Меню

Страницы

Статья

Доклад Первого вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан САПАРОВА А.С. «Об итогах развития отраслей животноводства, растениеводства и переработки сельхозпродукции и планах на 2020 год, в том числе с учетом поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства 24 января текущего года»

Уважаемый Сапархан Кесикбаевич!

Уважаемые члены и участники коллегии!

 

Слайд 1. Заставка

Разрешите вкратце доложить о проделанной работе
в прошедшем году и планах на перспективу.

 

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Слайд 2.

Прошлый год для отдельных областей нашей страны выдался экстремальным. Так, по итогам уборки урожая 2019 года намолочено 17,4 млн. тонн зерна, что на
2,9 млн. тонн или 14,3% меньше уровня 2018 года.

Установившаяся аномальная жара в июле-августе сменилась продолжительными дождями, что в итоге отразилось как на объеме собранного урожая так и на его качестве.

В целом по большинству основных сельхозкультур наблюдается умеренный рост объемов производства и урожайности.

Отдельно хотел бы отметить о недостижении индикативных показателей меморандумов по кормовым культурам практически всеми областями, за исключением Актюбинской и Мангистауской областей.

Акиматам областей необходимо принять меры по исправлению ситуации с недостаточными темпами по расширению площадей кормовых культур.

 

Слайд 3.

Работа по диверсификации посевных площадей будет продолжена с акцентом на экспортоориентированные культуры. 

В 2020 году сельскохозяйственные культуры планируется разместить на площади 22,5 млн. га, что больше уровня 2019 года на 240 тыс. га.

Будет увеличена площадь масличных, кормовых, овощебахчевых культур и картофеля.

Здесь необходимо сказать, что в прошлом году площади под гречихой были сокращены на 29,4 тыс. по сравнению с 2018 годом. Резкое сокращение наблюдалось в Восточно-Казахстанской (на 11,7 тыс. га), Павлодарской (на 9,2 тыс. га), Костанайской
(на 7,0 тыс. га) областях. Это сыграло на стоимости гречневой крупы, по которой наблюдался рост цен во всех регионах.

В этой связи, полагаем необходимым увеличить площади данной крупяной культуры ввиду ее социальной значимости.

 

Слайд 4.

У нас остро стоит проблема с применением удобрений. Объемы внесения удобрений по республике остаются на низком уровне - всего 14-18% от потребности.

Так, в 2019 году приобретено 401,7 тонн удобрений, что на 15% ниже чем в предыдущем году.

Основной причиной снижения темпов роста внесения стало отсутствие агрохимических картограмм, в особенности в южных регионах.

Поэтому хотел бы напомнить, что со следующего года для получения субсидий необходимо иметь агрохимическую картограмму, остался всего один год. Следует активизировать работу по проведению агрохимических анализов почв. СХТП жаловались на отсутствие лабораторий. Планируется строительство новых агрохимических лабораторий, так в Костанае и Петропавловске уже запущены лаборатории, которые оснащены современным автоматизированным оборудованием.

Акиматам областей необходимо проводить активную информационную работу в этом направлении.

Также, одной из насущных проблем является борьба не только с засоренностью полей, но и вредителями и болезнями.

Своевременное определение очагов распространения и проведение химических обработок позволит предотвратить значительные потери урожая и его качества.

Ежегодно на борьбу с ними выделяются огромные бюджетные средства, а эффект от этого минимальный. Так, площади распространения горчака ползучего не уменьшаются, что наносит значительный урон сельхозпроизводству. Это означает, что на местах не принимаются необходимые меры и контроль за их выполнением осуществляется не на должном уровне.

Кроме того, на сегодня на посевах зерновых широко распространены ржавчина и септориоз. В годы массовых заражений потери урожая могут достигать 40% и даже полной гибели растений.

В этой связи, как вы знаете, с текущего года будут субсидироваться все виды пестицидов. При этом субсидирование пестицидов будет осуществляться с учетом экономического порога вредоносности.

Информация о площади, месте распространения вредных, особо опасных вредных организмов с численностью выше ЭПВ и карантинных объектов будет предоставляться областной терр.инспекцией Комитета государственной инспекции в АПК.

Данная мера позволит аграриям самим выбирать необходимые фунгициды и инсектициды для борьбы с болезнями и вредителями растений, а также предотвратить массовое их распространение путем проведения обработок в оптимальные сроки.

Слайд 5.

В соответствии с поручением Елбасы, необходимо увеличить в течение 5 лет производительность труда в АПК как минимум в 2,5 раза. Повышать производительность необходимо, в первую очередь, путем технического переоснащения аграриев.

Средний уровень обновления за 2019 год достиг - 4% (3,5% в 2018 году), при минимальном технологическом уровне в 6%.

Хотелось бы отметить хорошие темпы обновления техники в Карагандинской (4,6%), Акмолинской (4,5%), Жамбылской (4,4%), Восточно-Казахстанской и Актюбинской (4,3%) областях.

Низкие темпы обновления наблюдаются в Алматинской и Туркестанской областях (2,8% и 1,8%).

Почти в два раза возросло количество высокопроизводительных посевных комплексов в 2019 году (143 единицы) в сравнении с 2018 годом (72 единицы), которые одновременно выполняют несколько операций (культивация, посев, внесение удобрений, боронование, выравнивание поверхности и прикатывание почвы).

Наличие более 4 тыс. посевных комплексов уже позволяют в текущем году обеспечить посев на 70% зернового клина республики.

Вместе с тем по республике наблюдается высокий уровень наличия парка сельхозтехники подлежащей списанию, что сдерживает темпы обновления машинно-тракторного парка.

Так, в указанном направлении показали работу Костанайская, Западно-Казахстанская, Жамбылская, низкий уровень списания в Северо-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Туркестанской областях.

Без списания старой техники, износ которой составляет 80%, мы не повысим уровень обновления, так как приобретаемая техника просто не видна в общей массе всего парка.

 

Слайд 6.

В текущем году на проведение посевных работ по согласованию с Министерством энергетики на период февраль-июнь выделено порядка 387 тыс. тонн дизтоплива.

Учитывая сложные погодные условия, дополнительно выделено по заявкам областей - 10 тыс. тонн, что позволило полностью удовлетворить потребности всех регионов в дизтопливе.

Хотелось бы отметить руководство Минэнерго, которое в данном вопросе поддержало аграриев республики.

В настоящее График согласован Минсельхозом и Минэнерго и направлен для работы в регионы.

В текущем году цена на дизтопливо для СХТП составит 177 тенге/литр (на АЗС 195 тенге/литр), что на 10% дешевле рыночной стоимости.  

 

 

ЖИВОТНОВОДСТВО

Слайд 7

В рамках Госпрограммы реализуются отраслевые инвестиционные программы развития животноводства.

Основной упор программы мясного животноводства направлен на создание фермерских хозяйств. Так, в 2019 году профинансировано приобретение 82,1 тысяч голов маточного поголовья крупного рогатого скота и закуп 374,4 тысяч овцематок. В результате чего создано 840 новых хозяйств в скотоводстве, что на 38% больше по сравнению с 2018 годом.

По итогам 2019 года создано 1 057 новых хозяйств в овцеводстве, что в 2,2 раза больше по сравнению с 2018 годом.

 

Слайд 8

В целях импортозамещения реализуется программа развития молочного животноводства. Так, в 2019 году было профинансировано и введено 30 МТФ (из них 8 промышленных ферм) с общим поголовьем 7,5 тыс. голов.

Чтобы достичь показателей отраслевой программы уже в 2020 году необходимо создать 25 промышленных МТФ и 30 семейных МТФ с общей мощностью не менее 15 тыс. голов дойного стада.

В этой связи, прошу все регионы обратить пристальное внимание и оказать содействие в реализации данной программы.

 

Слайд 9-10

В рамках программы развития птицеводства мы принимаем меры по дальнейшему наращиванию объемов производства мяса птицы для последующего импортозамещения.

По итогам 2019 год доля импорта мяса птицы составила 45,3% (в 2018 году – 49%). Снижение доли импорта, прежде всего, связано с запуском первого этапа проекта по производству 25 тысяч тонн мяса птицы в Акмолинской области (ТОО «Макинская птицефабрика»), и с реализацией проекта по расширению действующей птицефабрики с производительностью мяса птицы до 8000 тонн в год в Жамбылской области (ТОО «Аулие Ата Феникс»).

 

Слайд 11

В отрасли свиноводства, в 2019 году были реализованы 4 проекта общей мощностью 19,9 тыс. тонн. В 2020 году планируется строительство свинокомплекса ТОО «АПК «Бавария продукт» мощностью на 5,5 тыс. тонн свинины.

 

Орошаемое земледелие

Слайд 12

На данный момент площадь орошаемых земель где подведена водохозяйственная инфраструктура составляет 1,5 млн га.

В рамках Госпрограммы АПК в период с 2017 по 2019 годы были восстановлены 146 тыс га орошаемых земель. При этом в 2017-2018 годах из восстановленных 80 тыс га орошаемых земель фактически используется по назначению только 37,7 тыс. га орошаемых земель (Актюбинская – 1,4 тыс.га, Алматинская – 11,3 тыс.га, Жамбылская – 20,4 тыс.га, Карагандинская – 0,63 тыс.га, Северо-Казахстанская – 1,6 тыс. га, Восточно-Казахстанская области – 2,32 тыс.га).

Причиной неиспользования являются затягивание приемочных работ, отсутствие водоподводящих сетей, дождевальной техники, финансовые проблемы и др. При этом существующие меры господдержки стимулируют СХТП применять ресурсосберегающие технологии.

В этой связи акиматам областей необходимо принять меры по целевому использованию земель на восстановленных водохозяйственных инфраструктурах.

В текущем году планируется восстановить 182 тыс га с учетом невыполненного объема в 2019 году (из них 124 тыс.га по плану и 58 тыс.га невыполненный объем в 2019 году).

В своем Послании народу Казахстана Глава государства обозначил задачу по разработке предложений по поэтапному увеличению количества орошаемых земель до 3 млн га к 2030 году. 

В настоящее время акиматами областей предварительно определены около 1 млн га земель и проведена работа по определению потенциальных инвесторов для строительства ирригационных сетей и реализации проектов по развитию новых орошаемых земель с участием частного партнерства через механизм ГЧП, способов полива и по размещению и структуре возделываемых культур. При этом министерством параллельно проводится работа по эффективному использованию уже введенных орошаемых земель.

 

Переработка растениеводческой продукции

Слайд 13

Государство оказывает поддержку развитию аграрного сектора в целях увеличения объемов производства, повышения урожайности и качества производимой продукции, загрузки производственных мощностей предприятий по переработке сельхозпродукции и обеспечению их отечественным сырьем. 

В 2019 году произведено продуктов питания в денежном выражении на 1,6 трлн. тенге, что к соответствующему периоду прошлого года составило 99,7%.

В прошлом году по сравнению с 2018 годом наблюдается рост объема производства масла растительного, мучных кондитерских и макаронных изделий.

Вместе с тем, снижены объемы производства муки, плодоовощных консервов и соков, крупяных и сахаристых кондитерских изделий, сахара.

Акиматам областей необходимо принять меры по наращиванию объемов собственной переработанной продукции.

 

Переработка животноводческой продукции

Слайд 14

По итогам 2019 года в сфере переработки мяса и молока рост производства составил 108,1% и 101,4% соответственно, что показывает хорошие темпы роста. Производство мясо-молочной продукции достигло до 563,5 млрд. тенге (в 2018 г. – 505,3 млрд. тенге).

Также необходимо отметить, что более 60% хозяйств, занятых в растениеводстве не вовлечены в сектор животноводства.

Только по 5 областям более 270 хозяйств с общей площадью 3,9 млн. га пашни не имеют поголовья и не обеспечивают круглогодичную занятость населения. В этой связи, необходимо диверсифицировать такие хозяйства через инструменты кредитования и субсидирования, чтоб занимались разведением животноводства.

 

В целом по отраслям растениеводства, животноводства, орошаемого земледелия полагаю необходимым акиматам регионов:

- принять системные меры по диверсификации сельского хозяйства путем вовлечения в сектор животноводства крупных зерносеющих хозяйств и владельцев пастбищ и пашен, не занимающихся животноводством;

- ускорить работу и оказать полное содействие по созданию МТФ и птицефабрик мясного направления в регионах;

- соблюдать установленные меморандумами планы
по диверсификации посевных площадей;

- проводить работу по увеличению объема внесения удобрений;

- проводить работу по списанию изношенной техники с одновременным повышением уровня обновления;

- провести работу по определению операторов по обеспечению фермеров гарантированным объемом ГСМ;

-обеспечить использование орошаемых земель по своему целевому назначению и стимулировать переход орошения на ресурсосберегающие технологии;

Дата публикации
21 февраля 2020
Дата обновления
21 февраля 2020
Тип
Доклад

Сейчас читают

Объявление
04 мая 2024
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ Акимат Чингирлауского района согласно ст. 43-1 Земельного кодекса РК и приказу Министра сельского хозяйства № 518 от 20 декабря 2018 года проводит конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства
Объявление
04 мая 2024
ИНФОРМАЦИОННОЕ  СООБЩЕНИЕ Государственное учреждение «Отдел земельных отношений Железинского района» «24» июня 2024 года, в 10.00 проводит конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) на земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного производства
Объявление
04 мая 2024
ИНФОРМАЦИОННОЕ  СООБЩЕНИЕ о проведении повторного конкурса по предоставлению земельных участков на права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства

Социальные медиа

Telegram
Youtube
Instagram
Facebook

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития