Меню
Страницы
Документы
Контакты
Деятельность
О комитете
Регионы
Пресс-центр
Онлайн-приемная
Все материалы
Аудит соответствия
Результаты аудита по финансовым и процедурным нарушениям в Доме культуры Келесского района Туркестанской области
13 августа 2025

Департамент внутреннего государственного аудита Туркестанской области по обращению жителя Келесского района провел внеплановый аудит в Государственном коммунальном казенном предприятии «Келесский районный Дом культуры имени Әшірәлі Кенжеев» за период с января по март 2024 года, касающийся правильности выплаты заработной платы сотрудникам и порядка заключения и исполнения некоторых гражданско-правовых договоров.

В ходе аудита были выявлены нарушения на общую сумму 86 712,9 тысяч тенге. Из этой суммы 1 043,6 тысяч тенге относятся к финансовым нарушениям, то есть к фактическому финансовому ущербу, а 85 669,3 тысяч тенге — к процедурным нарушениям, связанным с несоблюдением требований законодательства при государственных закупках и оказании услуг.

По результатам аудиторской проверки установлено, что при выплате заработной платы сотрудникам и при заключении и исполнении договоров имели место несоответствия требованиям законодательства. Кроме того, со стороны государственного учреждения не было обеспечено надлежащее подтверждение правильности и фактического выполнения поставленных товаров и оказанных услуг по гражданско-правовым сделкам.

Данные факты указывают на необходимость усиления финансового контроля и отчетности в государственном учреждении. В соответствии с результатами аудита должны быть приняты соответствующие меры для обеспечения соблюдения финансовой дисциплины и процедур

Камеральный контроль
Определение демпинговой цены при проведении закупок способом конкурса
12 августа 2025

Департаментом внутреннего государственного аудита по Акмолинской области КВГА МФ РК на постоянной основе осуществляется камеральный контроль в рамках соблюдения законодательства в сфере государственных закупок.

Входе камерального контроля Департаментом выявляются нарушения, которые часто допускаются организаторами при проведении государственных закупок.

В соответствии с Правилами осуществления государственных закупок установлено определение демпинговой цены при осуществлении государственных закупок способом конкурса.

Однако эта норма порой игнорируются организаторами закупок.

Так организаторами области при проведении государственных закупок по услугам технического надзора за средним ремонтом автомобильных дорог не устанавливается признак демпинга. К примеру, ГУ "Коргалжынский районный отдел экономики и финансов Акмолинской области" трижды проводил закупку на приобретение услуг технического надзора, по которым направлены уведомления об отмене закупок в связи с неверным указанием признака для определения демпинговой цены. Аналогичные нарушения были установлены ГУ «Отдел строительства города Косшы» при проведении закупок на услуги технического надзора.

Кроме того, организаторами допускаются нарушения при закупке работ на проведение текущего ремонта здания и сооружений.

Так, к примеру отделами образования районов при проведении закупок на работы по текущему ремонту зданий игнорируются нормы законодательства в части правомерного установления демпинговой цены при проведении конкурса.

Нарушения данных требований приводит к отмене государственных закупок, длительности проведения процедур, а также предоставления потенциальными поставщиками антидемпинговых цен что не допускается законодательством о государственных закупках.

Департаментом согласно Правил проведения камерального контроля в случае выявления подобных нарушении в адрес организаторов направляются уведомления об устранении выявленных нарушении.

Департаментом в дальнейшем будет продолжена работа по сокращению и недопущению нарушения норм законодательства.

 

Юридическое управление
Итоги административной практики Департамента внутреннего государственного аудита по Восточно-Казахстанской области за 7 месяцев 2025 года
11 августа 2025

Департаментом внутреннего государственного аудита по Восточно-Казахстанской области КВГА МФ РК на постоянной основе проводятся работы по возмещению сумм наложенных административных штрафов в доход бюджета.

Так, по итогам 7 месяцев 2025 года составлено – 199 административных протоколов: из них 91 протокол составлен за нарушение законодательства о государственных закупках по статье 207 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП РК), 61 протокол за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности по статьям 238, 239 КоАП РК, 5 протоколов за использование бюджетного кредита не по целевому назначению индивидуальными предпринимателями по статье 233 КоАП РК, 42 протокола за воспрепятствование должностным лицам государственных инспекций и органов государственного контроля и надзора в выполнении ими служебных обязанностей, невыполнение постановлений, предписаний и иных требований по статье 462 КоАП РК.

Департаментом внутреннего государственного аудита по Восточно-Казахстанской области КВГА МФ РК за 7 месяцев 2025 года наложены взыскания на общую сумму 20 760 960 тенге, из них взыскано 20 249 800 тенге.

Департаментом активно осуществляется применение сокращенного производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со статьями 810 и 811 КоАП РК, что позволяет лицу, в отношении которого возбуждено административное производство оплатить сумму штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи суммы в течение семи суток.

Аудит финансовой отчетности
Выявлены нарушения на 134,6 млрд тенге при аудите финансовой отчетности за 2024 год в учреждениях Северо-Казахстанской области
08 августа 2025

Департамент внутреннего государственного аудита по Северо-Казахстанской области КВГА МФ РК в марте текущего года завершил плановый аудит финансовой отчетности за 2024 год в четырёх учреждениях области.

Аудит был проведён с целью оценки достоверности и обоснованности представленной финансовой отчетности, состояния бухгалтерского учета, а также общего финансового положения проверенных учреждений.

По результатам аудита установлено, что в целом бухгалтерский учет и финансовая отчетность соответствуют требованиям законодательства.

Вместе с тем выявлены значительные нарушения. В ходе контрольных мероприятий зафиксированы нарушения на общую сумму 134,6 млрд тенге, из которых:

  • 2,2 млрд тенге возмещено в бюджет и восстановлено по бухгалтерскому учету;
  • 132,4 млрд тенге составили процедурные нарушения.

Следует отметить, что указанные недостатки, допущенные при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, оказали существенное влияние на годовую финансовую отчетность за 2024 год указанных учреждений.

 

Аудит финансовой отчетности
Профилактический контроль в Предпринимательском кодексе
06 августа 2025

Одной из форм взаимодействия государства и бизнеса является профилактический контроль, проведение которого регулируется Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Органами Министерства финансов профилактический контроль проводится с посещением субъекта контроля по соблюдению законодательства в сфере аудиторской деятельности, оценочной деятельности, бухгалтерского учета и финансовой отчетности согласно списков субъектов профилактического контроля, утвержденных Министром финансов.

Согласно действующему законодательству все проверки регистрируются в органах правовой статистики и специальных учетов Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан.

В первом полугодии 2025 года Департаментом внутреннего государственного аудита по Акмолинской области проведены профилактические контроли в КГП на ПХВ «Сандыктау Су» при отделе жилищно-коммунального-хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Сандыктауского района, ТОО «Аксай Дэн», где установлены нарушения в формировании финансовых отчетностей на сумму свыше 102 млн тенге, а также нарушения в сроках предоставления отчетности в соответствии с требованиями законодательства о финансовой отчетности.

По результатам контроля субъектам контроля внесены Предписания на устранение выявленных нарушений.

Мероприятия, проводимые в сфере профилактического контроля, позволяют направить усилия государства на профилактику предупреждения нарушений, предоставление самостоятельности устранения нарушений, снижения административной нагрузки, повышения уровня доверия между бизнесом и государством.

Управление рисками
Результаты проведенного мониторинга выплаты заработной платы посредством модуля «Онлайн бюджетный мониторинг» Департаментом внутреннего государственного аудита по Акмолинской области
05 августа 2025

В ДВГА по Акмолинской области продолжается контроль бюджетных средств в режиме реального времени с использованием модуля «Онлайн бюджетный мониторинг».

Модуль изначально охватывавшая только сферу образования, теперь применяется и в здравоохранении, культуре, спорте и туризме. Она позволяет в настоящее время контролировать целевое использование бюджетных средств, в том числе выплату заработной платы.

Особое внимание уделяется анализу переводов на карт-счета сотрудников, что помогает выявлять необоснованные выплаты, маскируемые под зарплату.

Проверки уже подтвердили наличие рисков в ряде случаев, что подчеркивает необходимость дальнейшего развития цифрового мониторинга. Комплексный подход и современные технологии делают контроль за бюджетными средствами более эффективными и прозрачным.

Так, Департаментом за период с 1 января по 30 июля 2025 года проведен мониторинг выплаты заработной платы посредством ОБМ и направлено всего 321 письмо реагирования (уведомлений) по 5312-ти рисковым платежам (1685 физических лиц) на общую сумму 1 млрд 904 млн 114 тыс.тенге, из них:

 - в сфере образования – 221 уведомления по 4741 рисковым платежам (1426 физических лиц) на общую сумму 1 млрд.  689 млн. 093 тыс. тенге;

- в сфере физической культуры и спорта – 37 уведомлений по 294-м рисковым платежам (109 физических лиц) на общую сумму 127 млн 658 тыс.тенге;

- в сфере культуры – 29 уведомлении по 185-ти рисковым платежам (84 физических лиц) на общую сумму 49 млн 232 тыс.тенге.

Также, в сфере здравоохранения направлено 34 уведомлений по 92-м  рисковым платежам (66 физических лиц) на общую сумму 38 млн 131 тыс.тенге.

Аудит соответствия
В Аксуском районе выявлены нарушения на сумму более 175,0 млн.тенге
05 августа 2025

Департамент внутреннего государственного аудита по области Жетісу провёл плановую проверку ряда государственных учреждений Аксуского района в рамках перечня объектов государственного аудита на 2025 год.

Аудиторские мероприятия были направлены на оценку соблюдения норм бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств и планировании государственных активов. В рамках проверки охвачены: «Аппарат акима Аксуского района», «Отдел внутренней политики, культуры, развития языков и спорта Аксуского района», «Отдел строительства, архитектуры и градостроительства Аксуского района», «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции Аксуского района», а так же «Отдел экономики и финансов Аксуского района».

По итогам аудита выявлены финансовые нарушения на сумму 24,5 млн. тенге, из которых 7,8 млн. тенге возмещено в доход бюджета и процедурные нарушения на 151,8 млн. тенге Основная часть нарушений связана с необоснованными выплатами вознаграждений, командировочными расходами, списанием горюче-смазочных материалов, а также неполным исполнением обязательств по государственным контрактам.

По результатам аудита учреждениям направлены  предписания об устранении выявленных нарушений и рассмотрении ответственности должностных лиц. В отношении четырех должностных лиц составлены протокола об административных правонарушениях на сумму 432,2 тыс.тенге, полностью взысканые в доход бюджета. К дисциплинарной ответственности привлечены пятеро должностных лиц.

Аудит соответствия
Информация о результатах внепланового аудита в учреждениях дошкольного образования Кербулакского района
05 августа 2025

Департаментом внутреннего государственного аудита по области Жетісу проведено внеплановое аудиторское мероприятие в следующих государственных коммунальных казённых предприятиях «Ясли-сад» Кербулакского района:

  • ясли-сад «Ай-сана»,
  • ясли-сад «Ақтиін»,
  • ясли-сад «Балауса»,
  • ясли-сад «Балбобек»,
  • ясли-сад «Балдырган»,
  • ясли-сад «Бүлдіршін».

Аудит проводился на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан при исполнении договорных обязательств по приобретению основных средств, хозяйственных и прочих товаров за период с 01 июня 2024 года по 31 марта 2025 года.

Выявленные нарушения:

- финансовые нарушения на сумму 21 615,3 тыс.тенге - в результате сопоставления фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета установлено: приобретенные основные средства фактически находятся в наличии, однако на момент проведения аудита не были отражены в бухгалтерском учете.

- нарушения процедурного характера на сумму 476,1 тыс.тенге – основные средства неккоректно отнесены на счета ТМЦ. Вместе с тем при проведении инвентаризации долгосрочных активов и запасов выявлено, что у части приобретённых основных средств отсутствуют инвентарные номера, что является нарушением требований Правил ведения бухгалтерского учета, согласно которым инвентарные номера присваиваются активам по мере их поступления в соответствии с порядково-серийной системой.

Принятые меры:

По результатам аудита в отношении двух бухгалтеров составлены административные протоколы на сумму 393,3 тыс.тенге, которые полностью взысканы в доход бюджета. Все шестеро бухгалтеров привлечены к дисциплинарной ответственности.

Юридическое управление
Итоги административной практики за 1 полугодие 2025 года
04 августа 2025

30 июля 2025 года сотрудники Департамента внутреннего государственного аудита по Акмолинской области (далее - Департамент) приняли участие в семинаре, организованном Департаментом по правовой статистике и специальным учетам по Акмолинской области. 

На мероприятии обсуждены вопросы субъектов административной практики по электронному возбуждению дел об административных правонарушениях и направлении их для рассмотрения в суды через информационную систему, по использованию функционала «Журнал проверок» при составлении административных протоколов по результатам проверок зарегистрированных в ЕРСОП, а также правил регистрации актов о назначении, дополнительных актов о продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки.

Необходимо отметить, по итогам 1 полугодия 2025 года Департаментом всего составлено 290 протоколов об административных правонарушениях на должностных лиц (2024г. - 181), в том числе:

в порядке сокращенного производства 262 протоколов об административных правонарушениях на общую сумму штрафа 24 014 380 тенге (2024г. - 15 543 320);

переданы в судебные органы 22 (23,8%) протоколов об административных правонарушениях для рассмотрения по существу.

Основная доля протоколов об административных правонарушениях приходится на следующие нарушения:

- 73 протоколов по необращению или несвоевременному обращению заказчика в суд с иском о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок при неисполнении либо ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств по заключенному договору о госзакупках;

- 110 протоколов по неразмещению или несвоевременному размещению на веб-портале госзакупок годового плана госзакупок или внесенных изменений и (или) дополнений в него.

В целом, виновные должностные лица оплачивают штраф в порядке сокращенного производства.

Департаментом продолжается работа по мониторингу административной практики и усилению мер по взысканию административных штрафов в доход бюджета.

В целях дальнейшего усиления и повышения эффективности, а также результативности работы органов внутреннего госаудита, на постоянной основе проводятся техническая учеба по изучению норм Административного кодекса Республики Казахстан и внесенных в них поправок.

По итогам семинара обсуждены проблемные вопросы, возникающие при административной практике, даны рекомендации.

 

Камеральный контроль
Итоги камерального контроля ДВГА по Акмолинской области за первое полугодие 2025 года.
01 августа 2025

Департаментом внутреннего государственного аудита по Акмолинской области (далее - Департамент) на постоянной основе осуществляется камеральный контроль без посещения объекта государственного аудита, путем сопоставления сведений, полученных посредством веб-портала государственных закупок.

Целью камерального контроля является своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление объекту государственного аудита права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля и снижение административной нагрузки на объекты государственного аудита.

Камеральный контроль процедур государственных закупок проводится до заключения договоров о государственных закупках.

За первое полугодие 2025 года отделом камерального контроля охвачено 14 340 государственных закупок (лотов) на общую сумму 249,7 млрд. тенге.

Департаментом по состоянию 30.06.2025 года из охваченных государственных закупок (лотов) установлены нарушения по 1216 лотам на общую сумму 20,3 млрд. тенге. По всем установленным нарушениям в адрес объектов государственного аудита направлены уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Уведомления об устранении нарушений, выявленных камеральным контролем, согласно способов осуществления государственных закупок выглядят следующим образом:

- Конкурс (аукцион) – 400 уведомлений;

- Из одного источника путем прямого заключения договора – 258 уведомлений;

- Запрос ценовых предложений – 558 уведомлений.

Основными видами нарушении в сфере государственных закупок являются: неправомерное определения демпинговой цены при осуществлении государственных закупок способом конкурса; неправомерное применение способа осуществления государственной закупки из одного источника путем прямого заключения договора, не указание национального и (или) межгосударственного стандарта при проведении государственных закупок, отсутствие технической спецификации на казахском языке, отсутствие указание лицензии (разрешения) при проведении закупок, установление квалификационных требовании к потенциальным поставщикам не предусмотренные законом.

 

Социальные сети
Меню подвал
Экранный диктор
Жизненные ситуации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации