Меню

Страницы

Статья

Антикоррупционная политика РК для госслужащих

Антикоррупционная политика РК для госслужащих

Акимова А.Б.

Руководитель отдела физико-химических исследований и материаловедческой экспертизы в г. Алматы ЦТЛ КГД МФ РК.

Коррупция как социальное явление продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира независимо от политического развития, в том числе и в Казахстане, различается лишь масштабами. Коррупция тормозит процесс социального, экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций. Негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны. Борьба с коррупцией определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики Казахстана.

Одной из основных проблем современного состояние государственной службы является недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов. Этот важнейший показатель состояния государственной службы остается пока на низком уровне, и одна из причин – высокая коррумпированность государственных служащих.

В связи с вышеизложенным указом Президента Республики Казахстан от 3 февраля 2022 года №802 утверждена «Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы». В содержание данной Концепции включены 7 разделов: паспорт Концепции, анализ текущей ситуации, обзор международного опыта, видение развития антикоррупционной политики, основные принципы и подходы развития антикоррупционной политики, целевые индикаторы и ожидаемые результаты, план действий по реализации Концепции.

Антикоррупционная политика Казахстана постоянно совершенствуется,  исходя из запросов общества с учетом национальной практики и передового зарубежного опыта. Проводником антикоррупционной политики государства является Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции.

Согласно вышеназванной Концепции в разделе 2 «Анализ текущей ситуации» рассматриваются превентивные меры на государственной службе по противодействию коррупции, которые уже приняты: обеспечен переход к «карьерной» модели государственной службы, внедрены принципы открытого конкурсного отбора при приеме на работу, пересмотрена система оценки работы госслужащих, действует Этический кодекс для госслужащих, введено ограничение на владение счетами в зарубежных банках, предусмотрен полный запрет на получение и дарение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей лицам, занимающим ответственную государственную должность, усилены нормы для госслужащих о недопустимости совместной работы с близкими родственниками, супругами и свойственниками.

Казахстан присоединился к Стамбульскому плану действий по борьбе против коррупции (в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и вступил в группу государств против коррупции (ГРЕКО). Международный опыт наиболее развитых стран показывает, что для эффективного противодействия коррупции необходим системный, уделяя особое внимание вопросам развития конституциональных механизмов и правовых инструментов, повышения общественной осведомленности и вовлеченности гражданского общества.

В рамках Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 г в Казахстане рассматриваются ключевые проблемы, требующие решения в среднесрочной перспективе. К числу ключевых проблем можно отнести «бытовую» коррупцию, которая обусловлена взаимодействием граждан и предпринимателей с представителями государственных органов и организацией в повседневной жизни.

В структуре коррупционной преступности за последние три года значительная часть занимают факты взяточничества – более 50%. В числе основных причин, способствующих коррупции, были следующие: сохранение административных барьеров, недостаточная открытость государственных органов, высокая доля государственных услуг, оказываемых на альтернативной (бумажной) основе, часть цифровых решений в силу их некачественной и половинчатой реализации создает коррупционные риски.

Анализ практики передовых зарубежных стран позволяет определить следующие тенденции и перспективы развития антикоррупционной политики:

– систематизация просветительских мероприятий;

– стимулирование добропорядочности бизнеса;

– вовлечение гражданского общества в реализацию государственной политики;

– расширение доступа к информации о деятельности государственного аппарата;

– цифровизация как инструмент минимизации коррупции;

– предотвращение и  урегулирование конфликта интересов;

– повышение эффективности мер правового принуждения.

В рамках данной Концепции в разделе 4 «Видение развития антикоррупционной практики» показаны основные принципы и подходы развития антикоррупционной политики, которая основывается на следующем:

– равенства всех перед законом и справедливости;

– честности, прозрачности общества;

– комплексного использования мер противодействия коррупции;

– неприятия коррупции во всех ее проявлениях;

– защиты лиц,  оказывающих содействие в борьбе с коррупцией;

– неотвратимости ответственности за коррупцию.

Для реализаций антикоррупционной политики нужно реализовывать следующие задачи:

Первая задача – формирование нетерпимости к коррупции, что предусматривает честность, законность и прагматизм, которые должны стать внутренними ценностями, убеждениями каждого.

Вторая задача – исключение возможостей коррупции, что предусматривает снижение рисков неэффективного расходования бюджетных средств и коррупции в закупках; повышение экономической эффективности бюджетной поддержки; снижение государственного участия в экономике; качественная цифровизация как фактор снижения коррупции; совершенствование инструментов выявления и устраненияя предпосылок коррупции.

Третья задача – совершенствование мер по обеспечению неотвратимости ответственности, что предусматривает обеспечение верховенства права и безупречную систему правосудия, где к ответственности за коррупцию будут привлекаться все правонарушители вне зависимости от занимаемых должностей и связей. Для решения данной задачи необходимо выработать механизмы внедрения проверки на добропорядочность (integrity check), которая позволит своевременно выявлять и увольнять недобросовестных служащих, чтобы предотвратить ущерб государству от их потенциальных коррупционных деяний. В целях обеспечения действенности данного механизма в рамках всеобщего декларирования доходов и расходов будет применяться эффективная риск-ориентированная проверка декларации с целью введения ответственности за необоснованное обогащение.

Четвертая задача – усиления роли гражданского общества в противодействии коррупции, что предусматривает развития института общественного контроля, улучшение механизмов сообщения о коррупции.

В этой связи мнение гражданского общества должно стать «лакмусовой бумагой» эффективности деятельности.

Для стимулирования участия граждан при выявлении фактов коррупции будут развиваться действующие механизмы сообщения о них, и при этом культура неприятия коррупции не должна отождествляться с доносительством.

Пятая задача – обеспечение эффективного мониторинга реализации антикоррупционных мер, что предусматривает достижение наилучших результатов в противодействии коррупции и объективную оценку эффективности принимаемых мер посредством целостности системы мониторинга. Такой инструмент позволит обеспечить полноценное участие граждан в предупреждении коррупции, а также является, источником для рейтинговой источником для рейтинговой оценки работы руководителей государственных органов.

Шестая задача – дальнейшее совершенствование деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции, что предусматривает анализ большого количества данных путем доступа к информационным системам государственных органов и организаций, а также проработкой механизмов контроля за полученной информацией.

В рамках, Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы в Казахстане в разделе 6 «Целевые индикаторы и ожидаемые результаты» показаны целевые индикаторы по итогам 2026 года и основные результаты, ожидаемые по итогам 2026 года.  В качестве целевых индикаторов рассматриваются следующие: индекс восприятия коррупции Transparensy International; доля лиц за предыдущие 12 месяцев один раз заплатили взятку госслужащему или от которых это должностное лицо требовало взятку; индекс эффективности государственного управления Всемирного банка; индикатор «Институты» Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума; индекс верховенства закона Всемирного проекта правосудия; индекс учета мнения населения и подотчетность госорганов Всемирного Банка; индекс контроля коррупции Весмирного Банка; сокращение в структуре ВВП страны доли участия государства в экономике; уровень доверия населения к антикоррупционной службе. Основные результаты, которые можно ожидать по итогам 2026 года, будут следующие: вовлеченность общества в противодействие коррупции; открытый государственный аппарат, бюджетные процессы и конкурентные закупки; эффективные системы управления коррупционными рисками и привлечения к ответственности за коррупцию.

Таким образом, рассмотрев основные положения вышеназванной Концепции, можно утверждать, что данный документ нацелен на комплексную и глубокую работу по искоренению предпосылок коррупции.

Потверждением данного утверждения является планируемая Антикоррупционной службой в целях реализации проверка госслужащих на коррупционную устойчивость (Integrity check). Это позволяет своевременно выявлять и увольнять недобросовестных служащих. Поэтому председатель Агентства по противодействию коррупции Марат Ахметжанов на брифинг в СЦК пояснил:

«Зачем ждать, когда он совершит преступление и нанесет ущерб государству, когда можно законными дисциплинарными мерами и с наименьшими затратами пресечь это на корню. Такие меры лишат смысла приходить на госслужбу с целью обогащения и в долгосрочной перспективе обеспечат формирование поколения добропорядочных профессионалов».

 

Дата публикации
14 июня 2022
Дата обновления
14 июня 2022
Тип

Сейчас читают

11 января 2024
Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)
Аналитическая статья
05 августа 2023
Справка ВАКР за 2023 год
Информация
01 августа 2023
План мероприятий по принятию мер по противодействию коррупции

Социальные медиа

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития