Меню

Страницы

Статья

Антикоррупционная политика

Противодействие коррупции

Статья

 

         В соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК «О противодействии коррупции» даются следующие понятия:

- Коррупция – незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ

         - Коррупционное правонарушение – имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность.

         - Коррупционный риск – возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

Коррупционная практика затрагивает миллионы людей в нашей стране, поскольку налоговые поступления, предназначенные для жизненно важных общественных товаров и услуг, исчезают, государственная политика направлена в пользу людей с хорошими связями, неравенство усугубляется, а общественная безопасность является привилегией богатых.

         Коррупция оказывает несоразмерное воздействие на бедных и наиболее уязвимых слоев населения, увеличивая расходы и ограничивая доступ к услугам, включая здравоохранение, образование и правосудие. Коррупция при закупке товаров и услуг увеличивает затраты и может привести к выпуску некачественной или вредной продукции.

Неофициальные платежи за услуги могут иметь особенно пагубные последствия для бедных, бедные платят наибольшую часть своего дохода в виде взяток. Каждый украденный или неправильно направленный тенге,  лишает бедных равных возможностей в жизни и мешает правительству инвестировать в их человеческий капитал.

Коррупция подрывает доверие к правительству и подрывает общественный договор. Это вызывает определённое беспокойство, а особенно в условиях нестабильности, поскольку коррупция подпитывает и увековечивает неравенство и недовольство, которые ведут к нестабильности, насильственному экстремизму и конфликтам.

Коррупция препятствует инвестициям, что, как следствие, сказывается на экономическом росте и рабочих местах. Страны, способные противостоять коррупции, более эффективно используют свои человеческие и финансовые ресурсы, привлекают больше инвестиций и растут быстрее.

Коррупция проявляется в различных формах. Это может повлиять на предоставление услуг, например, когда чиновник просит взятки за выполнение обычных услуг. Коррупция может несправедливо определять победителей государственных контрактов, при этом награды присуждаются друзьям, родственникам или деловым партнерам государственных чиновников. Каждый тип коррупции важен, и борьба со всеми из них имеет решающее значение для достижения прогресса и устойчивых изменений.

Борьба с коррупцией часто требует решительных усилий для преодоления корыстных интересов. Прозрачность и открытое управление обычно являются частью борьбы с коррупцией. Когда народное недовольство коррупцией и кумовством достигает точки кипения, политические выгоды от борьбы с коррупцией могут превысить затраты на нарушение интересов.

Если не принимать радикальные меры по реформированию, прогресс может быть достигнут за счет более эффективных и более открытых процессов, систем профессиональной подотчетности и использования новейших передовых технологий для сбора, анализа и обмена данными для предотвращения, выявления и пресечения коррупционного поведения.

Большая часть самых дорогостоящих форм коррупции не могла бы возникнуть без коррупционных институтов: фирм частного сектора, которые дают крупные взятки, финансовых учреждений, которые принимают доходы от коррупции, а также юристов, банкиров и бухгалтеров, которые содействуют коррупционным сделкам.

        

Действия по борьбе с коррупцией

 

Коррупция представляет собой системную угрозу безопасности Республики Казахстан, угрожающую стабильности государства и общества, последние несколько лет показали, насколько важен контроль над коррупцией и необходимость выработки комплекса мероприятий противодействия коррупции:

  1. Прозрачное правительство – повышает эффективность бизнеса и стимулирует экономические и инвестиционные возможности.
  2. Политическая честность. Обеспечение прозрачности финансирования кампаний, политических партий и демократической политики является важным механизмом подотчетности правительства.

Обеспечение прозрачности финансирования кампаний, политических партий и демократической политики является важным механизмом подотчетности правительства.

  1. Добывающая промышленность: высокие доходы и прибыль от нефти, газа и добычи полезных ископаемых делают добывающие отрасли уязвимыми для коррупции.

Необходимо установить стандарты отчетности, которые требуют, чтобы добывающие компании сообщали о платежах, сделанных правительству.

Эти отчеты направлены на повышение осведомленности граждан о том, как расходуются доходы.

  1. Бенефициарная собственность – конечный контроль над денежными средствами, находящимися на счёте, посредством владения или на иных основаниях. Прозрачность бенефициарной собственности является важным политическим инструментом для борьбы с коррупцией, пресечения незаконных финансовых потоков и борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Наличие реестра бенефициарных владельцев государственных поставщиков может облегчить выявление коррупции.

  1. Открытые контракты и закупки. Доказано, что открытое заключение контрактов и прозрачность государственных закупок позволяют экономить деньги и расширять конкуренцию.

Расширение доступа к данным о контрактах уравнивает поле для усиления конкуренции.

Удобный интерфейс на портале электронных закупок позволит гражданам отслеживать и оставлять отзывы о государственных проектах.

  1. Раскрытие информации об активах или декларация об имуществе требуют от всех государственных должностных лиц раскрытия информации о своем личном богатстве и деловых интересах. Трудоустройство после государственной службы также должно строго контролироваться для дальнейшего продвижения культуры добросовестности государственной службы.
  2. Конфликт интересов. Государственные должностные лица могут оказаться в ситуации, когда они могут использовать свое служебное положение и связанные с ним полномочия в личных целях. Необходимо расширить Этический кодексе государственных служащих, указав поведение или действия, которые будут классифицироваться как конфликт интересов.
  3. Лоббирование: хотя лоббирование является приемлемой практикой в любом демократическом обществе, необходимо принять меры, чтобы не допустить, чтобы влиятельные группы продвигали свои интересы в ущерб общественному благу.

Необходимо введение обязательного публичного реестра встреч между лоббистами и государственными должностными лицами, обеспечить полную прозрачность лоббистской деятельности и финансирования, что расширит доступ граждан к информации и повысит подотчетность в процессе разработки политики.

  1. Защита осведомителей (разоблачителей). Информирование о нарушениях является одним из наиболее эффективных инструментов выявления коррупции и борьбы с ней. Тем не менее, осведомители часто подвергаются риску из-за возможного возмездия.

Необходимо улучшить защиту осведомителей для людей, которые раскрывают информацию о коррупционных правонарушениях. Проработать законодательство о защите осведомителей, что поспособствует эффективному раскрытию информации и механизмам защиты осведомителей путем: повышения осведомленности; продвижение возможностей поднять этот вопрос перед властями; и продвижение эффективных, единых механизмов информирования о нарушениях. Также необходимо увеличить сумму оплаты осведомителей в зависимости от сумм коррупционных правонарушений.

Также на государственном уровне, для поднятия статуса осведомителей необходимо объявление и признание Национального дня разоблачителей.

  1. Восстановление активов. Решение этого вопроса позволит правительству Республики Казахстан возвращать средства, полученные незаконным путем. После возврата эти средства могут быть использованы для финансирования проектов развития на благо общества.

Необходимо улучшить законодательство, которое поможет вернуть активы и обеспечит надлежащее и прозрачное управление активами и доходами.

  1. Право на информацию – имеет решающее значение для инициатив по обеспечению прозрачности и подотчетности. Оно позволяет гражданам и гражданскому обществу получать доступ к информации и использовать ее для мониторинга и привлечения правительства к ответственности. При использовании в качестве инструмента борьбы с коррупцией справедливый доступ к данным и информации затрудняет сокрытие незаконных действий.
  2. Фискальная открытость. Открытость бюджета и фискального цикла позволяет гражданам обеспечивать подотчетность своего правительства и сокращать потери. Со временем это может гарантировать, что государственные расходы будут отражать интересы и потребности людей.

Необходимо создание электронного портала «Мониторинг бюджета» с целью повышения прозрачности и подотчетности бюджета, а также содействия более эффективному использованию бюджетных ресурсов. Это повысит участие граждан в распределении и мониторинге ресурсов.

  1. Расширение понятия близкие родственники и кумовство. В казахстанском законодательстве по аналогии с западными правовыми институтами принято понятие близкие родственники, такие как отец, мать, дети, братья и сёстры, дедушки и бабушки. Однако в казахстанском обществе понятие близкие родственники значительно шире и порой доходит до 7-го колена родственной связи, включаю кумов и сватов, что значительно увеличивает коррупционные риски.

В этой связи, в соответствии с традициями, принятыми в казахстанском обществе, необходимо расширить понятие «близкие родственники» и введение и расшифровка понятия «кумовство».

  1. Гендер и люди с ограниченными возможностями. В большинстве стран женщины и маргинализированные группы недостаточно представлены в политических институтах, и эта проблема усугубляется во время кризисных ситуаций. Женщины более подвержены риску потери работы, что влияет на их финансовую независимость и делает их более уязвимыми для гендерно-зависимых форм коррупции, таких как сексуальное вымогательство. Это также проблема для инвалидов, которые зависят от правительства в вопросах здравоохранения, образования и других государственных услуг, доступ к которым может быть связан с коррупцией.

        

 

Источники:

  1. Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК «О противодействии коррупции».
  2. https://www.opengovpartnership.org/policy-area/anti-corruption/
  3. https://www.worldbank.org/en/topic/governance/brief/anti-corruption
  4. https://www.keu.kz/ru/keuk-o-nas/mnu-aa-ru.html

 

 

Главный специалист отдела таможенных экспертиз

и исследований в г.Усть-Каменогорск

Центральной таможенной лаборатории КГД МФ РК                            Т. Сергазин

Дата публикации
14 июня 2022
Дата обновления
14 июня 2022
Тип
Аналитическая статья

Сейчас читают

11 января 2024
Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)
Аналитическая статья
05 августа 2023
Справка ВАКР за 2023 год
Информация
01 августа 2023
План мероприятий по принятию мер по противодействию коррупции

Социальные медиа

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития