Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «Е» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении ввозной таможенной пошлины, НДС и антидемпинговой пошлины.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности заявления таможенной стоимости товаров – «бурильные трубы», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 276 904,1 тыс. тенге.
Компания «Е», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
Компания «Е» поясняет, что в 2016 году поместил товар под таможенную процедуру таможенного склада по договору на оказание услуг от 01.02.2016г. и при этом таможенная стоимость определялась по 6 методу определения таможенной стоимости, как того требовало действующее на момент регистрации ДТ таможенное законодательство. Таможенная стоимость составила 3,52 USD за 1 кг.
Однако завершение таможенной процедуры таможенного склада путем помещения товара под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления Компания «Е» производила на основании контракта от 26.02.2019г., заключенного с компанией «W» (Сингапур), что не противоречит таможенному законодательству Республики Казахстан. По условиям контракта, оформленного в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, покупатель, которым является Компания «Е», обязуется приобрести у компании «W» бурильную трубу по цене 0,40 USD/за 1 кг. Стоимость товара, отраженная в контракте, была определена и принята сторонами, исходя из технического состояния товара и его длительного хранения на открытой площадке.
При завершении таможенной процедуры таможенного склада путем помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенная стоимость товара определялась заявителем в соответствии с пунктами 3, 7, 9, 10 и 15 статьи 65 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс).
Руководствуясь вышеперечисленными пунктами Кодекса, с соблюдением всех условий, изложенных в статье 66 Кодекса, а также на основании документов: контракта от 26.02.2019г., спецификации от 26.02.2019г., счета на оплату от 26.02.2019г., Компанией «Е» при декларировании товара по ДТ от 27.02.2019г. и от 28.02.2019г. была определена таможенная стоимость товара по 1 методу определения таможенной стоимости, то есть по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости Компания «Е» имеет возможность предоставить и готов предоставить сведения о перечислении денежных средств в адрес продавца (заявления на перевод от 11.03.2019г., от 23.08.2019г.). Компания «Е» в ходе проведения таможенной проверки неоднократно обращалась за консультациями в вышестоящий таможенный орган по порядку проведения таможенной проверки, и какие документы необходимо предоставить для подтверждения заявленной таможенной стоимости. В ходе консультаций, вышестоящий таможенный орган сообщил, что таможенному органу было дано поручение от 09.12.2019г. о необходимости запросить сведения о перечислении денежных средств для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
По неизвестным причинам проверяющие не затребовали данные документы и свои ошибочные выводы, соответственно, сделали в результате неполного изучения документов и сведений, которые обязаны были использовать в ходе таможенной проверки и, не учитывая, что таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного склада, приняли решение вопреки данной норме.
В целях подтверждения правомерности действий Компании «Е» по определению таможенной стоимости, а также по результатам проведенных с вышестоящим таможенным органом консультаций были направлены письменные запросы в вышестоящий таможенный орган.
В ответ вышестоящий таможенный орган предоставили разъяснения от 30.12.2019г. и от 20.02.2020г., в которых подтверждается правомерность выбранного метода определения таможенной стоимости, а именно - по цене контракта.
Кроме того, при расчете НДС проверяющие превысили свои должностные полномочия и нарушили законные права Компании «Е», неправомерно включив в размер облагаемого импорта сумму начисленной антидемпинговой пошлины, что противоречит статье 385 Налогового кодекса Республики Казахстан.
Таким образом, проверяющие попытались незаконно начислить и взыскать сумму НДС в размере 17 676,4 тыс. тенге, пени - 3 662,4 тыс. тенге. Итого: 21 338,8 тыс. тенге.
Касательно предоставления сертификата о происхождении товара Компания «Е» сообщает, что проверяющими лицами был грубо нарушен порядок применения формы таможенного контроля в виде проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, а именно проверяющими не осуществлена классификация товара. В связи с чем, проверяющие не могут утверждать, что в отношении данного товара, при декларировании должна начисляться специальная, антидемпинговая либо компенсационная пошлина.
На основании вышеизложенного, Компания «Е» просит отменить уведомление об устранении нарушений от 24.01.2020г.
Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 89 Кодекса по товарам, находящимся под таможенным контролем в соответствии с выбранной таможенной процедурой, таможенный орган вправе исчислить или пересмотреть суммы таможенных платежей, налогов, пеней, процентов, подлежащие уплате, в течение срока нахождения товаров под таможенным контролем и трех лет.
Согласно пункту 1 статьи 396 Кодекса при проведении таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
В рассматриваемом случае Компанией «Е» на основании контракта об оказании услуг от 01.02.2016г., заключенного с компанией «W» (Сингапур), из Узбекистана осуществлен ввоз товаров – «бурильные трубы» с помещением под таможенную процедуру таможенного склада по ДТ от 01.03.2016г. и от 24.05.2016г. в количестве 1 051 шт., общим весом – 357 704 кг и таможенной стоимостью – 1 259,1 тыс. долларов США (ИТС – 3,52 $/кг).
По условиям данного контракта Компания «Е» принимает на себя обязательство осуществить комплекс услуг по приемке, разгрузке, складированию и транспортировке грузов, а также выполнить и организовать выполнение таможенного оформления и декларирования экспортно-импортных грузов. К Компании «Е» ни в коем случае, и ни при каких обстоятельствах не переходит право собственности на товар. Сумма контракта об оказании услуг составляет 161 465,76 долларов США.
Таможенная процедура таможенного склада - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары хранятся на таможенном складе без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Для завершения таможенной процедуры таможенного склада Компанией «Е» вышеуказанные товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по 7-ми ДТ от 27.02.2019г. и от 28.02.2019г. Общий вес нетто товара составил 357,704 тонн, а таможенная стоимость товара составила 143 081,45 долларов США, где ИТС составил 0,40 долларов США за 1кг.
Впоследствии после выпуска товаров таможенным органом проведена таможенная проверка в отношении вышеуказанных таможенных деклараций, оформленных Компанией «Е» по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления. По итогам проверки таможенный орган считает, что Компанией «Е» занижена таможенная стоимость товаров, а также не произведена уплата антидемпинговой пошлины.
Касательно занижения таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 5 статьи 238 Кодекса в отношении всех или части товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.
В ходе изучения представленных Компанией «Е» и таможенным органом документов установлено, что завершение таможенной процедуры таможенного склада осуществлена путем помещения товаров, размещенных на таможенном складе, под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления по 7-ми таможенным декларациям.
Таможенные декларации оформлены на основании контракта от 26.02.2019г., заключенного между Компанией «Е» - покупателем и компанией «W» (Сингапур) – продавцом. Предметом контракта является купля-продажа товара – «бурильная труба», размещенного на таможенном складе.
Таможенная стоимость товаров Компанией «Е» определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) на основании цен на товары, указанных в спецификации № 01 к контракту и инвойсе от 26.02.2019г., выставленной продавцом в адрес Компании «Е».
В подтверждение достоверности заявленной таможенной стоимости товаров Компанией «Е» представлены заявления на перевод денег в иностранной валюте от 11.03.2019г. (28 616,24$) и от 23.08.2019г. (7 511 161,29 росс.рублей по курсу ЦБ РФ – 114 465,21$) на общую сумму 143 081,45 долларов США.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Кодекса вне зависимости от положений пункта 2 данной статьи таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру.
Учитывая данную норму таможенного законодательства, при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенной статьей 66 Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с пунктом 15 статьи 65 Кодекса с соблюдением последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.
Вместе с тем таможенным органом в акте проверки не отражены факты выявления недостоверных или искаженных сведений в представленных Компанией «Е» документах, на основании которых товары были помещены под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» и была определена таможенная стоимость. Также проверяющими лицами не приведены аргументированные доводы о нарушении Компанией «Е» таможенного законодательства, влекущего неприменение основного метода определения таможенной стоимости, а также не указаны причины непринятия цен на товары по сделке, предусматривающей передачу прав владения этими товарами.
Таким образом, при завершении таможенной процедуры таможенного склада путем помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления Компания «Е» правомерно применила метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами для определения таможенной стоимости товаров – «бурильные трубы».
Касательно начисления антидемпинговой пошлины.
При помещении под таможенные процедуры таможенного склада и выпуска для внутреннего потребления Компанией «Е» на товар – «бурильные трубы» заявлен код ТН ВЭД – 7304 23 000 9, как «трубы бурильные обычные прочие» с указанием в графах 16 «Страна происхождения» и 34 «Код страны происхождения» ДТ - «НЕИЗВЕСТНА» и «00» соответственно.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.05.2015г. № 101 «О применении антидемпинговой меры в отношении стальных бесшовных труб, применяемых для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (далее – Решение ЕЭК № 101) применяется антидемпинговая мера посредством введения антидемпинговой пошлины в размере согласно приложению № 1 в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС стальных бесшовных труб, применяемых для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, происходящих из КНР, классифицируемых кодами 7304 22 000 1, 7304 22 000 2, 7304 22 000 9, 7304 23 000 1, 7304 23 000 2, 7304 23 000 9, 7304 24 000 1, 7304 24 000 2, 7304 24 000 3, 7304 24 000 4, 7304 24 000 5, 7304 24 000 6, 7304 24 000 9, 7304 29 100 1, 7304 29 100 2, 7304 29 100 3, 7304 29 100 9, 7304 29 300 1, 7304 29 300 2, 7304 29 300 3, 7304 29 300 4, 7304 29 300 9, 7304 29 900 1 и 7304 29 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, установив срок действия данной антидемпинговой меры 5 лет.
В соответствии с пунктом 25 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018г. № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)» (далее – Решение ЕЭК № 49) при ввозе товара, аналогичного тем, в отношении которых в Союзе применяются меры защиты внутреннего рынка, его происхождение должно подтверждаться сертификатом о происхождении товара, за исключением случаев, когда защитная мера соблюдена (например, уплачена антидемпинговая пошлина) либо общая таможенная стоимость аналогичного товара не превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США.
Приложением к Решению ЕЭК № 49 установлены требования к оформлению сертификата о происхождении товара для непреференциальных целей, которым установлено, что в случае если в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку «для непреференциальных целей», «for non-preferential purposes» или «à des fins non préférentielles».
В этой связи таможенным органом в адрес Компании «Е» направлено дополнительное требование о предоставлении сертификатов о происхождении товара.
Компания «Е» письмом от 11.11.2019г. уведомило таможенный орган о невозможности предоставить запрашиваемые сертификаты о происхождении товара в сроки, указанные в требовании, так как неизвестен завод-изготовитель труб.
В соответствии с приложением № 1 к Решению ЕЭК № 101 ставка антидемпинговой пошлины на прочих производителей составляет 31% от таможенной стоимости.
Учитывая непредставление Компанией «Е» сертификата о происхождении товара, оформленного в соответствии с непреференциальными правилами, начисление таможенным органом антидемпинговой пошлины в размере 31% является правомерным.
Касательно включения начисленной суммы антидемпинговой пошлины в основу начисления при расчете НДС.
Так, согласно акту проверки при расчете сумм НДС таможенным органом в основу начисления включена сумма начисленной антидемпинговой пошлины.
Статьей 385 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 25.12.2017г. №120-VI ЗРК установлено, что в размер облагаемого импорта включаются таможенная стоимость импортируемых товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан с учетом законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, а также суммы налогов и таможенных платежей, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров в Республику Казахстан, за исключением налога на добавленную стоимость на импорт.
В соответствии со статьей 74 Кодекса к таможенным платежам, налогам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
5) таможенные сборы.
Плательщики, порядок исчисления и сроки уплаты, зачета (возврата) и взыскания, начисления, а также льготы по уплате определяются в отношении налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, – данным Кодексом и налоговым законодательством Республики Казахстан.
Принимая во внимание, что в соответствии с таможенным законодательством антидемпинговая пошлина не относится к таможенным платежам и налогам при расчете сумм НДС антидемпинговая пошлина не включается в основу начисления.
Тем самым, начисление НДС и пени с начисленных сумм антидемпинговой пошлины по результатам таможенной проверки является неправомерным.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению антидемпинговой пошлины признаны правомерными, а в части начисления ввозной таможенной пошлины, НДС и антидемпинговой пошлины со скорректированной таможенной стоимости признаны неправомерными.