Телеграмм КС - https://t.me/consot_kz
Справочная информация к нормативному постановлению Конституционного Суда
(№ 9 от 11 апреля 2023 года)
Конституционный Суд рассмотрел обращение гражданина на соответствие Конституции положения части второй статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса (далее – УПК) в части полного запрета подозреваемому, находящемуся под домашним арестом, на выход из жилища, принятие у себя кого бы то ни было, ведение телефонных переговоров, получение корреспонденции и использование средств связи.
По мнению субъекта обращения, указанная статья УПК ограничивает его в правах.
Конституционный Суд считает, что, гарантируя право каждого на признание правосубъектности, Конституция наделяет его возможностью защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая права на судебную защиту и получение квалифицированной юридической помощи. Каждому задержанному, арестованному, обвиняемому в совершении преступления предоставляется право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения и граждане имеют право на охрану здоровья. Каждое лицо, к которому применена та или иная мера пресечения, является личностью, обладающей достоинством, неотчуждаемыми и принадлежащими от рождения правами. Домашний арест относится к одной из строгих мер пресечения и «заключается в изоляции подозреваемого, обвиняемого от общества без содержания их под стражей, но с применением ограничений». Оспариваемые субъектом обращения положения УПК не должны в правоприменительной практике в совокупности между собой либо с иными ограничениями, применяемыми в отношении лиц, находящихся под домашним арестом, приводить к лишению их конституционных прав. Такие ограничения, обеспечивая изоляцию лица от общества, должны исключать риски угрозы его жизни и здоровью.
Конституционный Суд признал положения пунктов 1), 2) и 3) части второй статьи 146 УПК соответствующими Конституции в следующем истолковании: ограничения при домашнем аресте, должны обеспечивать соблюдение гарантированных прав арестованного и его защитника, включая права на жизнь и охрану здоровья, признание правосубъектности, защиту своих прав и свобод всеми не противоречащими закону способами.
Правительству рекомендовано не позднее шести месяцев внести в Мажилис Парламента проект закона, направленный на приведение Уголовно-процессуального кодекса в соответствие.