За 9 месяцев 2025 года Департаментом внутреннего государственного аудита по Восточно-Казахстанской области проведено 34 аудита соответствия, по итогам которых установлены финансовые нарушения на сумму 4,55 млрд. тенге из которых подлежат возмещению в доход бюджета 872,83 млн. тенге, и нарушения процедурного характера на сумму 4,43 млрд. тенге.
По итогам проведенных аудиторских мероприятий в адрес объектов аудита внесено 33 Предписания об устранении нарушений, во исполнение исполнения которых, на отчетную дату, устранено 2,96 млрд. тенге финансовых нарушений (что составляет 65% от общей суммы финансовых нарушений), 33 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
За допущенные нарушения 29 должностных лиц привлечены к административной ответственности, с наложением штрафа на сумму 8,9 млн. тенге, из которых взыскано бюджет 7,8 млн. тенге.
4 материала аудита направлены в уполномоченные органы для принятия процессуальных решений.
В ходе камерального контроля в сфере государственных закупок специалисты выявили факты несоблюдения законодательства при заключении дополнительных соглашений к действующим договорам. Речь идёт об увеличении объёма закупаемых работ и услуг без надлежащего обоснования и без подтверждения неизменности цены за единицу работ и услуг, как того требует Закон Республики Казахстан «О государственных закупках».
Основанием для заключения подобных соглашений является подпункт 3) пункта 2 статьи 18 Закона, который допускает корректировку суммы договора только в пределах экономии и при строгом соблюдении условия неизменности цены за единицу товара, работы или услуги. Иными словами, увеличивать общий объём закупки можно лишь тогда, когда у заказчика есть реальные основания – например, возникшая экономия средств – и при этом не меняется стоимость единицы закупаемого ресурса.
Однако проведённая проверка показала, что в ряде случаев заказчики не смогли подтвердить обоснованность увеличения объёмов закупок. Более того, не были представлены документы, свидетельствующие о сохранении прежней цены за единицу услуги.
Как результат, по итогам контроля было направлено 94 уведомления о выявленных нарушениях на общую сумму 520,12 миллиона тенге. Каждому заказчику предписано принять меры по устранению выявленных нарушений и привести свои действия в соответствие с требованиями Закона о государственных закупках в установленные сроки.
Государственные закупки - это не просто бюрократическая процедура. Это зеркало эффективности власти, показатель прозрачности и ответственности перед обществом. Ведь речь идёт о главном - о бюджетных средствах. Именно поэтому любое нарушение в этой сфере вызывает повышенное внимание.
По данным Департамента внутреннего государственного аудита по области Ұлытау, за девять месяцев 2025 года камеральным контролем охвачено 1566 лотов государственных закупок на сумму 10,69 млрд тенге. Однако за сухими цифрами кроется тревожная тенденция: аудиторы направили 56 уведомлений о нарушениях на общую сумму 2,20 млрд тенге. И почти во всех случаях речь идёт об одном и том же - неправомерном применении способа закупки из одного источника путем прямого заключения договора.
По закону, этот способ закупок допускается только в исключительных случаях: при срочной необходимости, уникальности товара или отсутствии альтернативных поставщиков. Но на практике, как показали проверки, он нередко используется без достаточных оснований.
Департамент внутреннего государственного аудита по Кызылординской области продолжает ежемесячную работу по онлайн-мониторингу использования бюджетных средств. В настоящее время финансовый контроль направлен на выявление рисковых платежей в сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта.
По итогам 9 месяцев 2025 года Департаментом направлено 830 уведомлений по рисковым платежам на общую сумму свыше 3 млрд тенге. В том числе: по сфере образования — на 2 998,7 млн тенге, здравоохранения — на 18,5 млн тенге, спорта — на 15,1 млн тенге, культуры — на 17,7 млн тенге.
По результатам онлайн-бюджетного мониторинга в отношении трёх образовательных организаций области были назначены внеплановые аудиторские мероприятия, в ходе которых выявлены финансовые нарушения на сумму свыше 33,4 млн тенге.
В сентябре в образовательных учреждениях Жанакорганского района выявлены факты необоснованных перечислений бюджетных средств. Соответствующие уведомления направлены, необоснованно перечисленные суммы возвращены. К должностным лицам, ответственным за нарушения, применены дисциплинарные меры.
