Логотип

Меню

Страницы

Статья

Содействуем задачам обороны

В Республиканском государственном казенном предприятии «Военно-техническая школа Министерства обороны Республики Казахстан» подготовили более 70 тыс. специалистов для Вооруженных сил РК. О его истории и сегодняшних буднях рассказывает генеральный директор генерал-лейтенант запаса Булат Дарбеков

– Булат Керимжанович, нач­нем с истории, ведь сегодняшние военно-технические школы берут свое начало с тех добровольных обществ, которые оказывали содействие армии, авиации, флоту в подготовке специалистов.

– Все правильно, история Военно-технических школ МО РК начинается с ДОСААФ. Но еще раньше, в 1920 году, появилась добровольная оборонная организация Военно-научное общество, в июле 1926 года было переименовано в Общест­во содействия обороне СССР.

Предшественником ДОСААФ в Казахстане было Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), образованное в январе 1927 года, которое своей целью ставило патриотическое воспитание молодежи и подготовку ее к защите Родины. ДОСААФ имел устав, флаг и эмблему. Основой ДОСААФ были первичные организации, которые создавались на заводах, фабриках, в совхозах, колхозах, учреждениях, учебных заведениях, при домоуправлениях. В ДОСААФ занимались распространением военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов общества.

– А имелись ли для этого свои средства массовой информации, газета, журнал?

– Безусловно, издавалась газета «Советский патриот», журналы «За рулем», «Крылья Родины», «Военные знания». Кроме этого, печатались бюллетени, книги и плакаты, организовывались выпуски военно-учебных кинофильмов и диафильмов, распространялись военно-политическая, военно-техническая и спортивная литература. В СМИ периодически рассказывали о том, как работают кружки военных знаний, как граждане в них овладевают стрелковым оружием, изучают ручную гранату, основы тактики. В кружках военно-технической направленности велось изучение артиллерийского, пулеметного вооружения, устройства танка, телеграфного аппарата, бронемашины, средств защиты от химического оружия. Успешно работали более тысячи детских и юношеских клубов – «Юный моряк», «Юный автомобилист», «Юный десантник», «Юный летчик», поисковые отряды и группы, военно-патриотические объе­динения.

Всего с 1930 по 1941 год в Осоавиахим подготовили 12 тысяч летчиков, 27 тысяч планеристов и 122 тысячи парашютистов. Во время Великой Отечественной войны в кружках и школах чис­ло подготовленных специалис­тов возросло.

Отмечу, что через это общество в разное время прошли многие юноши и девушки, известные нам как заслуженные люди, батыры. Среди них летчик-ас дважды Герой Советского Союза Леонид Беда, штурман-стрелок ночного бомбардировочного авиаполка Халық Қаһарманы Хиуаз Доспанова. Среди выпускников ДОСААФ города Караганды такие прославленные люди, как летчик-штурмовик Герой Советского Союза Нуркен Абдиров, Халық Қаһарманы генерал армии Мухтар Алтынбаев, первый казах-космонавт Герой Советского Союза и Халық Қаһарманы Тохтар Аубакиров. Подвиги старшего поколения хранят в памяти воспитанники ВТШ, для них это героический пример служения своей Отчизне.

– Непосредственно в суверенном Казахстане когда были созданы военно-технические школы? Отвечают ли они современным требованиям?

– В вопросах образования, подготовки военных кадров мы прежде всего руководствуемся указаниями Главы государства Касым-Жомарта Токаева, который в Посланиях народу Казахстана и в других основополагаю­щих документах определил сферу образования как важнейшее направление дальнейшей трансформации и модернизации общества. Без решения этой задачи сегодня нельзя сделать существенный прорыв ни в одной сфере, в том числе и в военной. В этом русле важным событием стало создание постановлением Правительства РК от 15 мая 2000 года Республиканского государственного казенного предприятия «Военно-техническая школа Министерства обороны Республики Казахстан». С появлением военно-технических школ руководством страны, Министерством обороны, генеральным штабом Вооруженных сил уделяется большое внимание подготовке военно-обученного резерва. В этом плане министр обороны РК генерал-лейтенант Нурлан Ермекбаев требует от руководителей, должностных лиц совершенствовать работу филиалов ВТШ, важное внимание уделять качеству подготовки призывников, военнообязанных, расширению перечня военно-технических специальностей, вопросам мобилизационного резерва, регулярной работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи, повышению открытости школ для СМИ.

Что ни говори, кадры резерва играют немаловажную роль в обеспечении национальных интересов нашей страны. Многие, пройдя ускоренные курсы в филиалах ВТШ, впоследствии связывают свою жизнь с армией и вносят свой вклад в укрепление боеготовности войск.

Надо отметить, что до создания республиканского предприятия пришлось проделать большую работу. Нам удалось сохранить большую часть учебной и материально-технической базы ДОСААФ. Обосновав и утвердив положение будущих школ, успешно начали первые наборы воспитанников для подготовки военно-обученного резерва с 2013 года, который полностью готов к дальнейшей службе в рядах Вооруженных сил РК. В областных центрах Казахстана, в городах Алматы, Шымкенте работают 14 школ. Со дня образования РГКП «ВТШ МО РК» выпустило более 70 тысяч специалистов для Вооруженных сил РК. Кроме того, для народного хозяйства страны мы готовим водителей грузовых автомашин. Можно уверенно констатировать, что военно-технические школы с современной технологией и подготовкой военных специалистов, образцовыми военно-историчес­кими музеями отвечают всем современным требованиям и относятся к когорте самых лучших в Казахстане.

– В чем специфика подготовки военно-обученного резерва?

– Как известно, с марта 2013 года у наших граждан есть возможность в течение 35–40 рабочих дней пройти платное обучение и получить военно-учетную специальность, что приравнивается к прохождению воинской службы. Цель заключается в предоставлении возможности пройти воинскую службу гражданам, которые по определенным обстоятельствам не могли это сделать раньше. Такое обучение можно пройти в 14 филиалах Республиканского государственного казенного предприятия, стоимость обучения составляет 263 318 тенге. К слову, эта сумма в течение семи лет ни разу не менялась. На период обучения в филиалах призывники, военнообязанные обеспечиваются полевым обмундированием по сезону, круглосуточным проживанием в казарме с трехразовым питанием и банно-прачечными услугами.

– Кто может пройти такое обучение?

– Это могут сделать лица в возрасте от 24 до 27 лет, годные или ограниченно годные по сос­тоянию здоровья к воинской службе, в том числе имеющие отсрочку от призыва на воинскую службу. Отмечу, что отсрочка предоставляется по семейным обстоятельствам, в случае продолжения образования, по сос­тоянию здоровья и по другим причинам. Важно подчеркнуть, что за призывниками, военно­обязанными в период обучения по военно-техническим и иным специальностям сохраняется место работы, должность. В этот период их не могут уволить по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации юридического лица.

Готовят из них стрелков, гранатометчиков, помощников гранатометчика, снайперов, пулеметчиков, санитаров. В одиночную подготовку входит более 15 предметов – тактическая, огневая, ЗОМП, средства связи, военная топография, инженерная, военно-медицинская подготовка. Воспитанники, изучая материальную часть стрелкового оружия, получают навыки стрельбы из автомата. Имеющаяся учебно-материальная база позволяет организовать учебный процесс и обеспечить нормальные бытовые условия для проживания и прохождения службы воспитанников.

Учебный процесс проходит как на полигоне частей, дислоцирую­щихся недалеко от школ, на мини-автодромах, так и в учебных классах, спортзалах, музеях. Например, в некоторых школах классы огневой подготовки оборудованы лазерным и интерактивным тиром «Рубин». Не минует также резервистов строевая и физичес­кая подготовка. Немаловажное значение уделяется общевоинским уставам, уставные требования выполняются беспрекословно, как солдатами срочной службы. Воинские атрибуты, жизнь и быт воспитанников, распорядок дня, проводимые занятия – все как в войсках. Материальными средствами, инвентарем и оборудованием школы обеспечиваются в соответствии с нормами довольствия.

После курса обучения призывники принимают военную присягу. Конечно же, церемония проходит в торжественной обстановке с участием родителей, родственников, ветеранов, представителей общественнос­ти. Воспитанники, сдав зачеты по практической стрельбе из стрелкового оружия, пройдя экзамены и приняв военную присягу, получают сертификаты, на основании которых в местных органах военного управления им выдают военные билеты.

Расскажите о педагогичес­ком потенциале школ.

– Военная удача сама по себе не приходит – это венец сноровки, знаний и опыта. В успехе любого коллектива есть преж­де всего заслуга командира. А командир обязан быть во всем примером – отлично стрелять, водить. Кроме всего, ему необходимо владеть знаниями по психологии, социологии, культурологии, умением находить индивидуальный подход к людям.

Настоящими профессионалами являются многие преподаватели Алматинского филиала ВТШ полковники запаса Канат Даиров, Муса Кибаров, Карагандинского филиала ВТШ подполковник запаса Шухрат Назурдинов, старший лейтенант запаса Ерлан Токубаев. А Карагандинская военно-техническая школа имени Героя Советского Союза Мартбека Мам­раева по итогам 2020 года была признана лучшей среди всех аналогичных образовательных учреж­дений Министерства обороны. Мною были вручены переходящее знамя и вымпел руководителю ВТШ полковнику в отставке Амангельды Жантасову. Есть и другие, добивающиеся конкретных результатов руководители филиалов Актюбинской ВТШ Малик Жездибаев, Шымкентской ВТШ Анарбай Тлеулиев, они являются образцом для подчиненных во всех отношениях.

– Каковы основные направления военно-патриотической работы с воспитанниками?

– Есть непреходящие ценнос­ти. Ни в коей мере не утратили своего значения для победы в настоящем бою идейная убеж­денность, любовь к Родине, верность воинскому долгу и присяге. Основу всего этого составляет патриотизм. В этом плане прежде всего учим офицеров-руководителей работать по-новому, с учетом перемен в обществе, в армии. На наших мероприятиях проводим мысль, что мужчина должен уметь в руках держать оружие, быть готовым к защите Родины.

Бауыржан Момышулы учил, что в воспитании у солдата бое­вых качеств колоссальное значение имеют военное прошлое народа и национальные традиции, «душа человека, – говорил он, – самое грозное оружие. Боеприпасы к нему – духовная пища». В целях воспитания призывников на боевых и трудовых традициях в школах работают военно-исторические музеи.

Филиалы ВТШ поддерживают связь с акиматами, департаментами по делам обороны, Ассамблеей народа Казахстана, воинскими частями, учебными заведениями, общеобразовательными школами, советами ветеранов, музеями, культурными учреждениями, военно-патриотическими клубами. С их участием проходят торжест­венные мероприятия, посвященные Дню Независимости, образованию Вооруженных сил, Великой Победе, принятию Военной присяги.

Для призывников проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, видными обществен­ными деятелями, представителями поисковых отрядов. Кроме этого, в ВТШ работают различные кружки – истории, автодела, стрелковые, медицинского дела. В рамках спортивного воспитания во всех филиалах созданы спортивные клубы и секции, где бесплатно может заниматься любой желающий. Сейчас клубы насчитывают более двух тысяч участников. Традицией клубов стала организация секции по мотоциклетному спорту. Ребята добиваются высоких результатов, участвуют в проведении Республиканского военно-патриотического сбора «Айбын», становятся призерами международных чемпионатов по мотокроссу.

Немаловажное значение в воспитании молодежи имеет добрая традиция – офицеры, преподаватели, руководство и воспитанники ВТШ участвуют в добровольной сдаче донорской крови. Каждый новый поток обучающихся участвует в этой традиции безвозмездно.

Филиалы также берут под свое шефство школы и колледжи. На сегодняшний момент насчитывается 27 учебных заведений, где офицеры проводят занятия по военно-патриотической тематике.

Kazpravda.kz

Дата публикации
17 февраля 2021
Дата обновления
17 февраля 2021
Тип
СМИ о нас

Сейчас читают

Информация
15 января 2024
Список граждан, обладателей сертификатов на бесплатное обучение после прохождения срочной воинской службы ( весенний призыв 2022 года)
11 января 2024
Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)
Положения конкурсов
15 сентября 2023
Фестиваль прессы «Әскер Медиа – 2023» МО РК

Социальные медиа

Instagram
Twitter

Меню подвал

Национальный стандарт Республики Казахстан
Жизненные ситуации
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Новостной канал государственных органов
Концепция цифровой трансформации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК