В Алматы с этого года тарифы по коммунальным услугам будут рассчитываться по новому принципу – «тариф в обмен на инвестиции», сообщает Vecher.kz.
В своем недавнем Послании народу Казахстана Глава государства заявил, что в стране изношены две трети сетей электроснабжения, 57% тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей.
Касым-Жомартом Токаевым было отмечено, что на монопольных рынках необходимо перейти к новой тарифной политике – «тариф в обмен на инвестиции». К 2025 году страна должна перейти к политике «больше потребления – более дорогой тариф».
О переходе на новую тарифную политику газете «Вечерний Алматы» рассказала руководитель Департамента Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК по городу Алматы Асель Буденеева.
– Асель Корганбаевна, для чего реализуется новая концепция регулирования сферы естественных монополий?
– Новая концепция «Тариф в обмен на инвестиции» направлена на реформирование тарифной политики, главной задачей которой является привлечение инвестиций. Очевидно, что для обеспечения притока вложений необходимо увеличение действующих тарифов на рынке предоставляемых коммунальных услуг.
Реализация новой тарифной политики предусматривает социальную поддержку населения путем совершенствования механизмов адресной социальной и жилищной помощи (увеличение объемов выплат, автоматизация и упрощение процедур), что позволит снизить финансовую нагрузку по коммунальным платежам для потребителей с низким уровнем дохода.
Стоит отметить, что, учитывая важность предоставляемых монополистами услуг, а также значительный объем вливаемых инвестиций, предлагается усилить контроль и ответственность субъектов естественной монополии.
– Какие инструменты будут применяться для введения нового расчета тарифов?
– В сфере естественных монополий реформирование тарифной политики будет реализовано в целях обеспечения баланса интересов монополистов и потребителей путем: внедрения новых подходов тарифного регулирования по принципу стимулирования для повышения инвестиционной привлекательности сфер естественных монополий; снижения износа сетей на 15% за счет увеличения инвестиций; усиления контроля деятельности монополистов и мер по поддержке потребителей.
В рамках совершенствования методов тарифного регулирования, основной целью которой является повышение качества предоставляемых услуг, будут определены ключевые целевые показатели (качество, надежность и эффективность), согласно которым проводится оценка деятельности монополистов.
Достижение ключевых показателей будет сопровождаться периодическим мониторингом на основании заключений госорганов, а также вовлечением потребителей.
Экономические стимулы должны положительно отразиться на повышении инвестиционной привлекательности сферы естественных монополий, эффективности деятельности монополистов и снижении себестоимости предоставляемых ими услуг. Также это поспособствует повышению стандартов качества оказываемых услуг и удовлетворенности конечных потребителей.
Внедрение новых подходов тарифного регулирования будет осуществляться путем внесения изменений в Закон РК «О естественных монополиях» и другие нормативно-правовые акты.
– Опережающее устаревание и низкие темпы модернизации основных фондов инженерных сетей– системная проблема, приведшая к текущему энергетическому кризису. Об этом говорил и Глава государства. Каков на сегодня в Алматы износ электрических, тепловых сетей, водоснабжения и канализации?
– По городу Алматы наблюдается достаточно высокий износ основных средств и сетей субъектов естественных монополий. Более 50% в сферах водоснабжения и водоотведения и более 60% – в теплоснабжении и электроэнергетике.
– Как в последние годы менялись тарифы на коммунальные услуги в Алматы?
– Согласно действующему законодательству, для базовых субъектов тарифы утверждаются на пять лет. Так, в сферах теплоэнергетики и электроэнергетики ежегодное плановое изменение утвержденных тарифов – в пределах 3-4%, так как тарифы утверждаются с учетом показателей социально-экономического развития Республики Казахстан.
Также, ежегодный рост тарифа в пределах 10% происходит за счет увеличения стоимости стратегических товаров, таких как газ, электричество, вода, тепловая энергия.
В прошлом году в целях реализации указа Главы Государства о введении моратория и обеспечения не повышения тарифов и цен на регулируемые коммунальные услуги для населения на 180 дней Департаментом были утверждены тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение на уровне 2021 года.
В сферах водоснабжения и водоотведения с 2019 года повышения тарифов не наблюдалось, так как ГКП на ПХВ «Алматы Су» осуществляет деятельность по среднему тарифу, утвержденному Департаментом на 2020-2024 годы.
– В тарифе для населения уже сейчас заложена инвестиционная программа. Чем концепция «Тариф в обмен на инвестиции» будет отличаться от предыдущей?
– В рамках перехода на новую тарифную политику «Тариф в обмен на инвестиции» разработана Дорожная карта, включающая в себя совершенствование подходов тарифного регулирования, принятия мер по привлечению инвестиций, институциональное усиление тарифного регулирования, правовое обеспечение, оценку воздействия реформирования тарифов для конечных потребителей.
Новая программа подразумевает привлечение дополнительных инвестиций для снижения износа основного оборудования и сетей ежегодно на 2-3%. Действующие инвестиционные программы субъектов естественных монополий в большинстве своем направлены на поддержание текущих фондов и ежегодное снижение износа в пределах 1%.
Город Алматы планирует использовать дополнительные средства, полученные от новых тарифов на коммунальные услуги, для повышения качества услуг и снижения убыточности. Это позволит повысить рентабельность инвестиций в городские инженерные сети.
Источник: https://vecher.kz/v-almati-vvedut-noviy-raschet-tarifov-ekspertnoe-mnenie
До сих пор тарифы на коммунальные услуги в РК не показывали значительного роста. Так, к примеру, при годовой инфляции в 19,6% и росте цен на платные услуги в целом на 14,1%, тарифы на газоснабжение в годовой динамике вообще не изменились, отопление подорожало на 1,1%, холодная вода — на 1,2%, канализация — на 2,9%, электроэнергия — на 8,1%.
В то же время в перспективе рост тарифов в коммунальном сегменте неизбежен с учётом как износа инженерной инфраструктуры в РК, что требует значительных инвестиций, так и в целом общего зашкаливающего уровня инфляции, причём последний фактор в текущем году отмечается во всём мире.
В структуре тарифов наблюдаются как регулируемые факторы влияния, так и нерегулируемые, и если регулируемые факторы ещё подлежат контролю со стороны уполномоченных органов, то нерегулируемые окажут своё влияние независимо от предпринимаемых мер.
Среди нерегулируемых факторов заметную роль играет удорожание всех логистических процессов. Из-за геополитического кризиса, последовавшего сразу за «коронакризисом» (который, к слову, тоже ещё не преодолён), прерваны многие маршруты поставок. В частности, нарушены поставки через Россию, что особенно серьёзно коснулось машин, спецтехники, оборудования, аппаратуры, инструментов, запчастей, расходников. Всю эту технику теперь приходится поставлять напрямую от производителей, причём не только из стран Европы, но зачастую и, к примеру, из Японии или Кореи, что ведёт к значительному удорожанию.
Сказывается и меняющаяся курсовая разница, причём не только тенге к доллару или евро, что актуально при взаимодействии с европейскими и американскими партнёрами, но и тенге к рублю, что ударило по компаниям, работающим с российскими поставщиками. Если, скажем, в ноябре «докоронакризисного» 2019 года евро стоил в среднем 428,9 тенге, доллар США — 387,7 тенге, а рубль — 6,1 тенге, то уже в январе текущего года евро достиг 471,9 тенге, доллар США — 463,8 тенге, а рубль — 7,6 тенге, то есть плюс 10%, плюс 19,6% и плюс 25,5% соответственно. Все импортные оборудование и техника для казахстанских компаний ожидаемо автоматически подскочили в цене.
Немалое негативное влияние оказывают и удорожание топливно-энергетических ресурсов, и колоссальный рост цен на стройматериалы, о котором мы тоже неоднократно писали [1, 2, 3].
Для смягчения давления на семейный бюджет казахстанцев предпринимались и планируются в дальнейшем многочисленные меры поддержки от государства.
Напомним: в 2021 году в РК почти миллион казахстанцев получили адресную социальную помощь, и 32 тысячи семей — жилищную помощь.
Источник: https://finprom.kz/ru/article/tarify-na-kommunalnye-uslugi-kakie-faktory-vliyayut-na-ih-izmenenie
Уровень цифровизации в РК заметно выше не только среднего по миру, но и показателей многих развитых стран. Мы уже писали, что Казахстан в текущем году занял 28-е место по уровню развитию электронного правительства среди 193 стран, входящих в мониторинг ООН, против 29-го места в 2020-м. РК заметно обгоняет не только страны СНГ и ЦА, но и такие государства «первого эшелона», как Ирландия, Канада, Италия, Бельгия, Чехия и другие. Более того, в рейтинге электронного участия граждан (E-Participation Index, EPI) Казахстан занял 15-е место — один из сильнейших показателей в мире.
О важности цифровизации сервисов говорил и президент Касым-Жомарт Токаев, отметивший, в частности, что более 90% госуслуг в стране уже реализуется в электронном формате, и это один из самых высоких показателей в мире.
Один из примеров успешной цифровизации сервисов, позитивно сказавшейся на прозрачности процедур и процесса тарифообразования в РК — запуск в 2019 году электронной базы данных «Монополист». База призвана оцифровать всю деятельность субъектов естественных монополий (СЕМ) и субъектов общественно значимого рынка (СОЗР).
Напомним: от уровня контроля над работой и тарифной политикой СЕМ напрямую зависят уровень жизни населения, ценовая политика и состояние таких ключевых социально значимых сфер, как, скажем, коммунальное хозяйство, инфраструктура и т. д.
В целом деятельность монополистов в РК стремятся перевести в максимально прозрачный цифровой формат. В частности, например, сегодня у СЕМ есть доступ к «Единому окну закупок» НПП «Атамекен» — порталу, интегрированному с такими электронными площадками, как Mitwork, «Евразиан тек», «Каспий тендер», «Электронный торговый портал», «Электронная торговая площадка ЕТБ», «ЕТС — Тендер», «ФНБ Самрук-Қазына», государственные закупки, закупки недропользователей и НУХ «Байтерек». В результате СЕМ могут самостоятельно выбирать, на какой электронной торговой площадке осуществлять закупки товаров, работ и услуг.
В настоящее время продолжаются работы по расширению функционала базы данных «Монополист».
Заметим: СЕМ в РК утверждают инвестиционную программу, от которой зависит тарифообразование услуг СЕМ. Цель таких программ — достижение благоприятных технико-экономического и экологического эффектов.
Проще говоря, то, какими будут тарифы на конечную услугу, зависит, в числе прочего, от того, какими будут инвестиционный план и инвестиционные вложения предприятия-монополиста. К примеру, если речь идёт об энергетической компании, то в инвестиционный план могут включаться развитие, восстановление и обновление энергопроводящей инфраструктуры или энергопроизводящего оборудования. В зависимости от того, сколько средств вложит в это компания, будет меняться тариф этой компании на энергоснабжение для предприятий и населения.
Контроль над реализацией инвестпрограмм и достижением целевых показателей ведёт Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ МНЭ РК). По итогам рассмотрения отчётов за 2020 год КРЕМ МНЭ РК выявил неисполнение обязательств СЕМ. В результате были утверждены временные компенсирующие тарифы для возврата средств потребителям во всех регионах страны на общую сумму 13,3 млрд тг. В 2021 году ситуация оказалась благоприятнее, а сумма составила 6,7 млрд тг — почти вдвое меньше.
Согласно изменениям от 30 июня 2022 года в законе РК «О естественных монополиях», при принятии инвестиционной программы СЕМ для утверждения тарифов теперь учитывается также заключение местных исполнительных органов (акиматов и прочих) и иных госорганов.
В целом уполномоченный орган при утверждении тарифов СЕМ проводит публичные слушания о предстоящих изменениях с участием самих монополистов, потребителей, общественников и всех заинтересованных лиц, чтобы учесть все мнения и предложения, а также получить ответы на интересующие вопросы.
Общий уровень цифровизации в РК позволяет перевести максимум взаимодействий с монополистами в электронный формат. Это, в свою очередь, усиливает общественный контроль в отрасли, открывая доступ к данным для каждого гражданина республики, а также снижает бумажный оборот и упрощает множество процедур.
Отметим: в 2021 году в РК доля жителей старше 6 лет, пользующихся интернетом независимо от места подключения, от общей численности населения составляла уже 90,9%. В городах показатель достигал 92,2%, в сёлах — 88,8%. В 2020-м уровень интернетизации составлял 85,9% в целом по стране, 87,7% для городской и 83,4% — для сельской местности.
Для сравнения: согласно данным Международного союза электросвязи (The International Telecommunication Union, ITU), в целом в мире в 2020 году доля лиц, пользующихся интернетом, составляла всего 59,1%, в городах — 75,6%, в сёлах — лишь 38,8%.
Таким образом, показатели РК значительно превосходят результаты СНГ, Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и незначительно превышают показатели стран Европы. Это самый высокий уровень интернетизации, соответствующий результатам развитых стран.
Источник: https://finprom.kz/ru/article/kak-cifrovizaciya-pomogaet-kontrolirovat-monopolistov
Временный понижающий коэффициент к тарифам на услуги МЖС и тарифы на услуги подъездных путей
Некоторые услуги магистральных железнодорожных сетей относятся к регулируемым и подпадают под контроль Комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ МНЭ РК). В частности, в функции комитета входят:
• утверждение временного понижающего коэффициента (ВПК);
• утверждение ценовых пределов на регулируемые услуги магистральных железнодорожных сетей (МЖС);
• ежегодная корректировка утверждённых ценовых пределов на регулируемые услуги магистральных железнодорожных сетей в соответствии с правилами формирования тарифов;
• рассмотрение жалоб в случае отказа оператором магистральной железнодорожной сети на примыкание подъездных путей к магистральным и станционным путям.
Что касается ВПК, это величина, утверждённая ведомством и применяемая к тарифу в целях защиты интересов потребителей и субъекта. Так, КРЕМ МНЭ РК, с учётом положительных заключений, представленных МИИР РК и Национальным оператором инфраструктуры, утвердил ВПК к тарифам на МЖС для перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки в межобластных, межрайонных и пригородных сообщениях в размере 0,01 (99,99%). Эта мера позволила снизить расходы на услуги МЖС в структуре стоимости пассажирских билетов по стране.
Конечно, на стоимость проезда для пассажиров влияет масса факторов, включая большой спектр нерегулируемых услуг. Однако по крайней мере в последние три года рост цен на пассажирские билеты в секторе не превышал уровень инфляции, а зачастую оказывался и ощутимо ниже. Так, по итогам ноября текущего года рост цен на услуги пассажирского железнодорожного транспорта составил 19,3% за год, что в целом сопоставимо с уровнем инфляции в РК (19,6%). Годом ранее рост цен в секторе составлял 5,5% (при инфляции в 8,7%), в 2020-м — 4,9% (при инфляции в 7,3%).
Для казахстанцев это весьма актуальный вопрос, учитывая то, что пассажироперевозки по железной дороге стремительно восстанавливаются после «коронакризиса». Так, за десять месяцев текущего года пассажироперевозки железнодорожным транспортом составили уже 16,3 млн пассажиров, против 12,3 млн в аналогичном периоде годом ранее и всего 9,4 млн — в «коронакризисном» 2020-м.
В свою очередь, в сфере услуг подъездных путей также был наведён порядок.
Напомним: с 2016 года потребители услуг подъездных путей регулярно жаловались на расчёт объёма оказанных услуг подъездных путей по полной протяжённости подъездного пути, согласно которому субъекты естественных монополий (СЕМ) и взимали плату.
Поясним, в чём состояла проблема.
Поэтому в 2019 году в целях защиты интересов потребителей услуг подъездных путей в закон РК «О естественных монополиях» внесли изменения. С этого момента СЕМ обязан взимать за оказание услуг подъездных путей при отсутствии конкурентного подъездного пути плату по фактической протяжённости подъездного пути, используемой потребителем для проезда подвижного состава.
Кроме того, внесено изменение в типовые договоры на услуги подъездных путей, согласно которому в договоре будет указываться «протяжённость подъездного пути, используемая ветвепользователем (потребителем подъездных путей) для проезда подвижного состава» вместо «развёрнутой длины пути».
Важно отметить: в большинстве случаев потребители услуг подъездных путей при заключении договора с СЕМ не обращают внимания на указанную протяжённость и подписывают договор. Комитет рекомендует потребителям при заключении договора руководствоваться законодательством о естественных монополиях, что поможет им не переплачивать.
В результате деятельности КРЕМ МНЭ РК за десять месяцев были восстановлены права и интересы более 2 миллионов потребителей
Защита прав потребителей — вопрос, актуальный для казахстанцев как никогда. В частности, в сфере регулируемых коммунальных услуг за защитой своих прав и за консультацией можно обратиться в Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ МНЭ РК).
В комитет обращаются по вопросам индивидуальных приборов учёта, тарифов на электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение и газоснабжение, дифференцированных тарифов на коммунальные услуги, заключения договоров и выдачи технических условий и т. д.
Только за январь–октябрь 2022 года в КРЕМ МНЭ РК поступило 4873 обращения — сразу на 36,2% больше, чем годом ранее. Из них принято 2247 заявлений, 687 жалоб, 55 предложений и 1884 обращения иного вида.
Было рассмотрено 3129 обращений граждан — на 19,1% больше, чем год назад. Ещё 1568 обращений перенаправили в соответствующие ведомства.
По итогам было дано 1365 ответов, принято более 1 тыс. благоприятных административных актов и 244 обременительных административных акта, совершено 8 административных действий.
Вопросы, с решением которых помогает КРЕМ МНЭ РК, относятся к сферам тепло-, водо-, газоснабжения, освещения, канализации, лифтового хозяйства, благоустройства и озеленения, телефонизации и радиофикации, и т. д.
В частности, по итогам 10 месяцев текущего года 17,6% обращений казахстанцев касались вопросов газоснабжения, 16,5% — теплоснабжения, 12,5% — освещения, 12% — водоснабжения, 30,4% — общих вопросов ЖКХ и бытового обслуживания населения.
В результате деятельности КРЕМ МНЭ РК были восстановлены права и интересы более 2 млн потребителей.
Напомним: деятельность субъектов естественных монополий (СЕМ) регулируется в РК законом «О естественных монополиях». В частности, в законе определены сферы естественных монополий.
Что касается ответственности СЕМ, уполномоченный орган — КРЕМ МНЭ РК — принимает меры реагирования, возбуждая дела об административных правонарушениях в соответствии со статьёй 164 Кодекса об административных правонарушениях РК «Нарушение законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях».
Мы вкратце изложили основные постулаты этой статьи и обозначили соответствующие штрафы за нарушения.
Потребление первичной энергии в РК — одно из самых высоких по странам СНГ: 150,1 ГДж на душу населения. Это вдвое больше, чем в среднем по миру, и почти втрое больше, чем в других не входящих в ОЭСР странах. Для сравнения: потребление первичной энергии в странах Европы составляет 122 ГДж на душу населения, в странах Ближнего Востока — 143 ГДж, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона — лишь 63,6 ГДж, в среднем по миру — 75,6 ГДж на душу населения. По СНГ в тройке лидеров, помимо РК, также находятся Туркменистан и Россия.
Первичная энергия — форма энергии в природе, которой предстоит быть подвергнутой процессу искусственного преобразования. Иными словами, это совокупность различных видов энергии и топлива, которыми располагает страна для обеспечения бытовых нужд населения и потребностей всех отраслей экономики.
Первичная энергия в результате процессов преобразования переходит в более удобные формы энергии, которые уже могут быть непосредственно использованы обществом — например, отопление, электричество, очищенное топливо и т. д.
О том, что в РК в сравнении с другими странами высок уровень потребления электроэнергии и газа, а также более чем доступна стоимость этих коммунальных услуг, мы уже писали. Что касается отопления, здесь провести напрямую сравнение между государствами не получится: принципы теплоснабжения от страны к стране сильно отличаются. Так, скажем, может использоваться тепло, вырабатываемое вместе с электричеством (Дания и Финляндия), геотермальная энергия (Исландия), тепло мусоросжигательных заводов (Норвегия), комбинация различных источников энергии (Швеция) и десятки прочих вариантов. Играет свою роль и климат, что также делает невозможным прямое сравнение стран и систем теплоснабжения.
В нашей стране 52,6% домохозяйств пользуются центральным отоплением. Ещё 25,2% используют автономное печное отопление на газе, 23,3% — на твёрдом топливе, 0,2% — на жидком топливе, 0,2% — на электричестве.
В сфере центрального отопления (регулируемой коммунальной услуги) по итогам октября текущего года цены за год снизились на 2%. Удешевление в текущем году наблюдалось и для газа, транспортируемого по распределительным сетям (также регулируемой услуги). Снижение тарифа по итогам октября составило 0,6% к октябрю 2021 года. Тем временем твёрдое топливо выросло в цене сразу на 11,1% за год. Этот товар не подпадает под регулирование в плане стоимости.
Заметим: за корректным начислением оплаты за коммунальные услуги в РК пристально следят. Так, потребителям вернут почти 490 млн тг, переплаченных за отопление, извещает Комитет по регулированию естественных монополий МНЭ РК. Завершена работа по перерасчёту стоимости услуг теплоснабжения для потребителей, не имеющих приборов учёта тепловой энергии. Возврат начисления средств по результатам перерасчёта отразится в лицевых счетах потребителей отдельной строкой в виде аванса (сальдо) в новом отопительном периоде (2022-2023 годов) либо за календарный год, то есть до конца 2022 года.
Субъект естественной монополии обязан производить перерасчёт стоимости регулируемой услуги по снабжению тепловой энергией с учётом фактической температуры наружного воздуха напрямую потребителям, либо, в случае невозможности установления местонахождения потребителя, путём снижения тарифа при оплате регулируемой услуги по снабжению тепловой энергией, сообщили в комитете.
Наибольший объём средств, подлежащих возврату, пришёлся на ВКО (186,2 млн тг), Карагандинскую область (81,3 млн тг), Алматы (40,9 млн тг) и Кызылординскую область (38,8 млн тг).
Вопрос экономии на отоплении тем временем должен рассматриваться в любой стране, независимо от принципа организации теплоснабжения. В РК граждане, пользующиеся автономным отоплением, в первую очередь должны экономить газ или твёрдое топливо. Об экономии газа мы уже писали, и в целом эти же советы подойдут для любого вида печного топлива.
Что касается стоимости центрального теплоснабжения, в Казахстане она зависит от площади отапливаемого помещения и температуры на улице. И здесь работают свои принципы экономии.
В этих же трёх странах электроэнергия наиболее финансово доступна для населения
Среди стран СНГ и ЦА, по данным аналитиков Index Mundi, самый высокий уровень потребления электроэнергии на душу населения наблюдается в России (6,4 тыс. кВт·ч на человека в год), Казахстане (4,9 тыс. кВт·ч на человека) и Беларуси (3,3 тыс. кВт·ч на человека).
Наименьшие показатели зафиксированы в Молдове (1,3 тыс. кВт·ч на человека), Таджикистане (1,5 тыс. кВт·ч на человека) и Узбекистане (1,6 тыс. кВт·ч на человека).
В целом по миру самые высокие показатели среди 213 стран, вошедших в мониторинг в 2020 году, отмечены в Исландии, Норвегии и Кувейте, самые низкие — в африканских Чаде, Гвинее-Бисау и Центрально-Африканской Республике (без учёта малонаселённых Северных Марианских Островов).
При расчёте показателя использовались данные о суммарном потреблении электроэнергии каждой страной за год, разделённом на численность её населения.
На уровень потребления ожидаемо влияет соотношение средних тарифов на электроэнергию для населения и средних доходов граждан соответствующих стран.
Самые благоприятные условия вполне предсказуемо наблюдаются в той же тройке стран. Так, в России с учётом соотношения тарифов и доходов количество кВт·ч, доступное на средний годовой доход, составляет порядка 232,1 тыс. кВт·ч в год и, соответственно, 19,3 тыс. кВт·ч в месяц.
В Казахстане цифры похожи: на средний годовой доход здесь доступно 221,8 тыс. кВт·ч в год и 18,5 тыс. кВт·ч в месяц.
В Беларуси, замыкающей топ-3 стран по этому критерию, показатели уже заметно ниже: 101,4 тыс. кВт·ч в год и 8,5 тыс. кВт·ч в месяц.
Самые низкие показатели наблюдаются в Таджикистане, Армении и Молдове.
Однако сами по себе дешевизна и доступность электроэнергии ни в коей мере не должны вести к бездумному неэкономному потреблению, ведь процесс производства электроэнергии требует колоссального расхода природных ресурсов и оказывает мощное негативное влияние на экологию. Напомним: эксперты ООН и Всемирной метеорологической организации отметили, что в 2021 году четыре ключевых показателя изменения климата — концентрация парниковых газов, повышение уровня моря, нагревание океана и его закисление — достигли новых рекордных значений.
Все эти факторы ведут к непредсказуемым последствиям — от тропических циклонов и ураганов до небывалой мощности наводнений, засухи, экстремальной жары и холода. Казахстан в полной мере ощущает на себе экстремальные явления, связанные с изменением климата. Риски, связанные с климатом, включают повышенную опасность пожаров, удары по продовольственной безопасности, проблемы агрессивных выбросов в атмосферу, которые ведут к массовой заболеваемости, и многое другое.
Выход из ситуации — постепенный переход на «чистые» источники энергии и разумная экономия электроэнергии повсеместно и для каждого. Далее приведён ряд советов и рекомендаций.
Қайырлы күн құрметті бұқаралық ақпарат құралдарының өкілдері!
Мемлекет басшысының Жолдауын іске асыру жөніндегі шаралар туралы баяндауға рұқсат берулеріңізді сұраймын.
В реализацию поручения Главы государства (от 5 января 2022 года), Министерством введен мораторий на повышение тарифов на коммунальные услуги для населения на 180 дней (до 1 июля 2022 года, на уровне дек. 2021 года).
В этой связи, скорректированы тарифы более 100 СЕМ, что позволило сэкономить населению более 3,2 млрд. тенге.
Комитет регулирует деятельность более 1250 субъектов в 8 регулируемых сферах естественной монополии.
На сегодняшний день, более 100 предприятий фактически оказывают услуги энергоснабжения, из них на 37 предприятий распространяется государственное регулирование цен, которое осуществляется Комитетом по регулированию естественных монополий МНЭ РК.
Цена на электрическую энергию для конечного потребителя формируется исходя из отпускной цены энергопроизводящих организаций, доля которых в среднем составляет 61% (утверждается Минэнергетики), тарифов на передачу электрической энергии и снабженческой надбавки энергоснабжающей организации, доля которых в конечной цене 35% и 4% соответственно.
Уровень тарифа на тепловую энергию зависит от уровня затрат, необходимых для производства, транспортировки и снабжения тепловой энергией.
Важно отметить, что на уровень тарифа по услугам в сфере теплоэнергетики влияет вид используемого топлива (уголь, газ, мазут, дизельное топливо), доля затрат которых в структуре себестоимости тепла составляет порядка 60%.
При этом, уголь находится в конкурентной среде и не подлежит к государственному регулированию.
Таким образом, увеличение цены угля приводит к неизбежному изменению тарифа на услугу теплоснабжения.
В целом, основными факторами, влияющими на повышение тарифов являются повышение стоимости энергоресурсов, сырья и материалов, обеспечение ремонтных работ, мультипликативное влияние на другие сферы.
Комитет уделяет особое внимание контролю исполнения инвестиционных программ. Ежегодно проводится мониторинг исполнения субъектами мероприятий инвестиционных программ и тарифных смет. В 2021 году утверждены инвестиционные программы на общую сумму 108,5 млрд. тенге.
В Комитет по регулированию естественных монополий МНЭ РК и его территориальные департаменты поступило более 2 000 отчетов от 1 200 СЕМ об исполнении мероприятий инвестиционных программ и тарифных смет за 2021 год, по результатам рассмотрения которых выявлены неисполнения обязательств СЕМ, в связи с чем во всех регионах страны утверждены временные компенсирующие тарифы 195 СЕМ на общую сумму 5,5 млрд. тенге (5% от утвержденных сумм).
Кроме того, потребителям ежегодно возвращаются переплаченные средства за тепло с учетом фактической температуры наружного воздуха в отопительный период. По итогам отопительного сезона 2021-2022 годов потребителям возмещены средства на сумму порядка 490 млн. тенге.
В целях упрощения и ускорения процесса подключения потребителей к газу, КРЕМ внесены соответствующие поправки в ряд правовых актов в части сокращения перечня документов для получения технических условий для подключения к газу с 8 до 4 пунктов для физических лиц и до 5 пунктов для юридических лиц.
Для реформирования тарифной политики предлагается новая концепция регулирования сферы естественных монополий – «Тариф в обмен на инвестиции», которая предусматривает привлечение инвестиций в инфраструктуру естественных монополий и обеспечит бесперебойное оказание коммунальных услуг.
Новые подходы стимулирования будут сопровождаться усилением контроля использования средств потребителей путем закрепления персональной ответственности руководителей СЕМ за нарушение законодательства, повышением требований к подрядным организациям по гарантированному обслуживанию при закупках работ и услуг, а также к техническим экспертным организациям по оценке реализации инвестиционных программ, актуализацией стандартов, нормативов и правил по определению норм расходов сырья, материалов, топлива, численности, ремонтных работ и потерь, а также закреплением компетенции по рассмотрению и утверждению нормативно-технических потерь для СЕМ.
В новой тарифной политике особое внимание будет уделено социально уязвимым слоям населения.
Так, с 1 июля 2022 года во всех газифицированных регионах страны для потребителей, получающих АСП и жилищную помощь стоимость газа снижена на 20%.
Вместе с тем, реализуется программа жилищной помощи, направленная на снижение нагрузки для потребителей с низким уровнем дохода.
Для реформирования тарифной политики по принципу «Тариф в обмен на инвестиции» необходимо поэтапное снижение показателей износа сетей на 15%.
В целях достижения данного показателя, будет проведен технический аудит основных средств и определение субъектов с высоким уровнем износа инфраструктуры.
Ожидаемым эффектом от внедрения новых подходов является стимулирование новых инвестиций в сферы естественных монополий, поэтапное снижение показателей износа сетей, количества внеплановых отключений и аварий, увеличение сроков эксплуатации модернизуемых объектов, повышение стандартов качества и надежности оказываемых услуг, умеренное изменение тарифов за счет дополнительных источников финансирования.
На сегодняшний день учитывая ключевое значение естественных монополий в экономике страны, государственная политика в этой области должна быть направлена на достижение повышения эффективности деятельности монополистов.
В этой связи, Комитетом будут реализованы следующие задачи:
- индивидуальный анализ экономических и технических возможностей монополистов;
- сокращение посреднических передающих монопольных организаций;
- обеспечение достойного уровня оплаты труда квалифицированных работников
- оптимизация деятельности государственных СЕМ путем объединения субъектов малой мощности;
- передача бесхозяй
ных сетей и объектов построенных за счет бюджетных средств в доверительное управление СЕМ;
- обязательное согласование монополистами процедур и условий привлечения заемных средств.
В целях исполнения данных задач, необходим плюралистический подход, который обеспечивает принципиальное участие общества в принимаемых решениях государственных органов.
Это станет гарантом некой синергией, результат которой обеспечит повышение безопасности здоровья граждан, увеличение доходов работников коммунальных служб и эффективной реализацией социальных обязательств государства.
На сегодняшний день, используемый затратный метод при привлечении инвестиций в инфраструктуру естественных монополий показал свою ограниченность, в связи с отсутствием экономических стимулов, в части оптимизации затрат, повышения качества и надежности оказываемых услуг, также эффективности деятельности монополистов.
Также, в случае образования экономии, средства изымаются государством, что не дает возможности управлять ею и улучшать деятельность.
В рамках реализации новых подходов, рассматриваются возможности альтернативного метода по принципу стимулирования с учетом международного опыта.
В результате повышения инвестиционной привлекательности сфер естественной монополии ожидается сохранение в распоряжении монополиста определенной доли дохода при достижение целевых индикаторов, предоставление возможности самостоятельно перераспределять затраты на приоритетные направления социального и инфраструктурного характера, стимулирование к внедрению инновационных решений и модернизации оборудования и увеличение объемов инвестиций.
Таким образом, стимулирование новых инвестиций даст положительный эффект для развития отраслей ЖКХ, повысит эффективность деятельности монополистов, а также поспособствует повышению качества оказываемых услуг и удовлетворённости конечных потребителей.
Новелла дальнейшей тарифной политики будет сопровождаться строгим контролем целевого использования средств потребителя, социальной поддержкой нуждающихся слоев населения, обеспечением гласности процедур государственного регулирования деятельности в сферах естественных монополий.
Благодарю за внимание!
К началу текущего года протяжённость уличной газовой сети в РК составила 34,8 тыс. км — на 6,6% больше, чем годом ранее. За год добавилось 2,3 тыс. км сетей, выбыло — 13,9 км. 74,1 км сетей нуждаются в ремонте, 103 км было отремонтировано за 2021 год.
С 2010-го по 2021 год за счёт государственного бюджета было реализовано свыше 1,3 тыс. проектов газификации, построено более 18 тыс. км газораспределительных сетей в регионах. В частности, в декабре 2019 года было завершено строительство и введён в эксплуатацию первый этап магистрального газопровода «Сарыарка» по маршруту «Кызылорда — Астана» протяжённостью 1,06 тыс. км.
По данным Комплексного плана развития газовой отрасли РК на 2022–2026 годы, на 1 января 2022 года уровень газификации населения страны достиг 53,1%, доступ к природному газу получили 9,8 млн человек. С учётом роста уровня газификации и подключения новых потребителей за 2010–2021 годы объёмы потребления газа на внутреннем рынке выросли на 106% — с 9 млрд до 18,6 млрд куб. м.
Напомним: в стране реализуется Генеральная схема газификации РК на 2015–2030 годы. До конца текущего года предполагается актуализация схемы.
Согласно аналитическим данным Index Mundi, среди 213 рассматриваемых стран таким благом, как природный газ, в 2020 году пользовались жители только 144 государств. Среди них Казахстан находился на 43-м месте по общему объёму потребляемого газа (15,4 млрд куб. м за год) и на 41-м месте — по объёму газа, потребляемого на душу населения (805,1 куб. м за год). Объём подушевого потребления в РК больше, чем для жителей таких стран СНГ, как Армения, Молдова, Украина*, Кыргызстан и Таджикистан.
Напомним к тому же, что цены на газ и соотношение тарифов в секторе и зарплат в РК — самые благоприятные среди всех стран Европы.
Дальнейшая газификация и подключение населения к уже существующим распределительным сетям в РК — очень актуальный вопрос. Показатели Казахстана достаточно оптимистичны, и в то же время стране есть куда расти.
У Украины в СНГ по целому ряду причин спорный статус.
В РК принимаются меры по упрощению и ускорению процесса подключения потребителей к газу. Так, Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ МНЭ РК) внёс поправки в ряд правовых актов, чтобы значительно сократить перечень документов, необходимых при получении технических условий для подключения к газу. Теперь таких документов потребуется всего пять, в отличие от восьми требуемых ранее.
Обновлённый перечень приведён ниже. Новые данные можно также посмотреть на портале ИПС «Әділет».
Об этом в интервью Inbusiness.kz рассказал зампред комитета по регулированию естественных монополий миннацэкономики Тимур Косымбаев.
- В послании президент отметил, что на монопольных рынках необходимо перейти к новой тарифной политике "Тариф в обмен на инвестиции", а показатели износа сетей и мощностей сократить минимум на 15%. Президент подчеркнул, что тариф будет предоставляться в обмен на вложения в инфраструктуру и участие в системе государственного мониторинга для обеспечения прозрачности. Можете рассказать, как это будет работать?
Да, как известно, износ электрических сетей составляет 57%, тепловых и водопроводных сетей - порядка 50%. Программа "Тариф в обмен на инвестиции" предусматривает привлечение инвестиций в отрасль за счет собственников имущества, увеличение уровня заработной платы работников в сфере естественных монополий, дальнейшее регулирование путем стимулирования внедрения передовых инноваций в сферу естественных монополий. Эти меры позволят достичь цели по сокращению износа сетей на 15%, снизить потери и улучшить качество регулируемых услуг. При этом будет сохранен баланс между ограничением прибыли монополистов и обеспечением инвестиций в инфраструктуру. В целях постепенного отказа от перекрестного субсидирования тарифов будет выработан комплекс мер по поэтапному выравниванию тарифов между группами потребителей.
- Будет ли создан единый регулятор в сфере электро- и теплоэнергетики и какова позиция КРЕМ по этому вопросу?
- На сегодняшний день министерство энергетики ведет политику по увеличению рентабельности. Определение нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию по методу доходности на инвестированный капитал (RAB-регулирование). Данное регулирование основано на уровне износа оборудования на станциях. Деятельность энергопроизводящих организаций осуществляется в рамках концепции "Тариф в обмен на инвестиции".
В целом, действующий механизм разграничения обязанностей между министерством энергетики и министерством национальной экономики предусматривает совместное утверждение инвестиционных программ. То есть субъект для того, чтобы модернизировать или провести ремонтные работы, обращается в два министерства или местные исполнительные органы. Минэнерго согласовывает инвестиционную программу с технической точки зрения, МНЭ - с экономической стороны. Далее согласованная программа предоставляется субъекту для ее дальнейшей реализации. Впоследствии, после получения доходной части, осуществляется контроль за целевым использованием средств потребителей. Оно также обеспечивается двумя госорганами.
- Будет создан единый регулятор?
- Министерство энергетики предлагает данную норму, но на сегодняшний день этот вопрос прорабатывается. Есть конфликт интересов в той части, что минэнерго будет охватывать всю цепочку тарифообразования, соответственно минэнерго как отраслевой орган в первую очередь будет заинтересован в развитии отрасли, и тут может возникнуть дисбаланс в части учета мнений со стороны потребителей. Есть вопросы инфляционного характера, поскольку энергетика одно из ключевых направлений в области ЖКХ и стоимость увеличения электричества влияет на другие сферы естественных монополий. Международный опыт также подтверждает, что не должен быть конфликт интересов в части развития отрасли и тарифного регулирования.
К примеру, если мы возьмем Россию, то минэнерго ответственно за отрасль, а ФАС проводит тарифную политику в сфере ЖКХ. Если будет единый регулятор, есть ряд рисков, которые в первую очередь указывают на нарушение баланса интересов потребителей субъектов естественных монополий. Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством, тарифы субъектов естественных монополий уже утверждены до 2025 года. В комплексе эти меры мы прорабатываем, решение будет принято на уровне правительства.
- Примерно какая норма прибыли инвестора будет закладываться (в настоящее время он может тратить средства только на оплату кредитов и процентов), чтобы им был смысл инвестировать?
- Данный вопрос относится к элементам стимулирования, которые разрабатываются в рамках программы "Тариф в обмен на инвестиции". Норма прибыли будет заложена в случае если субъект естественных монополий привлекает инвестиции для развития предприятия, для снижения износа сетей. В данном случае он будет иметь право на определенную долю прибыли. Сейчас немного сложно сказать о размерах, поскольку здесь есть ряд факторов, которые мы будем учитывать. В целом, работа по каждому субъекту будет проводиться индивидуально. Будем смотреть сколько он сможет привлечь инвестиций, какие у него будут показатели для улучшения своей деятельности: снижение количества аварий, снижение временных затрат на восстановление работы. Все эти показатели будут рассматриваться и в случае достижения этих показателей субъект будет иметь права на прибыль, которой может распоряжаться по своему усмотрению.
На сегодняшний день многие предприятия закредитованы. Возможно, им будет сложно привлечь инвестиции. Мы сейчас проводим анализ. Если наше предложение одобрят, то мы будем его применять для каждого субъекта естественных монополий индивидуально.
- Какие примерно вы закладываете цифры?
- Мы предварительно говорим o 10-20%. Это будет регулироваться, поскольку, если предприниматель достиг необходимых показателей, то условно 10% от всего дохода он может иметь в своем распоряжении. Если он не достиг этих показателей, тогда должен вернуть деньги.
- Министерство энергетики планирует утверждать методологию регулирования тарифов в сфере производства и обеспечения тепла. Об этом говорится в статье 14 законопроекта "О теплоэнергетике", выложенного на площадке НПА. "Государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии со статьей 13 настоящего закона осуществляется государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий, в соответствии с методологией, утвержденной уполномоченным органом совместно с государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий", – указывается в проекте закона, регулирующего обеспечение отопления в жилых домах. В случае если такая рокировка полномочий произойдет, может ли возникнуть ситуация, что и другие профильные госведомства тоже захотят себе таких привилегий в остальных сферах ЖКХ и естественных монополий?
- Данная редакция поступила нам на согласование. Там получается аналогично Единому регулятору. Если методология будет осуществляться со стороны министерства энергетики, повторюсь, здесь возможен дисбаланс интересов - может быть не учтена платежеспособность населения. Пока мы не можем согласиться с данной редакцией.
- В рамках данной реформы предлагается увеличение инвестиций в отрасль за счет собственников имущества и увеличение уровня заработной платы работников в сфере естественных монополий и общественно-значимых рынков. Как это будет вязаться с программой "Тариф в обмен на инвестиции", учитывая, что у многих монополий на пять лет утверждены тарифные программы?
- На сегодняшний день КРЕМ проводит работу по внесению изменений в правила формирования тарифов, а также в закон. Касательно правил формирования тарифов - разработан проект приказа миннацэкономики в части установления нормы по определению среднемесячной заработной платы производственного и административного управленческого персонала в разрезе регионов по видам экономической деятельности, сложившейся по данным статистики за год, предшествующий подачи заявки в коммунальном секторе. Что это подразумевает? Данная норма дает нам среднестатистический показатель в регионе, условно по теплоснабжению. На сегодняшний день он выше, чем у субъектов на 20-30%, соответственно субъект имеет право увеличить заработную плату работникам, условно теплоэнергетики, на 30%. Это будет основанием для включения в заявку. Это первая часть.
Вторая часть - мы вносим изменения в закон об естественных монополиях, статью 22, которая предусматривает, что изменение тарифов до истечения сроков его деятельности возможно в случае повышения заработной платы до уровня статистического показателя. То есть в рамках правил субъект имеет право увеличить заработную плату, он имеет право обратиться с заявкой, и это будут законные основания для увеличения тарифа. Данная работа сейчас находится на согласовании у заинтересованных госорганов. Что касается внесения изменений в закон, он находится в мажилисе, планируем, что до конца года данные нормы будут приняты и в следующем году заработная плата уже может быть повышена. Стоит отметить, количество работников, занятых в сфере ЖКХ, составляет порядка 300 тысяч человек. Данная работа проводится в рамках комплексного плана по повышению доходов населения до 2025 года.
- Как программа "Тариф в обмен на инвестиции" будет работать в газоснабжении?
- На сегодняшний день в части наших функциональных обязанностей по регулированию, передачи и распределения износ сетей варьируется от 15 до 30%. То есть, значительный объем инвестиций здесь возможно не требуется, но в целом внесение соответствующих изменений даёт право субъекту обратиться с заявкой, которая будет рассмотрена индивидуально.
Источник: https://inbusiness.kz/ru/news/kak-budet-rabotat-programma-tarif-v-obmen-na-investicii