ПРЕСС-РЕЛИЗ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ В СТРАНАХ ЕАЭС

ПРЕСС-РЕЛИЗ

ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ В СТРАНАХ ЕАЭС

 

  1. I. Касательно особенностей ввоза автомобилей и оформления на них электронных паспортов.

 

Сообщаем, что согласно пункту 8 приложения № 9 к Договору о ЕАЭС ввоз продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, осуществляется в порядке, утверждаемом ЕЭК.

Решением Совета ЕЭК от 12 ноября 2021 года № 130 утвержден Порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС (далее – Порядок ввоза).

Порядок ввоза распространяется на продукцию продукции, подлежащую обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования (далее – ввозимая (ввезенная) продукция), а также случаи и порядок подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении такой продукции.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Порядка ввоза и ТР ТС 018/2011, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (далее – СБКТС) является документом, подтверждающим соблюдение мер технического регулирования, для ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

При этом согласно подпункту «а» пункта 10 Порядка ввоза использование СБКТС для подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимого автомобиля допускается, если декларантом такой продукции является лицо, указанное в СБКТС в качестве заявителя при оценке соответствия этого автомобиля обязательным требованиям ТР ТС 018/2011.

Соответственно, электронный паспорт может быть оформлен только в случае, если в СБКТС и документе о таможенном декларировании указано одно и тоже лицо в качестве заявителя на оценку соответствия и декларантом соответственно. При этом дата оформления документа о таможенном декларировании не может быть ранее даты оформления СБКТС.

Вместе с тем, если автомобиль «растаможен» в одном государстве-члене ЕАЭС, повторная оценка соответствия с оформлением СБКТС в другом государстве-члене не допускается в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС.

Справочно: абзац второй пункта 2 указанной статьи 53:

«Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.».

Соответственно, оформление электронного паспорта в одном государстве-члене ЕАЭС на автомобиль, «растаможенный» в другом государстве-члене ЕАЭС, допускается на основании подтверждённых сведений о СБКТС и документе о таможенном декларировании, а также их действительности.

При этом такими сведениями обмен осуществляется между соответствующими уполномоченными государственными органами путем реализации общих процессов № 17, № 18, № 19 и № 35, утвержденных Решением Коллегии ЕЭК от 14 апреля 2015 года № 29:

№ 17 – «Обеспечение обмена информацией в отношении автомобилей, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и выпущенных для внутреннего потребления, между таможенными органами государств-членов ЕАЭС»;

№ 18 – «Обеспечение обмена информацией из баз данных электронных копий таможенных приходных ордеров между таможенными органами государств-членов ЕАЭС»;

№ 19 – «Обеспечение обмена информацией из баз данных электронных копий предварительных решений, принимаемых таможенными органами государств-членов ЕАЭС»;

№ 35 – «Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (технических регламентов Таможенного союза)».

А согласно пункту 19 приложения № 6 к Порядку ЭПТС в систему электронных паспортов Республики Казахстан такие сведения должны поступать путем взаимодействия информационных систем таможенного органа и органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов с информационной системой национального оператора Республики Казахстан (АО «НИТ»).

Отсутствие таких сведений или их непредоставление по вышеуказанному порядку является основанием отказа в оформлении электронного паспорта или установлении электронному паспорту статуса «действующий», который необходим для регистрации автомобиля.

 

  1. II. Касательно ограничений в отношении автомобилей.

 

При покупке в других странах ЕАЭС автомобилей гражданам необходимо знать об ограничениях, установленных согласно актам ЕАЭС, на основании которых оформление электронного паспорта на такие автомобили и их регистрация в Казахстане невозможны.

В 2021 – 2023 годах в Решение Комиссии таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 (далее – Решение 877), которым принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – ТР ТС 018/2011), были внесены ряд изменений, позволяющие осуществлять выпуск в обращение автомобилей, но с ограничениями по территории обращения.

Нижеуказанные ограничения, установленные в отношении автомобилей в других странах ЕАЭС, не позволят оформить электронный паспорт со статусом «действующий» в Республике Казахстан и, соответственно, зарегистрировать автомобиль.

Убедительная просьба предварительно запрашивать выписку из электронного паспорта, оформленного в другой стране ЕАЭС, и проверять наличие ограничений.

Если электронного паспорта нет, то требовать его оформления в соответствии с 22 пунктом Порядка функционирования систем электронных паспортов, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 22 сентября 2015 года№ 122 (далее – Порядок ЭПТС).

 

Справочно:

  1. Решением Совета ЕЭК от 17.08.2021 № 101 Решение 877 дополнен пунктом 3.2.5, согласно которому до 31 января 2024 года включительно допускается не оснащать устройством или системой вызова экстренных оперативных служб или дооснащать устройством или системой, соответствующими обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами государства – члена Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), принятыми в соответствии с абзацем вторым пункта 1 ТР ТС 018/2011, транспортные средства (шасси) категорий M1, M2, M3, N1, N2 и N3 (за исключением транспортных средств для перевозки опасных грузов и транспортных средств, специально предназначенных для перевозки детей), которые изготовлены на таможенной территории ЕАЭС и в отношении которых действуют одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси).

Указанные транспортные средства (шасси) должны быть дооснащены устройством или системой вызова экстренных оперативных служб изготовителем транспортного средства (шасси) до 31 декабря 2027 г.

Реализация указанных транспортных средств (шасси), выпущенных в обращение до 31 января 2024 г. без устройств или систем вызова экстренных оперативных служб, осуществляется при условии обязательного информирования потребителей о необходимости дооснащения транспортного средства (шасси) устройством или системой вызова экстренных оперативных служб и указания в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства) соответствующей информации.

В случае недооснащения транспортных средств (шасси), произведенных на территории одного государства – члена ЕАЭС и находящихся в эксплуатации на его территории, устройством или системой вызова экстренных оперативных служб, соответствующими требованиям ТР ТС 018/2011, на такие транспортные средства (шасси) с 31 декабря 2027 г. осуществление прав владения, пользования, распоряжения транспортными средствами, указанными в абзаце втором пункта 1 раздела I ТР ТС 018/2011, не допускается на территориях государств – членов ЕАЭС, за исключением территории государства-члена, в котором эти транспортные средства произведены, если иное не установлено законодательством других государств-членов в отношении таких транспортных средств.

Контроль за исполнением таких требований обеспечивается уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в соответствии с их законодательством.

При этом в электронных паспортах транспортных средств (электронных паспортах шасси транспортных средств) на транспортные средства (шасси транспортных средств), выпущенные в обращение в соответствии с подпунктом 3.2.5 Решения 877 без устройств или систем вызова экстренных оперативных служб, в подразделе «Иная информация» раздела «Дополнительная информация» в качестве основания указываются реквизиты настоящего Решения.

  1. Решением Совета ЕЭК от 05.04.2022 № 45 Решение 877 дополнено пунктом 3.2.6, согласно которому выпуск в обращение и нахождение в эксплуатации транспортных средств, указанных в абзаце втором пункта 1 раздела I ТР ТС 018/2011, допускаются при условии обеспечения их безопасности и только на территории государства – члена ЕАЭС, в котором эти транспортные средства произведены, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта. В отношении таких транспортных средств не допускается оформление документов об оценке соответствия, предусмотренных ТР ТС 018/2011.

Осуществление прав владения, пользования, распоряжения транспортными средствами, указанными в абзаце втором пункта 1 раздела I ТР ТС 018/2011, не допускается на территориях государств – членов ЕАЭС, за исключением территории государства-члена, в котором эти транспортные средства произведены, если иное не установлено законодательством других государств-членов в отношении таких транспортных средств.

Справочно: абзац второй пункта 1 раздела I ТР ТС 018/2011:

«До 31 декабря 2027 г. в Республике Армения, Республике Беларусь, Кыргызской Республике и Российской Федерации допускаются установление и применение обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств, производимых на территориях государств – членов ЕАЭС, а также проведение оценки соответствия таких транспортных средств в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Армения, Правительства Республики Беларусь, Кабинета Министров Кыргызской Республики или Правительства Российской Федерации соответственно или в порядке, установленном законодательством указанных государств – членов ЕАЭС соответственно.».

При этом информация о том, что колесное транспортное средство выпускается в обращение в соответствии с абзацем вторым пункта 1 раздела I ТР ТС 018/2011, и наименование государства-члена (государств-членов), на территории которого оно может обращаться, указываются в свидетельстве о регистрации такого колесного транспортного средства.

Правительства государств – членов ЕАЭС обеспечивают недопущение вывоза (в том числе временного) транспортных средств, указанных в пункте 3.2.6 Решения 877, на территории других государств – членов ЕАЭС, если между правительствами государств – членов ЕАЭС (в том числе в двустороннем формате) не достигнуты иные договоренности.

Контроль за исполнением положений пункта 3.2.6 Решения 877 осуществляется уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в соответствии с их законодательством.

  1. Решением Совета ЕЭК от 15.04.2022 № 77 Решение 877 дополнено пунктом 3.2.7, согласно которому до 1 февраля 2024 г. в Республике Армения, Республике Казахстан допускается оценка соответствия и выпуск в обращение транспортных средств категорий М и N, которые изготовлены на территории государства – члена ЕАЭС или ввезены официальными представителями иностранных изготовителей на территорию такого государства – члена ЕАЭС, без применения пунктов 113 и 114 приложения № 2 к Техническому регламенту и пунктов 16 и 17 приложения № 3 к Техническому регламенту.

До 31 декабря 2027 г. в Республике Беларусь, Кыргызской Республике и Российской Федерации особенности проведения оценки соответствия выпускаемых в обращение транспортных средств без применения требований в отношении оснащения транспортных средств системами (устройствами) вызова экстренных оперативных служб устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь, Кабинета Министров Кыргызской Республики или Правительства Российской Федерации соответственно.

До 31 декабря 2027 г. в Республике Беларусь и Российской Федерации допускаются установление требований и особенностей проведения оценки соответствия, а также выпуск в обращение транспортных средств, ввозимых из третьих стран юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, со дня изготовления которых прошло не более 3 лет, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации соответственно. В отношении таких транспортных средств не допускается оформление документов об оценке соответствия, предусмотренных Техническим регламентом.

Осуществление прав владения, пользования, распоряжения транспортными средствами, указанными в абзацах первом – третьем настоящего пункта, не допускается на территориях государств – членов ЕАЭС, за исключением территории государства – члена ЕАЭС, в котором эти транспортные средства произведены или на территорию которого они ввезены индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в том числе официальными представителями иностранных изготовителей, если иное не установлено законодательством соответствующих государств – членов ЕАЭС в отношении таких транспортных средств.

При этом правительства государств – членов ЕАЭС обеспечивают недопущение вывоза (в том числе временного) транспортных средств, указанных в пункте 3.2.7 Решения 877, на территории других государств – членов ЕАЭС, если между правительствами государств – членов ЕАЭС (в том числе в двустороннем формате) не достигнуты иные договоренности.

Контроль за исполнением положений пункта 3.2.7 Решения 877 осуществляется уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в соответствии с их законодательством.

Информация о государстве – члене ЕАЭС, на территории которого допускается осуществление прав владения, пользования и распоряжения транспортными средствами, указанными в пункте 3.2.7, указывается в электронном паспорте такого транспортного средства.

  1. Решением Совета ЕЭК от 21.06.2022 № 105 Решение 877 дополнено пунктом 3.2.8, согласно которому до 1 февраля 2024 г. в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике допускается оценка соответствия и выпуск в обращение единичных транспортных средств категорий M и N, ввозимых для собственных нужд на территории этих государств, без применения положений раздела 5 приложения № 4 к Техническому регламенту.

Осуществление прав владения, пользования, распоряжения транспортными средствами, указанными в абзаце первом настоящего подпункта, не допускается на территориях других государств – членов ЕАЭС, если иное не установлено законодательством соответствующих государств – членов ЕАЭС в отношении таких транспортных средств.

Информация о государстве – члене ЕАЭС, на территории которого допускается осуществление прав владения, пользования и распоряжения транспортными средствами, указанными в пункте 3.2.8, указывается в электронном паспорте такого транспортного средства.

При этом правительства государств – членов ЕАЭС обеспечивают недопущение вывоза (в том числе временного) транспортных средств, указанных в пункте 3.2.8 Решения 877, на территории других государств – членов ЕАЭС, если между правительствами государств – членов ЕАЭС (в том числе в двустороннем формате) не достигнуты иные договоренности.

Контроль за исполнением положений пункта 3.2.8 Решения 877 осуществляется уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в соответствии с их законодательством.

  1. Решением Совета ЕЭК от 19.08.2022 № 120 Решение 877 дополнено пунктом 3.2.9, согласно которому выпуск в обращение и нахождение в эксплуатации транспортных средств, указанных в абзаце третьем пункта 1 Технического регламента, допускаются при условии обеспечения их безопасности и только на территории того государства, куда были ввезены такие транспортные средства (на территории Республики Армения или на территории Республики Беларусь). В отношении таких транспортных средств не допускается оформление документов об оценке соответствия, предусмотренных Техническим регламентом.

Справочно: абзац третий пункта 1 раздела I ТР ТС 018/2011:

«До 1 февраля 2023 г. допускается в отношении ввозимых (ввезенных) официальными представителями иностранных изготовителей на территорию Республики Армения или на территорию Республики Беларусь колесных транспортных средств категорий M1 и M1G проведение оценки соответствия требованиям безопасности, установленным в настоящем техническом регламенте, за исключением пунктов 113 и 114 таблицы перечня согласно приложению № 2 и пунктов 16 и 17 требований согласно приложению № 3, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Армения и Правительства Республики Беларусь.».

Осуществление прав владения, пользования, распоряжения транспортными средствами, указанными в абзаце третьем пункта 1 ТР ТС 018/2011, не допускается на территориях государств – членов ЕАЭС, за исключением территории Республики Армения или территории Республики Беларусь соответственно, если иное не установлено законодательством других государств-членов в отношении таких транспортных средств.

Информация о том, что транспортное средство выпускается в обращение в соответствии с абзацем третьим пункта 1 ТР ТС 018/2011, и наименование государства – члена ЕАЭС, на территории которого оно может обращаться, указываются в свидетельстве о регистрации такого колесного транспортного средства.

При этом правительства государств – членов ЕАЭС обеспечивают недопущение вывоза (в том числе временного) транспортных средств, указанных в пункте 3.2.9 Решения 877, на территории других государств – членов ЕАЭС, если между правительствами государств – членов ЕАЭС (в том числе в двустороннем формате) не достигнуты иные договоренности.

Контроль за исполнением положений пункта 3.2.9 Решения 877 осуществляется уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в соответствии с их законодательством.

  1. Решением Совета ЕЭК от 27.09.2023 № 95 Решение 877 дополнено пунктом 3.8, согласно которому до 31 декабря 2027 года в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике допускается оценка соответствия и выпуск в обращение транспортных средств категорий M и N, которые изготовлены на территории государства – члена ЕАЭС или ввезены представителями иностранных изготовителей на территорию такого государства – члена ЕАЭС, без применения пункта 131 ТР ТС 018/2011, пунктов 113 и 114 приложения № 2 к ТР ТС 018/2011 и пунктов 16 и 17 приложения № 3 к ТР ТС 018/2011, о чем делается отметка в документе об оценке соответствия транспортного средства в разделе «Дополнительная информация» и в свидетельстве о регистрации такого транспортного средства (электронном паспорте).

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ В СТРАНАХ ЕАЭС
Дата публикации
04 июля 2025