Меню

Страницы

Статья

Инклюзивное образование

С 2016 года с целью координации деятельности всех структур и ведомств по исполнению поставленных государством задач по обеспечению доступности и инклюзивности при управлении образования Карагандинской области действует Координационный Совет по развитию инклюзивного образования.

Основными направлениями деятельности являются: объединение и координация всех структур, задействованных в реализации инклюзивного образования; разработка рекомендаций и предложений по улучшению состояния и развития инклюзивного процесса; мониторинг и анализ сложившейся в регионе ситуации включенности организаций образования в инклюзивную практику.

Исходя из всех стратегических направлений государственной политики по созданию специальных условий для получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями разработана Дорожная карта развития инклюзивного образования в Карагандинской области на 2020 - 2025 годы. Особое место в Плане мероприятий Дорожной карты отведено вопросам кадрового, учебно - методического обеспечения, создания условий безбарьерной среды.

С ноября 2020 года под председательством заместителя акима Карагандинской области А. Нукенова при управлении образования проводятся онлайн - совещания с участием представителей образования, социальной защиты и здравоохранения, внештатного советника акима области по вопросам лиц с инвалидностью, заместителей акимов городов и районов, руководителей отделов образования, специальных организаций. В ходе совещаний были озвучены ряд системных проблем, требующих незамедлительного межведомственного решения.

С января 2021 года по итогам последнего совещания управлением образования запущен чат в Teleqram канале для поддержки родителей детей с особыми образовательными потребностями, где им предоставлена возможность получить консультационную помощь от руководителей отделов образования, специалистов психолого - медико - педагогических консультаций, кабинетов психолого - педагогической коррекции по вопросам обучения и воспитания детей.

В Карагандинской области по состоянию на 1 января 2021 года проживает 12 879 детей с особыми образовательными потребностями, в том числе 2349 детей с инвалидностью.

Из них дошкольного возраста - 4511 или 35% детей; школьного возраста - 8368 или 65%. Впервые выявленные дети составили 1864 ребенка с ООП.

Обучением и воспитанием по образовательным программам и коррекционно - педагогической поддержкой охвачено 11 тысяч 753 ребенка с особыми образовательными потребностями или 91,2%.

По области функционируют 5 психолого - медико - педагогических консультаций (г. г.Караганда (2 ед.), Темиртау, Балхаш, Жезказган); 11 кабинетов психолого - педагогической коррекции (г.г.Караганда (3 ед.), Темиртау, Жезказган, Шахтинск, Сатпаев, Осакаровский, Жанааркинский, Каркаралинский, Абайский районы); 2 реабилитационных центра (г.г. Караганда, Темиртау).

С 2019 года в рамках республиканского проекта «Каждый ребёнок достоин школы» совместно с корпоративным фондом «Болашақ» открыто 4 кабинета поддержки инклюзии для помощи детям с аутизмом и ментальными нарушениями (г.Караганда - 2, Жезказган -1, Темиртау -1 ).

Также при при содействии корпоративного фонда «Дара» открыты 4 ресурсных центра поддержки инклюзивного образования: в 2020 году - 3 (г.Караганда - 2, г.Темиртау - 1); в 2021 году - 1 (г.Шахтинск).

В кабинеты поддержки инклюзии выделены дополнительные штатные единицы сопровождающих лиц - тьюторов, учителей - дефектологов, учителей - логопедов.

Материальное и методическое оснащение кабинетов поддержки и ресурсных центров позволяет детям при необходимости разгрузиться, отдохнуть, а команда специалистов имеет возможность создавать индивидуальные условия обучения детей.

До 2025 года запланировано открытие 20 кабинетов поддержки инклюзии в организациях среднего образования.

Согласно индикаторам Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы по области созданы условия для инклюзивного образования: дошкольные организации - 33,4%, общеобразовательные школы - 73,2%, ТиПО - 47%.

С начала текущего учебного года введено подушевое финансирование в 172 общеобразовательных школах области. Из них 108 школ с контингентом 2264 детей с особыми образовательными потребностями.

Обучение детей с особыми образовательными потребностями реализуется в 69 специальных и 1468 массовых (инклюзивных) классах. В них, согласно рекомендациям ПМПК получают образование 3 340 детей, из них 650 детей обучаются на дому.

В 2020 - 2021 учебном году в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями задействовано 6280 педагогов или 30,4% от общего числа педагогов области. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан (от 31 декабря 2015 года № 1193) за работу с детьми с ОВР все педагоги получают доплату 40% от БДО.

С 2020 года (Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц») в общеобразовательных школах области введено 59 штатных единиц педагогов - ассистентов.

Увеличение охвата организаций образования инклюзивной практикой обусловило появление новых требований к профессиональной компетентности педагогов, которые должны ориентироваться не только на работу со здоровыми детьми, но и с детьми, имеющими различные отклонения в развитии с учетом многочисленных социальных факторов, специфики ближайшего окружения и особенностей социализации.

Вопрос повышения компетентности педагогов по актуальным вопросам инклюзивного образования решается через курсы повышения квалификации, обучающие семинары и мастер - классы, сетевое взаимодействие и методическое сопровождение.

Кроме того, с 2018 года в рамках образовательного гранта акима области осуществляется подготовка специалистов по специальности «Дефектология».

В настоящее время управлением образования с целью осуществления постоянного мониторинга инклюзивного образования начата работа по введению единой цифровой базы данных психолого - медико - педагогических консультаций, кабинетов психолого - педагогической коррекции, специальных школ, детских садов, общеобразовательных школ.

Дата публикации
01 марта 2021
Дата обновления
01 марта 2021
Тип
Информация

Сейчас читают

11 января 2024
Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)
06 декабря 2023
Меры поддержки лиц с особыми потребностями
Информация
26 октября 2023
Комплексный план по реализации "Единой программы воспитания"

Социальные медиа

Файсбук
Телеграмм
Инстаграм

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития