Қайырлы күн құрметті бұқаралық ақпарат құралдарының өкілдері!
Мемлекет басшысының Жолдауын іске асыру жөніндегі шаралар туралы баяндауға рұқсат берулеріңізді сұраймын.
В реализацию поручения Главы государства (от 5 января 2022 года), Министерством введен мораторий на повышение тарифов на коммунальные услуги для населения на 180 дней (до 1 июля 2022 года, на уровне дек. 2021 года).
В этой связи, скорректированы тарифы более 100 СЕМ, что позволило сэкономить населению более 3,2 млрд. тенге.
Комитет регулирует деятельность более 1250 субъектов в 8 регулируемых сферах естественной монополии.
На сегодняшний день, более 100 предприятий фактически оказывают услуги энергоснабжения, из них на 37 предприятий распространяется государственное регулирование цен, которое осуществляется Комитетом по регулированию естественных монополий МНЭ РК.
Цена на электрическую энергию для конечного потребителя формируется исходя из отпускной цены энергопроизводящих организаций, доля которых в среднем составляет 61% (утверждается Минэнергетики), тарифов на передачу электрической энергии и снабженческой надбавки энергоснабжающей организации, доля которых в конечной цене 35% и 4% соответственно.
Уровень тарифа на тепловую энергию зависит от уровня затрат, необходимых для производства, транспортировки и снабжения тепловой энергией.
Важно отметить, что на уровень тарифа по услугам в сфере теплоэнергетики влияет вид используемого топлива (уголь, газ, мазут, дизельное топливо), доля затрат которых в структуре себестоимости тепла составляет порядка 60%.
При этом, уголь находится в конкурентной среде и не подлежит к государственному регулированию.
Таким образом, увеличение цены угля приводит к неизбежному изменению тарифа на услугу теплоснабжения.
В целом, основными факторами, влияющими на повышение тарифов являются повышение стоимости энергоресурсов, сырья и материалов, обеспечение ремонтных работ, мультипликативное влияние на другие сферы.
Комитет уделяет особое внимание контролю исполнения инвестиционных программ. Ежегодно проводится мониторинг исполнения субъектами мероприятий инвестиционных программ и тарифных смет. В 2021 году утверждены инвестиционные программы на общую сумму 108,5 млрд. тенге.
В Комитет по регулированию естественных монополий МНЭ РК и его территориальные департаменты поступило более 2 000 отчетов от 1 200 СЕМ об исполнении мероприятий инвестиционных программ и тарифных смет за 2021 год, по результатам рассмотрения которых выявлены неисполнения обязательств СЕМ, в связи с чем во всех регионах страны утверждены временные компенсирующие тарифы 195 СЕМ на общую сумму 5,5 млрд. тенге (5% от утвержденных сумм).
Кроме того, потребителям ежегодно возвращаются переплаченные средства за тепло с учетом фактической температуры наружного воздуха в отопительный период. По итогам отопительного сезона 2021-2022 годов потребителям возмещены средства на сумму порядка 490 млн. тенге.
В целях упрощения и ускорения процесса подключения потребителей к газу, КРЕМ внесены соответствующие поправки в ряд правовых актов в части сокращения перечня документов для получения технических условий для подключения к газу с 8 до 4 пунктов для физических лиц и до 5 пунктов для юридических лиц.
Для реформирования тарифной политики предлагается новая концепция регулирования сферы естественных монополий – «Тариф в обмен на инвестиции», которая предусматривает привлечение инвестиций в инфраструктуру естественных монополий и обеспечит бесперебойное оказание коммунальных услуг.
Новые подходы стимулирования будут сопровождаться усилением контроля использования средств потребителей путем закрепления персональной ответственности руководителей СЕМ за нарушение законодательства, повышением требований к подрядным организациям по гарантированному обслуживанию при закупках работ и услуг, а также к техническим экспертным организациям по оценке реализации инвестиционных программ, актуализацией стандартов, нормативов и правил по определению норм расходов сырья, материалов, топлива, численности, ремонтных работ и потерь, а также закреплением компетенции по рассмотрению и утверждению нормативно-технических потерь для СЕМ.
В новой тарифной политике особое внимание будет уделено социально уязвимым слоям населения.
Так, с 1 июля 2022 года во всех газифицированных регионах страны для потребителей, получающих АСП и жилищную помощь стоимость газа снижена на 20%.
Вместе с тем, реализуется программа жилищной помощи, направленная на снижение нагрузки для потребителей с низким уровнем дохода.
Для реформирования тарифной политики по принципу «Тариф в обмен на инвестиции» необходимо поэтапное снижение показателей износа сетей на 15%.
В целях достижения данного показателя, будет проведен технический аудит основных средств и определение субъектов с высоким уровнем износа инфраструктуры.
Ожидаемым эффектом от внедрения новых подходов является стимулирование новых инвестиций в сферы естественных монополий, поэтапное снижение показателей износа сетей, количества внеплановых отключений и аварий, увеличение сроков эксплуатации модернизуемых объектов, повышение стандартов качества и надежности оказываемых услуг, умеренное изменение тарифов за счет дополнительных источников финансирования.
На сегодняшний день учитывая ключевое значение естественных монополий в экономике страны, государственная политика в этой области должна быть направлена на достижение повышения эффективности деятельности монополистов.
В этой связи, Комитетом будут реализованы следующие задачи:
- индивидуальный анализ экономических и технических возможностей монополистов;
- сокращение посреднических передающих монопольных организаций;
- обеспечение достойного уровня оплаты труда квалифицированных работников
- оптимизация деятельности государственных СЕМ путем объединения субъектов малой мощности;
- передача бесхозяй
ных сетей и объектов построенных за счет бюджетных средств в доверительное управление СЕМ;
- обязательное согласование монополистами процедур и условий привлечения заемных средств.
В целях исполнения данных задач, необходим плюралистический подход, который обеспечивает принципиальное участие общества в принимаемых решениях государственных органов.
Это станет гарантом некой синергией, результат которой обеспечит повышение безопасности здоровья граждан, увеличение доходов работников коммунальных служб и эффективной реализацией социальных обязательств государства.
На сегодняшний день, используемый затратный метод при привлечении инвестиций в инфраструктуру естественных монополий показал свою ограниченность, в связи с отсутствием экономических стимулов, в части оптимизации затрат, повышения качества и надежности оказываемых услуг, также эффективности деятельности монополистов.
Также, в случае образования экономии, средства изымаются государством, что не дает возможности управлять ею и улучшать деятельность.
В рамках реализации новых подходов, рассматриваются возможности альтернативного метода по принципу стимулирования с учетом международного опыта.
В результате повышения инвестиционной привлекательности сфер естественной монополии ожидается сохранение в распоряжении монополиста определенной доли дохода при достижение целевых индикаторов, предоставление возможности самостоятельно перераспределять затраты на приоритетные направления социального и инфраструктурного характера, стимулирование к внедрению инновационных решений и модернизации оборудования и увеличение объемов инвестиций.
Таким образом, стимулирование новых инвестиций даст положительный эффект для развития отраслей ЖКХ, повысит эффективность деятельности монополистов, а также поспособствует повышению качества оказываемых услуг и удовлетворённости конечных потребителей.
Новелла дальнейшей тарифной политики будет сопровождаться строгим контролем целевого использования средств потребителя, социальной поддержкой нуждающихся слоев населения, обеспечением гласности процедур государственного регулирования деятельности в сферах естественных монополий.
Благодарю за внимание!