В середине XIX века завершился процесс вхождения Казахстана в состав Российской империи. Колониальный гнет, насильственное изъятие плодородных участков земель у казахов привело к формированию и появлению в начале XX века политических движений и партий. В авангарде политической мысли встали представители национальной интеллигенции. Каждого ее члена, каждого участника волновал и беспокоил вопрос о будущем, свободе и образованности казахов. Возможность донесения до царского правительства этих проблем представилась с учреждением I Государственной Думы Российской империи в 1906 году. От казахов депутатами стали: Ахмет Беремжанов, Алихан Бокейханов, Шаймерден Кошегулов и Алпысбай Калменов. Именно этот период можно охарактеризовать как расцвет политической мысли казахов. Но согласно Манифесту императора Николая II в том же году Госдума была распущена.
В следующем, 1907 году были проведены выборы во II Госдуму. На этот раз депутатами от казахов стали: Тлеули Аллабергенов, Ахмет Беремжанов, Шаймерден Кошегулов, Темиргали Нурекеев, Мухамеджан Тынышпаев и Бакытжан Каратаев.
*Казахи-депутаты I и II Государственной Думы
Как в I, так и во II созывах Законодательного органа власти, казахи были одними из создателей, и влиятельными членами фракции – «Мусульманского союза», объединявшей татар, башкир и узбеков. В обоих созывах выступали за проведение в России аграрной реформы, свободу вероисповедания и демократические преобразования.
Ввиду субъективных причин, после очередного роспуска Госдумы, более казахи не избирались в новые созывы. Но то вовсе не означает, что они оставили свои идеи, отказались от планов переустройства государства.
Для объяснения до народа своей программы, политические лидеры тех лет – Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов и Мыржакып Дулатов в 1913 году начинают издавать газету «Казах». Главным редактором был А. Байтурсынов.
Далее, в 1917 году, 21-28 июля в Оренбурге прошел Первый Всеказхский съезд, где казахи выступили единым фронтом и подняли такие вопросы как предоставление национальной автономии, решение аграрного вопроса и эмансипация женщины. Уже после этого съезда в политическом движении Казахстан намечается 3 крупных течения:
*Газета «Казах»
Ядро движения «Алаш» составляла национальная интеллигенция. В 1917 году это движение было преобразовано в политическую партию «Алаш», печатным органом которой являлась газета «Казах». Сам термин «Алаш» связан с историей формирования казахского народа, который использовал его в качестве боевого клича. После крушения Российской империи в феврале 1917 года, была провозглашена Алашская Автономия на территории западного, восточного и центрального Казахстана, со столицей в городе Семей. Лидером государства стал Алихан Бокейханов. Автономия была ликвидирована Советским правительством в 1920 году. А ее лидеры, такие как Ахмет Байтурсынов, Халел Габбасов, Мухмеджан Тынышпаев, Алихан Бокейханов продолжили далее заниматься не политической, а просветительской миссией среди казахов, преподавая науки и переводя на казахский язык произведения Гете, Байрона, Пушкина.
*Правительство Алаш
Другим, не менее важным политическим движением являлось «Шуро-и-Ислам» («Совет Ислама»). Оно было сформировано на территории южного Казахстана, и выступало за полную религиозную свободу. Сторонники движения в 1917 году создали свое государство – Туркестанскую Автономию со столицей в городе Коканде. Лидером государства являлся Мустафа Шокай. Автономия просуществовала до 1918 года, пока просоветская армянская партия «Дашнакцутюн» не устроила резню и избиение местного населения, и Автономия была ликвидирована. Ее лидер, не принявший коммунистическую идею, был вынужден эмигрировать во Францию, а оттуда в Германию.
*Мустафа Шокай
Третьим крупным политическим движением на территории Казахстана были Советы. В основном они сосредоточились на севере Казахстана, и в 1917 году в городе Омске они создали партию «Уш Жуз». Печатным органом этой партии являлась одноименная газета. Партия выступала за федеративное устройство России, и объединения тюркских и мусульманских народов под флагом Советов. Уже после свершения революции Октября, лидеры «Уш Жуз» стали активно устанавливать советскую власть. К ним относятся Сакен Сейфуллин, Турар Рыскулов, Султанбек Ходжанов, Ныгмет Нурмаков.
Дальнейшая история Казахстана сложилась так, что Советы смогли полностью установить свою власть, и в 1925 году была создана Казакская Автономная Социалистическая Республика с центром в Оренбурге.
Период 1925-1932 годов в истории Казахстана ознаменован индустриализацией и промышленным подъемом. В Казахстане были построены предприятия химической промышленности, а также, в 1930 год символ индустриализации в степи – Туркестанско-Сибирская железная дорога (Турксиб). Фактическим руководителем строительства Турксиба являлся Турар Рыскулов, а содействовал ему первый казах-инженер путей сообщения – Мухамеджан Тынышпаев.
Далее, в Казахстане, в этой огромной и богатой стране началась политика насильственной коллективизации сельского хозяйства. Нерациональные и необдуманные действия советского правительства привели к массовому голоду казахского населения. Самые трагические события выпали на 1931-1933 года. По разным оценкам ученых, общее число умерших от голода в Казахстане составляет 1,5 млн человек, еще 1 млн человек был вынужден бежать за пределы государства.
*Карта Турксиба
*Казахские дети во время голода в степи
*Гонимый голодом казахский народ покидает свои родные земли
Особенно сильно казахское население пострадало в результате сталинских репрессий в 1937-1939 года. Казахи лишились всей национальной интеллигенции, а также тех, кто помогал советам в установлении своей власти. Фактически, все эти люди являлись цветом казахского народа. Репрессированных расстреливали без суда и следствия, а их жены и родственники подверглись насильственной ссылке в трудовые лагеря и тюрьмы.
Помимо разразившегося голода и репрессий, коммунистическое правительство предприняло тактику царя: оно начало насильно депортировать население из всех уголков Советской России в Казахстан. Первая волна переселенцев появилась на территории казахов еще в XIX веке, это были русские и украинские крестьяне, а еще ссыльные польские революционеры. Далее, во время Первой Мировой войны на территорию Казахстана ссылали военнопленных, в том числе венгров. Крупное кладбище относящихся к венгерским военнопленным находится на западе Казахстана в Мангыстау. К этому же периоду относится крупное захоронение т.н. «красных мадьяр» в городе Петропавловске. Советское же правительство насильно выселило в Казахстан в 1937 году корейцев с Дальнего Востока, в 1941 году немцев Поволжья, а в 1944 году крымских татар, чеченцев, балкар, ингушей и греков. Несмотря на такую жесткую внутреннюю политику СССР, это поспособствовало формированию многонационального, толерантного и многоконфессионального современного Казахстана.