В первую очередь, внедренный в прошлом году модуль «Онлайн бюджетный мониторинг» зарекомендовал себя в качестве базовой меры превенции, с помощью данной системы Комитет ставит цель исключения любых рисков растраты бюджетных средств, тем самым обеспечивая защиту интересов наших детей и педагогического состава.
На своей стадии развития он позволяет выявлять подозрительные операции в сфере образования.
Наиболее распространенные мошеннические схемы — это двойной учёт с завышением оплаты труда и перевод денег фиктивным сотрудникам, где по документам заработная плата начисляется ряду лиц, но счетами пользуются другие.
В результате мониторинга в организациях образования установлено более тысячи случаев с высоким риском неправомерных выплат под видом заработной платы, подтверждены нарушения на 1,5 млрд тенге.
По данному вопросу Комитетом с Антикоррупционной службой налажено полное взаимодействие и понимание о превентивной составляющей данного инструмента, при этом на устранение выявленных необоснованных выплат объектам мониторинга дается до 10 рабочих дней.
В текущем году мы расширяем применение модуля на сферы культуры, спорта и здравоохранения.
По мере развития системы мы будем делится с общественностью о ее результатах.
В целом по стране с начала применения модуля ОБМ (с января 2024 года) выявлены необоснованные перечисления на счета физических лиц на сумму более 2 125,8 млн тенге, из них уже возмещено в доход бюджета 1 170,7 млн тенге. Продолжается работа по остаткам сумм, подлежащих возмещению.
В то же время по Северо-Казахстанской области с начала применения ОБМ (с октября 2024 года) объем нарушений незначителен – всего на 7,1 млн тенге, которые возвращены в бюджет.
Мы расширяем Онлайн бюджетный мониторинг и с марта текущего года охватываем не только сферу образования, но и здравоохранение, культуру, туризм и спорт.
Система отслеживает миллионы транзакций и позволяет в текущем режиме выявлять подозрительные платежи и даже мошеннические схемы.
За короткое время удалось предотвратить нарушения почти на полмиллиарда тенге, от фиктивных до необоснованно завышенных выплат.
Чтобы повысить эффективность, в три раза увеличено количество аудиторов, работающих с системой ОБМ.
Запущен автоматический процесс уведомления объектов мониторинга о выявленных рисках, что позволило ускорить время реагирования.
Здесь подчеркну, что институт превентивности не распространяется на злостных нарушителей, к ним будут применяться директивные меры реагирования.
Если Учреждением не исполнено письмо (уведомление), при этом риск необоснованного перечисления заработной платы подтвержден, Комитет (Департамент) инициирует проведение внепланового аудиторского мероприятия на основании Закона «О государственном аудите и финансовом контроле» (Внеплановый аудит уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту проводится: по результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета с применением системы управления рисками) с последующим принятием соответствующих мер реагирования.