Этот год особенный для финансистов Казахстана: наряду с важным юбилеем страны – 25-летием ее Независимости исполняется 95 лет со дня образования финансовой системы Казахстана.
Становление органов финансов в Мангистауской области берет начало с двадцатых годов прошлого столетия. 12 июня 1920 года в составе Туркестанской АССР (впоследствии Киргизской, с 1925 года – Казахской АССР) был образован Адайский уезд и наряду были созданы уездные органы, в том числе и Адайский уездный финотдел.
Финансовый отдел обеспечивал проведение в жизнь финансовой политики Советского государства и осуществлял общее руководство организацией финансов в уезде. На финансовый отдел была возложена ответственность за организацию работ по мобилизации финансовых ресурсов на общегосударственные нужды, за исполнение уездного бюджета и обеспечение денежными средствами мероприятий, проводимых в уезде.
Адаевский уездный финансовый отдел (УФО) подчинялся Адаевскому ревкому Совета рабочих и крестьянских депутатов, Наркомату финансов КССР.
В составе УФО в 1927 году функционировали следующие подотделы: общий, налоговый отделы, приходно-расходная касса, п/о местных финансов, п/о госфинконтроля.
Кроме того, в ведение УФО находились 2 налоговых инспекторских участка – в городе Форт-Александровске, в поселке Уил и Адаевская центральная трудовая сберкасса. На финансовый отдел возлагались следующие задачи: это взимание и общее наблюдение за взиманием всех налогов; составление сметы доходов и расходов по местному бюджету; контроль за исполнением бюджета уездных организаций.
В области налогообложения в целях общего руководства этой работой Адаевский УФО проводил технические совещания.
Целью организации таких совещаний было расширение делового кругозора сотрудников отдела, развитие в них инициативы и активности, выявление новых методов работы и совершенствование налогового аппарата.
Налогообложения на местах осуществляли 2 инспектора по налоговым участкам, а в центре налоговый подотдел Адаевского УФО.
Адаевский УФО возглавляли Маклецов, Килибаев, Акджанов, Малых, Бермухамедов.
27 июня 1927 года Адаевский уезд был ликвидирован. В связи с этим прекратили свою деятельность и уездные организации, в том числе и Адаевский уездный финансовый отдел.
В связи с образованием 28 июня 1927 года Адаевского округа образован и финансовый отдел на правах отдела исполкома Адаевского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
В составе Адаевского окружного финансового отдела в 1927 году входили: общий отдел, налоговый подотдел, подотдел местного финансов, контрольно-бухгалтерский отдел и бухгалтерия.
С 1 января 1928 года в целях окончательной ликвидации структурного подразделения финансовых органов Казахской ССР на подотделы, уничтожения излишних передаточных инстанций, максимального приближения исполнителя к администратору и максимального сокращения финаппарата, введение бригадного метода работы упразднены все подотделы, кроме контроля, действующего на основании особого положения. Вместо подотделов вводятся групповые подразделения: бюджетная группа, налоговая группа, неналоговая группа, валютная группа и секретариат.
Финансовая инспекция состоит при заведующем финорганов. В ее функции входит изучение и оценка финаппарата, его организации, направление и ревизия финансовых органов. В штате 21 человек. Адаевский ОкрФО возглавляли Бондаренко, Кальменов, Унгалбаев.
10 апреля 1929 года Адаевский округ ликвидирован, в связи с этим ликвидирован и финансовый отдел.
10 декабря 1963 года на базе рабочего поселка Актау образован г.Актау.
На первой сессии первого созыва Актауского городского Совета депутатов и трудящихся от 25 марта 1964 года избраны члены исполкома и утверждены заведующие отделами исполкома, в том числе и заведующий финансовым отделом.
Финансовый отдел подчиняется Гурьевскому областному финансовому отделу по вопросам деятельности и по территориальному признаку – исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся. В связи с переименованием города Актау в город Шевченко с 1 июля 1964 года финотдел подчиняется исполкому Шевченковского горсовета депутатов. Заведующие городского финансового отдела – Губашев Х.Б., Садыков З.
Финансовый отдел исполкома Мангышлакского областного Совета депутатов создан 20.03.1973 года на основании Постановления Совета Министров Казахской ССР от 25.04.1973 года № 228, в связи с образованием Мангышлакской области. С момента образования облфо подчиняется Министерству финансов, и далее акимату Мангистауской области. Заведующими были: А.И.Пак (1973-1988), А.Кудайбергенов , В.Н.Киселева, С.Шаметова, Ж.Сарсенкулов, Х.Х.Нургалиева, М.Б.Альбекова.
Годы независимости
Кардинальные реформы в Казахстане, инициированные и реализованные Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, такие как создание государства с совершенно новой экономикой, переход на рыночные рельсы, введение национальной валюты – тенге, явились причиной реконструкции финансовой системы. В эти годы работникам финансовой системы пришлось учиться работать по новым требованиям, повышать профессионализм и квалификацию, так как на них лежала большая ответственность формирования новой финансовой системы страны, и они с честью справились с задачей.
Известно, что социально-экономическая ситуация в стране в первые годы независимости была на низком уровне. Были порваны все прежние финансово-хозяйственные связи, прекратили свою работу многие предприятия, не было поступлений в бюджет, не хватало средств на выплату заработной платы, пособий, пенсий, и в таких труднейших ситуациях финансисты региона находили выходы.
Финансовые органы региона прошли с момента обретения страной независимости все этапы реорганизации, становления и развития финансовой системы. В 1991-1992 гг. это было Финансовое управление исполкома Мангистауского областного Совета народных депутатов, с 1992 по 2004 гг. – Финансовое управление Мангистауской областной администрации, с 2005-2008 гг. – Департамент финансов Мангистауской области, с 2008 года по сей день – Управление финансов Мангистауской области.
До 1998 года в штате управления было 93 человека, тогда управлению подчинялись 2 городских и 4 районных финансовых отдела. В результате реорганизаций городские и районные финотделы были отданы местным акиматам, областное финансовое управление выступало координатором и контролером финансово-бюджетной системы области. Сегодня в управлении финансов области работают 37 человек, в двух городских и 5 районных отделах финансов – 127 человек.
Государственное учреждение «Управление финансов Мангистауской области» является государственным органом, осуществляющим функции в сфере управления областным коммунальным имуществом и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и отчетности по исполнению местного бюджета. То есть любой вопрос государственной важности не решается без участия финансистов области, ибо все мероприятия должны быть обеспечены бюджетными средствами и необходимыми активами. Поэтому требования, предъявляемые к работнику финансовой сферы, – это, прежде всего, высокий профессионализм и квалификация, так как они для эффективного финансирования различных сфер – образования, здравоохранения, социальной поддержки, коммунального хозяйства, должны знать законодательство в этих сферах, уметь анализировать вопросы и задачи.
Бюджетная система
Ежегодно областной бюджет формируется, основываясь на Послания Президента страны народу Казахстана, государственные и региональные программы, и бывает направлена на обеспечение социально-экономической стабильности и удовлетворение спросов населения.
За прошедшую четверть века областной бюджет прошел через различные стадии изменения налогово-бюджетной политики и финансово-кредитной системы страны, развития региона, словом прошел путь от становления до стабилизации и развития. В 1995 году областной бюджет составил всего 3,5 млрд. тенге, к 2005 году – 36 млрд. тенге, а уже к 2015 году – 161,3 млрд. тенге. То есть за десять лет бюджет области увеличился в 4,5 раза, а за двадцать лет – в 46 раз.
В 1995 году в государственную казну поступило 3,3 млрд. тенге в виде налогов и других обязательных поступлений, в 2015 году поступило 348,7 млрд. тенге, из них в республиканский бюджет – 200 млрд. тенге, в местные бюджеты – 148,7 млрд. тенге.
В 2016 году областной бюджет был сформирован в размере 176,8 млрд. тенге, из них 131,8 млрд. тенге сформированы из местных доходов, 45 млрд. тенге – это трансферты и кредиты из республиканского бюджета. 53,4 млрд. тенге (или 30,2%) из средств бюджета были направлены в социальную сферу, 37,3 млрд. тенге, или 21,0% бюджета, – на реализацию различных программ развития. В текущем году из средств областного бюджета было профинансировано строительство 315 объектов.
Известно, что наша область является одним из регионов-доноров республики, из года в год растут переводы в республиканский бюджет из собственных доходов, в текущем году предусмотрено перевести 25,7 млрд. тенге.
С целью оптимизации бюджетного процесса важную роль играет Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 «О системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы». Согласно указа определяется эффективность мер по обеспечению результативности и эффективности использования бюджетных средств администраторами бюджетных программ, достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного или меньшего объема бюджетных средств. Результаты оценок используются при ежегодном проведении мероприятий по дальнейшему совершенствованию бюджетного процесса и укрепления финансовой дисциплины.
Нашла свое положительное решение также проблема необоснованного хранения квазигосударственными субъектами бюджетных средств в банках второго уровня. Сегодня открыты счета субъектов квазигосударственного сектора, направленные на бюджетные инвестиции и увеличение (формирование) уставного капитала, в органах казначейства.
Управление коммунальной собственностью
Мероприятия, проводимые в целях реализации Послания народу Казахстана «Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» позволили оптимизировать систему управления государственной собственностью и повысить ее эффективность. Кроме того, динамичное развитие экономики страны требовало пересмотра приоритетов в политике управления государственными активами.
С 2003 года стали реализовываться программы повышения эффективности управления государственной собственностью и отраслевые программы приватизации. В этих программах определены основные направления и задачи управления государственными активами, на первый план в этих программах выдвинуты такие вопросы, как выявление качественного состава государственной собственности, утверждение и взятие на учет критериев определения и эффективности и ввод единой системы учета.
Главные условия управления государственными активами – это сбор полной информации о количестве и качестве государственного имущества. Мангистауский областной акимат на сегодня является учредителем 265 государственных коммунальных предприятий и 408 государственных учреждений, финансируемых из местного бюджета, стоимость активов в их собственности переваливает за 700 млрд. тенге.
В коммунальной государственной собственности находятся доли и фонды акций 21 акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью вместе с фондом акций национальных компаний и институтов развития.
Участие государства в качестве акционера или учредителя в уставном капитале юридических лиц зависит от задач и интересов в отношении этих юридических лиц. Поэтому каждый год проводится анализ деятельности государственных предприятий, акционерных обществ, в результате выявляются не соответствующие виды услуг и деятельности и проводится работа по передаче их в конкурентную сферу.
Как показывает анализ, существуют не относящиеся к уставным целям и задачам, видам деятельности и услуг косвенные услуги.
В первые годы независимости с целью перехода на рыночную экономику и формирования частной собственности были сделаны первые шаги по приватизации. Однако в собственности государства еще остался ряд предприятий, и после первой волны приватизации были созданы многие институты развития.
По заданиям Елбасы, которые были озвучены в 2014 году в Послании Президента страны народу Казахстана, вторая волна приватизации реализуется для стимулирования малого и среднего бизнеса с целью интенсивного развития экономики страны. Правительство РК своим постановлением № 1141 от 30 декабря 2015 года «О некоторых вопросах приватизации на 2016-2020 годы» утвердило Комплексный план приватизации и целевые индикаторы его реализации.
Согласно комплексного плана на 2016-2020 годы в области планируется приватизация 15 организаций в коммунальной собственности (11 областных и 4 районных), из которых на сегодня 2 объекта уже проданы в личную собственность, 1 передано в доверительное управление, и еще 3 организации вынесены на торги.
В общей сложности, управлением финансов области за последние 10 лет продано в конкурентную среду объектов коммунальной собственности на сумму 1,2 млрд. тенге (недвижимое и другое имущество, доли государственных предприятий и акционерных обществ и т.д.), полученные средства поступили в бюджет.
Один из эффективных направлений управления государственными активами – это внедрение модели государственно-частного партнерства. Сегодня в Казахстане используются несколько механизмов государственно-частного партнерства, из которых наибольшее распространение получили лизинг, государственные закупки, участие государства наряду с частными лицами в уставных капиталах юридических лиц, передача объектов государственной собственности частным лицам в доверительное управление или аренду. Реализация данных механизмов определена законом.
Еще одним важным механизмом государственно-частного партнерства является концессия. После принятия в июле 2006 года закона РК «О концессии» специалисты управления финансов области предложили проект строительства пассажирского терминала Актауского международного аэропорта с использованием данного механизма.
В 2007 году в Мангистауской области впервые в республике в рамках концессии вышеназванный проект был реализован и на 30 лет был заключен договор с турецкой компанией. Согласно договора компания «АТМ Grup» должна была не только построить новый пассажирский терминал, но также реконструировать взлетно-посадочную площадь, доведя ее до международного уровня качества. Сегодня Актауский аэропорт по объемам перевозок занимает третье место в республике после Астаны и Алматы и считается одним из аэропортов среди стран СНГ с высоким потенциалом развития.
Закон РК «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества» был введен в действие с 1 сентября 2014 года. Эта кампания, которая задала большой темп развитию отечественной экономики, была продлена до 31 декабря 2016 года. По области по состоянию на 01.10.2016 года было подано 775 заявлений на легализацию имущества общей суммой 16,5 млрд. тенге, из которых было удовлетворено 550 заявлений на сумму 10,9 млрд. тенге.
Управление финансов Мангистауской области от всей души поздравляет всех ветеранов и работников финансовой системы области с 25-летием Независимости страны, праздником Национальной валюты и 95-летием финансовой системы Казахстана! Желает всем крепкого здоровья, счастья и долгих лет жизни!