Меню
Страницы
Документы
Контакты
Деятельность
О комитете
Регионы
Пресс-центр
Онлайн-приемная
Все материалы
Аудит соответствия
Аудит в специальной школе №2 города Астаны: выявлены нарушения на сумму свыше 30 млн тенге
26 июня 2025

В рамках системной работы по контролю за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, Департаментом внутреннего государственного аудита по городу Астане проведено аудиторское мероприятие в КГУ «Специальная школа №2» акимата города Астаны.

Проверка проведена на основании данных модуля «Онлайн бюджетный мониторинг», функционал которого был расширен Комитетом внутреннего государственного аудита в целях усиления контроля в сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта.

По итогам аудита в специальной школе №2 выявлены нарушения на общую сумму 30 466,9 тыс. тенге. Из них финансовые нарушения на сумму 13 543,4 тыс. тенге, процедурные нарушения на сумму 16 923,5 тыс. тенге.

Основные установленные нарушения:

Некорректное отражение периодов временной нетрудоспособности и отпусков без сохранения заработной платы привело к необоснованным выплатам в размере 124,4 тыс. тенге, а также недоплате на сумму 24,4 тыс. тенге.

Установлены превышения допустимого объема совмещения и размера начислений главному бухгалтеру. В частности, бухгалтеру необоснованно выплачивались доплаты и надбавки за выполнение дополнительных функций по должности экономиста и за расширение зоны обслуживания. Общая сумма излишне выплаченных средств составила 10 549 тыс. тенге.

Выявлены факты выдачи авансов, превышающих допустимый порог в 50% от должностного оклада, что противоречит финансовой дисциплине. Общая сумма превышения составила 16 899,2 тыс. тенге.

Зафиксировано нецелевое использование бюджетных средств: средства, предусмотренные на питание, использовались на выплаты стимулирующего характера. Сумма нарушения — 2 870,0 тыс. тенге.

По итогам аудиторского мероприятия в адрес Специальной школы №2 города Астаны направлено предписание об устранении выявленных нарушений и рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.

Случай в данной организации наглядно демонстрирует эффективность цифрового инструмента «Онлайн бюджетный мониторинг» в обеспечении прозрачности, законности и подотчётности при использовании бюджетных средств. Департамент внутреннего государственного аудита по городу Астане продолжит работу по совершенствованию системы внутреннего контроля и управления рисками в госсекторе, уделяя особое внимание предупреждению нарушений и повышению уровня финансовой дисциплины.

Управление рисками
Госаудит Акмолинской области: предотвращено неэффективное использование 1,8 млрд тенге бюджетных средств
26 июня 2025

В рамках Стратегического плана Министерства финансов Республики Казахстан Департаментом внутреннего государственного аудита по Акмолинской области проводится системная работа по своевременному выявлению и пресечению финансовых нарушений, а также повышению эффективности использования бюджетных средств государственными органами и объектами квазигосударственного сектора региона.

Все проводимые аудиторские мероприятия основаны на системе управления рисками и направлены не только на выявление нарушений, но и на устранение их первопричин. Особое внимание уделяется предотвращению неэффективного и необоснованного расходования бюджетных средств. Для этого анализируются рисковые платежи и договоры, полученные на основе профилей рисков, разработанных органами казначейства.

В целях усиления контроля за использованием бюджетных средств, направленных на выплату заработной платы в сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта, Комитетом внутреннего государственного аудита расширен функционал модуля «Онлайн бюджетный мониторинг». Благодаря этому значительно повышена прозрачность и оперативность мониторинга.

Так, с 1 января по 25 июня 2025 года Департаментом проведён мониторинг выплат заработной платы посредством данного модуля. В результате выявлено и направлено 284 уведомления по 5 090 рисковым платежам на общую сумму около 1,8 млрд тенге. В том числе:

  • в сфере образования — 212 уведомлений по 4 577 платежам на сумму порядка 1,6 млрд тенге;

  • в сфере физической культуры и спорта — 32 уведомления по 279 платежам на сумму около 116 млн тенге;

  • в сфере культуры — 26 уведомлений по 177 платежам на сумму около 46 млн тенге;

  • в сфере здравоохранения — 14 уведомлений по 57 платежам на сумму около 26 млн тенге.

Принятые меры позволяют не только пресекать факты необоснованных выплат, но и формировать в государственных органах культуру добросовестного управления бюджетными средствами.

Департамент продолжит работу по обеспечению прозрачного и эффективного расходования средств бюджета во благо жителей Акмолинской области.

Управление рисками
Выявленные риски по результатам онлайн бюджетного мониторинга в Северо-Казахстанской области
26 июня 2025

Департаментом внутреннего государственного аудита по Северо-Казахстанской области (далее-Департамент) на постоянной основе осуществляется мониторинг платежей по заработной плате в сфере образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, культуры и внутренней политики.

Так, за первое полугодие 2025 года направлено 214 писем реагирования по 4153 случаям на общую сумму 1 066,0 млн.тенге, где риски подтверждены на сумму 8,8 млн.тенге, из которых возмещено 6,6 млн.тенге. Остаток невозмещенной суммы составляет 2,2 млн.тенге.

Кроме того, по результатам онлайн бюджетного мониторинга Департаментом проведено аудиторское мероприятие в КГУ «Школа искусств «Өркен» КГУ «Отдел образования района Шал акына» КГУ «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области» (далее-Учреждение). В ходе аудита было установлено, что сотруднику неверно исчислялся  стаж работы по специальности, что привело к излишнему перечислению заработной платы, а также, необоснованно начислялась надбавка за особые условия труда в размере 10%. По результатам аудита установлены финансовые нарушения, которые подлежат возмещению  в бюджет 2087,6 тыс.тенге.

По итогам проведенного государственного аудита Департаментом направлено предписание на устранение нарушений. В настоящее время Учреждением частично возмещено в бюджет 181,6 тыс.тенге.

Принятыми мерами к дисциплинарной ответственности привлечено 3 должностных лица.

Взаимодействие со службами внутреннего аудита (СВА)
Комитет оценил работу Службы внутреннего аудита акимата Костанайской области
25 июня 2025

Комитет подвёл итоги плановой оценки деятельности Службы внутреннего аудита Аппарата акима Костанайской области за 2024 год.

По результатам плановой оценки, эффективность деятельности Службы была оценена как выше средней – 70%.

В частности, в работе Службы отмечены отдельные недостатки, выразившиеся в недостаточном уровне подготовки и проведения ряда аудиторских мероприятий, а также в недостаточной реализации ранее выданных рекомендаций.

Комитетом рекомендовано укрепить кадровый потенциал (в том числе за счет увеличение штатной численности в пределах доведенных лимитов) и повысить роль Службы до уровня эффективной системы внутреннего контроля, способной оперативно реагировать на проблемные вопросы социально-экономического развития региона и обеспечивать реализацию действенных рекомендаций.

Кроме того, в рамках плановой оценки в регионе, представителями Управления по взаимодействию с органами государственного аудита Комитета проведена правовая учеба по вопросам повышения качества аудиторских мероприятий, в которой приняли участие также сотрудники территориального Департамента внутреннего государственного аудита по Костанайской области.

Камеральный контроль
Необоснованные квалификационные требования к потенциальным поставщикам
25 июня 2025

Департаментом внутреннего государственного аудита по Павлодарской области КВГА МФ РК на постоянной основе осуществляется камеральный контроль в рамках соблюдения законодательства в сфере государственных закупок.

В ходе проводимого контроля выявлены отдельные факты установления организаторами закупок необоснованных квалификационных требований к потенциальным поставщикам. Один из примеров — объявление, размещённое государственным учреждением «Отдел финансов города Аксу» на приобретение услуги по обеспечению безопасности в области промышленной безопасности. В документации к конкурсу, помимо требования о наличии соответствующего разрешения, были указаны условия о наличии материальных и трудовых ресурсов.

Вместе с тем, согласно Правилам осуществления государственных закупок, при проведении конкурса на выполнение работ или оказание услуг, если установлено требование о наличии лицензии либо уведомления 1-й или 2-й категории, предъявление дополнительных требований о наличии материальных и трудовых ресурсов не допускается.

По фактам установления подобных нарушений Департаментом принимаются соответствующие меры реагирования. Указанные меры носят превентивный характер и направлены на предупреждение нарушений, а также обеспечение соблюдения принципов законности и открытости при осуществлении закупок.

Департамент продолжает системную работу по мониторингу и анализу процедур государственных закупок с целью повышения их прозрачности и эффективности.

 

Аудит соответствия
Аудит с результатами, 83,76 млн тенге возвращено в бюджет
25 июня 2025

Департаментом внутреннего государственного аудита по Акмолинской области проведён внутренний государственный аудит, в ходе которого проверялось соблюдение объектом государственного аудита норм бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан при расходовании бюджетных средств, выделенных на оказание онкологической помощи населению.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле», целью государственного аудита является повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора. При этом статья 29 Конституции Республики Казахстан гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья.

Проверка выявила ряд нарушений. Так, вопреки требованиям приказов Министра здравоохранения Республики Казахстан — «Об утверждении стандарта организации онкологической помощи населению Республики Казахстан» и «Об утверждении правил оплаты услуг субъектов здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования» — имели место следующие факты:

  • оказание медицинских услуг специалистами без соответствующих разрешительных документов;

  • несоответствие объема предоставленной медицинской помощи установленной степени тяжести заболевания по предъявленному коду операции;

  • случаи повторной госпитализации пациентов в течение трёх дней после выписки при переводе из одного отделения стационара в другое, при этом выставлялась оплата как за два отдельных случая госпитализации.

По результатам аудита в адрес объекта аудита было вынесено предписание о принятии мер по возмещению в бюджет неправомерно использованных средств в размере 83,76 млн тенге. Решением Специализированного межрайонного административного суда Акмолинской области данное предписание было оставлено в силе. В результате объектом аудита приняты меры по исполнению предписания: сумма в полном объёме возмещена в республиканский бюджет.

Отношения в сфере здравоохранения в Казахстане регулируются с учётом принципов обеспечения равенства прав граждан на получение безопасной, эффективной и качественной медицинской помощи. Данный аудит направлен на укрепление этих принципов и обеспечение прозрачного и целевого использования государственных средств в системе здравоохранения.

Аудит финансовой отчетности
Госаудит Восточного Казахстана: выявлены и устранены нарушения на 7,7 млрд тенге
25 июня 2025

Департамент внутреннего государственного аудита по Восточно-Казахстанской области КВГА МФ РК, в соответствии Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле», проводит ежегодный аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ, в том числе консолидированной отчетности, а также государственных учреждений (за исключением Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций), на основе системы управления рисками.

Департаментом проведён аудит финансовой отчетности двух администраторов бюджетных программ с охватом баланса на сумму 58,1 млрд тенге:

  • ГУ «Управление физической культуры и спорта Восточно-Казахстанской области» – 12,2 млрд тенге;
  • ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО» – 45,9 млрд тенге.

Целью аудита является получение обоснованного подтверждения достоверности финансовой отчетности указанных администраторов и государственных учреждений.

Проведение аудита в режиме сопровождения способствует формированию достоверной финансовой отчетности и обеспечению правильного ведения бухгалтерского учета.

В ходе аудита в Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО устранены существенные отклонения на сумму 7,7 млрд тенге, которые отражены в финансовой отчетности за 2024 год, в том числе:

  • 2,7 млрд тенге – списания в составе расходов целевых трансфертов районам без подтверждающих отчетов о целевом использовании;
  • 5 млрд тенге – не отражён внутренний заём.

В Управлении физической культуры и спорта ВКО выявлены несущественные нарушения на сумму 30,4 млн тенге, в том числе:

  • недостача на 80 тыс. тенге;
  • 30 млн тенге — ошибки в классификации активов по счетам бухгалтерского учета;
  • 300 тыс. тенге — расходы без надлежащего оформления документов.

По результатам аудита все выявленные нарушения устранены. Администраторы бюджетных программ представили достоверную финансовую отчетность, получено положительное аудиторское заключение.

Таким образом, аудит финансовой отчетности за 2024 год способствовал формированию достоверной отчетности, обеспечению корректного бухгалтерского учета и снижению финансовых нарушений:

  • на 82,8% — в Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог;
  • на 69,5% — в Управлении физической культуры и спорта.
Камеральный контроль
Нарушения языкового закона: в Ұлытау игнорируют государственный язык при госзакупках
24 июня 2025

В первом полугодии 2025 года Департамент внутреннего государственного аудита по области Ұлытау подвёл итоги камерального контроля в сфере государственных закупок, проводимых способом запроса ценовых предложений. Результаты оказались тревожными: из 1 159 проверенных лотов нарушения были выявлены в каждом седьмом случае. В общей сложности аудиторами было направлено 159 уведомлений о допущенных нарушениях.

Особое беспокойство вызывают системные ошибки, связанные с несоблюдением норм действующего законодательства. По данным департамента, наибольшее количество уведомлении пришлось на нарушение требований Закона Республики Казахстан «О языках» и Закона «О государственных закупках». Именно по этому направлению направлено 128 уведомлений — это более 80% всех выявленных нарушений.

Что скрывается за сухими цифрами? Прежде всего — низкий уровень правовой грамотности организаторов и заказчиков закупок, а также формальный подход к подготовке конкурсной документации. В ряде случаев закупочные документы были составлены с нарушением языкового законодательства: отсутствовал перевод на государственный язык, что нарушает права потенциальных поставщиков.

Подобные нарушения не просто технические. Они препятствуют честной конкуренции, ограничивают доступ поставщиков к закупкам и, как следствие, снижают эффективность расходования бюджетных средств. Кроме того, это прямое неисполнение государственных норм и стандартов, что не может остаться без реакции со стороны уполномоченных органов.

Впрочем, камеральный контроль носит профилактический характер. Это значит, что нарушителям предоставляется возможность устранить выявленные ошибки до заключения договоров.

Департамент внутреннего государственного аудита по области Ұлытау подчёркивают: необходимо не только выявлять нарушения, но и повышать квалификацию сотрудников, ответственных за проведение закупок. Без системных мер и обучения невозможно добиться качественного исполнения законодательства.  

Ұлытау — молодой регион, активно развивающий свою инфраструктуру и социальную сферу. Именно поэтому особенно важно, чтобы каждый тенге бюджета расходовался прозрачно, законно и эффективно.

Департамент внутреннего государственного аудита по области Ұлытау подчёркивает: работа по обеспечению прозрачности, законности и эффективности государственных закупок будет продолжена.

Особое внимание и в дальнейшем будет уделяться устранению типовых и повторяющихся нарушений, мешающих целевому и рациональному использованию бюджетных средств.

 

Аудит финансовой отчетности
Результаты проведенного аудита финансовой отчетности Департаментом внутреннего государственного аудита по Акмолинской области
23 июня 2025

Департаментом внутреннего государственного аудита по Акмолинской области в истекшем периоде 2025 года завершило аудит финансовой отчетности в 2-х организациях Акмолинской области, а именно:

- ГУ «Управление образования Акмолинской области» с охватом встречными аудитами финансовых отчетностей 6 подведомственной отделов образования районов, г Степногорска,

- ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, жилищной инспекции, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Зерендинского района».

В ходе аудита проведены встречные проверки в подведомственных организациях Управления образования Акмолинской области по вопросам достоверности дебиторской и кредиторской задолженностей (краткосрочной и долгосрочной), запасов, долгосрочных активов (основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство и капитальные вложения), денежных средств и их эквивалентов.

По результатам аудита выявлено отклонений и ошибок при ведении бухгалтерского учета на общую сумму 2 275,3 млн. тенге:

-финансовые нарушения – 166,9 млн. тенге, из них подлежащее возмещению в бюджет 8,7 млн. тенге,

- процедурные нарушения- на сумму 2 108,4 млн. тенге.

Вышеуказанные недостатки допущены в основном вследствие не отражения или неправильного учета сумм финансовых инвестиций, неверной классификации активов, не своевременного проведения финансовых операций в бухгалтерском учете.

К сожалению пока еще материалы аудита свидетельствуют о том, что в ряде районов и городов области государственные учреждения и обьекты квазигосударственного сектора зачастую осуществляют бухучет и формируют финансовую отчетность в том числе и консалидированную с многочисленными ошибками. Формируют и сдают годовые и полугодовые отчеты вышестоящим органам управления и финорганам допуская многочисленные нарушения и искажения отчетностей.

 

 

 

 

 

 

Юридическое управление
Административная практика Департамента внутреннего государственного аудита по Северо-Казахстанской области за 1 полугодие 2025 года
23 июня 2025

Департаментом, в пределах компетенции на постоянной основе ведется работа по возбуждению административных производств, как одной из мер реагирования финансового контроля, предусмотренной действующим законодательством.

Так, за 1 полугодие 2025 года Департаментом составлено 419 административных протоколов на общую сумму 27,0 млн.тенге, из которых взыскано в бюджет в сумме 26,7 млн.тенге или 98,9 %. Сумма невзысканных штрафов в размере 0,3 млн.тенге - это материалы, не вступившие в законную силу.

При этом, в основном составом административного производства являются нарушения в сфере государственных закупок (заключение договоров без применения процедуры государственных закупок по основаниям, не предусмотренным Законом, либо несвоевременное обращение с искам в суд о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок), а также необоснованные выплаты по заработной плате, командировочным расходам и иным выплатам.

Вместе с тем, Департаментом активно осуществляется применение сокращенного производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со статьями 810 и 811 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», что позволяет лицу, в отношении которого возбуждено административное производство оплатить сумму штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи суммы в течение семи суток.

Социальные сети
Меню подвал
Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации