Меню
Страницы
Статья
Коррупционные риски в ГУ "Управление сельского хозяйства и земельных отношений акимата Костанайской области"
- Согласно п. 7 Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях (далее – Правила) рабочий орган (услугодатель) ежегодно до 1 февраля соответствующего года создает и регистрирует в информационной системе субсидирования группу специалистов (далее – группа специалистов) из числа сотрудников рабочего органа (услугодателя), местных исполнительных органов (в том числе районных/городских) и других организаций, являющихся представителями общественных и неправительственных отраслевых организаций. При изучении документов в Заявках на получение субсидии, систематически возникают вопросы, требующие специальных познаний, в различных направлениях.
- Рассмотреть возможность внесения изменении в Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 июля 2018 года № 317 «Правила субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях», касательно состава комиссии, с обязательным включением отраслевых экспертов. А также предусмотреть в Правилах обязательный пункт об ознакомлении под роспись с положениями Правил и закреплением ответственности членов указанных групп.
- Согласно паспортов проектов, расчет суммы субсидии осуществляется исходя из различных показателей и индикаторов, таких как мощность двигателя, ширина захвата, производительность за промежуток времени и прочие. Причем, мощность двигателя техники в паспортах производителя указывается в различных критериях, таких как номинальная, эксплуатационная и прочее.
- С 22 марта текущего года сельхозтоваропроизводители области подают заявки на субсидирование приоритетных культур посредством веб-портала государственной информационной системы субсидирования «Gosagro.kz». Система функционирует не стабильно и имеются недоработки. Все поступившие заявки в личный кабинет специалиста оказывающего государственную услугу (далее специалист) рассматриваются своевременно. Однако, при просмотре реестра заявок по приоритетным культурам через сайт «Gosagro.kz», в личном кабинете специалиста появляются заявки датированные предыдущими месяцами, надо отметить, что сайт «Gosagro.kz» исключает возможность рассмотрения позже поступивших заявок, пока не рассмотрены предыдущие заявки.
- Отсутствие конкретных условий и четких критериев по выдаче микрокредитов на якорную кооперацию по программе повышение доходов сельского населения «Ауыл аманаты».
В Правилах организации и финансирования мер по содействию предпринимательской инициативе № 47 от 7 февраля 2022 года, утвержденной Министром труда и социальной защиты населения РК. Якорная кооперация партнерство на основании заключенного гражданско-правового договора независимо от срока его действия крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) сельскохозяйственных кооперативов и других претендентов со средними и крупными субъектами агропромышленного комплекса в целях наращивания производства сельскохозяйственной продукции и ее гарантированного сбыта. В отрасли животноводства якорную кооперацию можно организовать следующим образом, сельхозформирования заключают договор с перерабатывающими предприятиями для реализации сырья на переработку с целью наращивания производства и ее сбыта. Одним из получателей микрокредитов являются субъекты сельхозформирований, занимающиеся растениеводством, у которых нет возможности реализовывать продукцию в перерабатывающие предприятия (к примеру, корнеклубнеплоды (картофель, лук, морковь и др.) на оптовую торговлю). Реализация в оптовую торговлю противоречит понятию якорной кооперации.
- Отсутствие четкого перечня претендентов по выдаче микрокредитов по программе повышение доходов сельского населения «Ауыл аманаты». В Правилах организации и финансирования мер по содействию предпринимательской инициативе № 47 от 7 февраля 2022 года, утвержденной Министром труда и социальной защиты населения РК.
В пункте 33 вышеуказанных Правил, указаны статьи и постановления (пункт 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан «О занятости населения» и постановление Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 года № 178 «Об определении отдельных категорий занятых лиц»), где определены категории лиц на получение микрокредитов.
Микрокредиты предоставляются безработным и отдельным категориям лиц. В соответствиии с 34 пунктом Правил регистрации лиц, ищущих работу, безработных и осуществления трудового посредничества, оказываемого центрами занятости от № 259 от 19 июня 2018 года, утвержденной Министром труда и социальной защиты населения РК, не регистрируется качестве безработного, лица, достигшие пенсионного возраста.
При этом большое количество заявок поступают от претендентов начинающие и действующие предприниматели, достигшие пенсионного возраста. В правилах нет четкого определения о возможности предоставления микрокредита начинающим и действующим предпринимателем (самозанятым), достигших пенсионного возраста.
- У товаропроизводителей отсутствует возможность отзыва поданной заявки. Данное обстоятельство приводит к тому, что при обнаружении товаропроизводителем в ранее направленной заявке ошибок, он не имея возможности отозвать, повторно её подаёт. При этом специалист Управления проверяет все поступающие заявки с учётом очерёдности поступления, затрачивая значительное время.
Аналогичную функцию отзыва заявок необходимо добавить и специалисту Управления, так как в условиях большого объёма заявок не исключена возможность совершения ошибки, которую можно исправить путём отзыва ранее принятой и одобренной заявки (до момента формирования счетов к оплате). Вместе с тем, в Государственной информационной системе субсидирования отсутствует функционал по уведомлению специалиста Управления о повторном использовании товаропроизводителем электронной счёт-фактуры ЭСФ (ранее в Колдау данная функция имелась) все это приводит к рискам двойного субсидирования
- В пунктах 44-45 Правил субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства утвержденным приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан №107 от 30 марта 2020 года указано, что субсидии выплачиваются на объем элитных семян и семян первой репродукции, приобретенных на площадь 15-20% от посевной площади культуры.
Посев сельскохозяйственной культуры осуществляется на пашне - сельскохозяйственные угодья, ежегодно обрабатываемые и используемые под посев сельскохозяйственных культур.
Следовательно, для получения субсидий за приобретенные семена сельхозтоваропроизводитель при подаче заявке может использовать только площадь под пашней. Однако, в ходе проведения судебных процессов по уголовным делам, в которых Управление участвовало в качестве потерпевшей стороны, выявилось, что сельхозтоваропроизводителем при подаче заявки на субсидию были использованы земельные участки, находящиеся под пастбищем – сельскохозяйственное угодье с травянистой растительностью, систематически используемое для выпаса травоядных животных. В настоящее время, подтверждение наличия земельных участков сельскохозяйственного назначения у сельхозтоваропроизводителя осуществляется в результате информационного взаимодействия системы субсидирования с автоматизированной информационной системой государственного земельного кадастра Автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра не отображает назначение земельных участков (пашня, пастбище, сенокос, залежи и др.)
- В Республике Казахстан утверждены максимальные размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут быть в землепользовании, в пределах районов, области и республики. При заключении договоров аренды земельного участка с новым землепользователем, купившим право землепользования в рамках гражданско-правовой сделки, у отделов земельных отношений отсутствует возможность проверить превышение максимального размера земельного участка по республике. В связи с этим, возникает риск неправомерного заключения договора аренды.
- В соответствии с пунктом 7 Типового положения о юридических службах государственных органов Республики Казахстан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2006 года № 1072 (далее – Типовое положение о юридических службах государственных органов) создается обеспечение численностью сотрудников юридических служб не менее 5 % от общей штатной численности сотрудников государственного органа. Штатная численность составляет 54 единицы (руководитель – 1, заместитель руководителя – 3, руководитель отдела – 10, главный специалист – 40). Из которых отраслевые отделы – 8 (отдел экономики и развития АПК, отдел земледелия и прогрессивных технологий, отдел механизации, отдел животноводства, отдел маркетинга и переработки, отдела субсидирования, отдела семеноводств, государственной семенной и зерновой инспекции, отдел земельных отношений), вспомогательные – 2 (организационно-правовой отдел, отдел государственных закупок и финансирования отраслевых программ АПК). Фактически в организационно-правовом отделе имеется 1 единица (главный специалист), должностные обязанности которого содержат функции юридической службы. То есть, в деятельности юридической службы Управления имеет место большая нагрузка, что влечет за собой некачественное и несвоевременное обеспечение соблюдения законности, обобщения практики применения законодательства, пропаганда и разъяснение законодательства, организация правового всеобуча, а также выполнения поручаемых заданий и работы.
В этой связи, надлежащим условием для эффективной и качественной деятельности юридической службы Управления является обеспечение численностью сотрудников юридической службы не менее 2 единицами (главные специалисты), что соответствует пункту 7 Типового положения о юридических службах государственных органов.
-
Дата публикации
20 ноября 2023
Дата обновления
20 ноября 2023
Сейчас читают
Социальные медиа
Меню подвал