Государственный аудит в Казахстане вступает в фазу масштабной цифровой трансформации. Уже в ближайшее время Комитет внутреннего государственного аудита (КВГА) Министерства финансов РК приступит к внедрению новых цифровых инструментов камерального контроля, основанных на технологиях анализа больших данных и машинного обучения. Это позволит автоматизировать проверку отчетности, повысить точность и эффективность контрольных мероприятий, а также снизить риски человеческих ошибок и злоупотреблений.
Еще одно важное нововведение – полная цифровизация уведомительных процедур бюджетного мониторинга и профилактического контроля. Новая опция ускорит взаимодействие между государственными органами и подведомственными организациями, сократит временные издержки и повысит прозрачность работы с бюджетными средствами.
В целях комплексного развития профессиональной среды прорабатывается два специализированных цифровых проекта:
«Единый кабинет аудитора» - цифровой пункт управления Комитета внутреннего государственного аудита (КВГА) и его территориальных департаментов с интеграцией всех бизнес-процессов в едином окне, для повышения эффективности и удобства работы с информационными системами.
«Аудитор қалқаны АІ» - интеллектуальная система для дистанционного обучения и сертификации аудиторов. Она обеспечит непрерывное повышение квалификации и усилит кадровый потенциал в сфере госаудита.
Все эти инициативы стали частью Дорожной карты по цифровизации деятельности Комитета внутреннего государственного аудита (КВГА), утвержденной министром финансов Республики Казахстан Мади Такиевым. Документ охватывает 30 мероприятий и ориентирован на укрепление аналитического потенциала и развитие цифровых инструментов аудита.
«Чтобы цифровая трансформация прошла успешно, Комитет уже провел рабочие сессии с АО «Центр электронных финансов». Это позволило выстроить координацию с разработчиками ИТ-систем Минфина и синхронизировать наши задачи с возможностями цифровой инфраструктуры», - сообщил заместитель председателя КВГА Мурат Оразбай.
Принятая Дорожная карта станет основой для формирования цифровой экосистемы госаудита, позволяющей оперативно выявлять риски и предупреждать нарушения.
В рамках укрепления казахстанско-китайского экономического сотрудничества началась реализация инновационного пилотного проекта «Умная таможня» на пограничных пунктах пропуска «Бахты» (РК) - «Покиту» (КНР). Важным элементом инициативы станет запуск беспилотных грузоперевозок, направленных на повышение эффективности и цифровизацию таможенной логистики.
Проект согласован в ходе рабочей встречи председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан Жандоса Дуйсембиева и секретаря партийного комитета города Тачэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район) господина Чжи Сяньвэя.
Стороны подписали соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает совместную работу над проектом, координацию действий и обмен опытом в области цифровизации таможенных и логистических процессов.
«Умная таможня» включает несколько современных решений, которые сделают пересечение границы быстрее и удобнее. Вместо водителей грузы будут перевозиться беспилотными машинами, которые смогут автоматически пересекать границу.
Кроме того, запущена единая электронная декларация, которую признают обе страны, а оформление документов и сопровождение грузов станет полностью цифровым. Грузы смогут двигаться круглосуточно, почти без участия людей, благодаря автоматической навигации и системам контроля.
Ожидаемый эффект:
увеличение объема грузопотока до 10 млн тонн в год;
значительное сокращение времени на таможенное оформление;
снижение транспортных издержек;
повышение прозрачности и безопасности логистических операций;
разгрузка автомобильной инфраструктуры и развитие логистических хабов;
стимулирование экспорта аграрной продукции, включая зерно, масличные культуры, мясо и переработанные товары.
«Умная таможня» поможет обновить инфраструктуру на границе, создать новые рабочие места и привлечь инвестиции. Проект также позволит увеличить торговлю с Китаем и укрепит роль Казахстана как важного транзитного центра в Центральной Азии.
Сегодня под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан Олжаса Бектенова состоялось заседание Правительства, посвящённое итогам исполнения государственного бюджета за первое полугодие текущего года. В своем выступлении министр финансов РК Мади Такиев доложил об основных результатах в сфере управления государственными финансами.
По итогам первого полугодия доходы государственного бюджета составили 11 трлн тенге, что соответствует 105% к плану. Республиканский бюджет исполнен на 100,5%, с перевыполнением более 31 млрд тенге, обеспеченным за счёт поступлений по НДС на импорт, экспортной пошлины на нефть и корпоративному подоходному налогу (КПН).
Доходы местных бюджетов исполнены на 117%, что выше плана на 656,6 млрд тенге, за счет поступлений по индивидуальному подоходному налогу (ИПН), КПН и социальным отчислениям.
Рост доходов по сравнению с аналогичным периодом 2024 года составил 118,8%. Дополнительные поступления в размере 492 млрд тенге обеспечены мерами по цифровизации, аналитике и налоговому контролю.
С начала года возмещено 768 млрд тенге НДС, что на 12% больше, чем в прошлом году. Это поддержка для экспортеров, производителей и аграриев.
В Специальный государственный фонд поступило 434,3 млрд тенге от возвращенных государству активов. На эти средства профинансировано 406 социально значимых проектов на сумму 318,1 млрд тенге, в том числе: 230 проектов водоснабжения и водоотведения, 162 проекта здравоохранения, 10 проектов образования, 4 спортивных объекта.
Госрасходы исполнены на 92%, в том числе: республиканский бюджет - 91,5%, местные бюджеты - 96,3%. Из республиканского бюджета было направлено на социальную поддержку 4,3 трлн тенге, в поддержку регионов было инвестировано 3,6 трлн тенге, в реальный сектор – 800 млрд тенге.
С января 2025 года в Казахстане вступил в силу новый Закон «О государственных закупках», направленный на повышение эффективности и прозрачности бюджетных расходов. За короткое время были достигнуты значительные результаты. Так, объем заключенных договоров увеличился в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество поданных жалоб снизилось на 30%, а доля закупок у отечественных производителей выросла на 43%.
Одним из ключевых достижений стало резкое сокращение сроков закупочных процедур (в 3–6 раз). Закон устранил формальные барьеры и обеспечил равный доступ бизнеса к участию в тендерах, усилив конкуренцию и повысив качество исполнения государственных контрактов.
Министерство финансов РК продолжает масштабную модернизацию автомобильных пунктов пропуска. Уже введены в эксплуатацию четыре перехода: «Капланбек», «Атамекен», «Калжат» и «Алаколь». До конца года к ним присоединятся еще пять: «Казыгурт», «Тажен», «Темир баба», «Майкапчагай» и «Бахты». Таким образом, обновление охватит 100% автопереходов на внешнем контуре страны, что станет серьезным шагом к усилению логистических и торговых возможностей.
Модернизация уже дает ощутимые результаты. Так, пропускная способность увеличена в среднем на 25%, а на границе с Китаем на рекордные 37%. Время ожидания автотранспорта сокращено с 9 до 3 часов. Внедрена система электронной очереди CargoRuqsat - зарегистрировано 55 тыс. водителей и 145 тыс. автомобилей. После завершения всех этапов модернизации все пункты будут объединены в единую цифровую систему управления внешней границей, обеспечивая безопасность, прозрачность и комфорт для бизнеса и граждан.
Кроме того, за первое полугодие текущего года проведено 672 проверки в рамках усиления контроля за эффективным использованием бюджетных средств и госактивов. Аудитом охвачено более 920 млрд тенге. Выявлены финансовые нарушения на сумму 310 млрд тенге, из которых 279 млрд устранены, а 3,4 млрд тенге возвращены в бюджет. Наряду с этим, продолжается разработка новых профилей рисков, включая искажение отчетности, сокрытие доходов, превышение смет и нецелевое использование средств.
По словам Министра финансов РК, несмотря на внешние вызовы, государственные финансы демонстрируют стабильность, устойчивый рост доходов и эффективное исполнение социальных обязательств.
В рамках реализации государственной политики по расширению транзитного потенциала, Министерством финансов Республики Казахстан проводится модернизация 9 пунктов пропуска на границах с Китаем, Узбекистаном и Туркменистаном.
Проект предусматривает строительство новых современных пунктов пропуска с полной заменой устаревшей инфраструктуры.
Новые объекты соответствуют международным стандартам и оснащены высокотехнологичным оборудованием для сканирования, досмотра и автоматического измерения транспортных средств.
С начала 2025 года осуществлен запуск 4-х модернизированных пункта пропуска:
До конца текущего года планируется завершение модернизации еще пяти пунктов: «Казыгурт», «Тажен», «Темир баба», «Майкапчагай» и «Бахты».
На новых пунктах созданы все условия для комфортного и безопасного пересечения границы.
Количество полос движения увеличено с 2 до 6, контроль проходит без выхода водителя из кабины, а среднее время прохождения границы сокращено до 30 минут за счет полной автоматизации процессов.
Отличительной чертой является единый технологический коридор, обеспечивающий непрерывное прохождение всех видов контроля без дополнительных остановок по принципу «одного окна».
В целом Министерство финансов работает над поэтапной реализацией комплекса мер по модернизации пунктов пропуска, цифровизации и автоматизации таможенных процедур и развитию приграничного сервиса.
Так, с 2023 года внедрена система электронной очереди «CarGoRuqsat» на всех автомобильных пунктах пропуска внешней границы ЕАЭС. Это позволило устранить физическое скопление автотранспортных средств вдоль автодорог республиканского значения, повысить прозрачность и эффективность перевозочного процесса.
Проведена оптимизация 76 бизнес-процессов, что сократило время прохождения АТС через пункты пропуска в 3 раза. Запущены 3 автохаба и 1 транспортно-логистический центр. Пункт «Нур Жолы» переведён на круглосуточный режим, продлено время работы «Алаколь» и «Майкапчагай».
С 2024 года внедряется система «Кеден» — единая цифровая платформа с 20 модулями, из которых 13 уже функционируют. Введён электронный формат декларирования, форматно-логический контроль, полностью оцифрован учёт товаров на МЦПС «Хоргос». Автоматизирован интегрированный контроль служб, ускорены процедуры транзита, обеспечено дистанционное взаимодействие через личный кабинет.
Пропускная способность выросла с 640 тыс. ТС в 2022 году до 1,4 млн в 2024-м. Модернизация направлена на прозрачность, ускорение товаропотока и развитие приграничной экономики.
Министерство финансов Республики Казахстан ведет работу по внедрению международных стандартов отчетности об устойчивом развитии - МФСО S1 и МФСО S2. Эти стандарты направлены на устранение разрыва между финансовой и нефинансовой отчетностью, обеспечивая инвесторов, регуляторов и других заинтересованных сторон достоверной и проверяемой информацией о воздействии компаний на окружающую среду, социальной политике и качестве корпоративного управления.
В рамках этой работы на площадке Министерства финансов РК состоялся семинар при участии представителей аудиторской компании Ernst & Young, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и Профессиональной организацией бухгалтеров «Учёт». Слушателями мероприятия стали представители крупного бизнеса, компаний, листингующихся на казахстанских и международных фондовых биржах, главные бухгалтеры, аудиторы, старшие специалисты финансовых департаментов и другие экперты, работающие с МСФО отчетностью а также других заинтересованных организаций. Семинар прошел в гибридном формате: офлайн приняли участие около 70 человек, онлайн более 150.
Для казахстанского бизнеса внедрение стандартов МФСО S1 и S2 станет одновременно вызовом и возможностью. Это потребует пересмотра действующих систем отчетности, но в то же время откроет доступ к новым международным инвестициям, повысит доверие со стороны партнеров и улучшит имидж компаний на глобальных рынках.
Особое внимание уделяется стандарту МФСО S2, посвященному климатическим рискам. Он требует от компаний раскрытия информации о стратегиях адаптации к изменению климата и мерах по снижению углеродного следа. Международные рынки все чаще ориентируются на такие показатели и устойчивое развитие становится важным конкурентным преимуществом.
В ходе семинара обсуждалась необходимость как можно более широкой подготовки бизнеса к предстоящим законодательным изменениям, связанным с обязательным применением стандартов устойчивого развития.
Унификация требований к отчетности создаст равные условия для всех участников рынка и будет способствовать перераспределению капиталов в пользу наиболее устойчивых и ответственных бизнес-моделей.
Возврат незаконно приобретенных активов – это не только одна из экономических мер Правительства для инвестирования в социальные объекты, но и восстановление справедливости. Эти средства, когда-то выведенные из-под контроля государства, сегодня решают общественные задачи: от строительства школ и больниц до обеспечения доступа к воде и поддержке регионов.
В целях возвращения в государственную собственность активов, выведенных из страны незаконным путем, 12 июля 2023 года был принят Закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Для реализации его положений была создана управляющая компания – ТОО «Компания по управлению возвращёнными активами» (далее – КУВА), которая занимается принятием, сохранением и реализацией активов, обращённых в доход государства.
Средства, возвращенные государству, напрямую зачисляются в Специальный государственный фонд. Остальные активы (недвижимость, транспорт и прочее) переходят в управление КУВА и подлежат реализации. На 27 июня 2025 года средства Специального государственного фонда составили 103,4 млрд тенге. При этом, совокупные поступления достигли 433,3 млрд тенге, а расходы - 329,9 млрд тенге.
