В соответствии с Постановлением правительства РК от 19 января 2022 года № 21 «О некоторых вопросах министерства сельского хозяйства РК» управление по контролю за использованием и охраной земель акимата области было реорганизовано в территориальное подразделение центрального уполномоченного органа (Комитета по управлению земельными ресурсами РК).
В настоящее время государственный контроль в сфере земельных отношений на территории Костанайской области осуществляет РГУ «Департамент по управлению земельными ресурсами Костанайской области КУЗР МСХ РК» (далее-Департамент).
В соответствии с внесенными изменениями в Земельный кодекс РК, функции Департамента существенно увеличились.
Так, от Комитета по управлению земельными ресурсами РК переданы функции по проведению проверок по вопросу законности принятых решений в отношении акимата области и городов областного значения, а также проведение контроля за правильностью ведения государственного земельного кадастра;
От местных исполнительных органов городов и районов возвращена компетенция по проведению проверок земель сельскохозяйственного назначения;
От акимов сельских округов, сел и поселков – проведение проверок в отношении физических лиц по вопросу самовольного занятия земель государственной собственности и использования земельных участков не по целевому назначению.
В целом, прошедший год стал определяющим в вопросах земельных реформ.
Так, в начале года на республиканском уровне была сформирована и осуществляла свою деятельность комиссия по земельной реформе,которая включала в свой состав как государственные структуры, так и общественные объединения и представителей крупных хозяйствующих субъектов.
В ходе заседания комиссии за довольно короткий срок было рассмотрено более 100 вопросов.
По двадцати из них были приняты конкретные решения.
В частности, 13 мая 2021 года принят Закон, который предусматривает полный запрет на предоставление сельхозземель иностранцам и иностранным компаниям, казахстанским компаниям с иностранной долей, лицам без гражданства, научным центрам с международным участием, а также кандасам - этническим казахам, вернувшимся на родину.
Сроки использования сельхозземель, которые ранее арендовали иностранцы и казахстанские компании с иностранной долей, не могут быть продлены. Такие земли будут находиться во владении только до истечения срока использования, а после возвращены в собственность государства.
Также принято решение о продлении срока моратория на продажу в частную собственность земель с/х назначения для граждан Казахстана на 5 лет до 31.12.2026 года.
С января т.г. установлено 20-ти кратное увеличение базовой ставки земельного налога для неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения (ранее составлял 10-ти кратное увеличение);
- разрешеноотчуждениеправа землепользования землями сельскохозяйственного назначения между субъектами посредством гражданско-правовых сделок;
- введен запрет на предоставление в частную собственность и землепользование пастбищ, необходимых для удовлетворения нужд населения в соответствии с планом по управлению пастбищами;
- с марта т.г.сокращен срок изъятия неиспользуемых земель сельхозназначения с двух лет до одного года.
Все принятые изменения направлены исключительно на совершенствование земельного законодательства, минимизацию законодательных барьеров и упрощение процедур в области земельных правоотношений.
Проведение проверок в рамках моратория
Протокольным решением совещания под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан Мамина А.У. по рассмотрению хода реализации дорожных карт в сфере сельского хозяйства дано поручение Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан совместно с акиматами регионов в установленном законодательством порядке принять соответствующие меры по исполнению Дорожной карты в части выявление, принудительного изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и их вовлечения в производственную деятельность.
Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229 (далее - Указ) на территории республики введен мораторий на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в отношении субъектов малого и микропредпринимательства.
Однако, Указом предусмотрены исключительные случаи для проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъектов малого предпринимательства, направленных на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу законности и общественному порядку, окружающей среде; прямую или непосредственную угрозу национальной безопасности страны.
Для осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в рамках моратория, 26.07.2021 года Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан утверждена рекомендация по определению понятия «массовая угроза».
С учетом вышеуказанных норм, Департаментом сформирован и направлен в Министерство сельского хозяйства список землепользователей, допустивших нарушения норм земельного законодательства, для проведения проверок в рамках действующего моратория.
Таким образом, хотелось бы отметить, что в случае неиспользования земель сельхозназначения, проведение проверочных мероприятий даже в рамках моратория является возможным.
Одной из основных функций Департамента остается изъятие неиспользуемых земель. В настоящее время в государственную собственность возвращено более 230 тысяч гектар земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 141 тысяча пастбищных угодий (с 2015 года по н.в.). Хотелось бы отметить, что наш Департамент занимает лидирующую позицию по данному показателю на республиканском уровне.
В последующем работа в данном направлении будет продолжена, в том числе с учетом данных космического мониторинга земель, которые могут являться дополнительным основанием для обращения акиматовгородов и районов в Департамент для проведения проверочных мероприятий.
Таким образом, убедительно призываем землепользователей к исполнению принятых обязательств по использованию земель сельскохозяйственного назначения.
В противном случае, проверки не заставят себя ждать, с применением всех предусмотренных законодательством мер воздействия, включая штрафные санкции, наложение обременений на участки, начисление увеличенного в 20 раз земельного налога и, как следствие, последующее принудительное изъятие земель в государственную собственность с внесением недобросовестного землепользователя в реестр лиц, у которых изъяты земельные участки, с запретом на получение земель на 3 года.
В заключение хотелось бы отметить, что основной целью Департамента является не наказание как привлечение к административной ответственности и наложение штрафа, а пресечение факта нарушения законодательства и побуждение собственника к его устранению.
С этой целью 5 мая 2021 года на базе нашего Департамента открыт фронт офис «Jeradaldygalany», направленный на реализацию функции «Слышащего государства». Сотрудники Департамента проводят прием граждан, разъясняют нормы земельного законодательств