1.Таможенные споры
2.Юридическое лицо
3.Классификация товаров
Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «А» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности классификации товаров – шахтные самосвалы фирмы «PAUS», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 62 031,4 тыс. тенге.
Компания «А», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
В соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства Республики Казахстан, Компания «А» в июле 2013 года через таможенного представителя - ТОО «T» подала декларации на товары (далее - ДТ).
Таможенный орган в ДТ, где в графах «33» указан код ТН ВЭД – 8704 10 102 1, проставил печать с отметкой «Выпуск разрешен». Следовательно, по мнению Компании «А», должностное лицо таможенного органа провело проверку правильности классификации товара и у него отсутствовали основания для отказа в приеме ДТ в связи с неверным указанием кода товара.
Компания «А» указывает, что в пункте 6 статьи 151 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан установлены ограничения при проведении проверок должностными лицами в части проведения проверок проверяемого субъекта (объекта), в отношении которого ранее проводилась проверка его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период.
В нарушение вышеуказанной нормы законодательства Республики Казахстан, таможенный орган проводит камеральную проверку, зная, что ранее в сентябре 2013 года в отношении Компании «А» была проведена плановая выездная таможенная проверка по вопросу соблюдения законодательства Таможенного союза и (или) Республики Казахстан в сфере таможенного дела за период с 01.12.2009г. по 30.09.2013г. и имеется акт выездной плановой таможенной проверки от 25.10.2013г. Следовательно, проверяющим было известно, что плановой проверкой уже был охвачен период, за который в настоящий момент они произвели доначисление.
Проведение повторной проверки, в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 156 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, относится к грубому нарушению требований данного кодекса, которое, в свою очередь, согласно пункту 1 статьи 156 Предпринимательского кодекса признает проверку недействительной.
Кроме того, Компания «А» утверждает, что в случае обнаружения проверяющими факта нарушения в период проведения выездной плановой таможенной проверки в октябре 2013 года, то своевременно в 2013 году оплатила бы необходимые платежи и ни о каком начислении пени не было бы и речи. В данном же случае, камеральная проверка проводится спустя почти пять лет после завершения процедуры таможенного оформления товара и за весь этот период начисляется пеня. При этом от имени Компании «А» ДТ подал таможенный брокер, а должностное лицо таможенного органа приняло их с указанным кодом товара без каких-либо замечаний.
Также Компания «А» отмечает, что в соответствии с пунктом 2-1 статьи 78 Кодекса РК «О таможенном деле в Республике Казахстан» (действовавший в 2013 году и утративший силу 31.12.2017г.) при изменении кода товаров в случае установления факта неверной классификации товаров должностным лицом таможенного органа, сроком наступления уплаты таможенных пошлин и налогов считается день принятия пересмотренного таможенным органом решения по классификации товаров, то есть 16.04.2018г.
Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 393 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс) в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Евразийского экономического союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) находятся на таможенной территории Евразийского экономического союза с нарушением таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.
Результаты проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля в случаях, предусмотренных Кодексом, оформляются путем составления таможенных документов установленной формы или иным способом, предусмотренным Кодексом.
Согласно статье 40 Кодекса под классификацией товаров понимается поэтапное отнесение рассматриваемых товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям по ТН ВЭД.
Классификация товаров осуществляется исходя из основных критериев:
1) функция, которую товар выполняет;
2) материал, из которого сделан товар.
При этом соблюдается принцип однозначного отнесения товаров с учетом степени их обработки к товарным подсубпозициям на основе применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД и примечаний к разделам, группам (в том числе примечаний к товарным позициям, субпозициям), а также дополнительных примечаний, которые разъясняют специфические классификационные вопросы.
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров, которое является обязательным для исполнения.
В рассматриваемом случае Компанией «А» на основании договора от 25.12.2012г., заключенного с компанией «Т» (Германия), осуществлены ввоз и декларирование 18.07.2013 года и 30.07.2013 года товара - шахтный самосвал с комплектующими (запасное колесо, сервисный набор и инструменты), модель «РМКТ 10.000», год изготовления: 2013, марка «PAUS», объём двигателя: 7142 см3, в количестве 2-х штук и весом 22 946 кг. каждый.
При декларировании данного товара Компанией «А» заявлен код ТН ВЭД - 8704 10 102 1, как «Автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, с шарнирно-сочлененной рамой прочие, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) и рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см3 или с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и рабочим объемом цилиндров двигателя более 2800 см3» со ставкой ввозной таможенной пошлины - 0%.
В соответствии с техническим паспортом и техническими характеристиками, предоставленными Компанией «А» при декларировании товаров, шахтная машина типа это погрузочно-доставочная машина, которая имеет надежную конструкцию, специально разработанную для применения в подземном шахтном производстве, а также тоннелестроении. Установка состоит из самоходного шасси с дизельным приводом, предназначена для транспортирования и выгрузки взорванных или разрыхленных механическим способом пород в стесненных условиях подземных шахт, при добыче полезных ископаемых и строительстве тоннелей в подземном шахтном производстве.
Масса снаряженной машины – 20 000кг., грузоподъемность – 22 000кг., масса с полной загрузкой – 42 000кг.
Таможенным органом после выпуска товаров по результатам таможенного контроля на основании технического описания товаров и основных правил интерпретации ТН ВЭД 1 и 6 вынесены Решения о классификации данных товаров от 16.04.2018г. с отнесением к коду ТН ВЭД - 8704 10 101 9, как «Прочие автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) и рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см3 или с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и рабочим объемом цилиндров двигателя более 2800 см3 и полной массой не более 50 т» со ставкой ввозной таможенной пошлины – 25%.
Принимая во внимание наименования позиций к кодам ТН ВЭД и представленные Компанией «А» описания технических характеристик шахтных самосвалов, полная масса которых составляет 42 000 кг. (собственная масса – 20 000 кг., грузоподъемность – 22 000 кг.), товары должны в соответствии с ОПИ 1 и 6 классифицироваться по коду ТН ВЭД - 8704 10 101 9, как «Прочие автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) и рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см3 или с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и рабочим объемом цилиндров двигателя более 2800 см3 и полной массой не более 50 т» со ставкой ввозной таможенной пошлины в размере 25% отличной от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012г. № 55.
Относительно повторной проверки, сроков уплаты таможенных платежей и налогов в случае пересмотренного решения по классификации товаров, подачи ДТ таможенным представителем необходимо отметить следующее.
Согласно подпункту 1) пункта 4 статьи 129 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан отношения в сфере государственного контроля и надзора не распространяется на отношения, связанные с государственным контролем в сфере таможенного дела.
Кроме того, статьей 417 Кодекса (статья 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза) установлено, что камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.
Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения.
Тем самым, таможенным органом камеральная таможенная проверка проведена в соответствии с таможенным законодательством правомерно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Кодекса декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД.
При этом проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров, проводимого в порядке, установленном главами 47 и 48 Кодекса.
При декларировании товаров классификацию шахтных самосвалов Компания «А» осуществило без решений таможенного органа, то есть решения по классификации товаров до выпуска товаров должностными лицами таможенного органа не выносились и соответственно норма, указанная в части второй подпункта 2) пункта 2-1 статьи 78 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», на рассматриваемый случай не распространяется.
Таким образом, согласно пункту 9 статьи 216 Кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров - шахтные самосвалы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 116 Кодекса для взыскания задолженности по таможенным платежам, налогам, пеней и процентов таможенный орган направляет уведомление о погашении задолженности по таможенным платежам, налогам, пеней и процентов плательщику, в том числе лицу, несущему солидарную обязанность с плательщиком.
Таким образом, по истечении срока исполнения уведомления об устранении нарушений по результатам камеральной таможенной проверки таможенным органом направляется в адрес декларанта уведомление о погашении задолженности, в том числе и в адрес таможенного представителя за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1)-4) пункта 5 статьи 494 Кодекса.
Таким образом, Решением Апелляционной комиссии действия таможенного органа по направлению уведомления Компании «А» и по классификации ввезенных товаров признаны правомерными.