КУВА уже реализовано 48 активов на сумму 34 млрд тенге. Работа продолжается, включая продажу имущества за рубежом в соответствии с законодательством страны нахождения актива. Ценные объекты, представляющие историко-культурную значимость (артефакты раннего железного века и Средневековья), переданы в постоянную коллекцию Национального музея РК для научных исследований.
Средства Специального государственного фонда направляются на финансирование 406 социально значимых проектов на общую сумму 318,1 млрд тенге. Основной объем финансирования приходится на сферу водоснабжения (230 проектов на 160,6 млрд тенге) и здравоохранение (162 проекта на 100,4 млрд тенге). Также запланирована реализация проектов в сфере образования (10 проектов на 24 млрд тенге) и спорта (4 проекта на 33,1 млрд тенге).
Так, на недавно состоявшемся 13 июня 2025 года заседании Республиканской бюджетной комиссии было одобрено финансирование 73 проектов на сумму свыше 80 млрд тенге. Из них 63 проекта по линии Министерства промышленности и строительства направлены на развитие систем водоснабжения в городах и сёлах страны. Только в сельской местности Абайской, Акмолинской, Жамбылской, Костанайской, СКО и других областей будет модернизировано более 50 объектов. Кроме того, была одобрена реализация 8 проектов Министерства водных ресурсов и ирригации, которые касаются строительства и реконструкции групповых водопроводов в Туркестанской, Акмолинской, Атырауской, ЗКО и СКО на сумму почти 30 млрд тенге. Также получили поддержку 1 проект Министерства науки и высшего образования реализуется в Костанайской области (реконструкция здания под развитие инфраструктуры Аркалыка на сумму свыше 1,9 млрд. тенге), и 1 проект Министерства туризма и спорта (строительство многофункционального комплекса в г. Кокшетау на сумму свыше 12,6 млрд тенге).
Таким образом, приоритет отдается проектам, непосредственно влияющим на повседневную жизнь населения. Адресное использование государственных средств не только способствует улучшению социального климата в стране, но и создает прочную основу для долгосрочного развития Казахстана.
На совместном заседании палат Парламента Министр финансов Республики Казахстан Мади Такиев выступил с докладом об исполнении республиканского бюджета за 2024 год, отметив ключевые экономические итоги и финансовые показатели, достигнутые за отчетный период.
Согласно докладу, в 2024 году ВВП страны вырос на 4,8%, в основном за счет ненефтяного сектора, а по итогам первых пяти месяцев текущего года рост составил уже 6%. При этом доля ненефтяных доходов в структуре консолидированного бюджета увеличилась на 2,5 п.п., инфляция снизилась с 9,8% до 8,6%, а дефицит бюджета составил 2,7% к ВВП. Активы Национального фонда увеличились на 16% и составили 66,2 млрд долларов США. По программе «Нацфонд – детям» за два года более 7 млн детей получили начисления в размере 233 доллара на каждого.
Годовой план по доходам республиканского бюджета исполнен на 97,2% (19,6 трлн тенге). Основные причины недобора - снижение импорта, перенос запуска крупных проектов, трехкратный рост возвратов НДС. Тем не менее, валовые поступления НДС увеличились на 4,8%, а за счет борьбы с теневой экономикой в бюджет дополнительно поступило 1,28 трлн тенге (+37% к 2023 году).
Расходы бюджета исполнены на 97,8% и составили 23,6 трлн тенге. Существенные средства направлены на социальную сферу и инфраструктуру. Выделено 93,8 млрд тенге на повышение зарплат педагогам, обеспечено жильем 4 557 семей, открыто 789 детсадов, а 100% детей из уязвимых категорий обеспечены бесплатным питанием. Введено 19 млн м² жилья, газифицировано свыше 300 тыс. человек, модернизировано 3,5 тыс. км сетей водоснабжения, 542 км теплосетей и построены новые объекты генерации мощностью более 700 МВт.
По национальным проектам выделено 751 млрд тенге, что позволило построить 105 школ (254 тыс. мест), устранить проблему аварийных и трехсменных школ, а также завершить строительство 460 объектов здравоохранения. Дополнительно в 2025 году планируется ввести 195 медучреждений и модернизировать 32 многопрофильные районные больницы.
Также был завершен ремонт 1,5 тыс. км магистральной железнодорожной сети. Объем перевозок по Транскаспийский Международный Транспортный Маршрут (ТМТМ) за 2024 год вырос на 62%, до 4,5 млн тонн. При этом транзит увеличился в 4 раза, а транзит из Китая – в 28 раз. Введены в эксплуатацию три новых терминала в аэропортах Алматы, Кызылорды и Шымкента.
Также министр доложил об эффективности использования бюджетных средств: сумма неэффективных расходов в 2024 году снизилась на 24% и составила 372 млрд тенге. В прошлом году Правительство в приоритетном порядке занималось вопросами поддержки отечественных товаропроизводителей. В рамках регулируемых закупок заключены долгосрочные и офтейк-контракты с отечественными предприятиями на сумму свыше 1 трлн тенге. Этот показатель вырос в 2,5 раза.
«Все ключевые решения, принятые в 2024 году, были направлены на улучшение качества жизни казахстанцев: от обеспечения жильем до модернизации школ, больниц», - отметил Министр финансов РК Мади Такиев.
Министерство финансов совершенствует правовую базу
в сфере госзакупок для усиления поддержки казахстанских товаропроизводителей. Так, приказом Министра финансов от
24 июня 2025 года № 321 внесены поправки в Правила осуществления государственных закупок.
Основные изменения направлены на поддержку казахстанских товаропроизводителей в части:
В целом, указанные изменения направлены на стимулирование роста локального производства и развитие отечественного бизнеса.
Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
В рамках реализации концепции «Слышащее государство», ориентированной на открытость и диалог, Министр финансов РК Мади Такиев провел прием граждан. Во время встречи казахстанцы могли напрямую обратиться с вопросами, поделиться предложениями и обозначить актуальные проблемы. Такой формат общения усиливает обратную связь между государством и обществом, способствует повышению доверия.
В приеме приняли участие ключевые руководители министерства, включая директора Департамента законодательства госзакупок, заместителя директора Департамента бюджета социальной сферы, а также представителей КГД и Аппарата Министра.
На встрече были рассмотрены актуальные вопросы, связанные со строительством культурно-спортивного комплекса в Акмолинской области. Министр дал поручение профильным структурам проработать вопросы, озвученные на мероприятии, и отметил социальную значимость развития спортивной и досуговой инфраструктуры в регионах.
Отдельное внимание было уделено новому закону о госзакупках. Так, были озвучены конкретные предложения по совершенствованию системы закупок для повышения ее прозрачности.
По итогам встречи все обращения граждан взяты на контроль. Министр поручил подготовить комплексные решения по поднятым вопросам, отметив важность личного взаимодействия с населением.
24 июня т.г. Республика Казахстан успешно осуществила выпуск суверенных долларовых еврооблигаций на сумму 2,5 млрд. долл. США в том числе:
Размещению предшествовал физический роудшоу команды Министерства финансов в Лондоне, с участием порядка 180 ключевых инвесторов. Спрос на еврооблигации вдвое превысил предложение, продемонстрировав высокий интерес со стороны качественных и диверсифицированных инвесторов из Европы, США, Азии и Ближнего Востока.
Несмотря на сложную рыночную конъюнктуру, обусловленную стремительным падением цен на нефть, геополитической нестабильностью и волатильностью базовых ставок, Министерство финансов добилось конкурентных условий размещения. Уровни доходностей сложились в сопоставимом диапазоне с условиями, на которых размещаются страны с более высокими кредитными рейтингами (A/AA), такими как Польша, Саудовская Аравия и Чили, и значительно ниже, чем у стран с рейтингом BBB (Мексика, Венгрия, Перу).
Кроме того, Казахстан установил рекорд, разместив облигации по одной из самых низких ставок среди стран с рейтингом A/BBB в текущем году.
Данные уровни доходностей были достигнуты благодаря сильным макроэкономическим показателям страны, включающим текущий устойчивый рост экономики, низкий уровень государственного долга и сильным внешним резервам страны.
Реализуемые фискальные и налоговые реформы, а также политические преобразования, проводимые по инициативе Главы государства, значительно усилили доверие международных инвесторов.
Размещение еврооблигаций позволило также установить бенчмарк (ориентир) для будущих выпусков квазигосударственных и корпоративных эмитентов.
Еврооблигации пройдут листинг на Лондонской фондовой бирже, Бирже Международного финансового центра «Астана» и Казахстанской фондовой бирже.
По итогам размещения Министерство финансов успешно осуществило рефинансирование ранее выпущенных еврооблигации, подлежащих погашению, в полном объеме.