и законных интересов.

 

Слайд 3

Рост количества обращений граждан о нарушениях прав потребителей говорит не только о наличии проблем в этой сфере, но и постепенном повышении уровня потребительской культуры.

Так, если Министерством за 2019 год рассмотрено 5 977 обращений, то их количество за 2020 год возросло 20 919, а за 10 месяцев текущего года перевалило за прошлогодний годовой объем.

Данные говорят не только о наличии проблем в этой сфере, но и  о постепенном повышении уровня потребительской культуры

Аналогичная ситуация роста обращений наблюдается и по иным государственным органам. Так, за 2019 год в государственные органы поступило порядка 30 тыс. обращений, за 2020 год – 48 876, за 6 месяцев текущего года рассмотрено 26 161.

Вопросы, беспокоящие потребителей, в целом, повторяются из года в год: это сферы ЖКХ, розничной торговли, медицинских, туристических услуг, услуг связи, транспорта.

 

Слайд 4

Глава государства отмечает важность независимых социологических опросов. Поэтому хочу отметить результаты социологических опросов по вопросам сферы защиты прав потребителей, к проведению которых Министерством привлечены независимые организаций.

По результатам опроса жители страны оказались не удовлетворены оказанными услугами в следующей отрасли:

- медицинские услуги – 46%;

- услуги связи – 36%;

- городской общественный транспорт – 35,7%.

Как видно, проблемы сферы защиты прав потребителей в отдельных отраслях носят системный характер.

В этой связи появляется потребность проведения анализа корневых причин государственными органами на предмет возникновения недовольства потребителей.

 

Слайд 5

Перед государством стоит задача найти баланс между интересами общества и бизнес-сообществом.

В этой связи начата трансформация системы защиты прав потребителей. В этой реформе немаловажную роль играют техническое регулирование и стандартизация, которые неразрывно связаны с системой защиты прав потребителей, так как эти сферы нацелены на обеспечение безопасности и качества продукции и услуг, предоставляемых потребителям.

В настоящее время разработаны и действуют порядка 3 тыс. национальных стандартов на показатели качества, безопасности продукций и услуг во всех сферах, однако наблюдается их низкое применение в определенных отраслях.

Нуждается в особом внимании отрасли экономики, в которых из года в год увеличивается количество обращений/жалоб, что говорит о необходимости разработки новых и актуализация действующих национальных стандартов, соблюдение которых обеспечит удовлетворенность потребителей по качеству и безопасности товаров и услуг.

Отраслевым госорганам необходимо использовать ссылки на действующие национальные стандарты в своих НПА, это является важным аспектом в обеспечении защиты прав потребителей.

 

Слайд 6

Глава государства в своем выступлении 16 ноября текущего года на заседании Национального совета общественного доверия сказал, что законодательство по защите прав потребителей все еще несовершенно и поручил в него внести поправки, направленные на всестороннюю и эффективную защиту прав потребителей.

В этой связи Министерством начата работа по внесению изменений поправок в законодательство по защите прав потребителей. Во-первых, прорабатывается вопрос по законодательному закреплению статуса Национальной ассоциации потребителей в Законе в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Во-вторых, в рамках поправок в законодательство будет введен институт Омбудсмена, который будет служить голосом народа и напрямую доводить существующие системные проблемы отраслей, где нарушаются права потребителей, до первых лиц государства.

По результатам социологического опроса 56% опрошенных из 20 тыс. респондентов поддержали вопрос создания Национальной ассоциации потребителей и института Омбудсмена.

Следует отметить, что аналогичные институты существуют в Германии, Швейцарии, Швеции, США и в ряде других стран.

В третьих, распространение базовых принципов системы защиты прав потребителей на отраслевое  законодательство о защите прав потребителей

В четвертых, приняты во внимание пожелания общественных обьединений о необходимости реституции нормы закона о начислении общственным обьединениям потребителей вознаграждения от суммы, возмещаемой потребителю.

В пятых, предлагается усовершенствовать правовое регулирование  с целью недопущения нарушений прав потребителей в сегменте электронной торговли.

Разрабатывается социально важный законопроект, направленный на решения актуальных проблем, встречающихся ежедневно каждому казахстанцу.

В настоящее время проекты концепций законопроекта по вопросам защиты прав потребителей размещены на интернет-портале открытых НПА и направлены на согласование в гос. органы.

Прошу, уважаемый Аскар Узакпаевич, коллеги, поддержать наши законопроекты.

 

Спасибо за внимание!

Дата публикации
23 ноября 2021
Дата обновления
23 ноября 2021
Тип
Тезисы выступлений

Сейчас читают

Инфографика
02 мая 2024
Правительством приняты заблаговременные меры по сдерживанию роста цен на овощи в межсезонье
Объявление
17 апреля 2024
О публичном обсуждении приказа Министра торговли и интеграции Республики Казахстан
Объявление
09 апреля 2024
Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан уведомляет о размещении проекта постановления Правительства

Социальные медиа

Facebook
Telegram

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития