Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «B» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о начисленной сумме КПН.
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 148 587,7 тыс.тенге, пени в сумме 57 470,5 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 136,8 тыс.тенге, пени в сумме 16,5 тыс.тенге.
Компания «B», не согласившись с выводами органа государственных доходов (ОГД), обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки по начислению КПН.
Основанием для начисления КПН явилось нарушение подпункта 1) пункта 3 статьи 242 Налогового кодекса в результате которого неправомерно отнесены на вычеты расходы за 2022г. по взаиморасчетам с поставщиками.
С данным выводом ОГД Компания «B» не согласна из-за того, что по результатам проверки исключены из вычетов расходы по взаиморасчетам с контрагентами на сумму 334 008,1 тыс.тенге, вместе с тем, к налоговой проверке по взаиморасчетам с ними были предоставлены акты выполненных работ и электронные счета-фактуры (ЭСФ).
Компания «B» считает, что выводы налоговой проверки в указанной части без проведения встречных проверок контрагентов является необоснованным, при этом отсутствие претензий со стороны контрагентов является доказательством исполнения свои обязательств по строительно-монтажным работам (СМР).
В жалобе указано, что налоговой проверкой установлено отсутствие договоров с контрагентами, работников, однако договоры поставки, договоры субподряда указаны в представленном «Анализе субконто Контрагенты, при этом контрагенты могли использовать привлекаемых со стороны временных работников, технику, автотранспорт.
Проверив доводы Компании «B», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243-263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
Подпунктом 1) пункта 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.
Пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете определено, что бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Пунктом 2 статьи 1 Закона о бухгалтерском учете, первичные учетные документы (далее - первичные документы) - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.
Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты производится при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе, по фиксированию факта совершения операции либо события.
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с Компанией «J» исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 48 793,4 тыс.тенге.
Компания «J» зарегистрировано в органе юстиции с 11.10.2021г., вид деятельности - строительство жилых зданий, применяет специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не состоит на регистрационном учете по НДС.
Согласно актам выполненных работ за период с 16.03.2022г. по 23.06.2022г. Компания «J» в наименовании работ (услуг) указывает «Строительные услуги отделочные работы» на сумму 48 793,4 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022г. у Компании «J» числятся следующие работники: гражданин С., гражданка Т., гражданин К.М., гражданин К.Ж., гражданка С.Н., гражданин С.М., гражданин А.Н.
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с Компанией «К» исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 40 060,0 тыс.тенге.
Компания «К» зарегистрировано в органе юстиции с 12.05.2021г., вид деятельности - прочие строительные работы, требующие специальной квалификации, применяет специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации.
Согласно актам выполненных работ за период с 17.03.2022г. по 30.03.2022г. Компании «К» в наименовании работ (услуг) указывает «Строительные услуги» на сумму 40 060,0 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса за 1 полугодие 2022г. у Компании «К» числятся следующие работники: гражданин К.Е., гражданка А.М.
За период со 2 полугодия 2022г. по 1 квартал 2024г. Компания «К» представляет упрощенную декларацию для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) с нулевыми показателями.
1.3 Компания «Э»
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с Компания «Э» исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 30 130,0 тыс.тенге.
Компания «Э» зарегистрировано в органе юстиции с 06.11.2020г., вид деятельности - прочие строительные работы, требующие специальной квалификации, применяет специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации.
Согласно актам выполненных работ за период с 16.03.2022г. по 26.05.2022г. Компания «Э» в наименовании работ (услуг) указывает «Строительные услуги» на сумму 30 130,0 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса за 1 полугодие 2022г. у Компании «Э» числятся следующие работники: гражданка Т.Р., гражданин К.М., гражданка М.А., гражданка С.Г..
Компания «Э» с 12.02.2024г. применяет общеустановленный порядок налогообложения, при этом с 1 полугодия 2024г. представляет налоговую отчетность (ф.200.00, 300.00) с нулевыми показателями, декларация по КПН (ф.100.00) за 2024г. не представлена.
1.4 Компания «Қ»
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с Компания «Қ» исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 30 370,0 тыс.тенге.
Компания «Қ» зарегистрировано в органе юстиции с 26.10.2021г., вид деятельности - строительство жилых зданий, применяет специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации.
Согласно актам выполненных работ за период с 16.03.2022г. по 26.05.2022г. Компания «Қ» в наименовании работ (услуг) указывает «Строительные услуги» на сумму 30 370,0 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса за 1 полугодие 2022г. у Компании «Қ» числятся следующие работники: гражданин И.С., гражданин К.М., гражданин И.Б., гражданка И.А. При этом со 2 полугодия 2022г. Компания «Қ» представляет упрощенную декларацию для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) с нулевыми показателями.
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с Компанией «Ш» исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 29 490,0 тыс.тенге.
Компания «Ш» зарегистрировано в органе юстиции с 04.04.2017г., вид деятельности - строительство жилых зданий, применяет специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации.
Согласно актам выполненных работ за период с 18.05.2022г. по 27.05.2022г. Компания «Ш» в наименовании работ (услуг) указывает «Строительные услуги» на сумму 29 490,0 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022г. Компания «Ш» не отражает сумму дохода и наемных работников, с 1 полугодия 2023г. не представляет налоговую отчетность, с 23.04.2025г. исключен из государственного реестра и признан бездействующим.
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с ИП «Ш» исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 28 630,0 тыс.тенге.
ИП «Ш» зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) с 08.11.2021г., в связи с прекращением деятельности снят с учета 26.01.2025г., вид деятельности - строительство жилых зданий, применял специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не являлся плательщиком НДС.
Согласно актам выполненных работ за период с 16.03.2022г. по 27.03.2022г. ИП «Ш» в наименовании работ (услуг) указывает «Строительные услуги» на сумму 28 630,0 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022г. у ИП «Ш» числится 1 работник. При этом со 2 полугодия 2022г. ИП «Ш» представляет упрощенную декларацию для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) с нулевыми показателями.
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с ИП «Т» исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 26 245,0 тыс.тенге.
ИП «Т» зарегистрирован в качестве ИП с 03.03.2014г., в связи с прекращением деятельности снят учета 22.01.2024г., вид деятельности - предоставление прочих услуг, не включенных в другие группировки, применял специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не являлся плательщиком НДС.
Согласно актам выполненных работ за период с 17.03.2022г. по 26.05.2022г. ИП «Т» в наименовании работ (услуг) указывает «Строительные услуги» на сумму 26 245,0 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022г. ИП «Т» не отражает наемных работников, а также со 2 полугодия 2022г. представляет упрощенную декларацию для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) с нулевыми показателями.
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с компания «Р» исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 25 150,0 тыс.тенге.
Компания «Р» зарегистрировано в органе юстиции с 01.08.2018г., вид деятельности - строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки, применял специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, является плательщиком НДС с 24.03.2022г..
Согласно актам выполненных работ за период с 17.03.2022г. по 19.03.2022г. Компания «Р» в наименовании работ (услуг) указывает «Выполненные СМР» на сумму 25 150,0 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса за 1 полугодие 2022г. у Компании «Р» числятся следующие работники: гражданка Т.Р., гражданин К.М., гражданка М.А.
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с ИП «К» исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 20 012,7 тыс.тенге.
ИП «К» зарегистрирован в качестве ИП с 12.11.2010г., вид деятельности – розничная торговля через сетевой маркетинг, применяет специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации.
Согласно актам выполненных работ за период с 17.03.2022г. по 26.05.2022г. ИП «К» в наименовании работ (услуг) указывает «Строительные услуги» на сумму 20 012,7 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022г. у ИП «К» числятся следующие работники: гражданка Т.Р., гражданка А.Г., гражданка М.А.
1.10 ИП «М»
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с ИП «М» исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 19 136,0 тыс.тенге.
ИП «М» зарегистрирован в качестве ИП с 01.01.2009г., в связи с прекращением деятельности снят с учета 26.12.2023г., вид деятельности - прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах, применял специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации.
Согласно актам выполненных работ за период с 24.05.2022г. по 28.06.2022г. ИП «М» в наименовании работ (услуг) указывает «Строительные услуги отделочные работы» на сумму 19 136,0 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022г. ИП «М» отражает 1 работника, за период со 2 полугодия 2022г. по 2 полугодие 2023г. представляет упрощенную декларацию для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) с нулевыми показателями.
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с Компанией «КҚ» исключены из вычетов расходы за 2022г. на сумму 10 020,0 тыс.тенге.
Компания «КҚ» зарегистрировано в органе юстиции с 20.05.2022г., вид деятельности – прочие отделочные работы, применяет специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, юридический адрес.
Согласно актам выполненных работ за период с 27.06.2022г. по 30.06.2022г. Компанией «КҚ» в наименовании работ (услуг) указывает «Строительные услуги» на сумму 10 020,0 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса за 1 полугодие 2022г. у Компании «КҚ» числятся следующие работники: гражданка Т.М., гражданка Ш.Ж. При этом со 2 полугодия 2022г. представляет упрощенную декларацию для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) с нулевыми показателями.
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с ИП «А» исключены из вычетов расходы за 2022г. на сумму 9 540,0 тыс.тенге.
ИП «А» зарегистрирован в качестве ИП с 11.03.2019г., вид деятельности - строительство жилых зданий (67%), прочие отделочные работы (33%), применяет специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации.
Согласно акту выполненных работ от 17.06.2022г. ИП «Аскар-5» в наименовании работ (услуг) указывает «Выполненные СМР» на сумму 9 540,0 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022г. ИП «А» не отражает полученные доходы и начисленные доходы работникам.
1.13 ИП «Б»
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с ИП «Б» исключены из вычетов расходы за 2022г. на сумму 9 500,0 тыс.тенге.
ИП «Б» зарегистрирован в качестве ИП с 04.08.2016г., вид деятельности - прочие строительные работы, требующие специальной квалификации, применяет специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации.
Согласно акту выполненных работ от 16.06.2022г. ИП «БАЛАУСА» в наименовании работ (услуг) указывает «Выполненные СМР» на сумму 9 500,0 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022г., а также за период с 2 полугодия 2022г. по 2 полугодие 2023г. ИП «Б» представляет упрощенную декларацию для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) с нулевыми показателями.
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с Компанией «М» исключены из вычетов расходы за 2022г. на сумму 5 905,9 тыс.тенге.
Компания «М» зарегистрировано в органе юстиции с 20.06.2017г., вид деятельности – строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки, применял специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, юридический адрес.
Согласно актам выполненных работ за период с 19.03.2022г. по 24.03.2022г. Компания «М» в наименовании работ (услуг) указывает «Строительные услуги отделочные работы» на сумму 5 905,9 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022г. у ТОО «Мейрхан-65» числятся следующие работники: гражданка Т.Р., гражданин К.М., гражданин М.А.
1.15 ИП «P»
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам с ИП «P» исключены из вычетов расходы за 2022г. на сумму 1 025,0 тыс.тенге.
ИП «P» зарегистрирован в качестве ИП с 03.02.2022г., в связи с прекращением деятельности снят с учета 01.03.2024г., вид деятельности – основное и общее среднее образование, применял специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации.
Согласно акту выполненных работ от 30.06.2022г. ИП «P» в наименовании работ (услуг) указывает «Строительные услуги» на сумму 1 025,0 тыс.тенге, по данным акта сверки взаиморасчетов оплата за работы произведена безналичным путем.
По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022г. ИП «P» не отражает количество наемных работников, со 2 полугодия 2022г. представляет упрощенную декларацию для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) с нулевыми показателями.
Исходя из изложенного, следует, что для осуществления строительных услуг в адрес Компании «B» у компании «Ш», ИП «Т», ИП «А», ИП «Б», ИП «P» отсутствуют соответствующие работники, а также в 1 полугодии 2022г. отдельные работники осуществляют деятельность в нескольких юридических лицах и ИП, так:
- гражданка Т.Р в компании «J», компании «М», ИП «К», компании «Э», коомпании «Р»;
- гражданин К.М. в компании «J», компании «М», компании «Э», компании «Қ», компании «Р»;
- гражданка М.А. в компании «М», ИП «К», компании «Э», компании «Р»;
- гражданка Т.М. в ИП «Ш», компании ТОО «КҚ».
Наряду с этим, следует отметить, что вид деятельности ИП «К» согласно ОКЭД является - розничная торговля через сетевой маркетинг, ИП «М» - прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах, ИП «P» - основное и общее среднее образование, тем самым, деятельность данных поставщиков не относится к строительным услугам.
Кроме того, компания «Ш», ИП «А», ИП «Б» по взаиморасчетам с компанией «В» в упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022г. не отражают полученные доходы и наличие работников.
Необходимо отметить, что выполнение строительно-монтажных работ должно подтверждаться актом приемки выполненных объемов работ, актом приемки выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат, утвержденным приказом от 19.03.2015г. №229 Министра национальной экономики Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации деятельности и осуществления функций заказчика (застройщика)».
При этом, акты выполненных работ (оказанных услуг) должны содержать наименование работ (услуг) в разрезе их подвидов в соответствии с технической спецификацией, заданием, графиком выполнения работ (услуг) при их наличии и прочее. Акты приемки выполненных работ (СМР) подписывают соответствующие лица (в частности, начальник участка, прораб, мастер, бригадир, и т.д.).
При отсутствии утвержденных приказом форм, в том числе акта выполненных работ (СМР), документальным свидетельством факта выполненных работ в строительстве могут служить первичные документы, составленные предприятием самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 7 Закона о бухгалтерском учете.
Следует отметить, что акты выполненных работ (оказанных услуг) Компании «B» с вышеуказанными поставщиками составлены по форме Р-1, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан №402 от 19.08.2013г. «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов РК №562 от 20.12.2012г. «Об утверждении форм первичных учетных документов». При этом, данная форма применяется для приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг), за исключением строительно-монтажных работ (СМР).
В рассматриваемом случае, во всех актах выполненных работ (оказанных услуг) (ф.Р-1), за март, май-июнь 2022г. по вышеуказанным поставщикам наименование работ указано одной строкой «Выполненные СМР» либо «строительные услуги».
Соответственно, данные документы в нарушение вышеуказанных требований законодательства РК не содержат наименование работ (услуг) в разрезе их подвидов в соответствии с технической спецификацией, заданием, графиком выполнения работ (услуг), отсутствуют подписи соответствующих лиц (начальник участка, прораб, мастер, бригадир, инженер и т.д.).
Таким образом, представленные к налоговой проверке акты выполненных работ по взаиморасчетам с вышеуказанными поставщиками не свидетельствуют о факте выполнения работ, при этом Компанией «B» как к налоговой проверке, так и к жалобе не представлены соответствующие договора на выполнение строительных услуг с поставщиками.
Учитывая изложенное, документы (АВР, ЭСФ) по взаиморасчетам с вышеуказанными поставщиками не являются достаточным основанием подтверждения факта совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно не могут являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового законодательства РК.
Следует указать, что вышеуказанные поставщики компании «В» согласно статьи 57-4 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года уменьшают на 100 процентов, подлежащие уплате суммы ИПН, исчисленных в соответствии со статьями 686, 686-3, 687, 695, 700 Налогового кодекса и суммы социального налога, исчисленных в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.
На основании изложенного, учитывая норму статьи 242 Налогового кодекса, положения Закона о бухгалтерском учете исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с поставщиками по результатам налоговой проверки является обоснованным.
Основанием для начисления КПН явилось нарушение подпункта 1) пункта 3 статьи 242 Налогового кодекса по результатам которого в декларации по КПН за 2022г. занижена стоимость остатков товаро-материальных запасов на начало 2022г. на сумму 120 369,2 тыс.тенге, на конец периода на сумму 306 841,0 тыс.тенге.
С данным выводом ОГД Компания «B» не согласна из-за того, что расхождение по товаро-материальных запасов (ТМЗ) можно установить только при проведении сверки ТМЗ по 1С Бухгалтерии и результатами инвентаризации.
Компания «B» считает, что налоговая проверка исходила из данных 1С Бухгалтерии, в которой не проведено списание ТМЗ в связи с фактически выполненными работами и услугами, где Компания «B» являлось поставщиков ТМЗ.
Компания «B» указывает, что выполнение работ производилось как им самим, так и субподрядчиками, в ходе которого использованы ТМЗ.
Проверив доводы Компании «B», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Пунктом 5 статьи 192 Налогового кодекса установлено, что учет запасов осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При этом в целях налогообложения стоимость запасов определяется без учета изменения стоимости запасов путем ее списания до чистой возможной цены продажи и восстановления в отношении ранее проведенного списания запасов, вызванного увеличением чистой возможной цены продажи.
При этом, как было указано выше в соответствии с положениями Налогового кодекса и Закона о бухгалтерском учете отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты производится при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.
Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2020г. №1214 и Первого заместителя Премьера-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 20.01.2020г. №39 утверждены Правила составления налоговой отчетности «Декларация по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00)» (далее – Правила), которые разработаны в соответствии с Налоговым кодексом и определяют порядок составления формы налоговой отчетности «Декларация по корпоративному подоходному налогу» (далее – декларация), предназначенной для исчисления КПН.
Согласно пункту 17 Правил в Декларации по КПН (форма 100.00) в разделе «Вычеты» строка 100.00.019 I указывается балансовая стоимость запасов на начало налогового периода. Указанная строка заполняется согласно данным, определенным по бухгалтерскому балансу на начало налогового периода. Строка 100.00.019 II заполняется согласно данным бухгалтерского баланса на конец налогового периода.
В рассматривемом случае, согласно данным оборотно-сальдовой ведомости за 2022 год по счету 1300 «Запасы» (счет 1310 Сырье и материалы), представленной к налоговой проверке, стоимость ТМЗ на начало периода составляет сумму 133 325,6 тыс.тенге, стоимость ТМЗ на конец периода составляет сумму 312 075,1 тыс.тенге.
Вместе с тем, в декларации по КПН (ф.100.00) за 2022г. стоимость ТМЗ на начало налогового периода (строка 100.00.019 I) составляет в сумме 12 956,3 тыс.тенге, на конец налогового периода (строка 100.00.019 II) составляет в сумме 5 234,1 тыс.тенге.
Учитывая изложенное, по результатам налоговой проверки установлено расхождение между данными бухгалтерского учета и налоговой отчетности по стоимости ТМЗ на начало 2022г. на сумму 120 369,2 тыс.тенге (133 325,6 -12 956,3), и на конец периода на сумму 306 841,0 тыс.тенге (312 075,1- 5 234,1).
Таким образом, в результате увеличения по результатам проверки стоимости ТМЗ на начало и на конец 2022г., сумма расходов по реализованным товарам (работам, услугам), в указанной части уменьшена на 186 471,7 тыс.тенге.
На основании изложенного, учитывая нормы статьи 242 Налогового кодекса, Закона о бухгалтерском учете, результаты налоговой проверки в части увеличения стоимости ТМЗ на начало 2022г. на сумму 120 369,2 тыс.тенге, и на конец периода на сумму 306 841,0 тыс.тенге, а также умеьшение сумм расходов в указанной части является обоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.