Меню

Страницы

Статья

Начисление соц.налога, ОПВ, соц.отчислений в связи с нарушением порядка оформления трудовых договоров

1.Вид спора: налоговые споры

2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3.Вид налога: социальный налог, обязательные пенсионные взносы, социальные отчисления, ИПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «N» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении социального налога, обязательных пенсионных взносов (ОПВ), социальных отчислений, а также об уменьшении индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты (ИПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «В» по вопросам исполнения налогового обязательства за период с 01.01.2012 года по 31.12.2016 года, по результатам которой вынесено уведомление от 18.07.2017г. о начислении социального налога в сумме 468,9 тыс.тенге и пени в сумме 69,9 тыс.тенге, ОПВ в сумме 868,3 тыс.тенге, социальных отчислений в сумме 390,7 тыс.тенге и пени 66,6 тыс.тенге, а также об уменьшении ИПН в сумме 70,9 тыс.тенге.

Компания «N», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога, соответствующих пеней явилось занижение Компанией «N» объектов обложения по социальному налогу, поступлений ОПВ и социальных отчислений, а также излишнее начисление суммы ИПН.

С данным выводом налогового органа Компания «N» не согласна и в качестве своих доводов приводит нормы статьей 380, 683 Гражданского кодекса РК (далее – ГК РК), статьи 27 Трудового кодекса РК (далее – Трудовой кодекс) и статьи 1 Закона РК «О государственных закупках» от 04.12.2015г., положениям которых соответствует порядок и условия договоров возмездного оказания услуг, заключенных между Компанией «N» и физическими лицами, не являющимися субъектами предпринимательства.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.20108г. (Налоговый кодекс) понятия гражданского и других отраслей законодательства РК, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства РК, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно статьи 24 Трудового кодекса по трудовому договору работник обязуется лично выполнять работу (трудовую функцию), соблюдать правила трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Налоговым кодексом, законами РК и иными нормативными правовыми актами РК, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

При этом, статьей 27 Трудового кодекса определено, что отличительными признаками трудового договора от иных видов договоров является наличие в нем одного из следующих условий:

1) выполнение работником работы (трудовой функции) по определенной квалификации, специальности, профессии или должности;

2) выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку;

3) получение работником заработной платы за труд.

Необходимо указать, как следует из справки Генеральной прокуратуры РК, направленной в адрес Комитета государственных доходов МФ РК письмом от 24.04.2017г. о выявленных нарушениях законности у Компании «N», при изучении условий 37 договоров, составленных с физическими лицами, установлено, что данные договора фактически являются трудовыми договорами и имеют все признаки и существенные условия, предусмотренные статьей 27 Трудового кодекса.

При этом, по 17 договорам возмездного оказания услуг физическими лицами выполнялись работы, относящиеся к компетенции работников Компании «N».

Кроме того, в справке указано, что в соответствии с разъяснением Министерства труда и социальной защиты населения РК от 20.02.2017г. такие договора являются трудовыми.

Далее, в ходе проведения налоговой проверки получен ответ от 04.07.2017г. из Управления занятости, труда и социальной защиты населения г.Астаны, согласно которому в период 2013-2016гг. Компанией «N» с физическими лицами заключены 37 договоров возмездного оказания услуг, по 14 договорам, имеющим признаки трудового договора, физическими лицами выполнялись работы.

Следовательно, по результатам налоговой проверки выплаченные доходы Компанией «N» на основании договоров возмездного оказания услуг физическим лицам гражданкой «В» (договора от 03.11.2014г., от 05.01.2015г., от 01.07.2015г., от 05.01.2016г. и от 04.08.2016г.), гражданкой «ВА» (от 06.01.2014г.), гражданкой «S» (от 07.03.2014г., от 05.01.2015г.), гражданкой «R» (от 05.05.2014г.), гражданкой «D» (от 05.01.2015г., от 03.11.2014г., от 01.07.2015г., от 01.10.2015г.) и гражданкой «DU» (от 18.09.2014г.) признаны как оплата за труд, поскольку данными лицами обязательства выполнялись лично с подчинением трудовому распорядку. 

Необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 357 Налогового кодекса (в редакции 2014-2015гг.), для плательщиков, указанных в подпунктах 3) и 4) пункта 1 и пункте 2 статьи 355 настоящего Кодекса, объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-резидентам в виде доходов, определенных пунктом 2 статьи 163 настоящего Кодекса, работникам-нерезидентам в виде доходов, определенных подпунктами 18), 19), 20) и 21) пункта 1 статьи 192 настоящего Кодекса, а также доходы иностранного персонала, указанного в пункте 7 статьи 191 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом.

Также, согласно пункту 2 статьи 357 Налогового кодекса (в редакции 2016г.), для плательщиков, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 и пункте 2 статьи 355 Налогового кодекса, индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов, а также индивидуальных предпринимателей, относящихся к налогоплательщикам, указанным в пункте 3-1 статьи 358 Налогового кодекса, объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-резидентам в виде доходов, определенных пунктом 2 статьи 163 Налогового кодекса, работникам-нерезидентам в виде доходов, определенных подпунктами 18), 19), 20) и 21) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса, а также доходы иностранного персонала, указанного в пункте 7 статьи 191 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом.

Далее, в соответствии с пунктами 1, 6 статьи 24 Закона о пенсионном обеспечении, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами по ставкам, определяемым данным Законом, при этом, в доход для исчисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов включаются все виды оплаты труда в денежном выражении и иные доходы.

Согласно статье 15 Закона о социальном страховании, исчисление расходов работодателя, выплачиваемых работнику в виде доходов, производится в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, с включением в расходы работодателя выплачиваемого в виде доходов работникам денежного содержания военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов.

Таким образом, в рассматриваемом случае, в доход для исчисления социального налога, обязательных пенсионных взносов включаются все виды оплаты труда в денежном выражении и иные доходы, а для исчисления сумм социального отчисления объект обложения определяется исходя из расходов работодателя, выплачиваемых работнику в виде доходов, производится в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Относительно уменьшенных сумм ИПН следует отметить, что согласно  подпунктам 1) и 2) пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса, при определении дохода работника, облагаемого у источника выплаты, за каждый месяц в течение календарного года независимо от периодичности выплат применяются следующие налоговые вычеты:

1) сумма в минимальном размере заработной платы, установленном законом о республиканском бюджете и действующем на дату начисления дохода, на соответствующий месяц, за который начисляется доход. Общая сумма налогового вычета за год не должна превышать общую сумму минимальных размеров заработной платы, установленных законом о республиканском бюджете и действующих на начало каждого месяца текущего года;

2) сумма обязательных пенсионных взносов в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.

Таким образом, учитывая, что Компанией «N» допущены нарушения положений норм Налогового кодекса, Закона о пенсионном обеспечении и Закона о социальном страховании, включение по результатам налоговой проверки в объект обложения по социальному налогу, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям начисленных сумм доходов вышеуказанным физическим лицам является обоснованным, а жалоба не подлежит удовлетворению.

 По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа правомерными.

Дата публикации
25 февраля 2020
Дата обновления
25 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Информация
05 июня 2025
Перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков КДепартамента казначейства по Западно-Казахстанской области
02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау
Информация
02 июня 2025
Рабочий визит представителей Министерства финансов в Карагандинскую область

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации