Об утверждении Методических рекомендаций для социальных работников в сфере социальной защиты населения по профессиональной этике поведения при выполнении должностных обязанностей

 

проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об утверждении Методических рекомендаций

для социальных работников в сфере

социальной защиты населения по профессиональной этике

поведения при выполнении должностных обязанностей

 

 

В соответствии со статьей 56 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для социальных работников в сфере социальной защиты населения по профессиональной этике поведения при выполнении должностных обязанностей.
  2. Департаменту развития политики социальных услуг Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан обеспечить:

1) направление настоящего приказа в акиматы областей, городов республиканского значения и столицы;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
    вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Аукенова Е. М.
  2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Министр                                                                            Б. Нурымбетов

 

 

 

 

 

 

Утверждены

приказом Министра труда и

социальной защиты населения

Республики Казахстан

от __ ________ 2020 года № ___

 

 

 

Методические рекомендации для социальных работников в сфере социальной защиты населения по профессиональной этике поведения при выполнении должностных обязанностей

 

 

Глава 1. Общие положения

 

 

  1. Настоящие Методические рекомендации для социальных работников в сфере социальной защиты населения по профессиональной этике поведения при выполнении должностных обязанностей (далее – Методические рекомендации) при оказании специальных социальных услуг и адресной социальной помощи предназначены для использования в повседневном профессиональном поведении социального работника в сфере социальной защиты населения.

Настоящие Методические рекомендации для социальных работников в сфере социальной защиты населения по профессиональной этике поведения при выполнении должностных обязанностей (далее – Методические рекомендации) определяют этические принципы и базовые стандарты поведения, которыми руководствуются социальные работники сферы социальной защиты населения (далее – социальные работники) при оказании специальных социальных услуг и адресной социальной помощи.

 Методические рекомендации не устанавливают нормы права, носят рекомендательный характер и уточняют содержание Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения, утвержденных приказом иcполняющего обязанности  Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 360 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16057) .

 Методические рекомендации направлены на укрепление доверия общества к социальным работникам, формирование высокой культуры взаимоотношений между получателями специальных социальных услуг и адресной социальной помощи (далее – услугополучатели) и предупреждение случаев неэтичного поведения.

  1. Социальная работа является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к
    морально-этическому облику социальных работников.

Общество рассчитывает, что социальные работники будут вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую ими профессиональную деятельность, беспристрастно и честно выполнять обязанности по оказанию помощи отдельным социально-уязвимым слоям населения в реализации их социальных прав и гарантий.

  1. Миссией социальной работы является улучшение благополучия человека, оказание помощи в удовлетворении человеческих нужд социально незащищенных, находящихся в трудной жизненной ситуации слоев населения.
  2. Социальному работнику рекомендуется придерживаться
    морально-этических норм и базовых стандартов поведения в своей деятельности.
  3. Социальному работнику следует соблюдать Кодекс служебной этики гражданских служащих, утверждаемый уполномоченным государственным органом по труду в соответствии с подпунктом 41-4) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, в случае, если он является гражданским служащим.
  4. Лицам, ответственным за прием социальных работников, рекомендуется обеспечить ознакомление социального работника с Методическими рекомендациями до начала выполнения им своих обязанностей.
  5. 7. Социальному работнику в трехдневный срок после назначения на должность рекомендуется в письменной форме ознакомиться с Методическими рекомендациями и принять к руководству.

 

Глава 2. Основные этические принципы

социального работника

 

  1. Основными этическими принципами социального работника являются:
  • социальная справедливость:

предполагает равноправное распределение социальным работником ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей услугополучателей;

  • честность:

недопустимость злоупотребления социального работника своими полномочиями, доверительными отношениями с услугополучателями, коллегами и иными лицами;

ориентирует признавать границы между личной и профессиональной жизнью и не злоупотреблять своим положением ради личной материальной выгоды;

предполагает информировать в полном объеме услугополучателей о всех действиях, осуществляемых в отношении его интересов;

  • уважение чести и достоинства личности:

социальный работник уважает честь и достоинство личности с пониманием индивидуальных различий и культурно-этнического многообразия услугополучателей;

не допускает применение методов физического, морального и психологического насилия к услугополучателям;

  • гуманизм:

        определяет высшей ценностью жизнь человека и его благополучие;

        предполагает человеколюбие и сострадание социального работника к личности и создание социальным работником максимально комфортных и безопасных условий для услугополучателя;

  • патриотизм и служение обществу:

        патриотизм и служение обществу лежат в основе социальной работы, проявляются через заботу о благополучии каждого гражданина;

        социальный работник доносит до услугополучателя положительные результаты и достижения в социальной сфере;

социальный работник сохраняет культурные и исторические традиции Республики Казахстан, передает это отношение услугополучателям;

  • компетентность и непрерывность профессионального развития:

        социальный работник признает рамки своей компетенции и не выходит за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы;

        социальный работник постоянно повышает уровень своего профессионализма;

        социальный работник поддерживает и расширяет свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов  и практических методов в своей деятельности;

  • уважение общечеловеческих ценностей и толерантность:

социальный работник демонстрирует доброжелательное отношение услугополучателям, проявляя уважение к их убеждениям, ценностям, культуре, целям, нуждам, предпочтениям, взаимоотношениям с другими людьми;

предусматривает, что социальный работник защищает и не унижает достоинство, учитывает индивидуальность, интересы и социальные потребности услугополучателей на основе построения толерантных отношений с ними;

8) конфиденциальность:

конфиденциальность предполагает, что в целях оказания социальных услуг и социальной помощи информация об услугополучателе может быть передана социальным работником другим государственным органам и организациям только с его разрешения;

социальный работник понимает, что использование цифровых технологий и социальных сетей может представлять угрозу для соблюдения конфиденциальности при предоставлении социальных услуг и адресной социальной помощи.

 

 

Глава 3. Рекомендуемое поведение социальных работников

по отношению к услугополучателям

 

  1. Социальному работнику в отношениях с услугополучателями рекомендуется:
  • обращаться к ним с уважением, вежливостью, соблюдая деликатность;
  • выстраивать взаимоотношения в строгом соответствии с требованиями законодательства, правилами и стандартами социальных услуг и иными нормативными правовыми актами, условиями договоров;
  • в рамках предусмотренных правилами и стандартами социальных услуг и иных нормативных правовых актов избирать наиболее эффективные способы, методы, формы социальной работы для получения наилучшего результата;
  • разъяснять права услугополучателям и не допускать действий, нарушающих их, в том числе предупреждать любые формы дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам;
  • информировать услугополучателей о риске, возможностях, обязанностях, связанных с предоставлением социальных услуг;
  • не допускать совершение сексуальных действий в отношении услугополучателей;
  • взаимодействовать с опекуном или законным  представителем только в интересах услугополучателя;  
  • учитывать субъективную позицию услугополучателя к оказываемой ему благотворительной помощи;
  • уважать тайны услугополучателя и не распространять информацию, полученную в ходе профессиональной социальной помощи, за исключением случаев, угрожающих жизни, здоровью, материальному благополучию и психическому состоянию услугополучателя, иных обстоятельств, связанных с профессиональными задачами;
  • вынужденное нарушение конфиденциальности сопровождается предварительным извещением услугополучателя о вынуждающих к этому условиях;
  • руководствоваться законодательством о персональных данных и их защите; 
  • получить согласие услугополучателя на ведение аудио-, видео записи, публикации о нем в средствах массовой информации и социальных сетях и наблюдение третьей инстанцией за работой социального работника;
  • не принимать ценных подарков за выполненную работу.

 

 

 

 

Глава 4. Рекомендуемое поведение социальных работников

по отношению к коллегам

 

  1. Социальному работнику в отношениях с коллегами рекомендуется:
  • обращаться с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность;
  • выстраивать взаимоотношения на основе профессиональных интересов и убеждений;
  • ценить и стремиться оправдать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений;
  • создавать и поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе;
  • при замещении коллег действовать в интересах их репутации;
  • определять объективное законное посредничество, когда профессиональные конфликты с коллегами требуют немедленного разрешения;
  • при приеме других социальных работников на работу проявлять спокойствие, деликатность и беспристрастность;
  • социальному работнику, ответственному за оценку деятельности других социальных работников - ознакамливать их с этой оценкой;
  • не злоупотреблять доверием своих коллег, не препятствовать им в выполнении профессиональных обязанностей, не наносить ущерб;
  • оказывать содействие коллегам в повышении уровня теоретического, методического мастерства и в развитии творческих способностей.

 

 

Глава 5. Рекомендуемое поведение
социальных работников по отношению к обществу

 

  1. Социальный работник является проводником высших принципов гуманизма, служения обществу среди населения.

         Социальному работнику по отношению к обществу рекомендуется:

  • способствовать исключению несправедливости против человека или группы людей, а также нарушение их прав;
  • содействовать расширению личностных возможностей семей и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • инициировать создание соответствующих социальных служб по мере необходимости;
  • принимать активное участие в формировании социальной политики с целью улучшения социальных условий жизни и развития активной деятельности социальных институтов;
  • обеспечивать профессиональные услуги при возникновении чрезвычайных ситуаций;

 

 

Об утверждении Методических рекомендаций для социальных работников в сфере социальной защиты населения по профессиональной этике поведения при выполнении должностных обязанностей
Дата публикации
03 августа 2020