Меню
Страницы
Регионы
О комитете
Контакты
Пресс-центр
Деятельность
Документы
Контакты
Пресс-центр
Документы
Деятельность
Все материалы
Веб-журнал 7 выпуск
30 июня 2022
Вопросы противодействия коррупции
Сыбайлас жемқорлыққа қарсы саясат
17 июня 2022

Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл Агенттігінің Шымкент қаласы бойынша департаменті өкілінің қатысуымен Шымкент қаласындағы кедендік сараптама және зерттеулер бөлімінде Орталық кеден зертханасының қызметкерлеріне ZOOM байланысы арқылы түсіндірме жұмысы өтті.

Күн тәртібіндегі басты мәселе – сыбайлас жемқорлықтың алдын алу, ұжымда парасаттылық құндылықтарын дәріптеу, заңнамаға енгізілген өзгерістерден хабардар ету болып табылады.

Іс-шарада сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл Агенттігінің Шымкент қаласы бойынша департаментінің өкілі 2022-2026 жылдарға арналған сыбайлас жемқорлыққа қарсы саясат тұжырымдамасының негізгі бағыттарын түсіндіріп, сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл тек уәкілетті органның ғана емес, бүкіл мемлекеттік органдардың міндеті екендігін атап өтті.

Сонымен қатар, түсіндірме жұмысы барысында мемлекеттік қызметшілердің және оларға теңестірілген адамдардың кәсіпкерлік қызметпен заңсыз айналысу салдары, мекеме басшыларының қаржылық бақылау шараларын қабылдамау фактілері бойынша түсіндірме берілді.

Дәріс соңында соңында сыбайлас жемқорлық құқықбұзушылық туралы хабарлаған немесе сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимылда өзге де жолмен жәрдемдесетін адамдарды көтермелеу қағидалары айтылды.

Вопросы противодействия коррупции
Антикоррупционная политика
14 июня 2022

Противодействие коррупции

Статья

 

         В соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК «О противодействии коррупции» даются следующие понятия:

- Коррупция – незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ

         - Коррупционное правонарушение – имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность.

         - Коррупционный риск – возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

Коррупционная практика затрагивает миллионы людей в нашей стране, поскольку налоговые поступления, предназначенные для жизненно важных общественных товаров и услуг, исчезают, государственная политика направлена в пользу людей с хорошими связями, неравенство усугубляется, а общественная безопасность является привилегией богатых.

         Коррупция оказывает несоразмерное воздействие на бедных и наиболее уязвимых слоев населения, увеличивая расходы и ограничивая доступ к услугам, включая здравоохранение, образование и правосудие. Коррупция при закупке товаров и услуг увеличивает затраты и может привести к выпуску некачественной или вредной продукции.

Неофициальные платежи за услуги могут иметь особенно пагубные последствия для бедных, бедные платят наибольшую часть своего дохода в виде взяток. Каждый украденный или неправильно направленный тенге,  лишает бедных равных возможностей в жизни и мешает правительству инвестировать в их человеческий капитал.

Коррупция подрывает доверие к правительству и подрывает общественный договор. Это вызывает определённое беспокойство, а особенно в условиях нестабильности, поскольку коррупция подпитывает и увековечивает неравенство и недовольство, которые ведут к нестабильности, насильственному экстремизму и конфликтам.

Коррупция препятствует инвестициям, что, как следствие, сказывается на экономическом росте и рабочих местах. Страны, способные противостоять коррупции, более эффективно используют свои человеческие и финансовые ресурсы, привлекают больше инвестиций и растут быстрее.

Коррупция проявляется в различных формах. Это может повлиять на предоставление услуг, например, когда чиновник просит взятки за выполнение обычных услуг. Коррупция может несправедливо определять победителей государственных контрактов, при этом награды присуждаются друзьям, родственникам или деловым партнерам государственных чиновников. Каждый тип коррупции важен, и борьба со всеми из них имеет решающее значение для достижения прогресса и устойчивых изменений.

Борьба с коррупцией часто требует решительных усилий для преодоления корыстных интересов. Прозрачность и открытое управление обычно являются частью борьбы с коррупцией. Когда народное недовольство коррупцией и кумовством достигает точки кипения, политические выгоды от борьбы с коррупцией могут превысить затраты на нарушение интересов.

Если не принимать радикальные меры по реформированию, прогресс может быть достигнут за счет более эффективных и более открытых процессов, систем профессиональной подотчетности и использования новейших передовых технологий для сбора, анализа и обмена данными для предотвращения, выявления и пресечения коррупционного поведения.

Большая часть самых дорогостоящих форм коррупции не могла бы возникнуть без коррупционных институтов: фирм частного сектора, которые дают крупные взятки, финансовых учреждений, которые принимают доходы от коррупции, а также юристов, банкиров и бухгалтеров, которые содействуют коррупционным сделкам.

        

Действия по борьбе с коррупцией

 

Коррупция представляет собой системную угрозу безопасности Республики Казахстан, угрожающую стабильности государства и общества, последние несколько лет показали, насколько важен контроль над коррупцией и необходимость выработки комплекса мероприятий противодействия коррупции:

  1. Прозрачное правительство – повышает эффективность бизнеса и стимулирует экономические и инвестиционные возможности.
  2. Политическая честность. Обеспечение прозрачности финансирования кампаний, политических партий и демократической политики является важным механизмом подотчетности правительства.

Обеспечение прозрачности финансирования кампаний, политических партий и демократической политики является важным механизмом подотчетности правительства.

  1. Добывающая промышленность: высокие доходы и прибыль от нефти, газа и добычи полезных ископаемых делают добывающие отрасли уязвимыми для коррупции.

Необходимо установить стандарты отчетности, которые требуют, чтобы добывающие компании сообщали о платежах, сделанных правительству.

Эти отчеты направлены на повышение осведомленности граждан о том, как расходуются доходы.

  1. Бенефициарная собственность – конечный контроль над денежными средствами, находящимися на счёте, посредством владения или на иных основаниях. Прозрачность бенефициарной собственности является важным политическим инструментом для борьбы с коррупцией, пресечения незаконных финансовых потоков и борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Наличие реестра бенефициарных владельцев государственных поставщиков может облегчить выявление коррупции.

  1. Открытые контракты и закупки. Доказано, что открытое заключение контрактов и прозрачность государственных закупок позволяют экономить деньги и расширять конкуренцию.

Расширение доступа к данным о контрактах уравнивает поле для усиления конкуренции.

Удобный интерфейс на портале электронных закупок позволит гражданам отслеживать и оставлять отзывы о государственных проектах.

  1. Раскрытие информации об активах или декларация об имуществе требуют от всех государственных должностных лиц раскрытия информации о своем личном богатстве и деловых интересах. Трудоустройство после государственной службы также должно строго контролироваться для дальнейшего продвижения культуры добросовестности государственной службы.
  2. Конфликт интересов. Государственные должностные лица могут оказаться в ситуации, когда они могут использовать свое служебное положение и связанные с ним полномочия в личных целях. Необходимо расширить Этический кодексе государственных служащих, указав поведение или действия, которые будут классифицироваться как конфликт интересов.
  3. Лоббирование: хотя лоббирование является приемлемой практикой в любом демократическом обществе, необходимо принять меры, чтобы не допустить, чтобы влиятельные группы продвигали свои интересы в ущерб общественному благу.

Необходимо введение обязательного публичного реестра встреч между лоббистами и государственными должностными лицами, обеспечить полную прозрачность лоббистской деятельности и финансирования, что расширит доступ граждан к информации и повысит подотчетность в процессе разработки политики.

  1. Защита осведомителей (разоблачителей). Информирование о нарушениях является одним из наиболее эффективных инструментов выявления коррупции и борьбы с ней. Тем не менее, осведомители часто подвергаются риску из-за возможного возмездия.

Необходимо улучшить защиту осведомителей для людей, которые раскрывают информацию о коррупционных правонарушениях. Проработать законодательство о защите осведомителей, что поспособствует эффективному раскрытию информации и механизмам защиты осведомителей путем: повышения осведомленности; продвижение возможностей поднять этот вопрос перед властями; и продвижение эффективных, единых механизмов информирования о нарушениях. Также необходимо увеличить сумму оплаты осведомителей в зависимости от сумм коррупционных правонарушений.

Также на государственном уровне, для поднятия статуса осведомителей необходимо объявление и признание Национального дня разоблачителей.

  1. Восстановление активов. Решение этого вопроса позволит правительству Республики Казахстан возвращать средства, полученные незаконным путем. После возврата эти средства могут быть использованы для финансирования проектов развития на благо общества.

Необходимо улучшить законодательство, которое поможет вернуть активы и обеспечит надлежащее и прозрачное управление активами и доходами.

  1. Право на информацию – имеет решающее значение для инициатив по обеспечению прозрачности и подотчетности. Оно позволяет гражданам и гражданскому обществу получать доступ к информации и использовать ее для мониторинга и привлечения правительства к ответственности. При использовании в качестве инструмента борьбы с коррупцией справедливый доступ к данным и информации затрудняет сокрытие незаконных действий.
  2. Фискальная открытость. Открытость бюджета и фискального цикла позволяет гражданам обеспечивать подотчетность своего правительства и сокращать потери. Со временем это может гарантировать, что государственные расходы будут отражать интересы и потребности людей.

Необходимо создание электронного портала «Мониторинг бюджета» с целью повышения прозрачности и подотчетности бюджета, а также содействия более эффективному использованию бюджетных ресурсов. Это повысит участие граждан в распределении и мониторинге ресурсов.

  1. Расширение понятия близкие родственники и кумовство. В казахстанском законодательстве по аналогии с западными правовыми институтами принято понятие близкие родственники, такие как отец, мать, дети, братья и сёстры, дедушки и бабушки. Однако в казахстанском обществе понятие близкие родственники значительно шире и порой доходит до 7-го колена родственной связи, включаю кумов и сватов, что значительно увеличивает коррупционные риски.

В этой связи, в соответствии с традициями, принятыми в казахстанском обществе, необходимо расширить понятие «близкие родственники» и введение и расшифровка понятия «кумовство».

  1. Гендер и люди с ограниченными возможностями. В большинстве стран женщины и маргинализированные группы недостаточно представлены в политических институтах, и эта проблема усугубляется во время кризисных ситуаций. Женщины более подвержены риску потери работы, что влияет на их финансовую независимость и делает их более уязвимыми для гендерно-зависимых форм коррупции, таких как сексуальное вымогательство. Это также проблема для инвалидов, которые зависят от правительства в вопросах здравоохранения, образования и других государственных услуг, доступ к которым может быть связан с коррупцией.

        

 

Источники:

  1. Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК «О противодействии коррупции».
  2. https://www.opengovpartnership.org/policy-area/anti-corruption/
  3. https://www.worldbank.org/en/topic/governance/brief/anti-corruption
  4. https://www.keu.kz/ru/keuk-o-nas/mnu-aa-ru.html

 

 

Главный специалист отдела таможенных экспертиз

и исследований в г.Усть-Каменогорск

Центральной таможенной лаборатории КГД МФ РК                            Т. Сергазин

Вопросы противодействия коррупции
Коррупция и общество
14 июня 2022

“Не только закон должен сдерживать вспышки коррупции - это ответственность каждого гражданина Казахстана”.

 

Согласно статье 6 Закона Республики Казахстан “О борьбе с коррупцией”, борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы и должностные лица.

В современном мире коррупция имеет место в любом обществе, в любом государстве. Практически нет стран, которые могли бы заявить об её полном отсутствии.

Все государства мира сталкиваются с таким злом, как «Коррупция». Более того, в современных условиях коррупция постепенно превращается из внутригосударственной проблемы в глобальную проблему. Сейчас все страны, включая самые передовые, пересматривают свои модели борьбы с коррупцией с учетом новых вызовов, принимают новые законы и нормы об ужесточении ответственности за коррупцию. По уровню антикоррупционной деятельности Казахстан занимает одну из лидирующих позиций среди стран СНГ.

Сегодня действует Закон РК «О противодействии коррупции». Он направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности. Внесено множество поправок в процессуальное законодательство, ужесточена ответственность за коррупционное правонарушение. Введен пожизненный запрет на занятие любых должностей в государственных органах и организациях для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционного правонарушения. Все должны помнить, что совершившие какое-либо противоправное действие полностью лишаются всех привилегий.

 Одна из главных направлений государственной политики РК - борьба с коррупцией. На сегодняшний день, в Казахстане борьбе с коррупцией придан общегосударственный статус, ведется широкомасштабная антикоррупционная компания совместно с общественными и политическими силами по пресечению и ограничению проявлений коррупции. Борьба с коррупцией в Казахстане определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики. 

Президент Республики Казахстана Касым-Жомарт Токаев, говоря о борьбе с коррупцией, неоднократно подчеркивал, что без участия общества нельзя победить коррупцию и для Казахстана преодоление коррупции является одним из главных направлений государственной политики, приоритетность которого четко обозначена главой государства.

В нашем Республиканском Государственном органе ведется систематическая работа по предупреждению рисков коррупционных проявлении путем проведения еженедельных семинаров, также еженедельно посредством ЗУМ – конференций проводится предупредительные мероприятия руководством Центральной таможенной лаборатории. Проводятся семинары с участием сотрудников Агентства по противодействию коррупции по г.Алматы.   

                 

                                                                                                         

 Главный специалист отдела

           физико-химических исследований и материаловедческой

           экспертизы

           Центральной таможенной лаборатории            

           в г.Алматы

                                                                                                                  

Вопросы противодействия коррупции
Антикоррупционная политика РК для госслужащих
14 июня 2022

Антикоррупционная политика РК для госслужащих

Акимова А.Б.

Руководитель отдела физико-химических исследований и материаловедческой экспертизы в г. Алматы ЦТЛ КГД МФ РК.

Коррупция как социальное явление продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира независимо от политического развития, в том числе и в Казахстане, различается лишь масштабами. Коррупция тормозит процесс социального, экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций. Негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны. Борьба с коррупцией определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики Казахстана.

Одной из основных проблем современного состояние государственной службы является недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов. Этот важнейший показатель состояния государственной службы остается пока на низком уровне, и одна из причин – высокая коррумпированность государственных служащих.

В связи с вышеизложенным указом Президента Республики Казахстан от 3 февраля 2022 года №802 утверждена «Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы». В содержание данной Концепции включены 7 разделов: паспорт Концепции, анализ текущей ситуации, обзор международного опыта, видение развития антикоррупционной политики, основные принципы и подходы развития антикоррупционной политики, целевые индикаторы и ожидаемые результаты, план действий по реализации Концепции.

Антикоррупционная политика Казахстана постоянно совершенствуется,  исходя из запросов общества с учетом национальной практики и передового зарубежного опыта. Проводником антикоррупционной политики государства является Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции.

Согласно вышеназванной Концепции в разделе 2 «Анализ текущей ситуации» рассматриваются превентивные меры на государственной службе по противодействию коррупции, которые уже приняты: обеспечен переход к «карьерной» модели государственной службы, внедрены принципы открытого конкурсного отбора при приеме на работу, пересмотрена система оценки работы госслужащих, действует Этический кодекс для госслужащих, введено ограничение на владение счетами в зарубежных банках, предусмотрен полный запрет на получение и дарение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей лицам, занимающим ответственную государственную должность, усилены нормы для госслужащих о недопустимости совместной работы с близкими родственниками, супругами и свойственниками.

Казахстан присоединился к Стамбульскому плану действий по борьбе против коррупции (в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и вступил в группу государств против коррупции (ГРЕКО). Международный опыт наиболее развитых стран показывает, что для эффективного противодействия коррупции необходим системный, уделяя особое внимание вопросам развития конституциональных механизмов и правовых инструментов, повышения общественной осведомленности и вовлеченности гражданского общества.

В рамках Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 г в Казахстане рассматриваются ключевые проблемы, требующие решения в среднесрочной перспективе. К числу ключевых проблем можно отнести «бытовую» коррупцию, которая обусловлена взаимодействием граждан и предпринимателей с представителями государственных органов и организацией в повседневной жизни.

В структуре коррупционной преступности за последние три года значительная часть занимают факты взяточничества – более 50%. В числе основных причин, способствующих коррупции, были следующие: сохранение административных барьеров, недостаточная открытость государственных органов, высокая доля государственных услуг, оказываемых на альтернативной (бумажной) основе, часть цифровых решений в силу их некачественной и половинчатой реализации создает коррупционные риски.

Анализ практики передовых зарубежных стран позволяет определить следующие тенденции и перспективы развития антикоррупционной политики:

– систематизация просветительских мероприятий;

– стимулирование добропорядочности бизнеса;

– вовлечение гражданского общества в реализацию государственной политики;

– расширение доступа к информации о деятельности государственного аппарата;

– цифровизация как инструмент минимизации коррупции;

– предотвращение и  урегулирование конфликта интересов;

– повышение эффективности мер правового принуждения.

В рамках данной Концепции в разделе 4 «Видение развития антикоррупционной практики» показаны основные принципы и подходы развития антикоррупционной политики, которая основывается на следующем:

– равенства всех перед законом и справедливости;

– честности, прозрачности общества;

– комплексного использования мер противодействия коррупции;

– неприятия коррупции во всех ее проявлениях;

– защиты лиц,  оказывающих содействие в борьбе с коррупцией;

– неотвратимости ответственности за коррупцию.

Для реализаций антикоррупционной политики нужно реализовывать следующие задачи:

Первая задача – формирование нетерпимости к коррупции, что предусматривает честность, законность и прагматизм, которые должны стать внутренними ценностями, убеждениями каждого.

Вторая задача – исключение возможостей коррупции, что предусматривает снижение рисков неэффективного расходования бюджетных средств и коррупции в закупках; повышение экономической эффективности бюджетной поддержки; снижение государственного участия в экономике; качественная цифровизация как фактор снижения коррупции; совершенствование инструментов выявления и устраненияя предпосылок коррупции.

Третья задача – совершенствование мер по обеспечению неотвратимости ответственности, что предусматривает обеспечение верховенства права и безупречную систему правосудия, где к ответственности за коррупцию будут привлекаться все правонарушители вне зависимости от занимаемых должностей и связей. Для решения данной задачи необходимо выработать механизмы внедрения проверки на добропорядочность (integrity check), которая позволит своевременно выявлять и увольнять недобросовестных служащих, чтобы предотвратить ущерб государству от их потенциальных коррупционных деяний. В целях обеспечения действенности данного механизма в рамках всеобщего декларирования доходов и расходов будет применяться эффективная риск-ориентированная проверка декларации с целью введения ответственности за необоснованное обогащение.

Четвертая задача – усиления роли гражданского общества в противодействии коррупции, что предусматривает развития института общественного контроля, улучшение механизмов сообщения о коррупции.

В этой связи мнение гражданского общества должно стать «лакмусовой бумагой» эффективности деятельности.

Для стимулирования участия граждан при выявлении фактов коррупции будут развиваться действующие механизмы сообщения о них, и при этом культура неприятия коррупции не должна отождествляться с доносительством.

Пятая задача – обеспечение эффективного мониторинга реализации антикоррупционных мер, что предусматривает достижение наилучших результатов в противодействии коррупции и объективную оценку эффективности принимаемых мер посредством целостности системы мониторинга. Такой инструмент позволит обеспечить полноценное участие граждан в предупреждении коррупции, а также является, источником для рейтинговой источником для рейтинговой оценки работы руководителей государственных органов.

Шестая задача – дальнейшее совершенствование деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции, что предусматривает анализ большого количества данных путем доступа к информационным системам государственных органов и организаций, а также проработкой механизмов контроля за полученной информацией.

В рамках, Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы в Казахстане в разделе 6 «Целевые индикаторы и ожидаемые результаты» показаны целевые индикаторы по итогам 2026 года и основные результаты, ожидаемые по итогам 2026 года.  В качестве целевых индикаторов рассматриваются следующие: индекс восприятия коррупции Transparensy International; доля лиц за предыдущие 12 месяцев один раз заплатили взятку госслужащему или от которых это должностное лицо требовало взятку; индекс эффективности государственного управления Всемирного банка; индикатор «Институты» Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума; индекс верховенства закона Всемирного проекта правосудия; индекс учета мнения населения и подотчетность госорганов Всемирного Банка; индекс контроля коррупции Весмирного Банка; сокращение в структуре ВВП страны доли участия государства в экономике; уровень доверия населения к антикоррупционной службе. Основные результаты, которые можно ожидать по итогам 2026 года, будут следующие: вовлеченность общества в противодействие коррупции; открытый государственный аппарат, бюджетные процессы и конкурентные закупки; эффективные системы управления коррупционными рисками и привлечения к ответственности за коррупцию.

Таким образом, рассмотрев основные положения вышеназванной Концепции, можно утверждать, что данный документ нацелен на комплексную и глубокую работу по искоренению предпосылок коррупции.

Потверждением данного утверждения является планируемая Антикоррупционной службой в целях реализации проверка госслужащих на коррупционную устойчивость (Integrity check). Это позволяет своевременно выявлять и увольнять недобросовестных служащих. Поэтому председатель Агентства по противодействию коррупции Марат Ахметжанов на брифинг в СЦК пояснил:

«Зачем ждать, когда он совершит преступление и нанесет ущерб государству, когда можно законными дисциплинарными мерами и с наименьшими затратами пресечь это на корню. Такие меры лишат смысла приходить на госслужбу с целью обогащения и в долгосрочной перспективе обеспечат формирование поколения добропорядочных профессионалов».

 

Реабилитация и банкротство
Информационные системы
05 апреля 2022

Информационные системы КГД МФ РК, такие как: «Астана-1», «ЭСФ», СОНО, «Акцизы» предназначены для приема, обработки, хранения данных по деятельности налогового и таможенного администрирования.

Веб-журнал 6 выпуск
30 марта 2022

 

Местные налоги
28 марта 2022
Скачать Наименование

Форма 700.00

Правила

Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество

Форма 701.00

Правила

Расчет текущих платежей по налогу на транспортные средства

Форма 701.01

Правила

Расчет текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество
Налог на игорный бизнес и фиксированному налогу
28 марта 2022
Скачать Наименование

Форма 710.00

Правила

Декларация по налогу на игорный бизнес и фиксированному налогу
Другие обязательные платежи
28 марта 2022
Скачать Наименование

Форма 810.00

Правила

Декларация по сбору с аукционов, плате за пользование судоходными водными путями

Форма 851.00

Правила

Расчет сумм текущих платежей платы за пользование земельными участками

Форма 860.00

Правила

Декларация по плате за пользование водными ресурсами поверхностных источников

Форма 870.00

Правила

Декларация по плате за эмиссии в окружающую среду
Социальные сети
Меню подвал
Национальный стандарт Республики Казахстан
Жизненные ситуации
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Новостной канал государственных органов
Концепция цифровой трансформации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК