Меню

Страницы

Статья

КПН и НДС-взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН и НДС

 Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Е» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее-налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка за период с 01.01.2023г. по 31.12.2023г. по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме налога 28 081,5 тыс.тенге и пени 9 008,6 тыс.тенге, НДС в сумме налога 6 792,8 тыс.тенге и пени 1 998,4 тыс.тенге.

Товарищество не согласно с вынесенным уведомлением о результатах проверки в части начисления КПН в сумме 6 578,0 тыс.тенге, связанного с включением в совокупный годовой доход (СГД) стоимости реализации права временного возмездного землепользования на земельный участок в размере 329 480,1 тыс.тенге.

Из жалобы следует, что по результатам налоговой проверки в СГД включена стоимость реализаии права временного возмездного землепользования на земельный участок.

Постановлением судебной коллегии по гражданским делам областного суда договор купли-продажи права временного возмездного землепользования на вышеуказанный земельный участок признан недействительным.

На основании вышеизложенного, Компания «Е» просит отменить уведомление о результатах проверки в части начисления КПН в сумме 6 578,0 тыс.тенге.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «Е» в нарушение норм подпункта 1) пункта 3 статьи 228 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» №120-VI от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) занижен доход от реализации за 2021г. в сумме 6 578,0 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в СГД включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доход от реализации.

Согласно пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса, доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228 – 240 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае установлено, что Постановлением акимата района от 2006 года, Компании «Е» предоставлены земельные участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства во временное возмездное долгосрочное землепользование (аренду) сроком на 48 лет за счет передачи земельных участков в уставной капитал Компании «Е».

В 2021г. между Компанией «Е» и Компанией «G» заключен договор купли-продажи права землепользования на земельный участок по цене 329 480,1 тыс.тенге, где Компания «Е» является продавцом.

Постановлением судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 2024г., вынесенного по правилам рассмотрения суда первой инстанции, вышеуказанный договор купли-продажи, в виду аффилированности сторон сделки, признан недействительным.

Из вышеизложенного следует, что в связи с отменой реализации прав временного возмездного землепользования на земельный участок, сумма в размере 329 480,1 тыс.тенге не подлежит включению в СГД.

         Таким образом, начисление КПН за 2021г. в сумме 6 578,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

Согласно пункту 3 статьи 181 Налогового кодекса жалоба Товарищества рассмотрена в пределах обжалуемых вопросов.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления КПН в сумме 6 578,0 тыс.тенге, в остальной части оставить без изменения.

Сумма пени по отмененной части уведомления подлежит перерасчету. 

Дата публикации
25 августа 2025
Дата обновления
25 августа 2025
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Полезная информация
24 сентября 2026
КПН у источника выплаты - роялти
Полезная информация
24 сентября 2026
КПН - взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками
Полезная информация
24 сентября 2026
Классификация товаров

Социальные медиа

Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Термины и обозначения
Политика конфиденциальности
Концепция развития искусственного интеллекта на 2024 – 2029 годы
Правила размещения информации на интернет-портале открытых данных
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Концепция цифровой трансформации
Жизненные ситуации
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК