Меню

Мобильная связь
Интернет
Фиксированная связь
Почтовая связь
Проверка качества сотовой связи
Выдача разрешений на использование радиочастотного спектра Республики Казахстан
Развитие новых технологий и инфраструктуры в области связи
Государственная политика в области связи
Основания возбуждения конституционного производства

1. Конституционный Суд по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра:

1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;

2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики;

2-1) рассматривает на соответствие Конституции Республики принятые Парламентом и его Палатами постановления;

3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции;

4) дает официальное толкование норм Конституции;

5) дает заключения в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции.

2. Конституционный Суд рассматривает обращения Президента Республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1) статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции.

3. Конституционный Суд по обращениям граждан рассматривает на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией.

Порядок и условия обращения граждан в Конституционный Суд определяются конституционным законом.

4. Конституционный Суд по обращениям Генерального Прокурора Республики рассматривает вопросы, указанные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 настоящей статьи, а также нормативные правовые акты Республики Казахстан на их соответствие Конституции Республики.

5. Конституционный Суд по обращениям Уполномоченного по правам человека рассматривает на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты, затрагивающие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.

(Статья 72 Конституции Республики Казахстан).

1. Конституционный Суд принимает дополнительное решение в случаях, если:     

1) ставится вопрос об истолковании решения Конституционного Суда. В этом случае дополнительное решение принимается по ходатайству участников конституционного производства либо государственных органов и должностных лиц, обязанных исполнить итоговое решение Конституционного Суда;

2) необходимо исправить допущенные в решении Конституционного Суда неточности и ошибки редакционного характера. В этом случае дополнительное решение принимается Конституционным Судом по собственной инициативе.

2. Дополнительное решение не должно противоречить действительному содержанию, смыслу и назначению решения Конституционного Суда.

3. Дополнительное решение принимается Конституционным Судом на заседании, порядок проведения которого определяется Регламентом Конституционного Суда.

(Статья 60 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 153-VII ЗРК «О Конституционном Суде Республики Казахстан»).

Конституционное производство может быть возбуждено также при пересмотре решения Конституционного Суда.
1. Решение Конституционного Суда может быть пересмотрено им по инициативе Президента Республики Казахстан или по собственной инициативе в случаях, если:
1) изменилась норма Конституции, на основании которой было принято решение;
2) открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства.
2. О пересмотре решения Конституционный Суд выносит постановление, которым отменяет это решение.
3. Порядок рассмотрения вопроса о пересмотре решения Конституционного Суда определяется Регламентом Конституционного Суда.
(Статья 61 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 153-VII ЗРК «О Конституционном Суде Республики Казахстан»).

Субъекты обращений

1.Участниками конституционного производства признаются: лица и органы, по обращениям которых возбуждено конституционное производство, государственные органы и должностные лица, конституционность актов которых проверяется.

2. Лицами и органами, привлекаемыми при рассмотрении обращения, признаются:

1) государственные органы и организации;

2) эксперт и иные лица, мнения которых способствуют всестороннему, полному и объективному рассмотрению обращения;

3) переводчик.

3. В случае необходимости участники конституционного производства, иные лица и органы, указанные в подпункте 1) пункта 2 настоящей статьи, могут определять для участия в конституционном производстве своих представителей, полномочия которых оформляются в доверенности или ином документе, выданном в установленном порядке. Представители участников конституционного производства в силу закона вправе участвовать в конституционном производстве без оформления полномочий.

4. Представителями при рассмотрении обращений граждан могут быть только законные представители, адвокаты, юридические консультанты, являющиеся членами палаты юридических консультантов, а также уполномоченные лица организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций, права и интересы других лиц.

5. По просьбе субъекта обращения, имеющего право на получение гарантированной государством юридической помощи, участие адвоката или юридического консультанта обеспечивается Конституционным Судом путем направления в коллегию адвокатов области, города республиканского значения, столицы или палату юридических консультантов по выбору обратившегося лица соответствующего постановления. Оплата труда адвоката или юридического консультанта производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

6. Количество представителей не может превышать двух лиц.

7. Государственные органы, организации обязаны сохранять за гражданином, направившим обращение, его законным представителем, переводчиком, экспертом (специалистом) средний заработок за все время, затраченное ими по требованию Конституционного Суда на участие в его заседании.

(Статья 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 153-VII ЗРК «О Конституционном Суде Республики Казахстан»).

Требования к форме и содержанию обращений в Конституционный Суд

Обращения в Конституционный Суд подаются в письменной и (или) электронной форме.


2. В обращении должны быть указаны:

1) наименование Конституционного Суда;

2) наименование, место нахождения субъекта обращения, в случае обращения гражданина – фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), место жительства, индивидуальный идентификационный номер, сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе, если они имеются;

3) наименование, адрес представителя субъекта обращения и его полномочия, кроме случаев представительства по должности или по закону. В обращении гражданина, подаваемом представителем, также должны быть указаны сведения об его абонентском номере сотовой связи и электронном адресе, если они имеются;

4) проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Казахстан, если в обращении ставится вопрос о даче заключения в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 91 Конституции Республики Казахстан;

5) наименование, местонахождение и адреса государственных органов, должностных лиц, подписавших или издавших акты, связанные с проведением выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента Республики Казахстан и республиканского референдума, в случае, если в обращении ставится вопрос о правильности их проведения;

6) наименование, дата принятия законов в случае, если в обращении ставится вопрос о соответствии законов, принятых Парламентом Республики Казахстан, Конституции Республики Казахстан;

7) наименование, дата принятия постановлений Парламента Республики Казахстан и его Палат в случае, если в обращении ставится вопрос о соответствии постановлений Парламента Республики Казахстан и его Палат Конституции Республики Казахстан;

 8) наименование, дата и место подписания международных договоров Республики Казахстан, должностные лица, подписавшие их от имени Республики Казахстан или ее государственных органов, в случае, если в обращении ставится вопрос о соответствии международных договоров Республики Казахстан Конституции Республики Казахстан;

9) нормы Конституции Республики Казахстан, об официальном толковании которых ставится вопрос в обращении;

10) наименование, номер, дата принятия, источники опубликования и иные реквизиты закона или иного правового акта в случае, если в обращении ставится вопрос о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики Казахстан;

11) наименование, местонахождение и адрес государственного органа, должностного лица, подписавшего или издавшего акт, наименование, номер, дата принятия, источники опубликования и иные реквизиты закона или иного нормативного правового акта в случае, если в представлении суда ставится вопрос о признании акта неконституционным, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина;

12) наименование, состав образуемой Парламентом Республики Казахстан в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Конституции Республики Казахстан комиссии и ее заключение; наименование, дата принятия и содержание актов, связанных с рассмотрением Парламентом Республики Казахстан вопроса о досрочном освобождении от должности Президента Республики Казахстан;

13) сведения о количестве депутатов, инициировавших вопрос об отрешении от должности Президента Республики Казахстан; сведения о результатах голосования в Палатах Парламента Республики Казахстан; сведения о результатах расследования выдвинутого против Президента Республики Казахстан обвинения; сведения о заключении Верховного Суда Республики Казахстан об обоснованности выдвинутого обвинения; наименование, дата принятия и содержание актов, связанных с рассмотрением Парламентом Республики Казахстан вопроса об отрешении от должности Президента Республики Казахстан;

14) сущность обращения, позиция лица, подающего обращение, и его правовое обоснование;

15) иные факты, обстоятельства и, при наличии, доказательства, служащие основанием для обращения и подтверждающие его обоснованность;

16) нормы Конституции Республики Казахстан и настоящего Конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд или закрепляющие права и свободы гражданина, непосредственно затрагиваемые оспариваемым им нормативным правовым актом;

17) перечень прилагаемых документов.

3. Обращение должно быть подписано надлежащим субъектом. Обращение, оформленное в форме электронного документа, удостоверяется электронной цифровой подписью.

4. К обращению прилагаются:

1) копии текстов актов, подлежащих проверке;

2) документы о полномочиях представителя, кроме случаев, когда представительство осуществляется по должности или по закону;

3) копия решения суда о приостановлении производства по делу;

4) судебное решение, подтверждающее применение законов и иных нормативных правовых актов в конкретном деле;

5) письменное согласие гражданина, если обращение подается от его имени уполномоченными лицами;

6) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины при направлении обращений граждан на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, или документ, подтверждающий право на освобождение от нее;

7) иные материалы, подтверждающие позицию лица, обращающегося в Конституционный Суд.

5. К документам, изложенным не на языках конституционного производства, должен быть приложен их перевод на казахский или русский язык.

(Статья 44 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 153-VII ЗРК «О Конституционном Суде Республики Казахстан»).


Права и обязанности участников конституционного производства

Участники конституционного производства в пределах полномочий пользуются равными процессуальными правами.

2. Участники конституционного производства, их представители имеют право:

1) знакомиться с материалами конституционного производства, производить из них выписки и снимать копии, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

2) представлять доказательства, участвовать в их исследовании и доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих обращений и возражений;

3) высказывать Конституционному Суду свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе конституционного производства;

4) заявлять ходатайства и высказывать свое мнение по заявленным ходатайствам;

5) давать устные и письменные объяснения Конституционному Суду.

3. Участник конституционного производства:

1) по обращению которого возбуждено конституционное производство, вправе до удаления состава Конституционного Суда в совещательную комнату для принятия итогового решения изменить основание обращения, увеличить или уменьшить его объем, отозвать поданное им обращение;

2) по поводу акта которого возбуждено конституционное производство, вправе признать заявленные в обращении требования полностью или частично либо возражать против них.

4. Лица и органы, привлекаемые при рассмотрении обращения, вправе:

1) с разрешения Конституционного Суда и в определенных им объемах знакомиться с материалами конституционного производства;

2) высказывать Конституционному Суду свои доводы и соображения по предмету обращения.

5. Участники конституционного производства, иные лица и органы, привлекаемые при рассмотрении обращения, их представители обязаны:

1) добросовестно пользоваться своими правами. Сообщение ими Конституционному Суду заведомо ложных сведений или непредставление затребованных Конституционным Судом документов, материалов и иной информации расценивается как неуважение к Конституционному Суду и влечет ответственность по закону;

2) уважительно относиться к Конституции Республики Казахстан, Конституционному Суду, его требованиям и принятым в Конституционном Суде процедурам;

3) подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка заседания;

4) не разглашать сведения об обстоятельствах обращения или иные данные, ставшие им известными в связи с участием в закрытых заседаниях Конституционного Суда.

6. Эксперт (специалист) вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы (исследования);

2) заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

3) получать вознаграждение за выполненную работу, если об этом было указано в определении судьи Конституционного Суда.

7. Эксперт (специалист) обязан:

1) давать объективное и обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам;

2) при необходимости разъяснить содержание подготовленного им заключения и принять участие в заседании Конституционного Суда.

8. Переводчик вправе:

1) задавать присутствующим лицам при осуществлении перевода уточняющие вопросы для полноты и правильности перевода;

2) получать вознаграждение за выполненную работу.

9. Переводчик обязан:

1) выполнить точно и полно порученный ему перевод;

2) удостоверить правильность перевода своей подписью в документах конституционного производства.

(Статья 42 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 153-VII ЗРК «О Конституционном Суде Республики Казахстан»).

Примерный образец обращения гражданина в Конституционный Суд

примерный образец обращения гражданина в Конституционный Суд

Документы
Постановление
24 апреля 2024
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 24 апреля 2024 года № 42-НП
Постановление
19 апреля 2024
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года № 41-НП
Постановление
10 января 2024
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 10 января 2024 года № 40-НП
Новости
Полезные материалы
Основания возбуждения конституционного производства
Медиагалерея
0
Как подать обращение в адрес Конституционного Суда?
1
Конституционный Совет принял решение по обращению Президента Республики Казахстан (Телеканал Хабар)
События
Реализуемые проекты
Услуги
Организации
Часто задаваемые вопросы

Социальные медиа

Youtube
Instagram
Twitter
Facebook

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития