Уважаемый Сапархан Кесикбаевич!
Уважаемые Члены Коллегии и приглашенные!
(Слайд - Титул)
Разрешите доложиться об исполнении поручений Президента Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевича Токаева по эффективному использованию сельхозземель, а также проделанной работе в сфере земельных отношений.
(Слайд 1)
Во исполнение поручений Главы государства проведена следующая работа:
1) в рамках Закона Республики Казахстана «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса» 28 октября 2019 года были внесены изменения в Земельный кодекс по вопросам мониторинга земель, в том числе применение данных дистанционного зондирования Земли. Космомониторинг призван обеспечивать ключевую роль по своевременному и качественному выявлению неиспользуемых земель и устранения коррупционных предпосылок.
В январе 2020 года запущен Пилотный проект по космомониторингу сельхозземель в четырех областях, такие как Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Костанайская и Мангистауская области. Эти области были выбраны не случайно, именно от этих регионов отмечалось наибольшее поступление заявлений и жалоб в сфере землепользования.
По состоянию на декабрь 2020 года пилотный проект в указанных регионах завершен. Соответственно с 1 января 2021 года космомониторинг будет применятся на всей территории республики.
2) Проработано с государственными органами и НПП «Атамекен» кратное увеличение ставки налога с 10 до 20 раз на неиспользуемые земли. 10 декабря 2020 года был принят соответствующий Закон «О налогам и других обязательных платежах в бюджет», который предусматривает повышение ставок налога в двадцати кратном размере и создает экономическое понуждение к добровольному отказу от неиспользуемых сельхозземель.
3) Разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам цифровизации государственных услуг в рамках единого государственного кадастра недвижимости».
Целью принятия проекта Закона является совершенствование земельного законодательства, упрощение процедур порядка предоставления земельных участков, сокращение взаимодействия населения с государством путем цифровизации услуг в сфере земельных отношений, также улучшение качества оказываемых услуг населению.
4) Разработан Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования государственного контроля за использованием и охраной земель», предусматривающий сокращение этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с 2 лет до 1 года.
(Слайд 2)
Как Вам известно, с 2015 года контроль за рациональным использованием сельхозземель входит в компетенцию местных исполнительных органов.
При этом, проводимая работа местных исполнительных органов по выявлению неиспользуемых земель находится на постоянном контроле у Министерства, с учетом которой совершенствуются законодательные меры по ее усилению.
В целом по выявлению и изъятию неиспользуемых сельхозземель по республике за последние 2 года наблюдается положительная динамика.
На сайте, Министерства на постоянной основе формируется реестр лиц, у которых по решению суда принудительно изъяты земельные участки, на сегодня реестр содержит более шести ста лиц.
Так, в период с 2016 по 2018 годы площадь выявленных сельхозземель составила всего по республике 7,5 млн. га, из них после принятия мер в сфере государственного контроля в госсобственность возвращено 4 млн. га, вовлечено в сельхозоборот, то есть приступили к использованию на площади 2,5 млн. га.
За последние два года, то есть с 2019 по 2020 годы площадь выявленных неиспользуемых сельхозземель составила 15,7 млн. га, из которых возвращено в госсобственность 4,2 млн. га, вовлечено в сельхозоборот 4,8 млн. га.
Таким образом как видно на слайде площади выявленных неиспользуемых земель за последние два года увеличились в 2 раза по сравнению с предыдущими тремя годами.
Данные факты свидетельствуют об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель и ужесточении принимаемых мер за последние годы.
(Слайд 3)
Главой государства на втором Заседании Национального совета общественного доверия было поручено закончить все подготовительные работы и провести пилотный проект по космомониторингу земли в ряде областей в 2020 году.
Во исполнение данного поручения проведен Пилотный проект по космомониторингу в Акмолинской, Костанайской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской областях.
Результат космомониторинга в пилотных регионах показал выявление неиспользуемых земель на площади 8,3 млн. га (Акмолинская – 2,3 млн. га., Восточно-Казахстанская – 1,6 млн.га., Костанайская – 2,1 млн.га., Мангистауская – 2,3 млн.га.), из них 0,7 млн. га пашни, 7,6 млн. га пастбища.
Процесс ведения космомониторинга по пастбищным угодьям осуществляется на веб-портале путем интеграции баз данных Автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра и Идентификации сельскохозяйственных животных, то есть система автоматически сверяет в соответствии с утвержденными нормативами нагрузку пастбищных угодий на одну условную голову сельхозживотного.
В результате сверки на электронной цифровой карте красным цветом отражаются незагруженные участки пастбищ. Весь процесс работы портала доступен земельному инспектору через его личный кабинет. Онлайн данные космомониторинга на постоянной основе обновляются.
Через космоснимки наблюдается не только использование или неиспользование пастбищ, но и неиспользование пахотных угодий. Также земельными инспекторами через соответствующие индикаторы наблюдаются паровые поля и их обработка, определяются виды культур, процессы химической обработки.
В личном кабинете земельного инспектора предусмотрено автоматическое формирование уведомления на неиспользуемые земли и направление его в личный кабинет землепользователя.
Процесс работы осуществляется веб-портале, который имеет открытый доступ для просмотра с отображенными цветовыми условными обозначениями на электронной карте. При этом землепользователи посредством ЭЦП имеют доступ на веб-портал к своим земельным участкам для подробного изучения.
Кроме того, Реестр субъектов по неиспользуемым сельхозземлям (черный список) с указанием кадастровых номеров, площади и конкретного местоположения участков опубликован на сайте qoldau.kz, то есть находится в открытом доступе.
На сегодня акиматы через личные кабинеты инспекторов продолжают работу по принятию мер в сфере землепользования, предусмотренных действующим законодательством.
Хотелось бы поблагодарить пилотные регионы за оказанную активную работу на веб-портале по проведению посубъектной сверки данных, что позволило определить точные сведения по неиспользуемым сельхозземлям.
(Слайд 4)
Кроме того, на постоянной основе ведется работа по совершенствованию государственного контроля в части вовлечения неиспользуемых сельхозземель в производственную деятельность. Планируется на законодательном уровне сократить этапы проверок и сроки изъятия неиспользуемых сельхозземель с 2 лет до 1 года, на основе автоматизации процесса бесконтактного контроля с использованием данных космического мониторинга.
Процесс автоматизации заключается в том, что в случае выявления нарушений землепользователю направляется уведомление о выявленных нарушениях и принятии мер по устранению нарушений земельного законодательства сроком в один год, путем СМС-сообщений или любым доступным способом.
По истечении срока устранения нарушений проводится повторный космомониторинг путем применения космоснимков, а также с посещением субъекта контроля. В случае не устранения нарушения подается исковое заявление в суд об изъятии неиспользуемого земельного участка.
Также, с внедрением нового механизма изъятия исключается нарочное вручение уведомления, возбуждение дела об административном производстве, а также контакт государственного инспектора с субъектом контроля.
Министерством параллельно ведутся работы по созданию цифровых сельскохозяйственных карт с фотоизображением местности на основе космоснимков, позволяющие получить однородную и сравнимую по качеству информацию единовременно для обширных территорий.
Основным содержанием сельхозкарт является дифференцирование угодий по фактическому их использованию, классификации, характеристике и структуре. На картах показаны все виды сельскохозяйственных угодий: пашни, залежи, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища.
Для оцифровки тематических карт сельхозземель будут использованы снимки ДЗЗ сверхвысокого разрешения (с разрешением не ниже 0,5 м) .
Кроме того, в рамках Государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы Министерством проводятся мероприятия по проведению почвенных и геоботанических обследований с созданием электронных карт в открытом доступе на сайте aisgzk.kz общей площадью 66 млн.га (почвенные 33 млн.га, геоботанические 33 млн.га).
Электронные карты отображают мелиоративное состояние угодий (засоленность, солонцеватость), качественные характеристики сельскохозяйственных угодий и кормоемкость пастбищных угодий для создания эффективной системы управления земельными ресурсами, балл бонитета для целей налогообложения.
На сегодняшний день имеются обновленные материалы по почвенным обследованиям на площади 47,45 млн.га (25,6 %) по геоботаническим обследованиям на площади 34,3 млн.га (20,8%).
(Слайд 5)
Министерством во исполнение поручения Президента Республики Казахстан внесен в Мажилис Парламента Законопроект по цифровизации государственных услуг в рамках единого государственного кадастра недвижимости».
Основными новеллами данного Законопроекта является унификация процедуры предоставления земельных участков, контроль сроков и хода рассмотрения заявок в информационной системе, безбумажное оказание услуги, исключение института земельной комиссии, согласование выделения земельного участка с гос.органами и организациями – монополистами в электронном формате.
Процедура оформления, регистрации земельных участков, недвижимости будет осуществляться на публичной кадастровой карте в информационной системе единого государственного кадастра недвижимости, которая создается путем консолидации информационных систем земельного и правового кадастров.
Техническую часть внедрения электронной публичный карты совместно с акиматами отрабатывает Министерство цифрового развития инновации и аэрокосмической промышленности.
Проектом Закона предусмотрено предоставление земель в электронном виде, путем прямого предоставления и предоставления посредством проведения торгов.
Первый способ, предусматривает предоставление земель путем принятия решения о наделении субъектов прав на землю.
Сегодня, прямое предоставление земельных участков состоит из 3-х этапов, 38 шагов и срок оформления достигает до 1 года. Цифровизация позволит сократить процедуры, Земельную комиссию и срок предоставления, что составит до 30 дней.
Второй способ - преимущественно на торгах (конкурсах, аукционах), которые будут проводится исключительно в электронном виде, на электронной торговой площадке Министерства финансов gosreestr.kz.
Действующий процесс предоставления земельных участков на торгах состоит из 3-х этапов,19 шагов, и занимает срок до 3 месяцев. Электронный формат предоставления позволит сократить срок до 10 дней.
Процедура проведения конкурсов по сельхозземлям состоит из 3 этапов, 19 шагов, срок оказания до 4-х месяцев. Автоматизация позволит сократить срок до 30 дней, уменьшить бюрократию и конкурс будет прозрачен.
Согласно реестра государственных услуг в сфере земельных отношений имеются 15 государственных услуг, из них 14 это 90% переведены в электронный формат. 10 услуг оказываются МИО, 5 Государственной корпорацией «Правительство для граждан».
В базе информационной системы государственного земельного кадастра имеется более 6,5 млн. сведений о предоставленных земельных участках.
После принятия Закона процесс предоставления сельхозземель будет оптимизирован и автоматизирован путем внедрения электронного формата предоставления, это позволит обеспечить прозрачность и снижение бюрократии в земельных отношениях.
Спасибо за внимание!