Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «J» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС).
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка Товарищества по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, а также по вопросам исполнения налогового обязательства по НДС за период с 01.07.2023г. по 31.03.2025г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 4 774,8 тыс.тенге.
Товарищества «J», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и пункта 47 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391), не подлежит возврату превышение НДС в сумме 4 774,8 тыс.тенге, в связи с наличием нарушений, выявленных в результате формирования аналитического отчета «Пирамида», расхождений между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по приобретению на различных уровнях.
С данным выводом налогового органа Товарищества «J» не согласна из-за того, что по мнению Товарищества, налоговым органом неправомерно отказано в возврате суммы НДС, поскольку в акте проверки отсутствуют сведения о нарушениях со стороны его непосредственного поставщика – АО «Т».
Товарищество считает, что ссылка налогового органа на несоответствия, выявленные у поставщиков шестого уровня, не имеет правового значения, так как они не являются его непосредственными контрагентами.
В своей жалобе Товарищество отмечает, что положения статьи 152 Налогового кодекса распространяются исключительно на непосредственных поставщиков проверяемого налогоплательщика.
Кроме того, Товарищество указывает, что акт проверки не содержит фактов опосредованной поставки товаров (работ, услуг) от поставщиков нижестоящих уровней.
Также Товарищество ссылается на то, что данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РК.
Проверив доводы Товарищества «J», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».
Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к данному приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.
При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.
Согласно пункту 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.
Отчет «Пирамида» формируется с учетом:
риска неисполнения налоговых обязательств и
риска указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.
Согласно пункту 47 Правил №391 риском извлечения услугополучателем выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей признается:
1) применение схем уклонения от уплаты налогов, в том числе заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и (или) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения НДС;
2) действия, направленные на вывод денежных средств в теневую экономику и обналичивание денежных средств;
3) притворные сделки, совершенные с целью прикрыть другую сделку (значительное занижение или завышение цены сделок).
В части установления данных рисков, отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 Правил №391.
Следует указать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 120-1 Налогового кодекса налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.
Пунктом 52 Правил №391 предусмотрено, что в случае выявления по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности сумм превышения НДС, производится в пределах предъявленных сумм, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящихся на поставщиков, у которых выявлены нарушения налогового законодательства, предусмотренные подпунктами 1) - 7) пункта 52 Правил №391.
В соответствии с пунктом 54 Правил №391 непосредственными поставщиками признаются:
- поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги проверяемому услугополучателю;
- поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги через взаимосвязанных сторон и (или) лиц, находящимися под контролем по отношению к проверяемому услугополучателю.
Нарушениями непосредственных поставщиков проверяемого услугополучателя, выявленных по результатам отчета «Пирамида» признаются:
- нарушения, указанные в пункте 46 Правил №391, допущенные непосредственным поставщиком;
- нарушения, указанные в пункте 47 Правил №391, допущенные поставщиками, имевшими взаиморасчеты с непосредственным поставщиком.
В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов Республики Казахстан, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».
При этом, согласно пункту 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.
В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска, при этом суммарный итог баллов не превысил порог баллов (350 баллов), соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида».
В соответствии с подпунктами 2), 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки, по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» и не подтверждена достоверность сумм НДС.
Таким образом, по результатам акта налоговой проверки по выявленным нарушениям отчета «Пирамида» в результате применения системы управления рисками не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 4 774,8 тыс.тенге.
В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, с учетом риска, указанного в пункте 47 Правил №391, у поставщиков последующих уровней выявлены нарушения в части ограничения выписки ЭСФ в ИС ЭСФ у поставщиков последующих уровней, при этом сумма НДС, не подлежащая возврату, составляет сумму 4 774,8 тыс.тенге, в том числе по следующим поставщикам:
- Товариществом отнесен в зачет НДС по АО «Т» в сумме 8 690,8 тыс.тенге, при этом, установлены нарушения у поставщиков 6 уровня (ТОО «Q», ТОО «А», ТОО «З», ТОО «Н», ТОО «P», ТОО «S», ТОО «П2», ТОО «А2», ТОО «Ж», ТОО «Д», ТОО «М», ТОО «С», ТОО «Э», ТОО «М2», ТОО «К», ТОО «С2», ТОО «Д2», ТОО «М3», ТОО «N», ТОО «B», ТОО «М4», ТОО «Д3») на сумму 45 855,3 тыс.тенге, при этом наименьшая сумма НДС составляет 8 690,8 тыс.тенге.
Соответственно, по акту проверки не подтверждено к возврату превышение НДС в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР, в сумме 4 774,8 тыс.тенге.
Как указано выше, согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам аналитического отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими в том числе, расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС ЭСФ и других ИС ОГД.
Таким образом, учитывая норму статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышение НДС в сумме 4 774,8 тыс.тенге в связи с выявленными нарушениями в результате применения СУР у поставщиков последующих уровней по результатам налоговой проверки является обоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов без изменения, а жалобу без удовлетворения.