проект
Об утверждении Методических рекомендаций
для социальных работников в сфере
социальной защиты населения по профессиональной этике
поведения при выполнении должностных обязанностей
В соответствии со статьей 56 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для социальных работников в сфере социальной защиты населения по профессиональной этике поведения при выполнении должностных обязанностей.
- Департаменту развития политики социальных услуг Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан обеспечить:
1) направление настоящего приказа в акиматы областей, городов республиканского значения и столицы;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Аукенова Е. М.
- Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр Б. Нурымбетов
Утверждены
приказом Министра труда и
социальной защиты населения
Республики Казахстан
от __ ________ 2020 года № ___
Методические рекомендации для социальных работников в сфере социальной защиты населения по профессиональной этике поведения при выполнении должностных обязанностей
Глава 1. Общие положения
- Настоящие Методические рекомендации для социальных работников в сфере социальной защиты населения по профессиональной этике поведения при выполнении должностных обязанностей (далее – Методические рекомендации) при оказании специальных социальных услуг и адресной социальной помощи предназначены для использования в повседневном профессиональном поведении социального работника в сфере социальной защиты населения.
Настоящие Методические рекомендации для социальных работников в сфере социальной защиты населения по профессиональной этике поведения при выполнении должностных обязанностей (далее – Методические рекомендации) определяют этические принципы и базовые стандарты поведения, которыми руководствуются социальные работники сферы социальной защиты населения (далее – социальные работники) при оказании специальных социальных услуг и адресной социальной помощи.
Методические рекомендации не устанавливают нормы права, носят рекомендательный характер и уточняют содержание Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения, утвержденных приказом иcполняющего обязанности Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 360 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16057) .
Методические рекомендации направлены на укрепление доверия общества к социальным работникам, формирование высокой культуры взаимоотношений между получателями специальных социальных услуг и адресной социальной помощи (далее – услугополучатели) и предупреждение случаев неэтичного поведения.
- Социальная работа является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к
морально-этическому облику социальных работников.
Общество рассчитывает, что социальные работники будут вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую ими профессиональную деятельность, беспристрастно и честно выполнять обязанности по оказанию помощи отдельным социально-уязвимым слоям населения в реализации их социальных прав и гарантий.
- Миссией социальной работы является улучшение благополучия человека, оказание помощи в удовлетворении человеческих нужд социально незащищенных, находящихся в трудной жизненной ситуации слоев населения.
- Социальному работнику рекомендуется придерживаться
морально-этических норм и базовых стандартов поведения в своей деятельности.
- Социальному работнику следует соблюдать Кодекс служебной этики гражданских служащих, утверждаемый уполномоченным государственным органом по труду в соответствии с подпунктом 41-4) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, в случае, если он является гражданским служащим.
- Лицам, ответственным за прием социальных работников, рекомендуется обеспечить ознакомление социального работника с Методическими рекомендациями до начала выполнения им своих обязанностей.
- 7. Социальному работнику в трехдневный срок после назначения на должность рекомендуется в письменной форме ознакомиться с Методическими рекомендациями и принять к руководству.
Глава 2. Основные этические принципы
социального работника
- Основными этическими принципами социального работника являются:
- социальная справедливость:
предполагает равноправное распределение социальным работником ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей услугополучателей;
недопустимость злоупотребления социального работника своими полномочиями, доверительными отношениями с услугополучателями, коллегами и иными лицами;
ориентирует признавать границы между личной и профессиональной жизнью и не злоупотреблять своим положением ради личной материальной выгоды;
предполагает информировать в полном объеме услугополучателей о всех действиях, осуществляемых в отношении его интересов;
- уважение чести и достоинства личности:
социальный работник уважает честь и достоинство личности с пониманием индивидуальных различий и культурно-этнического многообразия услугополучателей;
не допускает применение методов физического, морального и психологического насилия к услугополучателям;
определяет высшей ценностью жизнь человека и его благополучие;
предполагает человеколюбие и сострадание социального работника к личности и создание социальным работником максимально комфортных и безопасных условий для услугополучателя;
- патриотизм и служение обществу:
патриотизм и служение обществу лежат в основе социальной работы, проявляются через заботу о благополучии каждого гражданина;
социальный работник доносит до услугополучателя положительные результаты и достижения в социальной сфере;
социальный работник сохраняет культурные и исторические традиции Республики Казахстан, передает это отношение услугополучателям;
- компетентность и непрерывность профессионального развития:
социальный работник признает рамки своей компетенции и не выходит за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы;
социальный работник постоянно повышает уровень своего профессионализма;
социальный работник поддерживает и расширяет свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов в своей деятельности;
- уважение общечеловеческих ценностей и толерантность:
социальный работник демонстрирует доброжелательное отношение услугополучателям, проявляя уважение к их убеждениям, ценностям, культуре, целям, нуждам, предпочтениям, взаимоотношениям с другими людьми;
предусматривает, что социальный работник защищает и не унижает достоинство, учитывает индивидуальность, интересы и социальные потребности услугополучателей на основе построения толерантных отношений с ними;
8) конфиденциальность:
конфиденциальность предполагает, что в целях оказания социальных услуг и социальной помощи информация об услугополучателе может быть передана социальным работником другим государственным органам и организациям только с его разрешения;
социальный работник понимает, что использование цифровых технологий и социальных сетей может представлять угрозу для соблюдения конфиденциальности при предоставлении социальных услуг и адресной социальной помощи.
Глава 3. Рекомендуемое поведение социальных работников
по отношению к услугополучателям
- Социальному работнику в отношениях с услугополучателями рекомендуется:
- обращаться к ним с уважением, вежливостью, соблюдая деликатность;
- выстраивать взаимоотношения в строгом соответствии с требованиями законодательства, правилами и стандартами социальных услуг и иными нормативными правовыми актами, условиями договоров;
- в рамках предусмотренных правилами и стандартами социальных услуг и иных нормативных правовых актов избирать наиболее эффективные способы, методы, формы социальной работы для получения наилучшего результата;
- разъяснять права услугополучателям и не допускать действий, нарушающих их, в том числе предупреждать любые формы дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам;
- информировать услугополучателей о риске, возможностях, обязанностях, связанных с предоставлением социальных услуг;
- не допускать совершение сексуальных действий в отношении услугополучателей;
- взаимодействовать с опекуном или законным представителем только в интересах услугополучателя;
- учитывать субъективную позицию услугополучателя к оказываемой ему благотворительной помощи;
- уважать тайны услугополучателя и не распространять информацию, полученную в ходе профессиональной социальной помощи, за исключением случаев, угрожающих жизни, здоровью, материальному благополучию и психическому состоянию услугополучателя, иных обстоятельств, связанных с профессиональными задачами;
- вынужденное нарушение конфиденциальности сопровождается предварительным извещением услугополучателя о вынуждающих к этому условиях;
- руководствоваться законодательством о персональных данных и их защите;
- получить согласие услугополучателя на ведение аудио-, видео записи, публикации о нем в средствах массовой информации и социальных сетях и наблюдение третьей инстанцией за работой социального работника;
- не принимать ценных подарков за выполненную работу.
Глава 4. Рекомендуемое поведение социальных работников
по отношению к коллегам
- Социальному работнику в отношениях с коллегами рекомендуется:
- обращаться с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность;
- выстраивать взаимоотношения на основе профессиональных интересов и убеждений;
- ценить и стремиться оправдать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений;
- создавать и поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе;
- при замещении коллег действовать в интересах их репутации;
- определять объективное законное посредничество, когда профессиональные конфликты с коллегами требуют немедленного разрешения;
- при приеме других социальных работников на работу проявлять спокойствие, деликатность и беспристрастность;
- социальному работнику, ответственному за оценку деятельности других социальных работников - ознакамливать их с этой оценкой;
- не злоупотреблять доверием своих коллег, не препятствовать им в выполнении профессиональных обязанностей, не наносить ущерб;
- оказывать содействие коллегам в повышении уровня теоретического, методического мастерства и в развитии творческих способностей.
Глава 5. Рекомендуемое поведение
социальных работников по отношению к обществу
- Социальный работник является проводником высших принципов гуманизма, служения обществу среди населения.
Социальному работнику по отношению к обществу рекомендуется:
- способствовать исключению несправедливости против человека или группы людей, а также нарушение их прав;
- содействовать расширению личностных возможностей семей и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- инициировать создание соответствующих социальных служб по мере необходимости;
- принимать активное участие в формировании социальной политики с целью улучшения социальных условий жизни и развития активной деятельности социальных институтов;
- обеспечивать профессиональные услуги при возникновении чрезвычайных ситуаций;