АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о результатах внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.1. Основания проведения внутреннего анализа 3
1.2. Направления для проведения внутреннего анализа 3
1.3. Период проведения анализа 3
1.4. Охватываемый период анализа 3
1.5. Описательная часть 3
ІІ. Департамент кадрового и административного обеспечения 4
2.1. Управление развития персонала 4
2.2. Управление контроля и документационное обеспечение 5
2.3. Организация праздничных и других мероприятий 7
2.4. Управление бухгалтерского учета 7
2.5. Управление государственных закупок
и договорно-хозяйственной работы 9
ІІІ. Департамент финансового обеспечения 10
ІV. Департамент развития государственных
услуг и цифровизации АПК 11
VІ. Департамент внутреннего аудита 20
VІІ. Управление научного обеспечения 21
VІІІ. Управление по связям с общественностью 22
ІХ. Департамент финансовых инструментов
и микрокредитования 22
9.1. Управление финансовых инструментов 24
9.2. Управление мониторинга микрокредитования 25
Х. Департамент агропродовольственных рынков
и переработки сельхозпродукции 27
ХІ. Департамент животноводства 29
ХІІ. Департамент земледелия 30
ХІІІ. Департамент стратегического планирования и анализа 31
13.1. Управление стратегического планирования 31
13.2. Управление мониторинга и анализа 32
13.3. Управление развития агропромышленного
комплекса в регионах и кооперации 33
ХІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 34
1.1. Основания проведения внутреннего анализа.
Пункт 5 статьи 8 Закона РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года.
Приказ Председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12.
Приказ Министра сельского хозяйства РК от 27 апреля 2022 года № 129 «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан».
1.2. Направления для проведение внутреннего анализа:
1.3. Период проведения анализа.
с 29 апреля по 30 июня 2022 года.
1.4. Охватываемый период анализа.
С 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года.
1.5. Описательная часть:
Проанализированы нормативные правовые акты, касающиеся деятельности Министерства, в частности, отраслевые законы, постановления Правительства РК, приказы и другие НПА в сфере сельского хозяйства (перечень основных отраслевых НПА, принятых за анализируемый период прилагается).
Рассмотрены и изучены рабочие процессы в осуществлении структурными подразделениями своих функций, отраслевые направления, внутренний аудит, оказании государственных услуг, управлении персоналом, организации и проведении госзакупок, организации бухгалтерского учета, проведении мероприятий по противодействию коррупции и др.
ІІ. Департамента кадрового и административного обеспечения.
2.1. Управление развития персонала.
Структура Министерства состоит из 11 департаментов и 5 самостоятельных управлений. Также в ведении Министерства находятся 3 Комитета, 2 акционерных общества и 5 РГУ, не являющиеся органами госуправления.
Штатная численность Министерства на 30 июня 2022 года составляет 211 единиц, фактическая численность – 184 единицы. Количество вакантных должностей – 27 единиц.
За период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в результате проведенных конкурсов на занятие вакантных административных государственных должностей было принято и назначено 35 человек. Фактов обжалования решений конкурсных комиссий в уполномоченном органе по делам государственной службы или в суде не было.
Управление развития персонала в своей деятельности осуществляет следующие функции:
- организация профессиональной адаптации и наставничества в государственном органе; обеспечение профессионального развития кадров государственного органа, в том числе путем организации переподготовки, повышения квалификации, стажировок; организация и обеспечение деятельности конкурсной, аттестационной, дисциплинарной комиссий, комиссий по установлению стажа государственной службы, по премированию, оказанию материальной помощи и установлению надбавок к должностным окладам работников, по рассмотрению представлений на награждение ведомственной наградой; обеспечение соблюдения процедур поступления, прохождения и прекращения государственной службы; организация проведения оценки деятельности государственных служащих, обеспечение соблюдения процедур их аттестации; организация ведения воинского учета военнообязанных работников Министерства.
Коррупционные риски в организационно-управленческой деятельности УРП не выявлены.
Также, Управлением развития персоналом проведен внутренний анализ следующих нормативных правовых актов:
- Закон РК «О государственной службе Республики Казахстан», Закон РК «О государственных наградах Республики Казахстан», Указ Президента РК от 29 декабря 2015 года № 152 «О некоторых вопросах прохождения государственной службы», Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2002 года № 784 «О порядке решения кадровых вопросов по должностным лицам, назначаемым Правительством Республики Казахстан, Премьер-Министром Республики Казахстан, по согласованию с ним или по его представлению», Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 21 февраля 2017 года № 40 «О некоторых вопросах занятия административной государственной должности», Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 10 сентября 2021 года № 158 «О некоторых вопросах прохождения государственной службы», Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 11 августа 2021 года № 138 «Об утверждении Методики по распределению административных государственных должностей корпуса «Б» по функциональным блокам».
В ходе изучения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Управления развития персоналом и анализа бизнес процессов в отдельных НПА выявлены риски коррупции, или же нормы, создающие условия для нарушения законодательства. Так:
- Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 11 августа 2021 года № 138 «Об утверждении Методики по распределению административных государственных должностей корпуса «Б» по функциональным блокам» предусматривает отнесение должностей к функциональным блокам по усмотрению руководства госоргана. При этом четких критериев отнесения должности к той или иной функциональной группе не установлено.
Это допускает возможность отнесения определенной должности к более высокой либо низкой функциональной группе, что и происходит на практике в разных ЦГО.
Предложения по устранению:
В целях исключения указанных рисков внести в Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 11 августа 2021 года № 138 изменения в части установления четких критериев отнесения должностей к функциональным блокам, либо исключения функционального блока «С».
2.2 Управление контроля и документационное обеспечение.
В ходе изучения нормативных правовых актов, регулирующих вопросы контроля и документационного обеспечения в целом норм, коррупционные риски не выявлены, в том числе:
- Указ Президента РК от 25 мая 2022 года № 903 «О внесении изменений в Указ Президента РК от 27 апреля 2010 года № 976 «Об утверждении правил подготовки, согласования и предоставления на рассмотрение Президенту РК проекта послания Президента РК народу Казахстан, подготовки, согласования, предоставления на подпись проектов актов и поручений Президента РК, реализации послания Президента РК народу Казахстан, осуществления контроля за исполнением актов и поручений Президента РК и Ассамблеи народа Казахстан, проведения мониторинга нормативных правовых указов Президента РК;
- Регламент Правительства РК в Новый редакции утвержденный постановлением Правительства РК от 2 июня 2022 года № 355 «Об утверждении Плана действий по реализации Указа Президента РК от 13 апреля 2022 года № 872 «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата»;
- Административно процедурно-процессуальный кодекс РК от 29 июня 2020 года №350-VI;
- постановление Правительства РК от 24 июня 2022 года № 429 «Об утверждении Правил отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней»;
- Приказ Министра культуры и спорта РК от 6 октября 2020 года №271 «О внесении изменения в приказ исполняющего обязанности Министра культуры и спорта РК от 29 сентября 2017 года № 263 «Об утверждении Перечня типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием срока хранения»;
- Положение «О Департаменте кадрового и административного обеспечения Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан», утвержденного приказом Руководителя аппарата Министерства №365 от 7 декабря 2021 года;
- Приказ Руководителя аппарата Министерства сельского хозяйства РК № 100 от 31 марта 2021 года «Об утверждении руководства по управлению внутренними процессами МСХ РК».
Основные задачи Управления контроля и документационного обеспечения (УКДО):
- совершенствование форм и методов работы с документами Министерства;
- организация исполнительской дисциплины, обращений граждан;
- обеспечение организации и проведение мероприятий, направленных на выполнение задач, поставленных перед Министерством, законодательством Республики Казахстан, Президентом Республики Казахстан и Премьер-Министром Республики Казахстан, его заместителями, Министром.
УКДО в установленном порядке проводятся работы в информационной системе «Облачный документооборот» (обработка входящей и исходящей корреспонденции, регистрация и учет, постановка поручений на контроль и снятие с контроля, доставка и рассылка документов по принадлежности руководству и оперативному ее прохождению в структурных подразделениях Министерства), проводится своевременное составление отчетности по документообороту.
На ежедневной основе предоставляется информация руководству Министерства о результатах исполнения контрольных поручений.
В установленном порядке рассматриваются обращения физических и юридических лиц в информационной системе «Е-Өтініш». Регистрация поступающих обращений осуществляется в день поступления и своевременно направляется на рассмотрение руководству. Проводится работа с ведомственным архивом Министерства и Экспертной комиссией по ценности документов с целью их отбора на хранение и уничтожение. Проводятся работы с сервисным продуктов Е-архивирование.
Коррупционные риски в нормативных правовых актах и организационно-управленческой деятельности УКДО отсутствуют, так как все действия автоматизированы.
2.3 Организация праздничных и других мероприятий (ДКАО).
Одним из направлений деятельности Департамента кадрового и административного обеспечения являются организация мероприятий, приуроченных к государственным и профессиональным праздникам, а также мероприятий, направленных на сплочение коллектива (тим-билдинг).
При этом, организация данных мероприятий требует значительных затрат денежных средств (аренда оборудования, приглашение артистов, покупка цветов и подарков, оплата услуг транспорта, помещений, территорий и тимбилдинга), которые в бюджете не предусмотрены.
В этой связи, в целях качественной организации мероприятий приходится искать различные пути, которые могут привести к коррупционным нарушениям.
Предложения по устранению:
Для устранения указанных коррупционных рисков необходимо разработать мероприятия для включения в бюджетную заявку Министерства для выделения средств на проведение мероприятий из бюджета либо установить определенные критерии.
2.4 Управление бухгалтерского учета:
Управление бухгалтерского учета осуществляет следующие функции:
1) финансовое обслуживание центрального аппарата Министерства, со штатной численностью – 211 ед. (центральный аппарат), формирование и разработка бюджетной заявки на предстоящий период по центральному аппарату, исполнение бюджета Министерства, составление планов финансирования по обязательствам и платежам на содержание аппарата министерства и свод комитетов;
2) осуществление контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
3) начисление и выплата в срок заработной платы государственным служащим, работникам Министерства;
4) проведение инвентаризации по активам и запасам, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
5) обеспечение контроля и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, представление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;
6) составление штатного расписания центрального аппарата Министерства и комитетов.
7) ежемесячный мониторинг по исполнению бюджета, свод отчетности по всем Комитетам.
8) контроль за составление актов поставки товаров и оказанных услуг согласно инструкции по организации и проведению государственных закупок товаров, работ и услуг;
9) издание приказа о создании комиссии по оценки количественно-качественного состояния товара, выполненных работ или оказанных услуг согласно инструкции по организации и проведению государственных закупок товаров, работ и услуг.
Анализ бизнес-процессов по перечню работ по бухгалтерскому учету показал, что планирование бюджетной заявки по программе 001-100.001/123,001/111,001/138 ЦА МСХ РК, рассмотрение и подготовка заявок на внесение изменений в планы финансирования по обязательствам и платежам по бюджетной программе 001 – 100,123,111, 001-104 ОТИ комитетов и по ЦА, при изменении помесячных объемов расходов, уточнений и корректировке республиканского бюджета, рассматривается по согласованию с руководством.
Работа с поставщиками, принятие товаров количественно-качественного состояния, выполненных работ или оказанных услуг, составление актов поставки товаров и оказанных услуг согласно инструкции по организации и проведению государственных закупок товаров, работ и услуг принимается по порталу государственных закупок, без вмешательства человеческого фактора, согласно договора. Коррупционные риски в организационно-управленческой деятельности УБУ отсутствуют.
Проанализированы нормативные правовые акты, касающиеся деятельности Управления такие как: Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2023-2025 годы», Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года «Бюджетный кодекс Республики Казахстан», Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях», Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2000 года № 1428 «Об утверждении Правил о служебных командировках в пределах Республики Казахстан работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, а также депутатов Парламента Республики Казахстан», Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 мая 2018 года № 256 «Об утверждении Правил возмещения расходов на служебные командировки за счет бюджетных средств, в том числе в иностранные государства», Приказ Руководителя аппарата от 15 ноября 2021 года № 330 «Об утверждении Регламента Взаимодействия по учету и отчетности Департамента кадрового и административного обеспечения с отраслевыми департаментами центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан» коррупционных рисков не выявлено.
2.5 Управление государственных закупок и договорно-хозяйственной работы:
За период с 1 января 2022 года по 1 июля 2022 года коррупционные правонарушения в области государственных закупок не совершались.
За указанный период по итогам проведенных конкурсов по государственным закупкам поступила 1 жалоба, рассмотренная Департаментом внутреннего государственного аудита по г. Нур-Султан, где в удовлетворении потенциальному поставщику было отказано.
Управление государственных закупок и договорно-хозяйственной работы в своей деятельности осуществляет следующие функции:
- осуществляет разработку и согласование проекта годового плана, осуществляет подготовку к утверждению и размещению годового плана на веб-портале, осуществляет разработку и внесение на утверждение проектов приказов о проведении государственных закупок, осуществляет формирование конкурсной документации на веб-портале, опубликовывает объявления о проведении электронного конкурса на веб-портале, протокол вскрытия заявок на участие в электронном конкурсе, протокол о допуске к участию в электронном конкурсе, а также другие документы на веб-портале, при их наличии, опубликовывает на веб-портале заключения эксперта (экспертной комиссии), размещает на веб-портале сведения о проводимых государственных закупках способом запроса ценовых предложений, направляет потенциальному поставщику посредством веб-портала приглашения об участии в государственных закупках способом из одного источника, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о государственных закупках, осуществляет составление заявки на регистрацию договоров о государственных закупках товаров, работ и услуг в территориальном органе казначейства Министерства финансов Республики Казахстан. Коррупционные риски в организационно-управленческой деятельности не выявлены.
При проведении внутреннего анализа Управлением государственных закупок и договорно-хозяйственной работы проанализированы следующие нормативные правовые акты: Закон РК «О государственных закупках», Приказы Министра финансов РК: Об утверждении правил осуществления государственных закупок, Об определении перечня товаров, работ, услуг ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса либо аукциона и вступления в силу договора о государственных закупках, Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым способ осуществления государственных закупок определяется уполномоченным органом.
В ходе изучения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Управления государственных закупок и договорно-хозяйственной работы, не выявлены коррупционные риски или же нормы, создающие условия для нарушения законодательства.
ІІІ. Департамент финансового обеспечения (ДФО):
Департамент финансового обеспечения является структурным подразделением Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее – Министерство) и состоит из Управления разработки свода бюджета и Управления мониторинга исполнения бюджета, консолидации финансовой и бюджетной отчетности.
Основными задачами Департамента являются формирование свода бюджета Министерства (на предстоящий трехлетний период, по уточнению, корректировке республиканского бюджета), во взаимоувязке с планом развития Министерства и программными документами для реализации стратегических целей и задач МСХ и мониторинг исполнения бюджета, консолидация финансовой и бюджетной отчетности.
Департамент в своей деятельности руководствуется: Бюджетным кодексом, а также вытекающим из него Законами, иными нормативными правовыми актами. При внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс и иные нормативные правовые акты направляет свои предложения органу- разработчику НПА и участвует на заседаниях рабочих групп.
Департамент проанализировал нормативные правовые акты: Приказ Руководителя аппарата Министерства сельского хозяйства от 25 января 2022 года № 21 «Об утверждений карты управленческой отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан» и Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 24 ноября 2014 года № 511 «Об утверждении Правил составления и представления бюджетной заявки».
В связи с этим, не выявлены дискреционные полномочия и нормы, способствующие совершению коррупционных правонарушений в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Департамента.
В организационно-управленческую деятельность Департамента не входят вопросы по управлению персоналом, в том числе сменяемость кадров; урегулирование конфликта интересов; оказание государственных услуг; реализация разрешительных функций; реализация контрольных функций.
Сотрудники Департамента при осуществлении своих функций работают посредством информационных систем (ОДО, ИСГП, Электронное правительство, ИАИС «е-Минфин» и т.д.) и не имеют прямой связи с исполнителями Структурных подразделений при рассмотрении писем, проектов НПА, бюджетных заявок, отчетов согласно Карты управленческой отчетности МСХ РК.
В связи с вышеизложенным, в Департаменте не выявлены коррупционные риски в нормативных правовых актак и в организационно-управленческой деятельности.
ІV. Департамент развития государственных услуг и цифровизации АПК (ДРГУЦ АПК).
На сегодняшний день автоматизировано 93% госуслуг: из 57 госуслуг в электронном формате оказывается 53. Автоматизация оставшихся 4-х видов госуслуг сдерживается по объективным причинам.
В 2021 году оказано 470 019 государственных услуг, из них в электронном формате – 388 178 (82%), в бумажном – 81 841 (18%).
Так, по 2 государственным услугам («Проведение апробации и регистрационных испытании ветеринарного препарата и кормовых добавок» и «Согласование нормативно-технической документации на новые, усовершенствованные ветеринарные препараты, кормовые добавки») на данный момент автоматизация затруднена ввиду необходимости доставки образцов ветеринарных препаратов для проведения апробации и регистрационных испытаний согласно условиям хранения и транспортировки (температура, влажность и т.д.).
Кроме того, на стороне портала Е-лицензирование имеются и технические проблемы, связанные с превышением объемов загружаемой информации в систему, через которую оказываются услуги (например, в одном экземпляре НТД 400-1500 листов, что при размере 0,5 мб за 1 страницу составит 200мб за весь объем документов) в одном документе не должно превышать 10-15 мб.
В этой связи, на сегодняшний день не имеется возможности автоматизировать данные госуслуги.
Государственную услугу в сфере земельных отношений («Определение делимости и неделимости земельных участков») планируется исключить по причине не актуальности. Добавлена госуслуга «Продление срока аренды земельного участка» с формой оказания «Электронная (частично автоматизированная) /бумажная»
По государственной услуге в сфере субсидирования («Субсидирование развития систем управления производством сельскохозяйственной продукции») - данная мера государственной поддержки была направлена на субсидирование затрат субъектов АПК в соответствии с требованиями международных стандартов (ИСО, ХАССП) и сертификации на их соответствие. Однако, субсидирование в связи с ежегодным снижением заявок прекращено в 2012 году. В этой связи с 2013 года Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан заявок на выделение средств из республиканского бюджета по данной программе не подавалось.
Данную государственную услугу планируется автоматизировать в новой информационной системе субсидирования.
Департамент в своей деятельности руководствуется: Законом Республики Казахстан «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года и Кодексом Республики Казахстан «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан» от 29 июня 2020 года.
Также, в целях реализации Поручения Правительства по введению временных ограничений на экспорт/импорт социально значимых товаров добавлена новая госуслуга «Выдача лицензии на экспорт и (или) импорт товаров при введении количественных ограничений (квот)»
Факты оказания государственных услуг с нарушением сроков выявляются ежегодно, что влечет высокие коррупционные риски.
В этой связи необходимо принять меры по улучшению ситуации и недопущению фактов нарушений при оказании государственных услуг.
К факторам, повлекшим нарушения сроков оказания государственных услуг, относятся: высокая загруженность специалистов ответственных за оказание государственных услуг и сбои в работе информационных систем. Отсутствие интеграции между ИС ЕАСУ и ИС Мониторинг.
Полная автоматизация и оптимизация госуслуг является важным аспектом снижения коррупционных рисков в сфере оказания госуслуг.
Вместе с тем, при оказании госуслуги «Выдача акта экспертизы (протокол испытаний), выдаваемой ветеринарными лабораториями», прием заявления и выдача результата оказания госуслуги осуществляется через территориальные инспекции Комитета КВКН МСХ РК. На практике, на основании заявления услугополучателей, государственные ветеринарные инспекторы (далее- инспектор) выезжают для отбора проб перемещаемых объектов, затем производят их упаковку, маркировку и личную их доставку в областной филиал ветеринарной лаборатории в г. Петропавловск для исследований (при отсутствии госветсанинспектора при сдаче проб, сотрудники лаборатории пробы не принимают), что носит крайне затратный характер для районных подразделений инспекции. В ряде районных территориальных инспекций отсутствует ГСМ и специалисты вынуждены отправлять отобранные пробы в областной центр попутным транспортом (таксисты, доставщики и т.д.). При этом в процессе транспортировки проб возможен риск не соблюдения температурного режима.
Во многих случаях, услугополучатель узнает о стоимости услуг РГП «Республиканская ветеринарная лаборатория», когда пробы доставлены услугодателю, в связи с этим услугополучатели или вынуждены отказываться от услуг, или не оплачивают договора об оказанных услугах сразу при доставке проб и оплата уже за оказанные услуг начинает затягиваться (задерживать готовые акты экспертизы инспектора не имеют право).
Государственный ветеринарный инспектор, осуществивший отбор проб, вынужден звонить услугополучателю и напоминать о необходимости оплатить услугу по Прейскуранту цен РГП «Республиканская ветеринарная лаборатория». Данный механизм оказания госуслуги формирует у услугополучателя мнение о материальной заинтересованности государственного инспектора и негативно сказывается на его имидже, что способствует возникновению предпосылок для обращения по разрешению проблемного вопроса и как следствия совершения инспектором коррупционного правонарушения
Предлагаемое решение:
На сегодняшний день, в СКО госуслуга оказывается только в областном центре г. Петропавловске и районе им. Г. Мусрепова в связи с тем, что районные ветеринарные лаборатории не аккредитованы. Для аккредитации требуется соответствующее оборудование, обучение специалистов и т.д. Вместе с тем, отделы филиала имеются во всех районах. Предлагаем все отделы СКОФ «Республиканская ветеринарная лаборатория» оборудовать необходимыми средствами и специалистами для осуществления экспертизы на месте без выезда в областной центр, то есть пройти аккредитацию. Данная мера позволит на месте установить стоимость услуги, осуществить оплату и провести экспертизу. Как вариант, аккредитовать еще несколько лабораторий по области для быстрой доставки продукции для экспертизы.
В целях дальнейшей оптимизации процесса по подаче заявок услугополучателей и выдачи результата оказания госуслуги в электронном формате и устранения коррупционных рисков рекомендуем:
Принять необходимые меры по оказанию вышеназванных государственных услуг в электронном формате.
Исключить альтернативу получения государственных услуг на бумажном носителе, увеличить услуги, доступные на основании «одного заявления» и внедрения проактивных услуг.
Наряду с этим, ввиду непосредственного контакта услугодателя с услугополучателем следующие государственные услуги в сфере технической инспекции подвержены коррупционному риску:
- Государственная регистрация (перерегистрация), снятие с регистрационного учета тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, а также специальных машин повышенной проходимости и выдача регистрационного документа (дубликата) и государственного номерного знака для них;
- Выдача удостоверений на право управления тракторами и изготовленными на их базе самоходными шасси и механизмами, самоходными сельскохозяйственными, мелиоративными и дорожно-строительными машинами и механизмами, а также специальными машинами повышенной проходимости;
- Проведение ежегодного государственного технического осмотра тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, а также специальных машин повышенной проходимости.
- Государственная регистрация (снятие с регистрации) залога, регистрация изменений, дополнений (в том числе переход права собственности другому лицу, уступка права требования, последующий залог (перезалог)) и прекращение действия зарегистрированного залога, а также выдача свидетельства или дубликата о государственной регистрации залога тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, специальных машин повышенной проходимости.
Предложения по устранению:
В целях дальнейшей оптимизации процесса по подаче заявок услугополучателей и выдачи результата оказания госуслуги в цифровом формате, на пластиковых картах нового образца и устранения коррупционных рисков рекомендуем:
Проводить прием заявлений и выдачу их результатов услугополучателю через филиалы Государственной корпорации «Правительство для граждан» с переходом выдачи регистрационных документов сельскохозяйственной техники и удостоверений тракториста – машиниста на пластиковые карты нового образца.
Использовать технические возможности Республиканского государственного предприятия «Информационный – производственный центр» для изготовления и выдачи регистрационных документов сельскохозяйственной техники и удостоверений тракториста – машиниста на пластиковых картах нового образца.
Предусмотреть возможность передислокации и размещения услугодателей (технических инспекторов) местных исполнительных органов в филиалах Государственной корпораций «Правительство для граждан», для оказания качественных государственных услуг по принципу «одного окна».
Также, При проведении внутреннего анализа проанализированы следующие нормативные правовые акты:
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 4-3/270 «Об утверждении Правил приема экзаменов и выдачи удостоверений на право управления тракторами и изготовленными на их базе самоходными шасси и механизмами, самоходными сельскохозяйственными, мелиоративными и дорожно-строительными машинами, а также специальными машинами повышенной проходимости»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 4-3/267 «Об утверждении Правил государственной регистрации тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, специальных машин повышенной проходимости»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 4-3/268 «Об утверждении Правил государственной регистрации залога тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, специальных машин повышенной проходимости»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 4-3/269 «Об утверждении Правил ежегодного государственного технического осмотра тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, специальных машин повышенной проходимости»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 15 декабря 2014 года № 5-2/671 «Об утверждении Правил субсидирования развития систем управления производством сельскохозяйственной продукции»;
- Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 26 октября 2018 года № 436 «Об утверждении Правил субсидирования ставок вознаграждения при кредитовании субъектов агропромышленного комплекса, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 июля 2015 года № 4-2/602 «Об утверждении Правил проведения сортоиспытания сельскохозяйственных растений»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 4-4/61 «Об утверждении Правил проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний и государственной регистрации пестицидов»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 января 2015 года № 7-1/37 «Об утверждении Правил присвоения учетных номеров объектам производства, осуществляющим выращивание животных, заготовку (убой), хранение, переработку и реализацию животных, продукции и сырья животного происхождения, а также организациям по производству, хранению и реализации ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 июня 2015 года № 15-08/590 «Об утверждении Правил по охране территории Республики Казахстан от карантинных объектов и чужеродных видов»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 21 мая 2015 года № 7-1/453 «Об утверждении Правил выдачи ветеринарных документов и требований к их бланкам»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 16 января 2015 года № 7-1/19 «Об утверждении Правил выдачи акта экспертизы (протокола испытаний)»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 6-3/597 «Об утверждении Правил субсидирования стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 15 марта 2019 года № 108 «Об утверждении Правил субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 7-1/68 «Об утверждении Правил идентификации сельскохозяйственных животных»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 октября 2020 года № 309 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз образцов незарегистрированных средств защиты растений (пестицидов) для проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний и (или) научных исследований в соответствии с решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 9-3/271 «Об утверждении Правил субсидирования заготовительным организациям в сфере агропромышленного комплекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет, в пределах исчисленного налога на добавленную стоимость»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 июля 2020 года № 215 «О внесении изменения в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 9-3/278 «Об утверждении Правил аккредитации заготовительных организаций в сфере агропромышленного комплекса»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 июня 2020 года № 193 «О внесении изменений в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 5 мая 2016 года № 205 «Об утверждении Правил субсидирования процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 августа 2020 года № 243 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 июля 2018 года № 317 «Об утверждении Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 13 августа 2020 года № 251 «О внесении изменений в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 9-1/71 «Об утверждении Правил субсидирования в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 21 июля 2015 года № 7-1/678 «Об утверждении Правил регистрации лазерных станций, изделий (средств) и атрибутов для проведения идентификации сельскохозяйственных животных и производителей»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 июля 2020 года № 236 «О внесении изменений в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 декабря 2015 года № 1-1/1069 «Об утверждении Правил субсидирования затрат ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов на проведение внутреннего аудита сельскохозяйственных кооперативов»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 июля 2020 года № 242 «О внесении изменений в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 26 ноября 2014 года № 3-2/615 «Об утверждении Правил субсидирования затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 сентября 2020 года № 295 «О внесении изменений в приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 4 октября 2018 года № 408 «Об утверждении Правил субсидирования повышения продуктивности и качества продукции аквакультуры (рыбоводства)»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 13 августа 2020 года № 252 «О внесении изменений в приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 ноября 2018 года № 477 «О некоторых мерах по реализации Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 24 ноября 2014 года № 7-1/611 «Об утверждении Правил проведения апробации и регистрационных испытаний ветеринарных препаратов, кормовых добавок»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 7-1/625 «Об утверждении Правил согласования нормативно-технической документации на новые, усовершенствованные ветеринарные препараты, кормовые добавки»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 января 2015 года № 7-1/31 «Об утверждении Правил проведения государственной регистрации ветеринарных препаратов, кормовых добавок»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 октября 2020 года № 302 «Об утверждении Правил выдачи лицензии для занятия деятельностью в сфере ветеринарии»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 6 мая 2020 года № 156 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 4-2/266 «Об утверждении Правил аттестации производителей оригинальных и элитных семян, семян первой, второй и третьей репродукций, реализаторов семян»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 3 ноября 2020 года № 334 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Выдача лицензии на осуществление деятельности на производство (формуляции) пестицидов, реализацию пестицидов, применение пестицидов аэрозольным и фумигационным способами»;
- Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 июня 2021 года № 178 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги Выдача лицензии на оказание услуг по складской деятельности с выпуском зерновых расписок и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 18 июня 2015 года № 4-5/545 «Об утверждении стандарта государственной услуги "Выдача лицензии на оказание услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 9 декабря 2014 года № 16-04/647 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на экспорт, импорт и транзит перемещаемых (перевозимых) объектов с учетом оценки эпизоотической ситуации на соответствующей территории»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 сентября 2020 года № 299 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги Выдача лицензии на импорт средств защиты растений (пестицидов)»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 октября 2020 года № 301 «Об утверждении Правил по оказанию государственных услуг в сфере земельных отношений»;
Анализ показал об отсутствии коррупционных рисков в данных нормативных правовых актах.
Реализация контрольных функций.
Реализация контрольных функции структурными подразделениями Министерством не осуществляется, все контрольно-надзорные функции закреплены за ведомствами Министерства.
V. Департамент юридической службы (ДЮС):
Функции и организационно-управленческая деятельность Департамента юридической службы регламентируются следующими нормативными правовыми актами:
1) постановление Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2006 года № 1072 «Об утверждении Типового положения о юридических службах государственных органов Республики Казахстан»;
2) приказ Руководителя аппарата Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 7 декабря 2021 года № 365 «Об утверждении положений о структурных подразделениях Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан».
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами Департамент юридической службы осуществляет следующие функции:
Анализ указанных норм показал об отсутствии коррупционных рисков в данных нормативных правовых актах и организационно-управленческой деятельности.
VІ. Департамент внутреннего аудита (ДВА):
Согласно утвержденному Положению структура Департамента внутреннего аудита Министерства (ДВА) состоит из 2 управлений: Управление внутреннего аудита и Управление мониторинга и оценки.
В свою очередь, ДВА осуществляет свою деятельность в рамках компетенций, установленных статьей 15 Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле».
Нормативно правовые акты регулирующие деятельность Департамента внутреннего аудита: Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V ЗРК «О государственном аудите и финансовом контроле», Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 392 «Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля».
Бизнес-процессы Департамента внутреннего аудита Министерства четко регламентированы соответствующими НПА отрасли, в том числе Правилами проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля службами внутреннего аудита» согласно приложению 2, утвержденными приказом МФ РК от 19.03.2018 № 392, процедурными стандартами внутреннего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности службами внутреннего аудита, утвержденными приказом МФ РК от 2.10.2018 № 873 и типовым положением о службах внутреннего аудита, утвержденным приказом МФ РК от 30.11.2015 № 599.
Таким образом, не выявлены нормы, способствующие совершению коррупционных правонарушений в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность и организационно-управленческой деятельности Департамента внутреннего аудита.
VІІ. Управление научного обеспечения (УНО):
Основной задачей Управления является реализация государственной политики в области научного обеспечения агропромышленного комплекса и подготовки кадров, в том числе организация мероприятий по развитию подведомственных высших учебных заведений, научно-исследовательских и опытно-экспериментальных организаций. Управление координирует и курирует деятельность некоммерческого акционерного общества «Национальный аграрный научно-образовательный центр» (далее – НАНОЦ).
Управление в своей деятельности руководствуется: Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «О науке», «Об образовании» и другими законодательными, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Республики Казахстан, Стратегией развития Казахстана до 2050 года, Стратегическим планом развития Республики Казахстан, Стратегическим планом Министерства, Операционным планом Министерства, а также Положением Управления.
Проанализированы нормативные правовые акты: Закон Республики Казахстан «О науке» от 18 февраля 2011 года № 407-IV, Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III, Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил базового и программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности, а также грантового финансирования научной и (или) научно-технической деятельности и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» от 25 мая 2011 года № 575, Постановление Правительства Республики Казахстан «О национальных научных советах» от 16 мая 2011 года № 519, Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации и проведения государственной научно-технической экспертизы» от 1 августа 2011 года № 891. Вместе с тем, в настоящее время на стадии разработки, согласования и утверждения находится проект Правил субсидирования стоимости затрат на разработку и внедрение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В связи с этим, не выявлены дискреционные полномочия и нормы, способствующие совершению коррупционных правонарушений в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Управления.
Сотрудники Управления при осуществлении своих функций работают посредством информационных систем (ОДО, ИСГП, ИПГО и т.д.) и не имеют прямой связи с исполнителями структурных подразделений при рассмотрении писем, проектов НПА, бюджетных заявок, отчетов согласно Карты управленческой отчетности МСХ РК.
Управление научного обеспечения не вправе выделять либо оказывать содействие в финансировании реализации научных проектов/программ либо внедрения НИОКР, поскольку все это осуществляется в соответствии с законодательством, то есть на конкурсной основе, через процедуры государственной научно-технической экспертизы, утверждения Национальным научным советом и одобрения Высшей научно-технической комиссией при Правительстве.
В связи с вышеизложенным, в Управлении не выявлены коррупционные риски в нормативных прововых актах и в организационно-управленческой деятельности.
VІІІ. Управление по связям с общественностью (УСО):
На сегодняшний день в задачи Управления входит участие в формировании и реализации государственной информационной политики в пределах компетенции Министерства, информационное сопровождение его работы, анализ и мониторинг информационного пространства.
(Составление медиа-плана, постоянный мониторинг СМИ и соц.сети, организация медиа-мероприятий: пресс-конференции, интервью, пресс-туры, подготовка и распространение официальных сообщений, пресс-релизов и других информационных материалов по различным вопросам деятельности министерства в республиканских и региональных средствах массовой информации, организация информационного освещения совещаний, рабочих поездок и других мероприятий, проводимых с участием первых руководителей министерства, поддержание рабочих контактов с журналистами и руководителями республиканских и областных СМИ).
Также, взаимодействие с гражданским обществом, организация деятельности Общественного совета, обеспечение открытости государственного органа в рамках электронного портала Открытое правительство, которое состоит из компонентов как: открытые данные, открытые НПА, открытый диалог, открытые бюджеты, блог министра.
Анализ указанных норм показал об отсутствии коррупционных рисков в данных нормативных правовых актах и в организационно-управленческой деятельности.
ІХ. Департамент финансовых инструментов и микрокредитования (ДФИМ):
Проанализированы нормативные правовые акты, касающиеся деятельности Департамента финансовых инструментов и микрокредитования Министерства, в частности, постановления Правительства РК, приказы в рамках компетенции департамента:
- Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 июля 2018 года № 317 «Об утверждении Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 августа 2018 года № 17320);
- Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 26 октября 2018 года № 436 «Об утверждении Правил субсидирования ставок вознаграждения при кредитовании субъектов агропромышленного комплекса, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 ноября 2018 года № 17741);
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 5 мая 2016 года № 205 «Об утверждении Правил субсидирования ставок вознаграждения по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4 июля 2016 года № 13876);
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 9-1/71 «Об утверждении Правил субсидирования в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 октября 2015 года № 12183);
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 14 мая 2020 года № 170. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 мая 2020 года № 20641 «Об утверждении Правил разработки и утверждения страховых продуктов»;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 января 2022 года № 23 «Об определении основных условий предоставления бюджетного кредита акционерному обществу «Аграрная кредитная корпорация»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 24 декабря 2019 года № 457 «Об утверждении Правил субсидирования купонного вознаграждения по облигациям» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 декабря 2019 года № 19753).
При этом, структурными подразделениями на постоянной основе ведется правовой мониторинг всех нормативных правовых актов, утвержденных Министерством.
По результатам правового мониторинга вносятся изменения в нормативные правовые акты в части приведения в соответствие с вновь принятыми законами, также вносились изменения по предложениям заинтересованных государственных органов и организаций.
Также, рассмотрены и изучены рабочие процессы в осуществлении структурных подразделениями своих функции, оказании государственных услуг, проведении мероприятий по противодействию коррупции и др. Кроме того, изучены материалы проведенного государственного аудита в центральном аппарате Министерстве и итоги внешней оценки эффективности деятельности Министерства.
Описательная часть:
В структуру Департамента входит 2 управления. Штатная численность Департамента на 1 апреля 2022 года составляет 14 единиц, фактическая численность – 12 единиц.
9.1 Управление финансовых инструментов (ДФИМ).
На сегодняшний день Управление разрабатывает правила субсидирования ставок вознаграждения при кредитовании субъектов агропромышленного комплекса, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования; разрабатывает правила субсидирования ставок вознаграждения по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса; разрабатывает правила субсидирования купонного вознаграждения по облигациям; разрабатывает правила субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях; осуществляет контроль и анализ выполнения стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, в регулируемой Министерством отрасли; проводит анализ эффективности мер государственной поддержки, входящих в компетенцию Управления; согласовывает проекты постановлений, законов и других нормативных документов государственных органов по вопросам, входящим в компетенцию Управления; участвует в разработке проектов законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан и приказов Министра по вопросам создания новых и совершенствования действующих финансовых инструментов, направленных на развитие системы кредитования в агропромышленном комплексе; обеспечивает подготовку справочных материалов к рабочим поездкам руководства Министерства по областям республики по использованию ими бюджетных средств, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса в рамках компетенции Управления; вырабатывает предложения по повышению эффективности, совершенствования налоговой системы в агропромышленном комплексе; осуществляет размещение проектов концепций законопроектов и нормативных правовых актов вместе с пояснительными записками и сравнительными таблицами к ним (в случаях внесения изменений и (или) дополнений в законодательные акты) по вопросам в пределах компетенции Управления до направления их на согласование в заинтересованные государственные органы для публичного обсуждения на интернет-портале открытых нормативных правовых актов; осуществляет администрирование бюджетных программ, входящих в компетенцию Управления; осуществляет размещение открытых данных на интернет-портале открытых данных на казахском и русском языках по вопросам в пределах компетенции Управления; организует работу Экспертного совета по вопросам частного предпринимательства в соответствии со статьей 64 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан; осуществляет взаимодействие с местными исполнительными органами по вопросам, входящим в компетенцию Управления; осуществляет правовой мониторинг нормативных правовых актов, утверждаемых в пределах компетенции Управления; вырабатывает предложения для включения в стратегические планы, государственные отраслевые программы, направленные на создание условий для повышения экономической доступности финансовых услуг; осуществляет координацию работ по разработке проектов законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан и приказов Министра по вопросам, входящим в компетенцию Управления; обеспечивает подготовку справочных материалов к рабочим поездкам руководства Министерства по областям республики по использованию ими бюджетных средств, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса в рамках компетенции Управления; осуществляет мониторинг достижения стратегических целей по вопросам, входящим в компетенцию Управления и др.
9.2 Управление мониторинга микрокредитования (ДФИМ).
На сегодняшний день Управление осуществляет организацию микрокредитования, в том числе масштабирования пилотного проекта «Повышение доходов сельского населения Жамбылской области»; разрабатывает и утверждает правила субсидирования в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса; разрабатывает и утверждает Правила субсидирования страховых премий; разрабатывает и утверждает Правила разработки и утверждения страховых продуктов; разрабатывает и утверждает Правила микрокредитования в сельских населенных пунктах и малых городах; осуществляет администрирование бюджетных программ, входящих в компетенцию Управления; осуществляет координацию работ оператора в сфере страхования в агропромышленном комплексе; осуществляет координацию работ по определению страховых продуктов; определяет порядок разработки страховых продуктов; осуществляет координацию работ по разработке проектов законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан и приказов Министра по вопросам развития системы страхования в агропромышленном комплексе; осуществляет координацию работ по совершенствованию системы страхования в агропромышленном комплексе; осуществляет координацию работ по совершенствованию системы гарантирования в агропромышленном комплексе; осуществляет координацию работ по разработке проектов законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан и приказов Министра по вопросам, входящим в компетенцию Управления; обеспечивает подготовку справочных материалов к рабочим поездкам руководства Министерства по областям республики по использованию ими бюджетных средств, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса в рамках компетенции Управления; согласовывает проекты постановлений, законов и других нормативных документов государственных органов по вопросам, входящим в компетенцию Управления; осуществляет размещение проектов концепций законопроектов и нормативных правовых актов вместе с пояснительными записками и сравнительными таблицами к ним (в случаях внесения изменений и (или) дополнений в законодательные акты) по вопросам в пределах компетенции Управления до направления их на согласование в заинтересованные государственные органы для публичного обсуждения на интернет-портале открытых нормативных правовых актов; осуществляет размещение открытых данных на интернет-портале открытых данных на казахском и русском языках по вопросам в пределах компетенции Управления; осуществляет взаимодействие с местными исполнительными органами по вопросам, входящим в компетенцию Управления; осуществляет правовой мониторинг нормативных правовых актов, утверждаемых в рамках компетенции Управления; вырабатывает предложения для включения в стратегические планы, государственные отраслевые программы, направленные на создание условий для повышения доступности кредитов/микрокредитов; разрабатывает и утверждает типовую форму договора по страхованию и договора о порядке и условиях частичного возмещения страховых выплат и др.
Учитывая, что в ДФИМ и в целом в Министерстве по линии кредитования субъектов АПК и по линии субсидирования в рамках финансовых инструментов отсутствует компетенция прямого кредитования и прямого субсидирования, в ДФИМ у сотрудников в рамках функциональных обязанностей отсутствует компетенция по выдаче каких-либо разрешительных документов или принятия решения.
В этой связи, коррупционных рисков по курируемым вопросам не выявлено.
Вместе с тем, в настоящее время в Министерстве по замечаниям Антикоррупционной службы РК ведется работа в рамках рабочей группы по пересмотру правил субсидирования.
В этой связи, работа по сокращению коррупционных рисков возникающих у сотрудников УСХ областей при выдаче субсидий будет продолжена в рамках вышеуказанной Рабочей группы.
По предложениям Генеральной прокуратуры РК в Министерство национальной экономики РК направлены материалы для вынесения на рассмотрение в рамках Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики РК вопроса целесообразности дальнейшего субсидирования купонного вознаграждения по облигациям. По итогам рассмотрения на основании решения Государственной комиссии будут проведены необходимые мероприятия.
В целом, анализ показал об отсутствии коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента финансовых инструментов и микрокредитования.
Х. Департамент агропродовольственных рынков и переработки сельхозпродукции (ДАРПС):
Департамент агропродовольственных рынков и переработки сельхозпродукции (далее – Департамент) состоит из следующих управлений:
- Управление агропродовольственных рынков;
- Управление сертификации сельскохозяйственной продукции;
- Управление переработки растениеводческой продукции;
- Управление переработки животноводческой продукции.
Основными задачами Департамента являются:
- формирование и реализация политики государства, стратегических планов, государственных и иных программ и проектов в сфере регулирования агропродовольственных рынков, переработки сельхозпродукции и пищевой промышленности;
- определение стратегии и проведение единой государственной политики в области сертификации сельхозпродукции, производства органической продукции и технического регулирования в области агропромышленного комплекса;
- нормативное обеспечение в области переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой промышленности, производства органической продукции и технического регулирования в области агропромышленного комплекса;
- выработка предложений по вопросу участия Министерства в международных организациях и внешней инвестиционной политике в области переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой промышленности, производства органической продукции и технического регулирования в области агропромышленного комплекса.
Проанализировав Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года «О производстве органической продукции», Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 мая 2016 года № 231 «Об утверждении списка разрешенных средств, применяемых при производстве органической продукции», Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 мая 2016 года № 230 «Об утверждении Правил производства и оборота органической продукции», Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 18 декабря 2015 года № 1-3/1102 «Об утверждении Правил ведения реестра производителей органической продукции», Совместный приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 15-05/1139 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 818 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области производства органической продукции», Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 15 декабря 2014 года № 5-2/671 «Об утверждении Правил субсидирования развития систем управления производством сельскохозяйственной продукции», Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 280 «Об утверждении Типовых правил реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары», Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 26 ноября 2014 года № 3-2/615 «Об утверждении Правил субсидирования затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки» анализ указанных норм показал об отсутствии коррупционных рисков.
При этом, структурными подразделениями на постоянной основе ведется правовой мониторинг всех нормативных правовых актов, утвержденных Министерством.
По результатам правового мониторинга вносятся изменения в нормативные правовые акты в части приведения в соответствие с вновь принятыми законами, также вносились изменения по предложениям заинтересованных государственных органов и организаций.
В целях снижения коррупционных рисков процесс автоматизации оказания государственной услуги по субсидированию систем управления сельскохозяйственной продукции отрабатывается с ИТ-компанией (рассматривается сокращение сроков оказания госуслуги, перевода комиссионного рассмотрения в электронный формат, ведение электронного реестра производителей сельхозпродукции). В мае т.г. проведено предварительное тестирование автоматизации госуслуги.
Кроме того, законопроектом «О производстве и обороте органической продукции» (новая редакция) рассматривается передача оказания госуслуги местным исполнительным органам (ранее оказывалась МСХ).
В целом, анализ показал об отсутствии коррупционных рисков в нормативных правовых актах и в организационно-управленческой деятельности Департамента.
ХІ. Департамент животноводства (ДЖ):
Департамент является структурным подразделением Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее-министерство) и состоит из следующих управлений:
1) Управление стратегии развития отраслей животноводства;
2) Управление развития племенного дела и пастбищного животноводства.
Основными задачами департамента являются: определение стратегии, осуществление мониторинга в области развития животноводства, в том числе племенного животноводства и кормопроизводства, а также участие в разработке предложений по реализации бюджетных программ, направленных на государственную поддержку развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства, кормопроизводства, совершенствование законодательства в области племенного животноводства и кормопроизводства, рационального использования пастбищ.
Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «О племенном животноводстве», «О пастбищах», «Об охране селекционных достижений», «О сельскохозяйственных кооперативах» и другими законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, в том числе Стратегией развития Казахстана до 2050 года, Стратегическим планом развития Республики Казахстан на 10 лет, Прогнозной схемой территориально-пространственного развития страны, Стратегией национальной безопасности Республики Казахстан, Прогнозом социально-экономического развития на 5 лет, Государственными, правительственными программами, национальными проектами, Стратегическим планом Министерства, Операционным планом Министерства на соответствующий год, Годовым планом Департамента, правовыми актами Министерства, а также Положением о департаменте животноводства.
В целях выявления коррупционных рисков в деятельности департамента проанализированы нормативные правовые акты в сфере животноводства, в том числе законы Республики Казахстан «О племенном животноводстве», «О пастбищах», Об охране селекционных достижений», а также правила субсидирования «развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства». приказ министра сельского хозяйства «Об утверждении Правил субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства».
Коррупционные риски выявлены только в сфере субсидий, которые в 2021 году определило Агентство РК по противодействию коррупции.
Сотрудники Департамента при осуществлении своих функций работают посредством информационных систем (ОДО, ИПГО и т.д.) и не имеют прямой связи с исполнителями Структурных подразделений при рассмотрении писем, проектов НПА, отчетов согласно Карты управленческой отчетности МСХ РК.
В связи с этим, не выявлены дискреционные полномочия и нормы, способствующие совершению коррупционных правонарушений в нормативных правовых актах и в организационно-управленческой деятельности Департамента.
ХІІ. Департамент земледелия (ДЗ):
Департамент является структурным подразделением Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее – Министерство) и состоит из следующих управлений:
- Управления развития растениеводства;
- Управления семеноводства и сортоиспытания;
- Управления мелиорации;
- Управления технического оснащения;
- Управления агротехнологий и агрохимии.
Основными задачами Департамента являются:
участие в разработке и формировании аграрной и региональной политики государства, стратегических планов, государственных, отраслевых и иных программ и проектов в сфере производства растениеводческой продукции, нормативное обеспечение, координация и методологическое обеспечение в сфере семеноводства и сортоиспытания, в сфере развития агротехнологий в растениеводстве и агрохимии, в сфере технической политики в агропромышленном комплексе и государственной технической инспекции в области развития агропромышленного комплекса, в области мелиорации.
Департамент в своей деятельности руководствуется: Конституцией Республики Казахстан, Законами РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «О зерне», «О семеноводстве» и другими законами, актами Президента и Правительства РК, и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан Стратегическим планом Министерства, Операционным планом Министерства на соответствующий год, Годовым планом Департамента, правовыми актами Министерства, а также Положением Департамента.
Проанализированы нормативные правовые акты, касающиеся деятельности Департамента такие как: Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 июня 2015 года «Об утверждении Правил субсидирования стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям» и приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 31 марта 2020 года «Об утверждении Правил субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениводства».
Сотрудники Департамента при осуществлении своих функций работают посредством информационных систем (ОДО, ИСГП, ИПГО и т.д.) и не имеют прямой связи с исполнителями Структурных подразделений при рассмотрении писем, проектов НПА, бюджетных заявок, отчетов согласно Карты управленческой отчетности МСХ РК.
В связи с этим, не выявлены дискреционные полномочия и нормы, способствующие совершению коррупционных правонарушений в нормативных правовых актах и в организационно-управленческой деятельности Департамента.
ХІІІ. Департамент стратегического планирования и анализа (ДСПА):
В целях выявления коррупционных рисков в деятельности Департамента проанализированы нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан»;
2) приказ Руководителя аппарата Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 7 декабря 2021 года № 365 «Об утверждении положений о структурных подразделениях Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан»;
3) Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года.
Анализ указанных НПА показал об отсутствии коррупционных рисков.
13.1. Управление стратегического планирования.
Организационно-управленческая деятельность Управления стратегического планирования осуществляет следующие функции:
13.2. Управление мониторинга и анализа.
Организационно-управленческая деятельность Управления мониторинга и анализа осуществляет следующие функции:
1) разрабатывает План развития Министерства; Операционный план Министерства; Меморандум между Премьер-Министром и Министром; Методику расчета показателей агропромышленного комплекса, включенных в документы Системы государственного планирования; Карту управленческой отчетности Министерства; годовой план Департамента;
2) участвует в разработке документов Системы государственного планирования Республики Казахстан;
13.3. Управление развития агропромышленного комплекса в регионах и кооперации.
Организационно-управленческая деятельность Управления развития агропромышленного комплекса в регионах и кооперации осуществляет следующие функции:
В связи с этим, не выявлены дискреционные полномочия и нормы, способствующие совершению коррупционных правонарушений в нормативных правовых актах и в организационно-управленческой деятельности.
ХІV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
При проведений внутреннего анализа по направлению выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Министерства были проанализированы 93 нормативно правовых актов, в том числе: Департамент кадрового и административного обеспечения – 21; Департамент финансового обеспечения – 2; Департамент развития государственных услуг и цифровизации АПК – 37; Департамент юридической службы – 2; Департамент внутреннего аудита – 2; Управление научного обеспечения – 5; Департамент финансовых инструментов и микрокредитования – 7; Департамент агропродовольственных рынков и переработки сельхозпродукции – 8; Департамент животноводства – 4; Департамент земледелия – 2; Департамент стратегического планирования и анализа – 3.
Наименование |
Приказ |
Правила |
Постановление |
Закон |
Указ |
Кодекс |
Итого |
ДКАО |
7 |
2 |
3 |
5 |
2 |
2 |
21 |
ДФО |
1 |
1 |
|
|
|
|
2 |
ДРГУЦ АПК |
2 |
35 |
|
|
|
|
37 |
ДЮС |
1 |
|
1 |
|
|
|
2 |
ДВА |
|
1 |
|
1 |
|
|
2 |
УНО |
|
|
3 |
2 |
|
|
5 |
ДФИМ |
1 |
6 |
|
|
|
|
7 |
ДАРПС |
2 |
5 |
|
1 |
|
|
8 |
ДЖ |
|
1 |
|
3 |
|
|
4 |
ДЗ |
|
2 |
|
|
|
|
2 |
ДСПА |
1 |
|
1 |
|
|
1 |
3 |
ИТОГО |
15 |
53 |
8 |
12 |
2 |
3 |
93 |
В ходе анализа определены следующие ключевые проблемы:
В деятельности Департамента кадрового и административного обеспечения:
1) отнесение должностей к функциональным блокам.
По направлению выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Министерства определены следующие ключевые проблемы:
В деятельности Департамента кадрового и административного обеспечения:
1) организации праздничных и других мероприятий.
В деятельности Департамента развития государственных услуг и цифровизации АПК:
1) оказание госуслуг в регионах и областях;
2) прием заявлений и выдача их результатов.
Коррупционных рисков в Департаменте финансового обеспечения, Департаменте юридической службы, Департамент развития государственных услуг и цифровизации АПК, Департаменте финансовых инструментов и микрокредитования, Департаменте агропродовольственных рынков и переработки сельхозпродукции, Департаменте стратегического планирования и анализа, Департаменте внутреннего аудита, Департаменте земледелия, Департаменте международного сотрудничества и привлечения инвестиций, Департаментае животноводства, Управлении по связям с общественностью, Управлении научного обеспечения не выявлено.
В течении 2021 года Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции совместно с Министерством был проведен внешний анализ коррупционных рисков в сфере субсидирования АПК.
В ходе анализа проанализированы 14 нормативных правовых актов (Закон - 1; приказ - 13).
По результатам внешнего анализа коррупционных рисков Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции дана министерству 171 рекомендация.
На оснований данных рекомендаций Министерством по согласованию с Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции 17 мая 2022 года утвержден План мероприятий исполнения рекомендаций по результатам внешнего анализа коррупционных рисков со сроком исполнения до конца 2022-2023 года, работа по устранению ведется.