Сайт Комитета защиты прав потребителей
Указом Президента Республики Казахстан от 17 июня 2019 года № 17 Министерству торговли и интеграции Республики Казахстан переданы функции и полномочия по защите прав потребителей. В реализацию данного указа Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2019 года № 497 создан Комитет по защите прав потребителей.
Основной миссией Комитета является формирование целостной и эффективной политики в сфере защиты прав потребителей(Положение о Комитете и его территориальных подразделениях, утвержденных приказом и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 25 июля 2019 года № 7).
Перед Комитетом определены две основные задачи:
1) осуществление межотраслевой координации деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
2) обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
Комитет имеет 17 территориальных департаментов в регионах, со штатной численностью 64 единиц (17 ед. – центральный аппарат, 47 ед. – территориальные департаменты).
Необходимость создания Единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей обусловлена ее социальной ролью, поскольку концентрация всех мер защиты прав потребителей в одном месте обеспечит быстрый и беспрепятственный доступ потребителя к любой информации, связанной с его эффективной защитой.
В этой связи, в ЕИС предлагается предусмотреть размещение ряда типовых форм жалоб в зависимости от предмета спора, перечней представителей законных интересов (общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы), адвокаты, юридические консультанты) и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров (арбитраж, медиация, общественное объединение потребителей, ассоциации (союзы) и СРО). Также в ЕИС будет указан перечень всех ГО и сферы их регулирования в области защиты прав потребителей
Основными отличиями данной системы будут подключение к ЕИС неправительственных организаций (субъектов досудебного урегулирования, представителей законных интересов потребителей) и бизнеса для отслеживания разрешаемых ими конфликтов возникших с потребителями; формирование статистики: в разрезе отраслей, по предмету спора, по субъектам рассматривающих споры; мониторинг и оценка деятельности неправительственных организаций, а также государственных органов.
Вовлечение бизнеса в данную систему позволит предпринимателям разрешать вопрос потребительских жалоб самостоятельно, либо посредством использования института досудебного регулирования, что приведет к сохранению деловой репутации бизнеса путем улучшения качества товаров и услуг, модернизации и совершенствования производства, снижения затрат на разрешение споров в суде.
Планируется подключение 17 ГО, большого количества общественных объединений, медиаторов, арбитражей, СРО и субъектов бизнеса.
Учитывая, что в 2018 и 2019 годах поступало 30-40 тысяч жалоб потребителей, при подключении к данной системе неправительственных организаций и субъектов бизнеса количество обращений возрастет.
Ожидаемые результаты от автоматизации
Концентрация всех мер защиты прав потребителей в одном месте позволит упростить процедуру подготовки жалоб и направления ее в компетентные органы.
Результаты рассмотрения жалоб будут возвращаться в ЕИС для формирования статистики и аналитики.
Таким образом, на базе информации поступаемой в ЕИС уполномоченный орган сможет:
- формировать статистику в разрезе отраслей, предмета спора, субъектов рассмотрения и т.д.;
- проводить мониторинг и оценку деятельности госорганов и институтов защиты прав потребителей и их представителей в сфере защиты прав потребителей;
- проводить оценку требований, устанавливаемых госорганами к предпринимательской деятельности, к уровню риска нарушенных прав потребителей.
Анализ жалоб в сфере защиты прав потребителей будет ежегодно выноситься на рассмотрение Межведомственного Совета по защите прав потребителей.
Главная цель этой инициативы – придать прозрачность рынку продовольственных товаров, создать равные условия и здоровую конкурентную среду для всех ее участников: покупателей, продавцов, торговых организаций.
Честные цены и безопасная качественная продукция – залог успеха продавца и право каждого покупателя. Не менее важными участниками рынка являются государственные органы, вносящие свой вклад в регулирование монополий, повышение качества товаров и услуг, а также стабилизацию цен на социально-значимые продовольственные товары. Для достижения успеха недостаточно лишь одного инструмента и в связи с этим Министерство торговли и интеграции РК запускает ряд инициатив и сотрудничает по таким разным направлениям и проектам, как eprice.gov.kz, derekhub.kz, DosMart Цены.
Например, на базе derekhub.kz пешими сотрудниками КЗПП и КТРМ ведётся регулярный сбор информации о ценах на СЗПТ по всему Казахстану. В свою очередь, analytics.qdata.kz является главным агрегатором всех собранных данных и создает аналитическую картину на уровне всей страны. «DosMart Цены» является частью кэшбэк-сервиса Dosmart.kz, который служит для потребителей инструментом сравнения и поиска самых выгодных цен на продовольственные товары в средних и крупных супермаркетах.
В отличие от американской платформы Amazon, где также можно сравнивать цены, «DosMart Цены» агрегирует товарную информацию с розничных торговых точек. Хотим обратить внимание, что «DosMart Цены» является улучшенной и рыночной версией проекта “PriceScanner” - проекта «Народный контроль цен», который эволюционировал, исходя из реалий и нужд участников рынка. Этим инструментом активно пользуются продавцы и производители для анализа рынка, исследования потребительских предпочтений с помощью опросов, повышения конкурентоспособности на базе статистических данных.
На сегодняшний день кэшбэк-сервисом пользуются свыше 150 тысяч довольных потребителей, сотни предпринимателей и крупных производителей продовольственных товаров. Несмотря на успехи, командой постоянно ведется активная работа по улучшению пользовательского опыта сервиса и в скором времени будет запущен новый интерфейс платформы «DosMart Цены».