Меню

Страницы

Статья

Справка ВАКР 2024

                            

                    «Утверждаю»

Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансво Республики Казахстан

__________Ж. Дуйсембиев

«___» _________2024 год

 

 

Аналитическая справка о проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в Комитете государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан

 

 

Внутренний анализ коррупционных рисков (далее - ВАКР) в Комитете государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет) проеведен на основании приказа Председателя Комитета от 7 марта 2024 года  № 70.

ВАКР проведен рабочей группой, состав которой утвержден ышнуказанным приказом.

По итогам анализа выявлено 8 коррупционнх рисков.

 

  1. Оказание государственных услуг

1.1. Наименование коррупционного риска

Необоснованное уменьшение (увеличение) исчисленных (начисленных)

сумм налогов, социальных платежей.

Описание коррупционного риска

Должностными лицами отделов учета территориальных органов государственных доходов (далее -ТОГД) на основании реестра к начислению (уменьшению) сумм налогов, представленного структурным подразделением проводятся записи в лицевых счетах к уменьшению (начислению) налогов.

Рекомендация по устранению риска

Исключение проведения начислений (уменьшений) ручными проводками путем автоматизаций процессов, связанных с начислением (платежами), в том числе путем интеграций с внешними и внутренними информационными системами.

  1. Разработка и эксплуатация информационных систем

2.1. Наименование коррупционного риска

Неправомерный возврат сумм вывозных таможенных пошлин, уплаченных при экспорте нефти, при подаче полной декларации на товары (далее -ВТД) и корректировке сведений по ранее заявленным временным таможенным декларациям (далее – ВТД).

Описание коррупционного риска

При проведении корректировки сведений, должностными лицами ТОГД зачастую допускаются ошибки при корректировке сведений в графах 35 и 38 ВТД, которые приводят к неправомерному возврату из бюджета сумм вывозных таможенных пошлин и таможенных сборов.

Рекомендации по устранению риска

Внедрить техническую возможность автоматизированной корректировки сведений в ДТ при внедрении ИС «Кеден».

  1. 3. Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности структурных подразделений Комитета и его территориальных подразделениях

3.1. Наименование коррупционного риска

Фиктивное проведение таможенной очистки и выпуска товара, не ввезенного на территорию Республики Казахстан, отсутствие таможенного контроля процедуры таможенного транзита (далее - ТТ) за товаром, не вывезенным с территории Республики Казахстан и в последствии реализуемого без соблюдения запретов/ограничений и уплаты ТПиН.

Описание коррупционного риска

Работники территориальных подразделений завершают/прерывают действия процедуры ТТ без проверки фактического размещения АТС с товаром в зоне таможенного контроля; работники складов временного хранения проставляют отметки в ТД о размещении товаров на их территории при фактическом отсутствии АТС; в ходе таможенного контроля не проводится сверка заявленных в ТД товаров с рентген-снимками ИДК со ссылкой на их отсутствие; в случае отзыва ТД не принимаются меры по задержанию товара при истечении сроков временного хранения товара и не подачи новой декларации на товары.

Рекомендация по устранению риска

Разработать профиля рисков предусматривающих осмотр и проверку размещения АТС в зонах таможенного контроля, в том числе при отзыве ТД и досмотр груза при отсутствии рентген-снимков ИДК на прибывший товар по процедуре ТТ.

Внести предложение о внесении изменения в Приказ МФ РК от 16.02.2018 года №215 касательно проверки размещения прибывшего по процедуре ТТ товаров в зоне таможенного контроля.

Провести интеграцию ИС «KazToll» АО «Казавтожол» и ИАС ТБД Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля МТ РК с ИС «Кеден».

3.2. Наименование коррупционного риска

Оказание предпочтения работниками ТОГД при осуществлении таможенного контроля процедуры таможенного транзита и риск «лжетранзита».

Описание коррупционного риска

Незаконный перегруз товаров в пути следования АТС при процедуре таможенного транзита при отутствии автоматизированных методов таможенного контроля.

Рекомендации по устранению риска

ИС «KazToll» и ИАС ТБД предоставляют сведения о проезжающих на платных автодорогах грузовых автотранспортных средствах, а также их весовые параметры.

Такие сведения дают возможность контролировать путь следования АТС, помещенных под процедуру таможенного транзита и вес перевозимого товара (на случай незаконного перегруза в пути следования), что в свою очередь минимизирует возможность «лжетранзита».

В случаях установления таких фактов, работник ГДУ/ТОГД, осуществляющий таможенный контроль имеет возможность оперативно принять меры по предотвращению «лжетранзита», либо досмотру АТС в месте доставки товара.

В целях эффективности применения в ежедневной работе необходимо провести интеграцию ИС «KazToll» и ИАС ТБД с ИС «Кеден».

3.3. Наименование коррупционного риска

Оказание предпочтения работниками ТОГД при осуществлении таможенного контроля процедуры таможенного транзита и риск «лжетранзита».

Описание коррупционного риска

Не доставка товара, помещенного под процедуру таможенного транзита в орган назначения стран ЕАЭС и несвоевременное реагирование таможенного органа отправления из -за отсутствия сведений о выезде товара за пределы РК в сроки установленные таможенным органом отправления.

При этом таможенным органом отправления во многих случаях необосновано расчитывается большой срок для доставки товаров.

 Рекомендации по устранению риска

В рамках экспортного контроля на государственной границе, сопряженной со странами ЕАЭС, предусмотрено внесение в Модуль экпортного котроля (далее –МЭК) сведений о транзите товаров стран ЕАЭС, следующих из одной страны ЕАЭС в другую страну ЕАЭС через территорию РК. В МЭК фиксируется время и место въезда/выезда таких товаров и АТС через государственную границу согласно товаро-транспортной документации. В случае перемещения через государственную границу, сопряженную со странами ЕАЭС товаров и АТС помещенных таможенным органом процедуру таможенного транзита, когда местом  доставки определена одна из стран ЕАЭС такие сведения в МЭК не вносятся.

При внесении таких сведений таможенный орган может контролировать маршрут товаров, помещенных под процедуры таможенного транзита вплоть до времени выезда за пределы РК.

Необходимо провести работу по интеграции ИС МЭК и ИС «Кеден»

3.4. Наименование коррупционного риска

Необоснованное затягивание сроков проведения налоговых проверок.

Описание коррупционного риска

Необоснованное затягивание сроков проведения налоговых проверок влечет истечение сроков по начислениям сумм по итогам проверки и отмене акта налоговой проверки.

Рекомендации по устранению риска

В рамках разработки нового Налогового кодекса внести изменения в части возможности приостановления налоговой проверки не более 2 раз и сокращения срока исполнения требования о предоставлении документов с 30 до 10 рабочих дней.

3.5. Наименование коррупционного риска

Отсутствие электронного уведомления владельцев СВХ и  ИС «Астана-1» о выпуске товаров.

Описание коррупционного риска

Временное хранение товаров в местах временного хранения, в т.ч. на СВХ осуществляется до выпуска товаров. Согласно п. 2 ст. 192 ТК  выпуск товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе.

Правилами совершения таможенной очистки товаров должностными лицами органов государственных доходов, утвержденными Приказом МФ РК от 26.01. 2018 г.  № 73, установлена норма об уведомлении декларанта о статусах ЭДТ (подана, принята, зарегистрирована, отказана в регистрации, выпуск разрешен, выпуск приостановлен, отозвана, условный выпуск).

Однако владельцы СВХ не имеют доступ к модулю таможенной очистки и не получают такие уведомления. Выпуск осуществляется при предоставлении декларантом (владельцем товара) работнику СВХ распечатанной бумажной копии декларации на товары с отметкой должностного лица о выпуске. В этом случае нивелируется смысл электронного декларирования, т.е. таможенное декларирование и  очистка проходит без посещения декларантом таможенных постов, однако для того, чтобы забрать товар с СВХ, декларанту необходимо посетить таможенный пост, обратится к эксперту, который распечатает декларацию и проставит отметки.

 Рекомендации по устранению риска

Реализовать в ИС «Кеден» возможность уведомления складов временного хранения о выпуске товаров (отказе в выпуске, приостановлении выпуска, отзыва декларации на товары), доработка модуля ДХТ.

3.6. Наименование коррупционного риска

Отсутствие на законодательном уровне сроков проведения проверок таможенных документов и сведений (далее- ПТДС)

Описание коррупционного риска

Порядок проведения ПТДС регламентирован Кодексом РК                                    «О таможенном регулировании в РК» (далее – ТК РК) и приказом от 26.02.2018г. МФ РК №292.

 ПТДС проводится в отношении лица, осуществляющего перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, в целях проверки соблюдения требований таможенного  и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на ОГД, путем сопоставления и изучения сведений, заявленных в ДТ, сведениям, указанным в предоставленных и имеющихся в ОГД документах.

Данная проверка может проводиться без ограничения сроков их проведения  (на практике от 1 месяца до 2 лет).

Рекомендация по устранению риска

Внесение изменений в Таможенный кодекс РК.

 

 

 

Руководитель

рабочей группы                                                                 А. Алибеков

 

Дата публикации
04 июня 2024
Дата обновления
08 апреля 2025
Тип
Аналитическая статья

Сейчас читают

Полезная информация
18 июня 2025
Пункт пропуска «Тажен» временно закрыт для физических лиц до 1 сентября 2025 года
Памятка
18 июня 2025
Пункт пропуска «Тажен» временно закрыт для физических лиц до 1 сентября 2025 года
Памятка
18 июня 2025
Уважаемые налогоплательщики!

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации