ПРЕСС-РЕЛИЗ
ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ В СТРАНАХ ЕАЭС
Сообщаем, что согласно пункту 8 приложения № 9 к Договору о ЕАЭС ввоз продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, осуществляется в порядке, утверждаемом ЕЭК.
Решением Совета ЕЭК от 12 ноября 2021 года № 130 утвержден Порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС (далее – Порядок ввоза).
Порядок ввоза распространяется на продукцию продукции, подлежащую обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования (далее – ввозимая (ввезенная) продукция), а также случаи и порядок подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении такой продукции.
Согласно подпункту «а» пункта 4 Порядка ввоза и ТР ТС 018/2011, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (далее – СБКТС) является документом, подтверждающим соблюдение мер технического регулирования, для ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.
При этом согласно подпункту «а» пункта 10 Порядка ввоза использование СБКТС для подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимого автомобиля допускается, если декларантом такой продукции является лицо, указанное в СБКТС в качестве заявителя при оценке соответствия этого автомобиля обязательным требованиям ТР ТС 018/2011.
Соответственно, электронный паспорт может быть оформлен только в случае, если в СБКТС и документе о таможенном декларировании указано одно и тоже лицо в качестве заявителя на оценку соответствия и декларантом соответственно. При этом дата оформления документа о таможенном декларировании не может быть ранее даты оформления СБКТС.
Вместе с тем, если автомобиль «растаможен» в одном государстве-члене ЕАЭС, повторная оценка соответствия с оформлением СБКТС в другом государстве-члене не допускается в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС.
Справочно: абзац второй пункта 2 указанной статьи 53:
«Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.».
Соответственно, оформление электронного паспорта в одном государстве-члене ЕАЭС на автомобиль, «растаможенный» в другом государстве-члене ЕАЭС, допускается на основании подтверждённых сведений о СБКТС и документе о таможенном декларировании, а также их действительности.
При этом такими сведениями обмен осуществляется между соответствующими уполномоченными государственными органами путем реализации общих процессов № 17, № 18, № 19 и № 35, утвержденных Решением Коллегии ЕЭК от 14 апреля 2015 года № 29:
№ 17 – «Обеспечение обмена информацией в отношении автомобилей, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и выпущенных для внутреннего потребления, между таможенными органами государств-членов ЕАЭС»;
№ 18 – «Обеспечение обмена информацией из баз данных электронных копий таможенных приходных ордеров между таможенными органами государств-членов ЕАЭС»;
№ 19 – «Обеспечение обмена информацией из баз данных электронных копий предварительных решений, принимаемых таможенными органами государств-членов ЕАЭС»;
№ 35 – «Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (технических регламентов Таможенного союза)».
А согласно пункту 19 приложения № 6 к Порядку ЭПТС в систему электронных паспортов Республики Казахстан такие сведения должны поступать путем взаимодействия информационных систем таможенного органа и органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов с информационной системой национального оператора Республики Казахстан (АО «НИТ»).
Отсутствие таких сведений или их непредоставление по вышеуказанному порядку является основанием отказа в оформлении электронного паспорта или установлении электронному паспорту статуса «действующий», который необходим для регистрации автомобиля.
При покупке в других странах ЕАЭС автомобилей гражданам необходимо знать об ограничениях, установленных согласно актам ЕАЭС, на основании которых оформление электронного паспорта на такие автомобили и их регистрация в Казахстане невозможны.
В 2021 – 2023 годах в Решение Комиссии таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 (далее – Решение 877), которым принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – ТР ТС 018/2011), были внесены ряд изменений, позволяющие осуществлять выпуск в обращение автомобилей, но с ограничениями по территории обращения.
Нижеуказанные ограничения, установленные в отношении автомобилей в других странах ЕАЭС, не позволят оформить электронный паспорт со статусом «действующий» в Республике Казахстан и, соответственно, зарегистрировать автомобиль.
Убедительная просьба предварительно запрашивать выписку из электронного паспорта, оформленного в другой стране ЕАЭС, и проверять наличие ограничений.
Если электронного паспорта нет, то требовать его оформления в соответствии с 22 пунктом Порядка функционирования систем электронных паспортов, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 22 сентября 2015 года№ 122 (далее – Порядок ЭПТС).
Справочно:
Указанные транспортные средства (шасси) должны быть дооснащены устройством или системой вызова экстренных оперативных служб изготовителем транспортного средства (шасси) до 31 декабря 2027 г.
Реализация указанных транспортных средств (шасси), выпущенных в обращение до 31 января 2024 г. без устройств или систем вызова экстренных оперативных служб, осуществляется при условии обязательного информирования потребителей о необходимости дооснащения транспортного средства (шасси) устройством или системой вызова экстренных оперативных служб и указания в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства) соответствующей информации.
В случае недооснащения транспортных средств (шасси), произведенных на территории одного государства – члена ЕАЭС и находящихся в эксплуатации на его территории, устройством или системой вызова экстренных оперативных служб, соответствующими требованиям ТР ТС 018/2011, на такие транспортные средства (шасси) с 31 декабря 2027 г. осуществление прав владения, пользования, распоряжения транспортными средствами, указанными в абзаце втором пункта 1 раздела I ТР ТС 018/2011, не допускается на территориях государств – членов ЕАЭС, за исключением территории государства-члена, в котором эти транспортные средства произведены, если иное не установлено законодательством других государств-членов в отношении таких транспортных средств.
Контроль за исполнением таких требований обеспечивается уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в соответствии с их законодательством.
При этом в электронных паспортах транспортных средств (электронных паспортах шасси транспортных средств) на транспортные средства (шасси транспортных средств), выпущенные в обращение в соответствии с подпунктом 3.2.5 Решения 877 без устройств или систем вызова экстренных оперативных служб, в подразделе «Иная информация» раздела «Дополнительная информация» в качестве основания указываются реквизиты настоящего Решения.
Осуществление прав владения, пользования, распоряжения транспортными средствами, указанными в абзаце втором пункта 1 раздела I ТР ТС 018/2011, не допускается на территориях государств – членов ЕАЭС, за исключением территории государства-члена, в котором эти транспортные средства произведены, если иное не установлено законодательством других государств-членов в отношении таких транспортных средств.
Справочно: абзац второй пункта 1 раздела I ТР ТС 018/2011:
«До 31 декабря 2027 г. в Республике Армения, Республике Беларусь, Кыргызской Республике и Российской Федерации допускаются установление и применение обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств, производимых на территориях государств – членов ЕАЭС, а также проведение оценки соответствия таких транспортных средств в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Армения, Правительства Республики Беларусь, Кабинета Министров Кыргызской Республики или Правительства Российской Федерации соответственно или в порядке, установленном законодательством указанных государств – членов ЕАЭС соответственно.».
При этом информация о том, что колесное транспортное средство выпускается в обращение в соответствии с абзацем вторым пункта 1 раздела I ТР ТС 018/2011, и наименование государства-члена (государств-членов), на территории которого оно может обращаться, указываются в свидетельстве о регистрации такого колесного транспортного средства.
Правительства государств – членов ЕАЭС обеспечивают недопущение вывоза (в том числе временного) транспортных средств, указанных в пункте 3.2.6 Решения 877, на территории других государств – членов ЕАЭС, если между правительствами государств – членов ЕАЭС (в том числе в двустороннем формате) не достигнуты иные договоренности.
Контроль за исполнением положений пункта 3.2.6 Решения 877 осуществляется уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в соответствии с их законодательством.
До 31 декабря 2027 г. в Республике Беларусь, Кыргызской Республике и Российской Федерации особенности проведения оценки соответствия выпускаемых в обращение транспортных средств без применения требований в отношении оснащения транспортных средств системами (устройствами) вызова экстренных оперативных служб устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь, Кабинета Министров Кыргызской Республики или Правительства Российской Федерации соответственно.
До 31 декабря 2027 г. в Республике Беларусь и Российской Федерации допускаются установление требований и особенностей проведения оценки соответствия, а также выпуск в обращение транспортных средств, ввозимых из третьих стран юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, со дня изготовления которых прошло не более 3 лет, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации соответственно. В отношении таких транспортных средств не допускается оформление документов об оценке соответствия, предусмотренных Техническим регламентом.
Осуществление прав владения, пользования, распоряжения транспортными средствами, указанными в абзацах первом – третьем настоящего пункта, не допускается на территориях государств – членов ЕАЭС, за исключением территории государства – члена ЕАЭС, в котором эти транспортные средства произведены или на территорию которого они ввезены индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в том числе официальными представителями иностранных изготовителей, если иное не установлено законодательством соответствующих государств – членов ЕАЭС в отношении таких транспортных средств.
При этом правительства государств – членов ЕАЭС обеспечивают недопущение вывоза (в том числе временного) транспортных средств, указанных в пункте 3.2.7 Решения 877, на территории других государств – членов ЕАЭС, если между правительствами государств – членов ЕАЭС (в том числе в двустороннем формате) не достигнуты иные договоренности.
Контроль за исполнением положений пункта 3.2.7 Решения 877 осуществляется уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в соответствии с их законодательством.
Информация о государстве – члене ЕАЭС, на территории которого допускается осуществление прав владения, пользования и распоряжения транспортными средствами, указанными в пункте 3.2.7, указывается в электронном паспорте такого транспортного средства.
Осуществление прав владения, пользования, распоряжения транспортными средствами, указанными в абзаце первом настоящего подпункта, не допускается на территориях других государств – членов ЕАЭС, если иное не установлено законодательством соответствующих государств – членов ЕАЭС в отношении таких транспортных средств.
Информация о государстве – члене ЕАЭС, на территории которого допускается осуществление прав владения, пользования и распоряжения транспортными средствами, указанными в пункте 3.2.8, указывается в электронном паспорте такого транспортного средства.
При этом правительства государств – членов ЕАЭС обеспечивают недопущение вывоза (в том числе временного) транспортных средств, указанных в пункте 3.2.8 Решения 877, на территории других государств – членов ЕАЭС, если между правительствами государств – членов ЕАЭС (в том числе в двустороннем формате) не достигнуты иные договоренности.
Контроль за исполнением положений пункта 3.2.8 Решения 877 осуществляется уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в соответствии с их законодательством.
Справочно: абзац третий пункта 1 раздела I ТР ТС 018/2011:
«До 1 февраля 2023 г. допускается в отношении ввозимых (ввезенных) официальными представителями иностранных изготовителей на территорию Республики Армения или на территорию Республики Беларусь колесных транспортных средств категорий M1 и M1G проведение оценки соответствия требованиям безопасности, установленным в настоящем техническом регламенте, за исключением пунктов 113 и 114 таблицы перечня согласно приложению № 2 и пунктов 16 и 17 требований согласно приложению № 3, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Армения и Правительства Республики Беларусь.».
Осуществление прав владения, пользования, распоряжения транспортными средствами, указанными в абзаце третьем пункта 1 ТР ТС 018/2011, не допускается на территориях государств – членов ЕАЭС, за исключением территории Республики Армения или территории Республики Беларусь соответственно, если иное не установлено законодательством других государств-членов в отношении таких транспортных средств.
Информация о том, что транспортное средство выпускается в обращение в соответствии с абзацем третьим пункта 1 ТР ТС 018/2011, и наименование государства – члена ЕАЭС, на территории которого оно может обращаться, указываются в свидетельстве о регистрации такого колесного транспортного средства.
При этом правительства государств – членов ЕАЭС обеспечивают недопущение вывоза (в том числе временного) транспортных средств, указанных в пункте 3.2.9 Решения 877, на территории других государств – членов ЕАЭС, если между правительствами государств – членов ЕАЭС (в том числе в двустороннем формате) не достигнуты иные договоренности.
Контроль за исполнением положений пункта 3.2.9 Решения 877 осуществляется уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в соответствии с их законодательством.