Меню

Страницы

Статья

КПН, вычеты по инвест.налоговым преференциям

  1. Вид спора: налоговые споры
  2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
  3. Вид налога: КПН, НДС

 

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компания «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «Т» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты КПН, НДС за период с 01.01.2014г. по 30.09.2016г., по результатам которой вынесено уведомление от 22.12.2017г. о начислении КПН в сумме 51 020,6 тыс.тенге и пени 323,0 тыс.тенге, НДС в сумме 489,3 тыс.тенге.

Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа в части начисления КПН обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа. 

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога, соответствующей пени явилось отнесение Компанией «Т», в нарушение пункта 2 статьи 123 Налогового кодекса, на вычеты расходов по ВОЛС в связи с необоснованным использованием права на применение преференций. Данные расходы, в соответствии со статьями 118, 120 Налогового кодекса, включены в первоначальную стоимость 1 группы фиксированных активов с исчислением амортизационных отчислений.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна, так как является оператором по предоставлению услуг междугородной и международной связи на базе собственных магистральных волоконно-оптических линий связи (далее - ВОЛС).

Компания «Т» считает, что вправе применять инвестиционные налоговые преференции (далее - преференции) в соответствии со статьей 123 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс), так как ВОЛС учитываются в бухгалтерском учете как основные средства; используются для оказания услуг связи; не являются активами, вводимыми в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта; а сама Компания «Т» не является недропользователем.

Данные доводы по обоснованности отнесения ВОЛС к объектам преференций подтверждаются также разъяснительными письмами Комитета государственных доходов МФ РК (далее - КГД МФ РК).

Компанией «Т» отмечено, что ВОЛС классифицируются по подразделу «Сооружения» в соответствии с Классификатором основных фондов, утвержденным приказом от 07.09.2009г. №451-од Председателя Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли РК (далее - КОФ).

При этом согласно нормам Налогового кодекса в части вычетов по преференциям не предусмотрены какие-либо отсылочные нормы на иные нормативные акты РК в целях подтверждения сооружения в качестве объекта преференций, тогда как в ходе налоговой проверки были применены нормы неналогового законодательства (Строительные нормы РК 1.02.-01-2016, утвержденные приказом Председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики РК от 12.07.2016г. №31-НҚ.

Компания «Т» полагает, что Строительные нормы РК являются: нормативным техническим документом, который не входит в структуру нормативных правовых актов РК; применяются исключительно на стадии проектирования и подготовки проектной документации на строительство; разграничивают объекты строительства по назначению и физическим параметрам; устанавливают, что линейность объекта не исключает его назначение как производственный объект.

В свою очередь, в соответствии с законодательством об архитектурной деятельности по назначению здания и сооружения делятся на производственные и непроизводственные (жилые). В этой связи, Компания «Т» считает, что письмо Комитета по статистике МНЭ РК, явившееся основанием для начисления КПН, противоречит нормам законодательства регулирующего архитектурно-строительную деятельность.

Кроме того, согласно Заключению от 14.02.2018г. Национальной телекоммуникационной ассоциации, являющейся организацией, обладающей достаточной компетенцией для оценки принадлежности ВОЛС, ВОЛС относятся к объектам производственного назначения.

Также в жалобе указано, что по результатам предыдущей налоговой проверки Компании «Т» за период с 01.01.2009г. по 31.12.2013г. нарушений в части применения преференций по ВОЛС не установлено.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса инвестиционные налоговые преференции применяются по выбору налогоплательщика в соответствии с настоящей статьей и статьями 124, 125 Налогового кодекса и заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.

Право на применение преференций имеют юридические лица РК, за исключением указанных в пункте 6 настоящей статьи.

Пунктом 6 статьи 123 Налогового кодекса предусмотрено, что не имеют права на применение преференций налогоплательщики, соответствующие одному или более чем одному из условий, указанных в подпунктах 1)-3) данного пункта.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 123 Налогового кодекса к объектам преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории РК здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, которые в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, соответствуют одновременно следующим условиям:

1) являются активами, указанными в подпункте 2) пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса, или основными средствами;

2) используются налогоплательщиком, применившим преференции, в деятельности, направленной на получение дохода;

3) не являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование;

4) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью;

5) не являются активами, вводимыми в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта по контрактам, заключенным до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством РК об инвестициях.

При этом согласно пункту 4 статьи 123 Налогового кодекса для целей применения преференций к сооружениям производственного назначения относятся сооружения, кроме сооружений для спорта и мест отдыха, сооружений культурно-развлекательного, гостиничного, ресторанного назначения, для административных целей, для стоянки или парковки автомобилей.

Применение преференций и особенности налогового учета объектов преференций регламентированы нормами статей 124-125 Налогового кодекса, соответственно.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса понятия гражданского и других отраслей законодательства РК, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства РК, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно пункту 3.7. КОФ 12-2009 сооружение: инженерно-строительный объект (кроме здания), назначением которого является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.

Таким образом, для целей применения преференций относятся в частности сооружения производственного назначения, определенные пунктом 4 статьи 123 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки установлено, что Компания «Т» осуществляла деятельность по эксплуатации собственных строящихся и построенных магистральных ВОЛС и относило на вычеты расходы по ВОЛС. Комитет по статистике МНЭ РК относит магистральные ВОЛС к линейным сооружениям. В связи с чем, по результатам налоговой проверки сделан вывод о том, что ВОЛС не являются объектами производственного назначения, так как они не функционируют в сфере материального производства.

При этом согласно КОФ магистральные ВОЛС относятся к передаточным устройствам и классифицируются в коде 131.130000 «Магистральные линии связи (телевидение, радио, телеграф, телефон и прочие линии)» группы 131.000000 «Передаточные устройства подраздела 130.000000 «Сооружения».

Следовательно, магистральные ВОЛС подлежат отнесению к сооружениям.

Наряду с этим, необходимо указать, что, в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Налогового кодекса, другие специальные понятия и термины налогового законодательства РК используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Налогового кодекса.

Так, согласно вышеуказанным нормам статьи 123 Налогового кодекса для целей применения преференций к сооружениям производственного назначения относятся сооружения, кроме сооружений для спорта и мест отдыха, сооружений культурно-развлекательного, гостиничного, ресторанного назначения, для административных целей, для стоянки или парковки автомобилей.

Соответственно, как было указано ранее, для применения преференций в налоговых целях к сооружениям производственного назначения подлежат отнесению сооружения, за исключением сооружений для спорта и мест отдыха, сооружений культурно-развлекательного, гостиничного, ресторанного назначения, для административных целей, для стоянки или парковки автомобилей.

Учитывая изложенное, следует, что в соответствии с требованиями положений статьи 123 Налогового кодекса магистральные ВОЛС, отнесенные согласно письму Комитета по статистике к линейным сооружениям, в налоговых целях подлежат отнесению к сооружениям производственного назначения, так как не входят перечень исключаемых сооружений, предусмотренных пунктом 4 статьи 123 Налогового кодекса.

Следовательно, результаты налоговой проверки по исключению расходов по ВОЛС из вычетов в связи с не отнесением магистральных ВОЛС к сооружениям производственного назначения для применения преференций, и включение данных расходов в первоначальную стоимость фиксированных активов с исчислением амортизационных отчислений, являются необоснованными.

Таким образом, результаты налоговой проверки по исключению расходов по ВОЛС из вычетов и включение данных расходов в первоначальную стоимость фиксированных активов с исчислением амортизационных отчислений, являются необоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа в указанной части неправомерными.                                                                                                 

Дата публикации
01 апреля 2020
Дата обновления
01 апреля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау
Информация
02 июня 2025
Рабочий визит представителей Министерства финансов в Карагандинскую область
Информация
02 июня 2025
Министерство финансов РК продолжает работу по укреплению этических стандартов среди госслужащих

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации