Меню

Страницы

Статья

Главные приоритеты государственной политики РК в религиозной сфере назвала эксперт

Директор департамента Центра Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога Карлыгаш Калилаханова рассказала о главных приоритетах государственной политики РК в религиозной сфере. МИА «Казинформ» публикует статью К. Калилахановой на эту тему.
От казахстанцев требуется сплоченность в построении Нового Казахстана - эксперт Три десятилетия, прошедшие с момента образования независимого, демократического, светского государства – Республики Казахстан, дают определённый и беспрецедентный во многом материал как для исследований, так и для выстраивания новых и ясных приоритетов государственной политики в религиозной сфере с учетом нового времени. В летописи современного Казахстана Эра Независимости – это фундаментальное по своему значению событие, начало нового этапа становления и развития суверенного государства, в котором сконцентрирована целая эпоха – от появления новой молодой страны на политической карте мира до ее уверенной поступи по пути цивилизованного, устойчивого развития. Поистине, у независимости много слагаемых. Как отмечал Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев, «Эра Независимости – это смелое восхождение нации опасными горными тропами, нависшими над пропастью, к высотам, которые прежде казались недосягаемыми. Мы покорили их». Анализируя сегодняшнее состояние развития нашей страны, важно отметить, что за 30 лет Независимости Казахстана создано современное государство, обеспечены мир, общественное согласие и безопасность, осуществлен подъем экономики, создан фундамент благополучной жизни граждан, построена новая столица Нур-Султан, приобретен высокий авторитет на мировой арене. Констатируя это, обратимся к выступлению Н.А. Назарбаева на внеочередном XII съезде партии «Нур Отан» 23 апреля 2019 года, в котором дана четкая оценка пути, пройденного Казахстаном за тридцать лет свободного, самостоятельного развития под его политическим руководством: «За годы Независимости пройдет колоссальный путь. Мы начинали строить свое государство в условиях глубочайшего кризиса. Тотальный экономический коллапс поставил на грань выживания абсолютное большинство населения. Многие эксперты предрекали нам межэтнические конфликты и потрясения. Но мы доказали всему миру, что достойны жить в своей собственной, независимой стране в условиях мира и согласия. Мой ключевой принцип – «Сначала экономика, потом политика» доказал абсолютную правоту. Прежде всего, необходимо было наладить жизнь людей, их благосостояние. Благодаря этому мы превратились в одно из самых динамично развивающихся государств на постсоветском пространстве и в мире. …Наша страна – авторитетный и активный участник международной политики. Ныне мы сами управляем своей судьбой и созидаем свое будущее». С момента обретения независимости политическое руководство страны взяло за основу развития молодого государства политическую формулу «единство в многообразии», национально-духовное единство и солидарность всего казахстанского народа, которое строится на главных приоритетах – согласии, мире и безопасности – бесценных сокровищах бытия и жизни Человека и Человечества на Земле. В нашем государстве мирно сосуществуют и взаимодействуют представители более 100 этносов и 18 конфессий. Мы уверены, что с формулами «Единство в многообразии», «Мы - один народ - одна страна - одна судьба» нет задач, которые были бы непосильны нашему государству и народу. Такой подход, такие принципы были обусловлены тем, что современный полиэтнический и поликонфессиональный Казахстан является полноправным наследником вековых цивилизационно-культурных разнообразий великих цивилизаций, представленных на бескрайних просторах Великой Степи. Завоевание независимости способствовало возрождению религии в молодом государстве. Религиозные объединения приобрели права субъектов социальных отношений. Курс на продвижение и упрочение политики межконфессионального и межрелигиозного согласия и мира, объявленный Н.Назарбаевым на заре независимости и системно продвигаемый Главой государства К.К. Токаевым сформировал ключевой смысл государственной политики Казахстана в сфере религии и религиозной деятельности – это единение казахстанской нации во имя развития, стабильности, процветания и безопасного будущего. Базовые векторы государственной политики в религиозной сфере выстроены через реализацию целей и задач, обозначенных в Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», Плане нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех», Программах и Посланиях «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», поручениях Главы государства по вопросам регулирования религиозной сферы, а также Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 20 июня 2017 года №500 и реализации пункта 2 статьи 39 Конституции о признании неконституционными любых действий, способных нарушить межконфессиональное согласие в обществе. В Стратегии «Казахстан-2050» чётко обозначены ключевые программные установки внутренней политики нашей страны, ставшие фундаментальной основой политики государства в сфере религии, обозначив важность и ценность формирования религиозного сознания общества, соответствующего традициям и историко-культурным нормам, приоритетности ключевых духовных констант – согласия, мира и безопасности. Примат согласия, мира и безопасности становится неотъемлемым условием устойчивого развития суверенного государства. Эту стратегическую цель Елбасы Н.Назарбаев встроил в контекст системного подхода к формированию нового Казахстана – государства XXI столетия. Для реализации данных приоритетов государством проделана значительная работа в сфере законодательного обеспечения политики в религиозной сфере. Конституционная норма о светском характере государства является основополагающей характеристикой государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан. Конституционный принцип светского характера государства реализуется через четкое разделение сфер компетенции и функций государства и религиозных объединений. Поиск новых подходов во взаимоотношениях государства и религиозных объединений привел к разработке соответствующей законодательной базы, внесению дополнений и изменений в конституционно-правовые основы в области прав человека и гражданина. Одним из первых законодательных актов после обретения Казахстаном своей государственной независимости стал Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый в 1992 году и обозначивший базовые принципы конфессиональной политики молодого государства. Главное достижение данного Закона в обеспечении значимых законодательных основ, приведших к отсутствию межконфессиональных конфликтов в полиэтничном и поликонфессиональном государстве, что сформировало на международной арене положительный имидж Казахстана как инициатора диалоговых площадок регионального, континентального и мирового уровня. Как известно, с 2011 года важнейшим правовым инструментом, определяющим новую стратегическую линию государства в сфере религии, выступает Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который является основным нормативным правовым актом, регулирующим сферу религиозной деятельности и функционирования религиозных объединений. Принятие данного Закона обусловливалось активизацией религиозной деятельности, изменением характера государственно-конфессиональных отношений. Принятие данного Закона позволило обновить и совершенствовать нормативную базу в сфере религии; создать необходимые правовые условия для функционирования религиозных объединений; успешно провести процедуру перерегистрации религиозных объединений, тем самым обеспечив структурирование и систематизацию конфессионального пространства республики, получив тем самым объективные данные о количестве религиозных объединений и их вероисповедной принадлежности. Сегодня важнейшими направлениями реализуемой государственной политики Республики Казахстан в религиозной сфере выступают ее правовое обеспечение и совершенствование законодательства в соответствии с требованиями и вызовами времени, в том числе в сферах информации и коммуникаций, образования, здравоохранения, культуры, спорта, государственной службы, местного самоуправления и иных сферах, а также механизмы деятельности государственных и общественных институтов на основе национального права и международно-правовых норм и стандартов. Результат последовательной государственной политики в религиозной сфере – в искреннем желании руководителей религиозных объединений республики и их последователей укреплять сотрудничество, развивать взаимопонимание и взаимодействие. Ибо именно на такой основе возможно, чтобы религиозные объединения Казахстана принимали активное участие в социально-культурных мероприятиях, направленных на упрочение в обществе гражданского мира и духовного согласия, солидарности и единения. Руководители крупнейших религиозных объединений входят в состав республиканской и малых ассамблей народа Казахстана, Комиссии по правам человека при Президенте РК, советов по связям с религиозными объединениями на республиканском (Министерство информации и общественного развития) и региональном уровнях (при акиматах областей, городов республиканского значения и столицы). В этом русле продолжается процесс активного возрождения религиозных традиций, строительство культовых сооружений – мечетей, храмов, молитвенных домов, а также открытие новых религиозно-просветительских центров, средств массовой информации религиозной направленности. Духовные лидеры и представители местных религиозных общин регулярно встречаются и ведут дружеский диалог на конференциях, «круглых столах», форумах, организуемых государственными органами и неправительственными организациями. Один из важнейших трендов в данной ситуации – это желание и умение руководителей религиозных объединений республики находить общий язык между собой, что особо привлекает внимание мировой общественности. В итоге Казахстан имеет положительные оценки эффективности действующей в стране модели обеспечения гражданского мира и согласия со стороны Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации Исламского Сотрудничества и других международных организаций. Высокую оценку сложившейся в Казахстане уникальной модели межконфессионального согласия дали Папа Римский Иоанн Павел Второй во время посещения страны в 2001 году, а также авторитетные духовные иерархи мировых и традиционных конфессий – участники I-VI Съездов лидеров мировых и традиционных религий в столице Казахстана. Важное значение имеет обширный ареал конфессионального пространства республики, который состоит как из традиционных для Казахстана вероучений – ислам ханафитского мазхаба и христианство православного направления, так и нетрадиционных религиозных течений/конфессий. Основные типы религиозной самоидентификации граждан страны связаны с исламом и христианством. Конфессиональное многообразие республики обеспечивает целевой результат государственной политики в религиозной сфере – согласие и мир, общественную стабильность и безопасность в светской стране, отсутствие непонимания, конфликтов и вызовов на религиозной почве. Однако для Казахстана очень важным становится согласие и мир между цивилизациями и религиями, без которого, в целом, нет благополучия и развития на всей планете. Поэтому Первый Президент Н.Назарбаев выступает за сближение различных культур и цивилизаций в мировом масштабе, инициируя созыв Съезда лидеров мировых и традиционных религий. На фоне возникающих в мире межцивилизационных и межрелигиозных противоречий этот уникальный опыт организации и проведения Съезда мировых духовных иерархов оказался востребованным на планетарном уровне. Значимо и то, что Казахстан, распространяя свой опыт через межконфессиональный и межрелигиозный диалог, на практике показывает, что вопреки классику мировой литературы Джозефа Киплинга о том, что «Восток есть Восток. Запад есть Запад. И вместе им не сойтись», два полюса могут сойтись. Единение Востока и Запада, христианского и мусульманского миров может произойти и происходит на наших глазах – на платформе диалога и согласия, мира и безопасности. За 18 лет со дня созыва Первого Съезда в 2003 году, в рамках шести состоявшихся Съездов укрепляются связи между представителями различных религий, конфессий и цивилизаций, способствуя росту доверия и взаимного уважения между религиозными общинами. Здравый смысл и фактическое положение дел убеждают в том, что сегодня на фоне острых конфликтов в различных регионах огромной планеты своеобразным оазисом мира и стабильности выступает наша страна. Светский Казахстан, вдохновляя мировое сообщество к миру и согласию, добрым и благим начинаниям, завоевал в сердцах людей в разных уголках мира уважение, авторитет и признание. Одним из исключительно важных факторов достижения такого результата нашего государства является наличие долгосрочной стратегии духовной безопасности общества, выверенных целей по регулированию религиозной сферы и наличию целенаправленной государственно-конфессиональной политики по их достижению. Не меньше внимания в реализуемой государством политике в сфере религий отводится явлениям и процессам, разделяющие человечество по этнической либо вероисповедальной принадлежности, цвету кожи либо идеологическому пласту, подкрепляемые различными деструктивными теориями о «конфликтах цивилизаций», «конце истории», потенциальных межконфессиональных и межрелигиозных столкновений. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, характеризуя состояние и динамику развития современной международной обстановки, особо подчеркивает, что в настоящий период меняются геополитические устремления ведущих держав; нагнетается конфронтация между крупными державами; обостряются региональные конфликты, в том числе на религиозной почве. Для Казахстана, как регионального государства - это неблагоприятная тенденция. Поэтому в этих объективных исторических условиях современности Казахстан обязан позаботиться о своих национальных интересах. Этот месседж Главы государства касается всех граждан нашей страны. Мы в Казахстане должны все это учитывать в поисках места, которое наше государство должно занимать в ряду ведущих стран мира. Важно всем казахстанцам содействовать установлению общественного согласия, мира и безопасности в нашем обществе Мы ни в коем случае не должны себя ввергнуть в пучину конфликтов, в том числе на религиозной основе. В преддверии Седьмого Съезда лидеров мировых и традиционных религий в 2022 году, думается важным и необходимым актуализировать мудрые и веские слова Нурсултана Назарбаева, обращенные к участникам Первого Съезда в 2003 году: «Там, где дают сбои методы политического регулирования, роль Слова Божьего остаётся единственным средством примирения и надежды. Роль религиозных традиций, в основу которых положены высочайшие образцы нравственности, в нашем бурно, порой хаотично меняющемся мире, невозможно переоценить». Мы должны дорожить согласием, стабильностью и миром, за которые нас уважают и ценят в глобальном международном сообществе. Мы должны объединить свои усилия во имя главного – безопасности нашего общего дома – Республики Казахстан.
 
Дата публикации
10 марта 2022
Дата обновления
10 марта 2022
Тип
Аналитическая статья

Сейчас читают

22 октября 2025
В Карагандинской области действует система взаимодействия между религиозными общинами и госструктурами
18 марта 2025
Шесть лет прогресса: Казахстан на пути устойчивого развития
Аналитическая статья
23 января 2025
Межконфессиональное согласие как основа стабильности Карагандинской области

Социальные медиа

Управление по делам религий Карагандинской области
Центр религий
Konfess2020
УДР Караганда

Меню подвал

Экранный диктор
Термины и обозначения
Политика конфиденциальности
Правила размещения информации на интернет-портале открытых данных
Концепция развития искусственного интеллекта на 2024 – 2029 годы
Концепция цифровой трансформации
Жизненные ситуации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК