С 2016 года с целью координации деятельности всех структур и ведомств по исполнению поставленных государством задач по обеспечению доступности и инклюзивности при управлении образования Карагандинской области действует Координационный Совет по развитию инклюзивного образования.
Основными направлениями деятельности являются: объединение и координация всех структур, задействованных в реализации инклюзивного образования; разработка рекомендаций и предложений по улучшению состояния и развития инклюзивного процесса; мониторинг и анализ сложившейся в регионе ситуации включенности организаций образования в инклюзивную практику.
Исходя из всех стратегических направлений государственной политики по созданию специальных условий для получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями разработана Дорожная карта развития инклюзивного образования в Карагандинской области на 2020 - 2025 годы. Особое место в Плане мероприятий Дорожной карты отведено вопросам кадрового, учебно - методического обеспечения, создания условий безбарьерной среды.
С ноября 2020 года под председательством заместителя акима Карагандинской области А. Нукенова при управлении образования проводятся онлайн - совещания с участием представителей образования, социальной защиты и здравоохранения, внештатного советника акима области по вопросам лиц с инвалидностью, заместителей акимов городов и районов, руководителей отделов образования, специальных организаций. В ходе совещаний были озвучены ряд системных проблем, требующих незамедлительного межведомственного решения.
С января 2021 года по итогам последнего совещания управлением образования запущен чат в Teleqram канале для поддержки родителей детей с особыми образовательными потребностями, где им предоставлена возможность получить консультационную помощь от руководителей отделов образования, специалистов психолого - медико - педагогических консультаций, кабинетов психолого - педагогической коррекции по вопросам обучения и воспитания детей.
В Карагандинской области по состоянию на 1 января 2021 года проживает 12 879 детей с особыми образовательными потребностями, в том числе 2349 детей с инвалидностью.
Из них дошкольного возраста - 4511 или 35% детей; школьного возраста - 8368 или 65%. Впервые выявленные дети составили 1864 ребенка с ООП.
Обучением и воспитанием по образовательным программам и коррекционно - педагогической поддержкой охвачено 11 тысяч 753 ребенка с особыми образовательными потребностями или 91,2%.
По области функционируют 5 психолого - медико - педагогических консультаций (г. г.Караганда (2 ед.), Темиртау, Балхаш, Жезказган); 11 кабинетов психолого - педагогической коррекции (г.г.Караганда (3 ед.), Темиртау, Жезказган, Шахтинск, Сатпаев, Осакаровский, Жанааркинский, Каркаралинский, Абайский районы); 2 реабилитационных центра (г.г. Караганда, Темиртау).
С 2019 года в рамках республиканского проекта «Каждый ребёнок достоин школы» совместно с корпоративным фондом «Болашақ» открыто 4 кабинета поддержки инклюзии для помощи детям с аутизмом и ментальными нарушениями (г.Караганда - 2, Жезказган -1, Темиртау -1 ).
Также при при содействии корпоративного фонда «Дара» открыты 4 ресурсных центра поддержки инклюзивного образования: в 2020 году - 3 (г.Караганда - 2, г.Темиртау - 1); в 2021 году - 1 (г.Шахтинск).
В кабинеты поддержки инклюзии выделены дополнительные штатные единицы сопровождающих лиц - тьюторов, учителей - дефектологов, учителей - логопедов.
Материальное и методическое оснащение кабинетов поддержки и ресурсных центров позволяет детям при необходимости разгрузиться, отдохнуть, а команда специалистов имеет возможность создавать индивидуальные условия обучения детей.
До 2025 года запланировано открытие 20 кабинетов поддержки инклюзии в организациях среднего образования.
Согласно индикаторам Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы по области созданы условия для инклюзивного образования: дошкольные организации - 33,4%, общеобразовательные школы - 73,2%, ТиПО - 47%.
С начала текущего учебного года введено подушевое финансирование в 172 общеобразовательных школах области. Из них 108 школ с контингентом 2264 детей с особыми образовательными потребностями.
Обучение детей с особыми образовательными потребностями реализуется в 69 специальных и 1468 массовых (инклюзивных) классах. В них, согласно рекомендациям ПМПК получают образование 3 340 детей, из них 650 детей обучаются на дому.
В 2020 - 2021 учебном году в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями задействовано 6280 педагогов или 30,4% от общего числа педагогов области. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан (от 31 декабря 2015 года № 1193) за работу с детьми с ОВР все педагоги получают доплату 40% от БДО.
С 2020 года (Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц») в общеобразовательных школах области введено 59 штатных единиц педагогов - ассистентов.
Увеличение охвата организаций образования инклюзивной практикой обусловило появление новых требований к профессиональной компетентности педагогов, которые должны ориентироваться не только на работу со здоровыми детьми, но и с детьми, имеющими различные отклонения в развитии с учетом многочисленных социальных факторов, специфики ближайшего окружения и особенностей социализации.
Вопрос повышения компетентности педагогов по актуальным вопросам инклюзивного образования решается через курсы повышения квалификации, обучающие семинары и мастер - классы, сетевое взаимодействие и методическое сопровождение.
Кроме того, с 2018 года в рамках образовательного гранта акима области осуществляется подготовка специалистов по специальности «Дефектология».
В настоящее время управлением образования с целью осуществления постоянного мониторинга инклюзивного образования начата работа по введению единой цифровой базы данных психолого - медико - педагогических консультаций, кабинетов психолого - педагогической коррекции, специальных школ, детских садов, общеобразовательных школ.