Общая сумма необоснованных платежей, выявленных в течение года, составила 127,1 млн тенге, из которых 116,3 млн тенге возвращено в бюджет и на счета образовательных организаций.
Данные показатели свидетельствуют не только о соблюдении бюджетной дисциплины со стороны Департамента, но и о результативной работе по своевременному выявлению и устранению нарушений.
В рамках исполнения перечня объектов на 2025 год Департаментом проведён тщательный аудит деятельности ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекций Улытауского района». Проверка показала: даже в сфере, где каждое тенге должно работать на благо жителей, нашлось место финансовой небрежности. Ревизоры выявили факты необоснованных выплат заработной платы и переплат, общая сумма которых составила 882,3 тысячи тенге.
Дополнительно установлены излишние командировочные расходы на 328,8 тысячи тенге. Ещё более тревожным стало нарушение правил премирования: несмотря на наличие непогашенной кредиторской задолженности, учреждение выплачивало сотрудникам премии на сумму 1 миллион 404 тысячи тенге.
Кроме того, внимание аудиторов привлекло и отношение к государственным закупкам. Учреждение не предприняло предусмотренных законом мер против поставщиков, которые ненадлежащим образом исполнили свои обязательства. По четырём фактам нерадивые подрядчики так и не были признаны недобросовестными участниками госзакупок.
Однако важно подчеркнуть: принятые меры позволили полностью возместить в бюджет выявленные нарушения на сумму 2 миллиона 615,1 тысячи тенге. Руководитель учреждения также понёс административную ответственность — по четырём протоколам ему назначены штрафы на общую сумму 236 тысяч тенге, которые уже взысканы.
Эта ситуация — наглядное напоминание: контроль за использованием бюджетных средств остаётся делом государственной важности. Каждый тенге должен работать на благо общества, а не растворяться в тенях безответственности.
Департаментом внутреннего государственного аудита по городу Астана проведено 51 аудиторское мероприятие с охватом средств на сумму более 34 млрд тенге.
По результатам аудита выявлены нарушения бюджетного и иного законодательства на общую сумму 27,1 млрд тенге (61,3% от общего охвата), из которых финансовые нарушения составляют 7,6 млрд тенге.
При этом, несмотря на увеличение суммы финансовых нарушений, наблюдается снижение процедурных нарушений, что подтверждает эффективность применяемого риск-ориентированного подхода при проведении государственного аудита и финансового контроля, включая аудита финансовой отчетности (большая часть нарушений допущена при осуществлении текущих расходов и реализации инвестиционных и концессионных проектов).
Для устранения выявленных нарушений, объектам аудита внесено 44 предписания и 41 рекомендация (исполнение 69% и 49% соответственно).
Принятыми мерами устранены финансовые нарушения в сумме 6,5 млрд тенге, в том числе возмещено в бюджет – 111,8 млн тенге, восстановлено товарами, работами, услугами – 43,6 млн тенге, отражено по бухгалтерскому учету – 6,3 млрд тенге.
Возбуждено 424 административных дела на 46 млн тенге, которые практически в полном объеме взысканы в доход бюджета.
В рамках камерального контроля государственных закупок охвачено более 49 тысяч процедур на 2,6 трлн тенге.
Предотвращены нарушения в 1,1 тысячи процедур на сумму 25 млрд тенге.
Департаментом в адрес организаторов и заказчиков направлено 1 096 уведомлений о выявленных нарушениях законодательства в сфере государственных закупок (к числу системных нарушений продолжают относиться установление необоснованных квалификационных требований и несоблюдение законодательства о разрешениях и уведомлениях).
Особое внимание уделяется расширению применения дистанционного аудита. С этой целью активно используется цифровой и превентивный инструмент аудита – модуль «Онлайн бюджетный мониторинг», который позволяет отслеживать бюджетные платежи под видом заработной платы работникам организаций социальный сферы и выявлять рисковые и аномальные денежные перечисления.
По итогам мониторинга в адрес социальных объектов направлено 226 уведомлений по рисковым платежам на сумму 1,2 млрд тенге. Из них подтвердились риски необоснованных выплат заработной платы на сумму 64,3 млн тенге.
Департамент внутреннего государственного аудита по городу Астана продолжает работу по повышению эффективности и обоснованности использования бюджетных средств, в том числе используя цифровые инструменты аудита для предупреждения и пресечения нарушений в реальном режиме.
В текущем году Департамент внутреннего государственного аудита по области Ұлытау продолжает активную работу по выявлению и пресечению нарушений законодательства Республики Казахстан в сфере государственных закупок, бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
По итогам 9 месяцев текущего года департаментом возбуждено 94 административных производства в отношении ответственных должностных лиц. Общая сумма наложенных штрафов составила 8,9 миллиона тенге, которые уже полностью взысканы в доход государственного бюджета.
Такие результаты говорят сами за себя: система государственного аудита работает эффективно, а контроль за использованием бюджетных средств становится всё более действенным. Закупки под особым вниманием
Анализ выявленных нарушений показывает: основная доля административных производств приходится на сферу государственных закупок. Среди типичных нарушений — несвоевременное обращение заказчиков в суд с исками о признании поставщиков недобросовестными участниками закупок, а также заключение договоров в обход требований законодательства. Подобные действия не только подрывают принципы честной конкуренции, но и наносят удар по доверию граждан к системе госзакупок в целом. Однако благодаря своевременным мерам со стороны департамента такие факты не остаются безнаказанными. Всё по закону — и с разумным подходом.
Важно отметить, что департамент активно применяет сокращённое производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренное статьями 810 и 811 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Этот механизм позволяет нарушителям, признавшим вину, оплатить лишь 50% от суммы штрафа в течение 7 суток, что делает процесс более оперативным и стимулирует добровольное исполнение наказания.
Открытость и контроль — путь к доверию. Работа Ұлытауского департамента внутреннего государственного аудита — это не просто цифры в отчетах. Это системный труд, направленный на повышение финансовой дисциплины, укрепление законности и эффективное использование бюджетных средств. Каждый выявленный факт нарушения — это сигнал, что государство не намерено закрывать глаза на неэффективность и формализм. Ведь финансовая прозрачность — фундамент доверия граждан к власти, а доверие — основа сильного и ответственного государства.
В сфере государственных закупок точность и соблюдение правил – не формальность, а основа справедливой конкуренции. Однако практика показывает: некоторые заказчики и организаторы всё ещё допускают ошибки, которые дорого обходятся и бюджету, и времени.
Департамент внутреннего государственного аудита по области Ұлытау на постоянной основе осуществляет камеральный контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок. И именно в ходе такого контроля выявляются типичные нарушения, которые нередко повторяются от конкурса к конкурсу.
Одной из проблемных тем остаётся определение демпинговой цены при проведении закупок способом конкурса. Согласно Правилам осуществления государственных закупок, если участник предлагает цену значительно ниже среднерыночной, заказчик обязан установить признак демпинга и применить соответствующие механизмы для предотвращения необоснованного снижения стоимости.
Однако на практике эта норма нередко игнорируется. Так, например, ГУ «Отдел образования Улытауского района» при проведении четырёх закупок по текущему ремонту зданий школ допустил неверное указание признака демпинговой цены. В результате департаментом были направлены уведомления об отмене данных процедур. Аналогичные нарушения выявлены и в ГУ «Отдел государственных активов и закупок Жанааркинского района» при закупках на текущий ремонт зданий и сооружений.
Не редкость и ошибки при закупке услуг технического надзора за средним ремонтом автомобильных дорог, где также не всегда соблюдаются требования по определению демпинга.
Последствия подобных нарушений ощутимы: отмена процедур, затягивание сроков, повторные конкурсы. Более того, попытки поставщиков предложить антидемпинговые цены, не соответствующие законодательству, подрывают доверие к системе закупок в целом.
Как отмечают специалисты департамента, при выявлении подобных фактов организаторам закупок направляются уведомления об устранении нарушений, что позволяет оперативно скорректировать процесс и не допустить дальнейших ошибок.
«Наша задача – не просто фиксировать нарушения, а добиваться системных изменений, чтобы каждая закупка проводилась честно, прозрачно и в строгом соответствии с законом,» — подчеркнули в Департаменте внутреннего государственного аудита по области Ұлытау.
Работа по предотвращению нарушений законодательства в сфере государственных закупок будет продолжена. Ведь речь идёт не только о цифрах в тендерных таблицах, но и о доверии граждан к тому, как расходуются бюджетные средства.
Отдел камерального контроля Департамента внутреннего государственного аудита по области Ұлытау подвёл итоги работы с обращениями граждан и организаций за девять месяцев 2025 года. Цифры и факты говорят сами за себя: за указанный период поступило 375 обращений, из которых 220-это заявления (59%), 138-жалобы (38%) и 17-иные обращения, включая запросы и отклики (3%).
Примечательно, что 35 обращений были перенаправлены в другие государственные органы для дальнейшего рассмотрения по компетенции. Такая практика говорит о тесном межведомственном взаимодействии и стремлении не оставить без внимания ни одно обращение.
Анализ поступивших обращений выявил основные болевые точки, волнующие заявителей. Наибольшее количество вопросов связано с государственными закупками – сферой, где прозрачность и соблюдение закона особенно важны. Среди часто поднимаемых тем – установление необоснованных квалификационных требований, отсутствие чётких характеристик приобретаемых товаров, работ и услуг, а также отсутствие стандартов на закупаемую продукцию. Нередко граждане и представители бизнеса выражают обеспокоенность результатами тендеров и порядком их проведения.
Эти факты подтверждают: общество всё активнее участвует в контроле за государственными процессами, а институт обращений становится действенным инструментом обратной связи между властью и гражданами.
В Департаменте подчёркивают, что работа по рассмотрению обращений не ограничивается формальными ответами. Каждое обращение – это сигнал, требующий внимания, анализа и, при необходимости, корректировки подходов к надзору.
«Наша цель – не просто рассмотреть жалобы, а повысить доверие к системе государственного аудита и обеспечить прозрачность процессов» - отмечают специалисты отдела камерального контроля.
В дальнейшем департамент намерен продолжить работу по повышению эффективности и открытости взаимодействия с населением и бизнесом, реализуя на практике принципы «слышащего государства». Ведь именно через такие механизмы формируется подлинное партнёрство между обществом и государством, основанное на доверии, ответственности и взаимном уважении.
В сфере государственных закупок нет мелочей – каждая цифра, каждый документ отражает, насколько эффективно и честно расходуются бюджетные средства. Именно поэтому камеральный контроль остаётся одним из ключевых инструментов обеспечения прозрачности и законности.
В рамках реализации положений Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» Департамент внутреннего государственного аудита по области Ұлытау проводит камеральный контроль – без посещения объектов, но с использованием данных, размещённых на веб-портале государственных закупок.
Главная цель этой работы – предотвращение нарушений и предоставление заказчикам возможности самостоятельно их устранить до применения санкций.
За девять месяцев 2025 года Отделом камерального контроля охвачено 5659 лотов на общую сумму 181,45 млрд тенге. В ходе проверки по 690 лотам на сумму 8,44 млрд тенге были выявлены нарушения. По всем фактам Департамент направил уведомления об их устранении, однако 6 уведомлений не были исполнены в установленные сроки.
За несвоевременное исполнение уведомлений ответственные лица привлечены к административной ответственности, что ещё раз подчёркивает принцип неотвратимости наказания за нарушение требований законодательства о государственных закупках.
Выявленные нарушения распределились следующим образом:
Среди наиболее частых нарушений – неправомерное применение способа закупки из одного источника, указание товарных знаков при запросе ценовых предложений, а также отсутствие технических спецификаций на государственном языке и неуказание стандартов закупаемых товаров.
Как отмечают специалисты Департамента, такие нарушения не просто формальность – за ними стоят реальные риски снижения качества закупаемых товаров и услуг, а значит, и эффективности использования государственных средств.
«Наша цель – не просто выявлять ошибки, а формировать культуру законности и прозрачности среди заказчиков и организаторов закупок. Каждая закупка должна проводиться открыто, грамотно и в строгом соответствии с законом,» - подчеркнули в Департаменте внутреннего государственного аудита по области Ұлытау.
В целях профилактики и недопущения нарушений департамент на регулярной основе разъясняет заказчикам и организаторам закупок изменения и дополнения в законодательстве о государственных закупках.
Тем самым, камеральный контроль становится не только инструментом выявления нарушений, но и эффективным механизмом предупреждения, направленным на укрепление доверия граждан и бизнеса к системе государственных закупок.