Уважаемые граждане!
Комитет миграционной службы информирует, что 19 июля 2021 года Главой государства подписан Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» в реализацию которого вступил в силу соответствующий Закон.
Так, с 1 января 2022 года 20 функций МВД в сфере миграции переданы в Министерство труда и социальной защиты населения, в том числе:
- межведомственная координация в области миграции населения. До января 2022 года данными вопросами занимались 2 ведомства - МВД и МТСЗН.
- мониторинг миграционных процессов. Это - анализ въезда, выезда иностранцев, их перемещение на территории страны, осуществление ими деятельности.
- разработка системы мер в области регулирования и мониторинга миграционных процессов;
- разработка типовых правил регулирования миграционных процессов;
- работа с беженцами. Предполагает выдачу свидетельства лица, ищущего убежище, присвоение, продление, лишение и прекращение статуса беженца;
- выдача разрешений трудовому иммигранту. Все другие виды разрешений на работу иностранцев выдаются местными исполнительными органами, порядок их выдачи определяет МТСЗН. Передача этой функции позволила сконцентрировать в одном государственном органе выдачу разрешений иностранцам на территории Казахстана.
Для этого внесены изменения в Трудовой кодекс, законы «О беженцах», «О миграции населения», «О документах, удостоверяющих личность», «Об органах внутренних дел».
Изменения внесены в рамках реформирования правоохранительной системы и освобождения органов внутренних дел от несвойственных функций. Большинство из них касается работы с беженцами и выдачи разрешений трудовым иммигрантам. Передача функций направлена на обеспечение соблюдения миграционного законодательства и защиты прав граждан.
Важно отметить, что переданные функции не связаны с обеспечением правопорядка. Работа МТСЗН с беженцами в большей степени будет направлена на оказание им социальной помощи, медицинских услуг и образования. При работе с беженцами осуществляется тесное взаимодействие с такими международными структурами как Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции, неправительственными организациями.
Полагаем, что передача этой работы в «гражданское ведомство» обеспечит наиболее правовую и социальную защищенность, будут эффективнее решаться проблемы иностранцев, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе беженцев.
Аналогичная ситуация с выдачей разрешений трудовым иммигрантам для работы в домашнем хозяйстве физических лиц – так называемых «трудовых патентов», выдаваемых через Центры обслуживания населения.
В современном мире трудовая миграция имеет глобальный характер, и напрямую связана с экономическим и социальным уровнем развития страны. Поэтому важно создать максимально комфортные условия для мигрантов.
В то же время, контроль за соблюдением беженцами и трудовыми мигрантами установленных правил пребывания в Казахстане по- прежнему сохранен в компетенции полиции.
Миграционная служба – это одно из основных направлений МВД, осуществляющее противодействие незаконной миграции, учет иностранцев и лиц без гражданства, изготовление документов, удостоверяющих личность, таких как паспорта и удостоверения граждан Казахстана, видов на жительство, удостоверений лиц без гражданства, ведение учета иностранцев, постоянно проживающих в стране, разработке и реализации мер по организации оказания государственных услуг населению.
Передача функций позволит сосредоточиться на оставшихся в ведении миграционной службы органов внутренних дел функциях, в том числе по оказанию государственных услуг по вопросам гражданства и документирования населения, реадмиссии иностранцев, выдачи виз, оформления документов на выезд граждан на ПМЖ и ряда других услуг.
Согласно Реестра 13 из 40 государственных услуг МВД оказываются Комитетом миграционной службы. В этом направлении нами проводится последовательная и планомерная работа по созданию наиболее благоприятных условий получения государственных услуг, выявлению и устранению административных барьеров в этом направлении.
На первом плане – их автоматизация и оптимизация. Уровень автоматизации госуслуг МВД сегодня составляет 95% (38 из 40). Буквально 2 года назад он составлял 86% (31 из 36).
Это позволило не только исключить контакт услугополучателей с полицией, но и возможность гражданам не зависеть от режима работы госорганов и подавать заявку на получение государственной услуги в любое удобное для них время.
Автоматизация также позволила отменить предоставление гражданами справок, которые госорганы могут получать из информационных систем.
И.о.председателя Комитета миграционной службы
Сейтжанов Сабыржан Жарылкаганович