Меню

Мобильная связь
Интернет
Фиксированная связь
Почтовая связь
Проверка качества сотовой связи
Выдача разрешений на использование радиочастотного спектра Республики Казахстан
Развитие новых технологий и инфраструктуры в области связи
Государственная политика в области связи
Электроэнергетика

По итогам 2022 года выработка электроэнергии составила 112,8 млрд. кВтч, план на текущий год составляет 114,9 млрд. кВтч.

Объем выработки возобновляемой энергетики составил 5,1 млрд. кВтч, доля ВИЭ достигла 4,5%.

В 2022 году реализовано 12 проектов ВИЭ суммарной мощностью 385 МВт. В 2023 году планируется ввод 15 проектов ВИЭ мощностью 276 МВт.

В целях планомерного устойчивого развития энергетического комплекса утвержден Энергетический баланс до 2035 года, согласно которому ожидается рост новых мощностей почти в 2 раза.

Для предупреждения рисков возникновения дисбалансов в энергосистеме и влияния высоких тарифов от вновь вводимых новых источников энергии были проработаны нормы по переходу на новую целевую модель рынка электроэнергии, которая предусматривает централизованный закуп электрической энергии и внедрение балансирующего рынка.

Вместе с тем основным вызовом для отрасли является высокий износ действующих энергетических мощностей и объектов.

По поручению Главы государства в 1 квартале 2023 года будет завершен аудит всех ТЭЦ и электрических сетей страны.

Для стимулирования субъектов рынка будут направлены инвестиции на реконструкцию и модернизацию мощностей, разрабатывается новая Программа «Тариф в обмен на инвестиции». Объем инвестиций в отрасль по Программе оценивается порядка 400 млрд. тенге ежегодно.

В текущем году будет принят Закон «О теплоэнергетике». Закон направлен на решение проблем теплоснабжения регионов, позволит осуществлять долгосрочные планы и систематизировать взаимоотношения между центральными и местными исполнительными органами.

Планируется усилить роль Комитета атомного и энергетического надзора в сфере контроля за обеспечением качественных ремонтных кампаний и исполнением инвестиционных программ.

Будет введена в эксплуатацию цифровая платформа энергетики, которая позволит управлять рисками и отслеживать техническое состояние станций.

Все озвученные меры позволят придать импульс для развития сферы электро- и теплоэнергетики.

 

Информация за предыдущие годы

Единая электроэнергетическая система Республики Казахстан (ЕЭС РК) представляет собой совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей Республики Казахстан.

Электроэнергетика Республики Казахстан включает следующие сектора:

  • производство электрической энергии;
  • передача электрической энергии;
  • снабжение электрической энергией;
  • потребление электрической энергии;
  • иная деятельность в сфере электроэнергетики.

Сектор производства электрической энергии

Производство электрической энергии в Казахстане осуществляют 158 электрических станций различной формы собственности. Годовой максимум нагрузок в Единой электроэнергетической системе Казахстана за прошедший ОЗП зафиксирован 26 ноября 2019 года и составил 15 182 МВт. На 1 января 2020 года общая установленная мощность электростанций Казахстана составила 22 936,6 МВт, располагаемая мощность — 19 329,7 МВт.

Электрические станции разделяются на электростанции национального значения, электростанции промышленного назначения и электростанции регионального назначения.

За 2019 год объем выработки электроэнергии составил 106,0 млрд. кВтч или 99,3% к 2018 году (106,8 млрд. кВтч). Потребление электроэнергии составило 105,1 млрд. кВтч или 102% к 2018 году (103,2 млрд. кВтч), что говорит о полном покрытии потребности экономики страны в электроэнергии.

За 6 месяцев 2020 года объем выработки электроэнергии составил 53,5 млрд. кВтч или 103% к 6 месяцам 2019 года (51,9 млрд. кВтч). Потребление электроэнергии составило 53,1 млрд. кВтч или 102,1% к 6 месяцам 2019 года (52 млрд. кВтч).

Приказом Министра энергетики РК от 15.01.2020г. № 15, утвержден Прогнозный баланс электрической энергии и мощности на 2020-2026 годы.

Согласно которого, объем выработки и потребления электрической энергии должен составить:

                                                                                                                           млрд. кВтч

 

Выработка

Потребление

2020 год

113,8

108,8

2021 год

113,5

110,7

2022 год

116,1

112,7

2023 год

120,9

114,5

2024 год

123,5

118,0

2025 год

128,1

120,8

2026 год

128,5

124,1

Сектор передачи электроэнергии

Электрические сети Республики Казахстан представляют собой совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи напряжением 0,4–1150 кВ, предназначенных для передачи и (или) распределения электрической энергии.

Роль системообразующей сети в ЕЭС РК выполняет национальная электрическая сеть (НЭС), которая обеспечивает электрические связи между регионами республики и энергосистемами сопредельных государств (Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан), а также выдачу электрической энергии электрическими станциями и её передачу оптовым потребителям. Подстанции, распределительные устройства, межрегиональные и (или) межгосударственные линии электропередачи и линии электропередачи, осуществляющие выдачу электрической энергии электрических станций, напряжением 220 кВ и выше, входящие в состав НЭС, находятся на балансе АО «КЕGОС».

Электрические сети регионального уровня обеспечивают электрические связи внутри регионов, а также передачу электрической энергии розничным потребителям. Электрические сети регионального уровня находятся на балансе и эксплуатации 19 региональных электросетевых компаний (РЭК), в том числе передачу электрической энергии осуществляют более мелкие энергопередающие организации в количестве 130 штук.

Энергопередающие организации (ЭПО) осуществляют на основе договоров передачу электрической энергии через собственные или используемые (аренда, лизинг, доверительное управление и иные виды пользования) электрические сети потребителям оптового и розничного рынка или энергоснабжающим организациям.

Сектор электроснабжения

Сектор электроснабжения рынка электрической энергии Республики Казахстан состоит из энергоснабжающих организаций (ЭСО), которые осуществляют покупку электрической энергии у энергопроизводящих организаций или на централизованных торгах и последующую её продажу конечным розничным потребителям.

Энергоснабжение в Республике Казахстан осуществляется в условиях функционирования рынков электрической и тепловой энергии. Электрическая и тепловая энергия являются товаром на рынке.

Рынок электрической энергии делится на оптовый и розничный, рынок тепловой энергии представлен только розничным рынком.

Оптовый рынок электроэнергии в Казахстане состоит из следующих сегментов:

Децентрализованный рынок купли-продажи электроэнергии осуществляется посредством двухсторонних договоров. Данный сектор является свободным и  занимает основную долю в структуре оптового рынка, стороны договора самостоятельно на договорных условиях определяют условия договора, объемы и цену электроэнергии.

Централизованный рынок электроэнергией осуществляется посредством торговли на основе торговой площадки биржевого типа по спот-торгам «за день вперед» и по долго- и среднесрочным контрактам на централизованной площадке на добровольной основе, за исключением некоторых случаев, установленных Законом РК «Об электроэнергетике».

Ценообразование на централизованном рынке электрической энергии осуществляется посредством торгов, осуществляемых биржевыми методами (метод двустороннего аукциона и метод непрерывных встречных торгов).

Балансирующий рынок электроэнергии, работающий в целях физического и последующего финансового урегулирования почасовых дисбалансов в режиме реального времени, функционирует в имитационном режиме.

Рынок системных и вспомогательных услуг функционирует на основе как приобретения у субъектов оптового рынка электрической энергии, так и оказания системным оператором соответствующих услуг субъектам оптового рынка электрической энергии для обеспечения установленных стандартами надежности работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и качества электрической энергии.

Рынок электрической мощности функционирует на основе покупки услуги по поддержанию готовности электрической мощности и оказанию централизованной услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.

Субъектами оптового рынка электрической энергии являются:

  • энергопроизводящие организации осуществляют деятельность по производству и продаже электрической энергии;
  • энергопередающие организации осуществляют деятельность по передаче электрической энергии;
  • энергоснабжающие организации;
  • потребители электрической энергии;
  • системный оператор;
  • оператор рынка централизованной торговли;
  • единый закупщик.

Государственное участие

Министерство энергетики Республики Казахстан является Государственным уполномоченным органом, осуществляющим государственную политику в области электроэнергетики.

В компетенцию Министерства входят вопросы утверждения предельных тарифов на производство электрической энергии энергопроизводящих организаций.

При этом, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об электроэнергетике», энергопроизводящие организации самостоятельно устанавливают отпускные цены на электрическую энергию, но не выше предельного тарифа. Вместе с тем, купля-продажа электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии осуществляется на основании договоров, заключаемых в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Так, энергопроизводящие самостоятельно заключают договора с потребителями электрической энергии, в том числе и энергоснабжающими организациями, которые в свою очередь продают электрическую энергию населению.

В соответствии со статьей 12-1 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике» (далее – Закон) предельный тариф на электрическую энергию и предельный тариф на балансирующую электроэнергию утверждаются по группам энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, на срок, равный семи годам, с разбивкой по годам.

Приказом Министра энергетики Республики Казахстан
от 14 декабря 2018 года № 514 «Об утверждении предельных тарифов на электрическую энергию» утверждены предельные тарифы на электрическую энергию энергопроизводящих организаций на семилетний период.

Группы энергопроизводящих организаций сформированы приказом Министра   энергетики  Республики Казахстан от 5 декабря 2018 года № 476, где каждая энергопроизводящая организация определена в отдельную группу.

При этом, в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике», ни один государственный орган не вправе вмешиваться в хозяйственно-производственную деятельность энергопроизводящих организаций.

Предельные тарифы на электрическую энергию

                                                                                                      тенге/кВтч

Группа энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию

Предельные тарифы на электрическую энергию по годам

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

1-группа

5,76

5,80

5,80

5,80

5,80

5,80

5,80

2-группа

4,5

5,55

5,55

5,55

5,55

5,55

5,55

3-группа

7,73

9,13

9,13

9,13

9,13

9,13

9,13

4-группа

5,83

7,50

7,50

7,50

7,50

7,50

7,50

5-группа

8,10

9,10

9,10

9,10

9,10

9,10

9,10

6-группа

6,7

7,91

7,91

7,91

7,91

7,91

7,91

7-группа

6,44

7,72

7,72

7,72

7,72

7,72

7,72

8-группа

6,7

8,38

8,38

8,38

8,38

8,38

8,38

9-группа

5,06

6,17

6,17

6,17

6,17

6,17

6,17

10-группа

6,6

8,29

8,29

8,29

8,29

8,29

8,29

11-группа

7,0

7,00

7,00

7,00

7,00

7,00

7,00

12-группа

4,03

4,80

4,80

4,80

4,80

4,80

4,80

13-группа

8,42

10,39

10,39

10,39

10,39

10,39

10,39

14-группа

7,80

10,10

10,10

10,10

10,10

10,10

10,10

15-группа

8,20

9,50

9,50

9,50

9,50

9,50

9,50

16-группа

7,57

8,86

8,86

8,86

8,86

8,86

8,86

17-группа

10,20

11,78

11,78

11,78

11,78

11,78

11,78

18-группа

8,0

9,95

9,95

9,95

9,95

9,95

9,95

19-группа

6,3

6,30

6,30

6,30

6,30

6,30

6,30

20-группа

6,82

8,48

8,48

8,48

8,48

8,48

8,48

21-группа

6,54

8,10

8,10

8,10

8,10

8,10

8,10

22-группа

7,30

7,30

7,30

7,30

7,30

7,30

7,30

23-группа

6,40

8,67

8,67

8,67

8,67

8,67

8,67

24-группа

6,33

7,61

7,61

7,61

7,61

7,61

7,61

25-группа

6,57

9,47

9,47

9,47

9,47

9,47

9,47

26-группа

8,70

10,30

10,30

10,30

10,30

10,30

10,30

27-группа

12,12

13,10

13,10

13,10

13,10

13,10

13,10

28-группа

8,95

10,02

10,02

10,02

10,02

10,02

10,02

29-группа

10,55

11,81

11,81

11,81

11,81

11,81

11,81

30-группа

7,60

7,60

7,60

7,60

7,60

7,60

7,60

31-группа

8,94

10,40

10,40

10,40

10,40

10,40

10,40

32-группа

1,10

1,10

1,10

1,10

1,10

1,10

1,10

33-группа

2,43

3,44

3,44

3,44

3,44

3,44

3,44

34-группа

1,86

2,59

2,59

2,59

2,59

2,59

2,59

35-группа

8,72

8,10

8,10

8,10

8,10

8,10

8,10

36-группа

12,02

12,02

12,02

12,02

12,02

12,02

12,02

37-группа

8,78

10,80

10,80

10,80

10,80

10,80

10,80

38-группа

13,68

15,46

15,46

15,46

15,46

15,46

15,46

39-группа

10,02

11,30

11,30

11,30

11,30

11,30

11,30

40-группа

9,24

11,30

11,30

11,30

11,30

11,30

11,30

41-группа

8,76

8,76

8,76

8,76

8,76

8,76

8,76

42-группа

11,38

12,78

12,78

12,78

12,78

12,78

12,78

43-группа

7,0

7,00

7,00

7,00

7,00

7,00

7,00

44-группа

7,39

7,39

7,39

7,39

7,39

7,39

7,39

Министерство в соответствии с пунктом 3 статьи 12 ежегодно принимает отчеты по затратам на производство и реализацию электрической энергии, по объемам производства и реализации электрической энергии за предшествующий календарный год.

В случае фактического увеличения независящих от энергопроизводящих организаций затрат на производство электрической энергии, Министерство осуществляет корректировку предельных тарифов на производство электрической энергии, по заявке энергопроизводящих организаций.

В свою очередь, уполномоченным органом в сфере естественных монополий, к которым относятся деятельности по передаче и снабжению электрической энергии является Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – КРЕМ МНЭ РК). К функциям КРЕМ МНЭ РК относятся определение метода тарифного регулирования сферы естественной монополии, регулирование цен и тарифов на товары, работы и регулируемые услуги.

Так, тарифы на передачу электрической энергии АО «KEGOC» и энергопередающих организаций, а также снабженческая надбавка энергоснабжающих организаций регулируются в соответствии с действующим законодательством КРЕМ МНЭ РК.

Конечная цена на электрическую энергию для потребителей устанавливается КРЕМ МНЭ РК.

Участие Министерства энергетики Республики Казахстан в деятельности субъектов естественных монополий осуществляется путем рассмотрения инвестиционных программы субъектов естественной монополии на предмет технологической обоснованности и удовлетворения спроса потребителей на регулируемые услуги в целях повышения качества и надежности предоставляемых регулируемых услуг. Также, принимаются отчеты по исполнению данных инвестиционных программ совместно с уполномоченным органом в области естественной монополии.

Касательно бюджета в рамках развития электро-теплоэнергетической системы

Департамент развития электроэнергетики Министерства энергетики является администратором бюджетных программ 041 «Развитие тепло-электроэнергетики» подпрограммы 101 «Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на развитие теплоэнергетической системы» и 042 «Кредитование областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы на реконструкцию и строительство систем теплоснабжения».

В рамках бюджетной программы 041/101 «Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на развитие теплоэнергетической системы» из республиканского бюджета финансируются расходы на строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию теплоэлектроцентралей и котельных мощностью 100 Гкал/час и выше, также подстанций и линии электропередач напряжением выше 35/10/0,4 кВ.

Цель бюджетной программы - обеспечение растущей потребности экономики страны в тепловой и электрической энергии.

По данной бюджетной программе бюджет на 2020 год составляет – 36 336 707 тыс. тенге, для реализации 22 проектов, в том числе:

г.Нур-Султан – 17 011 327 тыс. тенге (7 проектов);

г.Алматы – 4 000 000 тыс. тенге (2 проекта);

г.Шымкент – 3 772 375 тыс. тенге (3 проекта);

Западно-Казахстанская область – 871 493 тыс. тенге (1 проект);

Карагандинская область – 769 029 тыс. тенге (1 проект);

Костанайская область – 3 655 144 тыс. тенге (2 проекта);

Кызылординская область – 892 218 тыс. тенге (1 проект);

Мангистауская область – 3 030 664 тыс. тенге (2 проекта);

Павлодарская область – 376 475 тыс. тенге (1 проект);

Туркестанская область – 1 957 982 тыс. тенге (2 проекта).

По бюджетной программе 042 «Кредитование областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы на реконструкцию и строительство систем теплоснабжения» реализуется проекты по реконструкции, модернизации и строительству систем теплоснабжения.

Программа направлена на обеспечение надежным и бесперебойным теплоснабжением потребителей.

На 2020 год выделены средства в сумме 1 178 965 тыс. тенге на реализацию 2 проектов акиматов Костанайской и Западно-Казахстанской областей, в том числе:

- «Строительство газовых котельных с реконструкцией тепловых сетей в п. Октябрьский г. Лисаковска Костанайской области» - 662 547 тыс. тенге.

- «Реконструкция котельной АТП «Водострой» в поселке Зачаганск города Уральск Западно-Казахстанской области» -      516 418 тыс. тенге.

Реализация Плана Нации 100 конкретных шагов

В рамках 50 Шага на рынке электрической мощности создан Единый закупщик. В качестве Единого закупщика определена компания ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников» (создан в 2014 году для развития Возобновляющих источников электроэнергии) (дочерняя организация АО «KEGOC») (Приказ Министра энергетики №367 от 07.09.2018 г.).

Во исполнение 52 Шага 12 ноября 2015 года принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики».

Согласно Закону c 1 января 2019 года наряду с рынком электрической энергии, начал функционировать рынок электрической мощности, направленный на обеспечение привлечения необходимого объема инвестиций в отрасль как на строительство новых электростанций, так и на поддержание существующих мощностей, так же способствует развитию конкуренции среди существующих электростанций и обеспечению. окупаемости инвестиционных затрат энергопроизводящих организаций.

Для обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения Единый закупщик в лице ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» осуществляет реализацию купленной услуги по поддержанию мощности оптовым потребителям, энергопередающим, энергоснабжающим организациям по единой усредненной цене.

В рамках рынка электрической мощности существующий тариф на электрическую энергию разделен на две части:

1)      тариф на электроэнергию – переменная часть, которая обеспечивает окупаемость затрат на производство электрической энергии;

2)      тариф на мощность – постоянная часть, которая обеспечивает возвратность вложенных инвестиций в строительство новых и обновление, модернизацию, реконструкцию, расширение существующих электрических мощностей.

На рынке электрической энергии заключаются прямые двусторонние договора купли-продажи электроэнергии по свободным двусторонним договорам, так же остается возможность покупки и продажи электроэнергии на централизованных торгах.

Модель рынка электрической мощности с Единым закупщиком позволяет достигнуть эффекта максимального смягчения влияния притока новых инвестиций в отрасль на цены на электроэнергию для конечных потребителей, т.е. максимально смягчается региональное изменение цен на электроэнергию от реализации инвестиционных энергетических проектов страны.

В 2019 году Единым закупщиком заключен 51 договор с 34 энергопроизводящими организациями о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности на суммарную мощность 8 125 МВт, в том числе:

- с энергопроизводящими организациями по инвестиционным соглашениям на суммарную мощность 311 МВт 2 договора (АО «СевКазЭнерго» - 221 МВт по предельному тарифу 1,376 млн.тенге/МВт в месяц; ТОО «Караганда Энергоцентр» - 90,1 МВт по предельному тарифу 5,223 млн.тенге/МВт в месяц);

- с энергопроизводящими организациями, в состав которых входят ТЭЦ на 2 455 МВт 19 договоров (по предельному тарифу 590 тыс.тенге/МВт в месяц);

- с энергопроизводящими организациями по итогам централизованных торгов на 5 359 МВт 30 договоров (максимальный тариф - 590 тыс.тенге/МВт в месяц; минимальный тариф –  383 тыс.тенге/МВт в месяц).

Таким образом, за 2019 год привлечение инвестиций в сектор генерации электрической энергии составила более 58 млрд. тенге.

На 2020 год Единым закупщиком заключен 50 договоров с 32 энергопроизводящими организациями на суммарную мощность 9 191,96 МВт на сумму 82,5 млрд. тенге.

В реализацию 51 Шага 11 июля 2017 года принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики», которым установлены требования с поэтапным введением их в действие, направленные на укрупнение энергопередающих организаций (далее – ЭПО).

1) наличие диспетчерского технологического управления – не позднее 1 января 2018 года (вступило в силу);

2)наличие служб, осуществляющих эксплуатацию и техническое обслуживание электрических сетей, оборудования – не позднее 1 января 2020 года (вступило в силу);

3) наличие договоров с системным оператором на оказание системных услуг – не позднее 1 января 2020 года (вступило в силу);

4) наличие автоматизированных систем коммерческого учета, систем телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора и региональной электросетевой компании – не позднее 1 января 2022 года.

Определён механизм для укрупнения ЭПО:

- государственный орган по Энергетическому надзору и контролю проверяет ЭПО на соответствие установленным требованиям. По ЭПО несоответствующим требованиям Закона направляет информацию в Комитет по регулированию естественных монополий Министерство национальной экономики РК (далее-КРЭМ);

- КРЕМ пересматривает тарифы ЭПО с исключением инвестиционных затрат (прибыли, амортизационных отчислений, капитальных затрат, приводящих к росту стоимости основных средств).

Данные меры должны стимулировать ЭПО, несоответствующие требованиям, укрупнению путем объединения между собой или с региональными электросетевыми компаниями, а также прекращения деятельности по передаче электрической энергии.

Основной задачей является решение двух основных проблем на региональном уровне:

1) большое количество энергопередающих организаций (всего 162) и, как следствие, существование различных уровней тарифов на их услуги;

2) наличие бесхозяйных электрических сетей, что отрицательно сказывается на надежности электроснабжения потребителей.

Целью укрупнения является сокращение количества энергопередающих организаций, находящихся «в одной цепочке» на одной электрической сети. Объединение нескольких энергопередающих организаций в одну компанию будет исключать обязательства конечного потребителя оплачивать услугу по передаче электрической энергии нескольких компаний по различным уровням тарифов.

Также, передача бесхозяйных электрических сетей в ведение энергопередающей организации, имеющей квалифицированных специалистов и соответствующее материально-техническое оснащение, повысит надежность электроснабжения потребителей.

Основной ожидаемый результат от процесса укрупнения региональных электросетевых компаний, это сокращение количества энергопередающих организаций к 2023 году до 110 организаций и снижение тарифов на передачу электрической энергии.

С принятием Закона уже наблюдается тенденция снижения количества ЭПО со 162 в 2017 году до 150 в 2019 году.

В 2017 году количество коммунальных предприятий, осуществляющих передачу электрической энергии составляло 22 предприятия.

На сегодня прекратили свою деятельность 5 коммунальных предприятий из 22 организаций.

Проверке на соответствие требованию по наличию диспетчерского технологического управления подлежат 116 энергопередающих организаций.

- энергонадзором проведены проверки 116 ЭПО на соответствие требованию по наличию диспетчерского технологического управления, из них: 32 ЭПО соответствуют, 75 ЭПО не соответствуют, 9 ЭПО исключены из Регистра.

- 1 ЭПО исключен из Регистра по решению собственника.

- КРЕМ из 75 ЭПО по 66 ЭПО снизил тариф на передачу электрической энергии, по 9 ЭПО не снижен тариф в связи с отсутствием инвестиционных затрат.

В 2017 году акиматами регионов утверждены Дорожные карты по укрупнению ЭПО, в том числе по передаче электрических сетей находящихся в коммунальной собственности (ГКП, КГП), со сроками исполнения.

По итогам проведенной работы в рамках Дорожных карт, протяженность бесхозяйных электрических сетей по состоянию на январь 2020 года составила 225 км и 98 ТП (в 2017 году протяженность таких сетей составляла 2 350 км и 630 ТП). Сократилось на 2125 км ЛЭП и 532 ТП. В целом, выявленные бесхозяйные электрические сети должны быть переданы на баланс ЭПО в 2020 году.

При этом, в рамках проводимой работы местными исполнительными органами выявляются новые бесхозяйные объекты.

Так в 2019 году в рамках проводимой работы выявлены 540,7 км бесхозяйных сетей и 257 КТП (ЗТП), а именно акиматами:

- г. Нур-Султан - 286,26 км сетей и 98 КТП;

- г. Алматы - 254,415 км сетей и 159 КТП;

- Алматинской области -16 КТП.

Работа в данном направлении продолжается.

Международное сотрудничество

Интеграция в рамках Евразийского экономического союза

В рамках подписанного в мае 2014 года Договора о Евразийском Экономическом Союзе государства-члены осуществляют поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка Союза (далее – ОЭР). Предполагается формирование общего электроэнергетического рынка, базирующегося на положениях, утвержденных Концепцией и Программой формирования общего электроэнергетического рынка Союза.

Концепция определяет цели и задачи общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, его целевую модель, структуры управления, механизмы взаимодействия субъектов рынка, формы и методы регулирования, а также содержит этапы формирования рынка.

Программа включает в себя комплекс организационных, законодательных и технологических мероприятий, в том числе по разработке электронной системы торговли на ОЭР по срочным контрактам и на сутки вперед, системы информационного обмена, а также предусматривает подготовку системы актов, регулирующих ОЭР.

В целом, планируется поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка путем интеграции национальных рынков электроэнергии Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России на основе параллельно работающих электроэнергетических систем. При этом, обеспечение электрической энергией внутренних потребителей будет оставаться приоритетным.

Таким образом, будут созданы условия для сотрудничества на основе равноправия, взаимной выгоды и не нанесения экономического ущерба любому из государств-членов.

29 мая 2019 года в рамках празднования пятилетия подписания Договора Высшим советом подписан международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка Союза в форме Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза).

Протокол определяет правовые основы и принципы формирования, функционирования и развития ОЭР, устанавливает сферы, которые будут урегулированы правилами функционирования ОЭР, а также наделяет полномочиями Межправительственного совета и Совет Комиссии по утверждению актов, регулирующих ОЭР.

Эффект от создания ОЭР выразится в повышении эффективности использования генерирующих и передающих мощностей, росте объемов взаимной и внешней торговли электроэнергией, а также повысится конкуренция среди энергопроизводящих организаций, а у потребителей появится возможность покупать электрическую энергию по низким ценам.

ОЭР также позволит расширить экспортный потенциал электроэнергетической отрасли государств-членов ЕАЭС, так как общий коэффициент использования энергетических мощностей составляет всего 52%, а возможности межгосударственных линий сегодня используется лишь на 20%.

Основным преимуществом ОЭР ЕАЭС будет являться возможность хозяйствующих субъектов государств – членов ЕАЭС торговать друг с другом и по свободным двусторонним договорам, и на централизованных торгах, включая на сутки вперед. Также предполагается создание механизма для урегулирования почасовых отклонений фактических поставок электрической энергии от плановых значений, что повысит ответственность за соблюдение согласованных графиков.

Подведомственные организации

Департаментом развития электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан осуществляется координация деятельности подведомственных организаций ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС», ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» и ТОО «МАЭК-Казатомпром».

Документы
Результаты
15 апреля 2024
Министерство энергетики Республики Казахстан
Результаты общего конкурса на занятие вакантных административных государственных должностей корпуса «Б» Министерства энергетики Республики Казахстан
Соглашение
15 апреля 2024
Департамент развития электроэнергетики МЭ РК
СОГЛАШЕНИЕ между Кабинетом Министров Кыргызской Республики, Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о совместной реализации проекта строительства и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1
Результаты
11 апреля 2024
Министерство энергетики Республики Казахстан
Результаты внутреннего конкурса на занятие вакантных административных государственных должностей корпуса «Б» Министерства энергетики Республики Казахстан
Новости
Полезные материалы
Проект приказа «О внесении дополнений в совместный приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 26 августа 2019 года № 290 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 августа 2019 года № 78 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области электроэнергетики»
О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра энергетики Республики Казахстан
Проект приказа «О внесении изменений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 28 ноября 2017 года № 416 «Об утверждении Правил допуска на рассмотрение, рассмотрения и отбора инвестиционных программ модернизации, расширения, реконструкции и (или) обновления, заключения инвестиционных соглашений на модернизацию, расширение, реконструкцию и (или) обновление, соответствующего заключения договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности и установления для данных договоров индивидуальных тарифов на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, объемов и сроков покупки услуги по поддержанию готовности электрической мощности»
Медиагалерея
1
⚡️ Подготовка к отопительному сезону 2023-2024 гг.⬆️
1
ВИДЕОИНСТРУКЦИЯ подачи заявления для получения государственной услуги «Квалификационная проверка знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности у руководителей, специалистов организаций, осуществляющих производство, передачу электрической и тепловой энергии, для контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электроустановок»
События
20 февраля
Интернет-конференция Министерства энергетики Республики Казахстан «Об автоматизации управления режимами Единой энергетической системы РК»
25 ноября
Министерство энергетики РК на портале «Открытый диалог» проводит интернет-конференцию «Функционирование балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени»
09 февраля
Министерство энергетики РК на портале «Открытый диалог» проводит интернет-конференцию «Оснащенность АСКУЭ у оптовых потребителей электрической энергии»
Реализуемые проекты
Услуги
Организации
АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности»
Департамент развития электроэнергетики МЭ РК
Департамент по возобновляемым источникам энергии РК
Часто задаваемые вопросы

Социальные медиа

Telegram
Facebook
Instagram

Меню подвал

Национальный стандарт Республики Казахстан
Жизненные ситуации
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Новостной канал государственных органов
Концепция цифровой трансформации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК