Местные представительные органы маслихаты в соответствии с Законом Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» являются ответственными, как исполнительные органы, за состояние дел на соответствующей территорий, и выражая волю населения, не только определяют меры, необходимые для реализации, но и контролирует их осуществление.
10 декабря 1993 года Верховный Совет республики принял Закон РК «О местных представительских и исполнительных органах Республики Казахстан», который внес существенные изменения в название и в структуру местных государственных органов.
Во- первых, были отменены названия «Советы народных депутатов» и «исполнительные комитеты» на сельском, поселковом, аульном, районном, городском и областном уровнем. Эти названия ушли в историю.
Во- вторых, местные представительные органы стали называться маслихатами, а местные исполнительные органы - местной администрацией во главе с акимом.
В третьих, маслихаты и администрация объединялись под общим названием, «местные органы государственного управления». Это означало отказ от советской теории и практики: в советском государстве Советы как представительские органы считались органами государственной власти.
В четвертых, маслихаты и местная администрация в организационном отношении, отделены друг от друга.
В пятых, маслихаты являются не местными органами самоуправления, а чисто государственными органами, хотя считаются представительными органами.
Конституция Республики Казахстан 1995 году утвердила указанную модель местных органов государства.
Пункт 1 статьи 86 новой конституции РК 1995 года гласит: «Местные представительные органы маслихаты - выражают волю населения соответствующих административно- территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление». Создал предпосылки для принятия специального закона, регламентирующего их статус.
Поэтому маслихаты как представительные органы независимы от Парламента республики. Местный представительный орган (маслихат) является выборным органом, избираемый населением области, (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан, определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление. В этом понятии приведен ряд признаков, выделяющих местные представительные органы в любую часть государственного механизма. Первый признак это выборность. Второй признак маслихатов - они избираются населением административно-территориальных единиц и поэтому являются их представительными органами. Третьи признак - маслихаты выражают волю населения, проживающего на соответствующей территории административно- территориальной единицы. Если указанные три признака характеризуют процесс формирования местных представительных органов, то четвертый признак относится к сфере их деятельности.
7 марта 1994 года в Республике Казахстан состоялись выборы в местные представительные органы - маслихаты собрания депутатов первого созыва (1994-1999г.г.) Это были первыми, по настоящему конкурентные выборы в стране.
В районе было образовано 23 избирательных округов, и избрано соответствующее количество депутатов первого созыва они состоялись 25 марта 1994 года.
Состав депутатского корпуса достаточно широк и разнообразен. Среди них - руководители крупных предприятий, работники сельского хозяйства, образования, профсоюзные деятели и др.
Сессия образовала 4 постоянных и ревизионную комиссии по следующим направлениям:
а) по вопросам депутатских полномочий и этики
б) по вопросам социально-экономического развития бюджета, продовольствия и экологии.
в) по вопросам законности и правопорядка
г) по делам ветеранов и инвалидов, молодежи, охраны здоровья, образования и культуры, межнациональных отношений.
Избраны председателями постоянных комиссий:
- по вопросам депутатских полномочий и этики Молдыбаева А.С. депутат от Красномаяковского избирательного округа №17
- по вопросам социально-экономического развития, бюджета, продовольствия и экологии- Еремина М.К депутат от Шуйского избирательного округа №4
- по вопросам законности и правопорядка Аникеева И.И. депутат от Тимашевского избирательного округа №9
- по делам ветеранов и инвалидов, охраны здоровья, образования и культуры, межнациональных отношений Седельникова Л.Е. депутат от Митрофановского избирательного округа №21
Председатели постоянных комиссий с учетом состояния общественно-политической обстановки в стране, районе, наметили конкретные вопросы, касающиеся проблем социально-экономического развития региона, выработали методики рассмотрения и утверждения районного бюджета и контроля над увлечением его доходной части обеспечения нужд в социальной направленности. Естественно, в процессе работы представительного органа в его перспективные и текущие планы работы были вносились соответствующие дополнения и изменения.
Закономерно, что в поле зрения депутатов находились проблемы экономики. На рассмотрение сессии были внесены вопросы состояния развития экономики района и мерах по стабилизации и производства основных видов продукции и товаров народного потребления, о состоянии развития агропромышленного комплекса, о ходе реализации Закона Республики Казахстан «Об образовании», проблемы оздоровления экологической обстановки в регионе, по борьбе с преступностью и охране общественного порядка, о состоянии охраны здоровья.
Обсуждение этих вопросов свидетельствует не только о сложности, актуальности проблем того времени когда идет спад производства, кризис, взаиморасчет, но и о том что некоторые депутаты еще не осознавали что главное задача заключается не в распределении, а в создании условии для формирований рыночных отношений. В этот период в ходе переустройства экономики населения района, о социальной защите населения. Возникало много трудностей и проблем, наблюдался сильный спад производства и рост инфляции. Ради объективности следует сказать, что на отдельных сессиях поднимали вопросы, что есть такие сферы жизни общества, на которых ни в коем случае нельзя экономить. Это образование, здравоохранение, культура.
Особенностью работы депутатов районного маслихата первого созыва заключалась в том, их деятельность проходила в условиях начала строительства нового, молодого независимого государства Республики Казахстан, реализации национальной программы разгосударствления и приватизации. Депутаты нового представительного органа не дрогнули и были на высоте государственных задач, проявили себя активными сторонниками Президента Р.К. Н. Назарбаева его курса на реформы и преобразования.
В своей работе депутаты руководствовались, главным предназначением - представлять интересы людей, избирателей, достигать баланса этих интересов, и это притом, что парой встречались пробелы в правовом поле и законодательных процедурах, отсутствовало взаимопонимание среди некоторой части депутатов.
В работе районного маслихата депутатов первого созыва были сложности, некоторые из депутатов имели смутные представление о своей деятельности, хотя в предвыборных программах они поддержали идей реформирования общества, ускоренного осуществления социально-экономических преобразований.
Путем поиска, методом проб и ошибок депутаты первого созыва совершенствовали свою работу, учились по-новому оценивать конкретную политическую ситуацию, постепенно выходили на конструктивный путь, обеспечив тем самым задел, предпосылки для более продуктивной работы будущих созывов районного маслихата.
Годы первого созыва маслихатов района можно охарактеризовать тем, что основная задача перехода к демократии в принципе была решена, хотя впереди ещё предстоял долгий процесс консолидации демократических структур и их совершенствования. Депутаты маслихатов внимательно отслеживали деятельность Парламента РК, учились работать с исполнительной властью в одном режиме.
V созыв
15 января 2012 года прошли выборы в Мажилис Парламент и маслихаты Республики Казахстан, которые стали точкой отсчета новой политической истории Казахстана, так как теперь в высшем законодательном органе уже представлены три политические партии.
В подготовительный период и ходе предвыборной компании на 14 депутатских мандатов в районный маслихат выдвинулись 32 человек. Из них 12 от общественного объединения НДП «Нур Отан» и 20 выставили свои кандидатуры путем самовыдвижения. Прошли процедуру регистрации 32 кандидатов.
В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссией выборы проводились по 14 избирательным округам, где были созданы необходимые условия: утверждены границы округов, образованы окружные и участковые избирательные комиссии. Согласно календарному плану проводились подготовительные мероприятия. Предвыборные мероприятия проходили в обстановке открытости и гласности.
Согласно Конституционного Закона «О выборах в Республики Казахстан» территориальная избирательная комиссия на основании протоколов окружных избирательных комиссии подвела итоги выборов в районный маслихат.
В выборах депутатов районного маслихата из 36880-х избирателей включенных в списки приняло участие 32235 человек.
Выборы состоялись по всем 14 - ти округам.
Подано голосов за прошедших в депутаты районного маслихата кандидатов:
по избирательному округу №1 - Садвокасов Мурат Нурбекович, за которого было подано 1903 голосов или 77,45%.
по избирательному округу №2 - Елисеев Алексей Константинович, подано голоса 1384 или 62,45%.
по избирательному округу №3 - Туркашов Амангельды Кабланбекович, подано голосов «за» - 1528 или 68,03%.
по избирательному округу №4 - Махамбетова Тамма Мутиевна - подано 1515 голосов, или 78,46%.
по избирательному округу №5 - Муратов Ринат Рауфович - подано 1694 голоса, или 76,72%.
по избирательному округу №6 - Аксеитова Сауле Копбаевна - подано 1108 голосов, или 47,88%.
по избирательному округу №7 - Исмагулов Бауржан Калиаскарович - подано голосов «за» - 1277 или 57,32%.
по избирательному округу №8 - Ерденов Данияр Зейноллиевич - подано 1702 голоса или 73,90%.
по избирательному округу №9 - Гофман Виктор Викторович - подано 1712 голосов, или 86,90%.
по избирательному округу №10 - Ивашин Александр Михайлович - подано 1567 голосов, или 76,93 %.
по избирательному округу №11 - Ахметов Абай Багарович - подано 1981 голос, или 82,20%.
по избирательному округу №12 - Борумбаев Багдат Айтжанович - подано 2329 голосов, или 87,46%.
по избирательному округу №13 - Комбатуров Аблай Тулегенович - подано 2089 голосов, или 85,79%.
по избирательному округу №14 - Безверхова Наталья Андреевна, подано 2131 голос, или 83,73%.
Среди избранных депутатов Атбасарского районного маслихата пятого созыва 11 - мужчин, 3 женщины. По национальному составу: казахов -9, русских-2, немец, белорус, татарин. По возрасту: до 35 лет-3, до 45 лет-4, до 55 лет-4, до 60 лет-3. По образованию: с высшим образованием - 13, со средним специальным образованием - 1. Педагоги - 2, врачи - 2, инженера - 5, экономисты 2, и другие специальности среди избранных депутатов. 13 депутатов выдвинуты от НДП «Нур Отан», один депутат от партии «Ақжол». Из предыдущего созыва вновь избраны 9 человек.
Сессия районного маслихата избрала своего секретаря, им вновь стал Борумбаев Багдат Айтжанович, который является секретарем районного маслихата с 1994 года (с первого созыва).
Для предварительного рассмотрения вопросов, вносимых на рассмотрение сессий, содействия реализации решений маслихата и за исполнением решений сессии, в маслихате образовано 2 постоянные комиссии: 1) «По вопросам бюджетной политике, развития коммунальной инфраструктуры и предпринимательства», в составе - 7 депутатов, 2) «По вопросам социальной политики, законности и правопорядка, депутатским полномочиям и этике», в составе - 6 депутатов.
С целю обсуждения наиболее важных и общественно значимых вопросов проводятся публичные слушания в постоянных комиссиях с участием депутатов, исполнительных органов, организаций, средств массовой информации и граждан.
Постоянные комиссии маслихата осуществляют контроль за выполнением решений сессии маслихата, принятых программ и других нормативных актов органов государственной власти и управления. Постоянные комиссии ответственны перед избравшим их маслхатом и не реже одного раза в год отчитываются о своей деятельности.
Депутаты районного маслихата особое внимание уделяют работе с населением по месту жительства. Согласно Закону «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» депутаты маслихата обязаны поддерживать постоянную связь с избирателями своего округа, регулярно информировать их о работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий, исполнении решений маслихата.
Депутаты регулярно проводят прием избирателей, рассматривают поступившие к ним обращения. Прием избирателей проводится в общественной приемной НДП «Нур Отан» согласно графику.
Порядок проведения сессий маслихата, заседаний его органов, внесения и рассмотрения на них вопросов, образования и избрания органов маслихата, заслушивания отчетов об их деятельности, рассмотрения запросов депутатов, порядок голосования, организация работы аппарата и другие процедурные, организационные вопросы определяются регламентом маслихата, утверждаемым на его сессии.
Приемная: 8 (716 43) 2-66-09