Антикоррупционная политика РК для госслужащих
Акимова А.Б.
Руководитель отдела физико-химических исследований и материаловедческой экспертизы в г. Алматы ЦТЛ КГД МФ РК.
Коррупция как социальное явление продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира независимо от политического развития, в том числе и в Казахстане, различается лишь масштабами. Коррупция тормозит процесс социального, экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций. Негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны. Борьба с коррупцией определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики Казахстана.
Одной из основных проблем современного состояние государственной службы является недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов. Этот важнейший показатель состояния государственной службы остается пока на низком уровне, и одна из причин – высокая коррумпированность государственных служащих.
В связи с вышеизложенным указом Президента Республики Казахстан от 3 февраля 2022 года №802 утверждена «Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы». В содержание данной Концепции включены 7 разделов: паспорт Концепции, анализ текущей ситуации, обзор международного опыта, видение развития антикоррупционной политики, основные принципы и подходы развития антикоррупционной политики, целевые индикаторы и ожидаемые результаты, план действий по реализации Концепции.
Антикоррупционная политика Казахстана постоянно совершенствуется, исходя из запросов общества с учетом национальной практики и передового зарубежного опыта. Проводником антикоррупционной политики государства является Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции.
Согласно вышеназванной Концепции в разделе 2 «Анализ текущей ситуации» рассматриваются превентивные меры на государственной службе по противодействию коррупции, которые уже приняты: обеспечен переход к «карьерной» модели государственной службы, внедрены принципы открытого конкурсного отбора при приеме на работу, пересмотрена система оценки работы госслужащих, действует Этический кодекс для госслужащих, введено ограничение на владение счетами в зарубежных банках, предусмотрен полный запрет на получение и дарение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей лицам, занимающим ответственную государственную должность, усилены нормы для госслужащих о недопустимости совместной работы с близкими родственниками, супругами и свойственниками.
Казахстан присоединился к Стамбульскому плану действий по борьбе против коррупции (в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и вступил в группу государств против коррупции (ГРЕКО). Международный опыт наиболее развитых стран показывает, что для эффективного противодействия коррупции необходим системный, уделяя особое внимание вопросам развития конституциональных механизмов и правовых инструментов, повышения общественной осведомленности и вовлеченности гражданского общества.
В рамках Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 г в Казахстане рассматриваются ключевые проблемы, требующие решения в среднесрочной перспективе. К числу ключевых проблем можно отнести «бытовую» коррупцию, которая обусловлена взаимодействием граждан и предпринимателей с представителями государственных органов и организацией в повседневной жизни.
В структуре коррупционной преступности за последние три года значительная часть занимают факты взяточничества – более 50%. В числе основных причин, способствующих коррупции, были следующие: сохранение административных барьеров, недостаточная открытость государственных органов, высокая доля государственных услуг, оказываемых на альтернативной (бумажной) основе, часть цифровых решений в силу их некачественной и половинчатой реализации создает коррупционные риски.
Анализ практики передовых зарубежных стран позволяет определить следующие тенденции и перспективы развития антикоррупционной политики:
– систематизация просветительских мероприятий;
– стимулирование добропорядочности бизнеса;
– вовлечение гражданского общества в реализацию государственной политики;
– расширение доступа к информации о деятельности государственного аппарата;
– цифровизация как инструмент минимизации коррупции;
– предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
– повышение эффективности мер правового принуждения.
В рамках данной Концепции в разделе 4 «Видение развития антикоррупционной практики» показаны основные принципы и подходы развития антикоррупционной политики, которая основывается на следующем:
– равенства всех перед законом и справедливости;
– честности, прозрачности общества;
– комплексного использования мер противодействия коррупции;
– неприятия коррупции во всех ее проявлениях;
– защиты лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией;
– неотвратимости ответственности за коррупцию.
Для реализаций антикоррупционной политики нужно реализовывать следующие задачи:
Первая задача – формирование нетерпимости к коррупции, что предусматривает честность, законность и прагматизм, которые должны стать внутренними ценностями, убеждениями каждого.
Вторая задача – исключение возможостей коррупции, что предусматривает снижение рисков неэффективного расходования бюджетных средств и коррупции в закупках; повышение экономической эффективности бюджетной поддержки; снижение государственного участия в экономике; качественная цифровизация как фактор снижения коррупции; совершенствование инструментов выявления и устраненияя предпосылок коррупции.
Третья задача – совершенствование мер по обеспечению неотвратимости ответственности, что предусматривает обеспечение верховенства права и безупречную систему правосудия, где к ответственности за коррупцию будут привлекаться все правонарушители вне зависимости от занимаемых должностей и связей. Для решения данной задачи необходимо выработать механизмы внедрения проверки на добропорядочность (integrity check), которая позволит своевременно выявлять и увольнять недобросовестных служащих, чтобы предотвратить ущерб государству от их потенциальных коррупционных деяний. В целях обеспечения действенности данного механизма в рамках всеобщего декларирования доходов и расходов будет применяться эффективная риск-ориентированная проверка декларации с целью введения ответственности за необоснованное обогащение.
Четвертая задача – усиления роли гражданского общества в противодействии коррупции, что предусматривает развития института общественного контроля, улучшение механизмов сообщения о коррупции.
В этой связи мнение гражданского общества должно стать «лакмусовой бумагой» эффективности деятельности.
Для стимулирования участия граждан при выявлении фактов коррупции будут развиваться действующие механизмы сообщения о них, и при этом культура неприятия коррупции не должна отождествляться с доносительством.
Пятая задача – обеспечение эффективного мониторинга реализации антикоррупционных мер, что предусматривает достижение наилучших результатов в противодействии коррупции и объективную оценку эффективности принимаемых мер посредством целостности системы мониторинга. Такой инструмент позволит обеспечить полноценное участие граждан в предупреждении коррупции, а также является, источником для рейтинговой источником для рейтинговой оценки работы руководителей государственных органов.
Шестая задача – дальнейшее совершенствование деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции, что предусматривает анализ большого количества данных путем доступа к информационным системам государственных органов и организаций, а также проработкой механизмов контроля за полученной информацией.
В рамках, Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы в Казахстане в разделе 6 «Целевые индикаторы и ожидаемые результаты» показаны целевые индикаторы по итогам 2026 года и основные результаты, ожидаемые по итогам 2026 года. В качестве целевых индикаторов рассматриваются следующие: индекс восприятия коррупции Transparensy International; доля лиц за предыдущие 12 месяцев один раз заплатили взятку госслужащему или от которых это должностное лицо требовало взятку; индекс эффективности государственного управления Всемирного банка; индикатор «Институты» Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума; индекс верховенства закона Всемирного проекта правосудия; индекс учета мнения населения и подотчетность госорганов Всемирного Банка; индекс контроля коррупции Весмирного Банка; сокращение в структуре ВВП страны доли участия государства в экономике; уровень доверия населения к антикоррупционной службе. Основные результаты, которые можно ожидать по итогам 2026 года, будут следующие: вовлеченность общества в противодействие коррупции; открытый государственный аппарат, бюджетные процессы и конкурентные закупки; эффективные системы управления коррупционными рисками и привлечения к ответственности за коррупцию.
Таким образом, рассмотрев основные положения вышеназванной Концепции, можно утверждать, что данный документ нацелен на комплексную и глубокую работу по искоренению предпосылок коррупции.
Потверждением данного утверждения является планируемая Антикоррупционной службой в целях реализации проверка госслужащих на коррупционную устойчивость (Integrity check). Это позволяет своевременно выявлять и увольнять недобросовестных служащих. Поэтому председатель Агентства по противодействию коррупции Марат Ахметжанов на брифинг в СЦК пояснил:
«Зачем ждать, когда он совершит преступление и нанесет ущерб государству, когда можно законными дисциплинарными мерами и с наименьшими затратами пресечь это на корню. Такие меры лишат смысла приходить на госслужбу с целью обогащения и в долгосрочной перспективе обеспечат формирование поколения добропорядочных профессионалов».