ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) профессиональных союзов
на 2021-2023 годы
г. Нур-Султан, 2021 год
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) профессиональных союзов на 2021-2023 годы
Раздел I. Общие положения
1.Полномочные представители Правительства Республики Казахстан, республиканских объединений (ассоциаций, союзов) работодателей и республиканских объединений (ассоциаций, союзов) профессиональных союзов (далее – Стороны), действуя в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан, признавая принципы:
неукоснительного соблюдения законодательства Республики Казахстан;
социальной ответственности государства, работодателей и работников, взаимного уважения, доверия и максимально возможного достижения компромисса их интересов;
социального партнёрства, в том числе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, а также социально-экономических отношений;
конструктивного взаимодействия для обеспечения достойных условий труда и защиты социально-экономических интересов работодателей и работников, сохранения согласия и стабильности в трудовых коллективах,
заключили настоящее Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) профессиональных союзов на 2021-2023 годы (далее – Соглашение) в рамках следующих направлений:
1) социальное партнерство;
2) экономическая политика;
3) обеспечение занятости населения;
4) достойные условия и оплата труда;
5) социальная политика;
6) реализация Соглашения и контроль за его выполнением.
Раздел II. Социальное партнерство
Стороны приняли на себя обязательства по развитию социального партнёрства, направленного на:
1) рассмотрение вопросов реформирования института социального партнёрства посредством разработки Закона «О социальном партнёрстве», предусматривающего расширение сферы применения социального партнёрства для решения задач по повышению благосостояния населения, снижению неравенства в обществе, развитию экономики и поддержке занятости, формированию гражданского общества и других вопросов, затрагивающих интересы Сторон;
2) повышение роли объединений (ассоциаций, союзов) профессиональных союзов и объединений (ассоциаций, союзов) работодателей по представлению и защите трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов;
3) соблюдение законодательных и общепризнанных международных норм и правил о невмешательстве в деятельность объединений (ассоциаций, союзов) профессиональных союзов и объединений (ассоциаций, союзов) работодателей, непрепятствование их созданию и функционированию;
4) модернизацию Республиканской трёхсторонней комиссии по социальному партнёрству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее – Республиканская комиссия), предусматривающую принятие нового Положения о Республиканской комиссии в соответствии с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда;
5) регулярное проведение консультаций и переговоров Сторон на заседаниях Республиканской комиссии, а также полное, своевременное и качественное исполнение её решений по вопросам регулирования трудовых отношений, и иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, а также социально-экономических отношений;
6) обеспечение участия Сторон в разработке проектов нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений;
7) участие представителей Сторон на заседаниях Правительства Республики Казахстан при рассмотрении вопросов регулирования трудовых и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, а также социально-экономических отношений;
8) развитие института двустороннего социального партнерства в соответствии с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда, предусматривающего право Сторон (представителей работодателей и работников) на совместное рассмотрение вопросов, оказывающих влияние на благополучие работников и повышение производительности труда;
9) урегулирование коллективных трудовых споров и конфликтов, совершенствование действующего порядка их разрешения, а также развитие практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях страны;
10) проведение совместных семинаров и тренингов для работников и работодателей по разъяснению основ трудового законодательства, развитию навыков ведения переговоров и достижению консенсуса в трудовых конфликтах;
11) совместную подготовку Национального доклада о социально-трудовых отношениях в Республике Казахстан;
12) проведение мониторинга и обобщение опыта заключения отраслевых и региональных соглашений, их последующего выполнения, а также осуществление контроля за регулированием социально-трудовых отношений на основе коллективных договоров.
Раздел III. Экономическая политика
Правительство Республики Казахстан:
1) проводить контрцикличную макроэкономическую политику, направленную на поддержание экономической активности и достижение следующих показателей в 2023 году:
рост ВВП – 103,7 % (в среднем за три года);
доля инвестиций в основной капитал в ВВП – 23,5%;
целевой коридор инфляции - 4-5%;
объем прямых иностранных инвестиций – 25 млрд. долл. США;
объем несырьевого экспорта – 34,6 млрд долл. США;
рост производительности труда на 10,4% (к 2019 году);
доля малого и среднего бизнеса в ВВП – 32,5%;
доля государства в экономике – 14,4%.
2) налогово-бюджетная политика будет направлена на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и стимулирования импортозамещения;
3) обеспечить финансовую устойчивость Государственного фонда социального страхования путем недопущения изъятия средств фондов на цели, не предусмотренные законодательством в рамках обязательного социального страхования;
4) принять меры по повышению доступности финансирования для бизнеса через:
расширение и повышение адресности программ и мер государственной поддержки;
увеличение объёмов экономически доступного банковского кредитования;
5) обеспечить стимулирование предприятий, способных увеличить присутствие на внутреннем и/или внешнем рынках, путем определения комплекса мер «пакетных решений» с четким разграничением доли и уровня участия государства;
6) обеспечить развитие альтернатив банковскому кредитованию через расширение микрокредитования, факторинга, возможности фондового рынка для снижения зависимости бизнеса от банковского кредитования;
7) продолжить работу по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, включая:
расширение нового формата взаимодействия государства и бизнеса по принципу единого офиса оказания услуг «Правительство для бизнеса»;
упрощение процедур создания бизнеса и сокращение административных барьеров;
оптимизацию и смягчение государственного регулирования, в том числе налогового администрирования, снижение барьеров по входу на рынок и процессам ведения бизнеса;
повышение доступности и качества инфраструктуры;
расширение доступа для отечественного бизнеса по участию в государственных закупках, закупках квазигосударственного сектора и регулируемых закупках недропользователей;
расширение инструментов государственно-частного партнерства, в том числе через фискальные стимулы, льготы и преференции;
обеспечение стабильности инвестиционного законодательства;
уменьшение прямого участия государства в экономике;
формирование конкурентной среды между квазигосударственным сектором и частным бизнесом с применением передовой практики стран ОЭСР;
совершенствование законодательства по принципу «разрушения искусственных монополий», сокращение оказываемой монополиям государственной поддержки, а также обеспечение прозрачности ценообразования и цепочек поставок услуг и товаров монополий;
применение стимулирующих мер по снижению доли теневой экономики;
усиление норм законодательства, предупреждающих искусственное банкротство и рейдерские захваты предприятий.
Стороны совместно договорились:
1) проработать меры по упрощению налогового администрирования;
2) принять меры по развитию налогово-бюджетной политики на стимулирование импортозамещения и повышение конкурентоспособности отечественных предприятий;
3) развивать систему мониторинга и оценки эффективности субсидий и мер поддержки, как на основе достижения целевых индикаторов, так и на контрфактивной оценке воздействия;
4) обеспечить прозрачность системы государственных закупок, в том числе в квазигосударственном секторе;
5) продолжить работу по внедрению проактивной государственной политики по развитию конкуренции с переходом к более широкому применению инструментов «мягкого права» к незначительным правонарушениям с ужесточением ответственности по тяжким нарушениям;
6) продолжить работу по имплементации передовых практик и стандартов ОЭСР, а также по реализации Целей устойчивого развития ООН на национальном и глобальном уровнях;
7) сформировать систему стандартов развития конкуренции в отраслях и регионах;
8) содействовать внедрению на предприятиях новых методов организации производства, систем менеджмента качества, принципов корпоративного управления и передовых энергосберегающих технологий, повышающих производительность труда и капитала.
Раздел IV. Обеспечение занятости населения
Правительство Республики Казахстан:
1) создает условия по развитию массового предпринимательства, в том числе:
- обучению основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес», в том числе в онлайн режиме;
- предоставлению государственных грантов на реализацию новых бизнес-идей;
- развитию молодежного предпринимательства «Жас кәсіпкер»;
2) реализует Дорожную карту занятости на 2020-2021 годы, нацеленную на обеспечение занятости, недопущение роста уровня безработицы и создание дополнительных рабочих мест;
3) проводит комплексную работу по развитию и внедрению новых форм найма и занятости;
4) ориентирует систему образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития;
5) обеспечивает безработных и самозанятых возможностями получения профессиональных навыков и компетенций, востребованных на рынке труда;
6) через социальное страхование будет стимулировать продуктивную занятость;
7) осуществляет мероприятия, способствующие занятости лиц, испытывающих трудности в поиске работы;
8) защищает внутренний рынок труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы;
9) оказывает содействие работодателям в создании специальных рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью.
Республиканские объединения работодателей соответствующих сфер деятельности:
1) проводят работу по включению прав и обязанностей работодателей по обеспечению работникам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения их квалификации в коллективные договора и (или) отраслевые, региональные соглашения в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) совместно с центрами занятости населения информируют и оказывают содействие работодателям в предоставлении рабочих мест для организации общественных работ, социальных рабочих мест и прохождения молодежной практики;
3) обеспечивают создание работодателями специальных рабочих мест для лиц с инвалидностью, в соответствии с законодательством Республики;
4) обеспечивают исполнение обязательств работодателей по выполнению квоты по трудоустройству лиц с инвалидностью, с соблюдением стандартов рабочих мест для них, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) обеспечивают предоставление работодателями сведений о наличии вакансий и данных о прогнозируемом создании рабочих мест в разрезе востребованных специальностей в единую информационную базу рынка труда, в том числе посредством государственного информационного портала «Электронная биржа труда» в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) обеспечивают перевод работодателями сокращаемых работников на имеющиеся вакансии по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, сложности, количеству и качеству выполняемой работы в юридические лица (филиалы, представительства и (или) иные обособленные структурные подразделения), являющиеся учредителем, участником или акционером работодателя (внутри организации);
7) совместно с центрами занятости населения информируют и оказывают содействие работодателям в трудоустройстве молодежи в рамках проекта «Первое рабочее место» в порядке и условиях установленных уполномоченным органом по вопросам занятости населения;
8) предпринимают меры по постепенной замене иностранных специалистов казахстанскими через предоставление работодателями для казахстанских специалистов приоритетного права на трудоустройство, при равной квалификации кандидатов (с учетом уровня образования, знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника);
9) усиливают работу по наставничеству работников старшего поколения для передачи опыта и навыка молодежи;
10) совместно с центрами занятости населения оказывают содействие в обеспечении сохранения работодателями действующих рабочих мест в рамках мер государственной поддержки занятости;
11) принимают меры по недопущению работодателями массовых высвобождений работников в процессе реструктуризации организаций.
Республиканские объединения профессиональных союзов:
1) осуществляют в средствах массовой информации популяризацию рабочих профессий и специальностей;
2) принимают участие в разработке государственных программ обеспечения занятости.
Стороны совместно договорились:
1) развитие человеческого капитала с высококачественными и востребованными навыками XXI века станет приоритетной задачей нового курса развития страны;
2) содействовать росту производительности имеющихся трудовых ресурсов через обеспечение трудовой мобильности рабочей силы, сохранение ориентации на поддержку занятых в низко-производительных отраслях, неформальном секторе экономики и безработных, совершенствование инфраструктуры рынка труда и формализацию гибких форм занятости;
3) провести работу по обеспечению занятости населения в стране, созданию новых рабочих мест, а также сохранению уровня безработицы не более 4,9% к 2023 году;
4) обеспечить в стране долю занятых лиц с инвалидностью от общего числа лиц с инвалидностью трудоспособного возраста 27% к 2023 году;
5) совершенствовать систему прогнозирования спроса и предложения рабочей силы, информирования о рынке труда;
6) обеспечить отрасли экономики квалифицированными кадрами;
7) повышать качество и потенциал трудовых ресурсов;
8) принимать системные меры по подготовке кадров с учетом новой структуры занятости и модернизации качества образования высших учебных заведений, технического и профессионального образования;
9) проводить консультации по вопросам:
развития национальной системы квалификаций;
разработки профессиональных стандартов;
утверждения национальной рамки квалификации;
разработки, пересмотра и утверждения перечня регулируемых профессий;
модернизации единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
разработки отраслевых программ подготовки и переподготовки кадров;
формирования системы сертификации кадров;
развития системы профессиональной ориентации;
развития внутрипроизводственного обучения и опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников;
профессиональной мобильности кадров;
10) принять участие в разработке, актуализации и применении «Атласа новых профессий» в разрезе отраслей экономики.
11) принимать участие в проведении республиканского конкурса «Еңбек жолы» и чемпионата профессионального мастерства «WorldSkills».
Раздел V. Достойные условия и оплата труда
Правительство Республики Казахстан:
1) создаст в первом квартале 2021 года рабочую группу с утверждением Плана работы по проведению консультаций по вопросам ратификации Конвенции Международной организации труда № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран», в том числе по вопросу ежегодной индексации заработной платы;
2) утвердит Дорожную карту по рассмотрению вопроса повышения размера минимальной заработной платы, в том числе путем его ежегодной индексации;
3) совершенствует деятельность государственных инспекторов труда, направленную на профилактическую работу и предупреждение нарушения трудового законодательства;
4) рассмотрит вопрос внесения изменения в трудовое законодательство в части совершенствования регулирования дистанционной работы;
5) обеспечит внедрение новых методов и инструментария по выявлению и анализу производственного травматизма, профессиональных заболеваний в целях определения общих тенденций и принятия предупреждающих мер;
6) рассмотрит вопрос частичного субсидирования (возмещения) из государственного бюджета расходов работодателей (предприятий, организаций) при наступлении чрезвычайных положений на всей территории Республики Казахстан;
7) рассмотрит вопрос совершенствования системы обеспечения промышленной и экологической безопасности;
8) обеспечит благоприятные условия для жизни, путем создания безопасной, экологически чистой окружающей среды, сбалансированного использования природных ресурсов;
9) рассмотрит вопрос отмены списка работ, на которых ограничивается применение труда женщин;
10) определит приоритеты научных разработок в области безопасности и охраны труда и регулирования трудовых отношений и обеспечит их разработку в рамках научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из государственного бюджета;
11) обеспечит развитие системы мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование системы статистической отчетности и учёта работников, занятых во вредных условиях труда и несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;
12) изучит международный опыт участия представителей работников на заседаниях органа управления организаций по вопросам, затрагивающим интересы работников, при необходимости подготовит предложения по изменению законодательства.
Республиканские объединения работодателей соответствующих сфер деятельности:
1) содействуют повсеместному внедрению работодателями системы управления охраной труда;
2) содействуют соблюдению работодателями на предприятиях правил, норм и стандартов в области безопасности и охраны труда и выделению работодателями необходимых ресурсов (материальных, кадровых, технических и т.п.);
3) способствуют созданию работодателями условий для реализации основных прав и гарантий женщин, молодёжи и лиц с инвалидностью, в том числе в рамках соглашений и коллективных договоров;
4) участвуют в разработке и реализации работодателями комплекса превентивных мер по сохранению жизни и здоровья работников, включая:
меры профилактики производственного травматизма;
проведение периодических медицинских осмотров и обследований работников, занятых на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
внедрение в производственную практику механизмов управления профессиональными рисками;
5) принимают меры по недопущению использования работодателями средств, предназначенных на заработную плату и обязательные пенсионные и социальные отчисления, на иные цели;
6) обеспечивают недопущение дискриминации со стороны работодателя в области оплаты труда между иностранными и отечественными работниками при выполнении аналогичных работ и одинаковой квалификации.
Республиканские объединения профессиональных союзов:
1) активизируют проведение общественного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан на условиях и в порядке, закрепленных в отраслевых и региональных трехсторонних соглашениях и коллективных договорах;
2) активизируют работу производственных советов по безопасности и охране труда, в том числе в части проведения проверок условий и охраны труда на рабочих местах техническими инспекторами по охране труда;
3) проводят информационные кампании по распространению коллективно-договорных отношений, а также, заключенных электронных трудовых договоров на отечественных предприятиях;
4) разъясняют в трудовых коллективах масштабы и последствия несчастных случаев, травм и заболеваний на производстве, посредством подготовки аналитических докладов.
Стороны совместно договорились:
1) разработать в 2021 году Дорожную карту по реализации Концепции достойного труда, рекомендуемую Международной организацией труда;
2) рассматривать на заседаниях Республиканской комиссии, её рабочих групп, отраслевых и региональных комиссий, вопросы состояния безопасности и охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости с последующим направлением выработанных предложений в уполномоченные государственные органы для практической реализации;
3) принимать меры по реализации Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года, направленные на обеспечение:
равных прав и возможностей для женщин и мужчин;
охраны материнства и детства, социальной поддержки женщин, решение гендерных проблем в сфере социально-трудовых отношений;
равной поддержки мужчин и женщин, занимающихся уходом за детьми и их воспитанием;
равенства в оплате труда женщин и мужчин;
расширения доли женщин, осуществляющих управленческие функции;
4) принимать меры по реализации государственной молодёжной политики, направленные на:
обеспечение социальных прав молодежи в области труда, образования и охраны здоровья;
создание условий для самореализации;
поддержку и стимулирование позитивной общественной молодёжной инициативы;
5) соблюдать и содействовать реализации национальной политики, направленной на эффективное искоренение наихудших форм детского труда;
6) принимать участие в реализации мер по достижению нижеуказанных показателей результативности системы управления охраной труда:
уменьшение уровня производственного травматизма (коэффициент частоты несчастных случаев на 1000 чел.) до 0,26 к 2023 году;
увеличение удельного веса предприятий, охваченных системой коллективно-договорных отношений (среди крупных и средних предприятий) до 94,2% к 2023 году;
сокращение удельного веса работников, занятых во вредных условиях труда до 20% к 2023 году;
7) продолжить информационную кампанию по присоединению предприятий республики к Программе Международной ассоциации социального обеспечения «Vizion Zero»;
8) провести консультации для выработки и принятия мер по защите прав работников на получение денежной компенсации в случае экономической несостоятельности (банкротства) работодателя;
9) содействовать созданию на предприятиях производственных советов по безопасности и охране труда, а также их эффективному функционированию;
10) проводить работу по внедрению на предприятиях страны:
вертикального контроля от заказчика до подрядчика по обеспечению безопасных условий труда;
современных стандартов охраны и безопасности труда;
11) проводить консультации по вопросу осуществления ежемесячной доплаты техническим инспекторам по охране труда в размере, определяемом в соглашениях, коллективных договорах или актах работодателя, но не менее минимального размера заработной платы, а также проведение их ежегодного обучения в специализированных организациях образования за счёт средств работодателя и (или) профессиональных союзов.
Раздел VI. Социальная политика
Стороны приняли на себя обязательства по развитию социальной политики, направленной на:
1) рассмотрение в 2021 году вопроса увеличения предельного значения социального пособия по временной нетрудоспособности, при необходимости подготовки предложения по внесению изменений в действующее законодательство;
2) рассмотрение вопроса по поэтапному повышению минимальных государственных социальных стандартов и норм социального обеспечения в соответствии с рекомендациями Международной организации труда, в том числе, предусматривающими повышение уровня социальной защищённости малообеспеченных граждан;
3) обеспечение гражданам гарантированных видов страховых выплат по обязательному социальному страхованию;
4) принятие мер с учетом роста экономики и бюджетными возможностями, по поэтапному сближению минимальных социальных стандартов с международными аналогами;
5) в рамках цифровизации социальных платежей внедрение цифровой платформы «социальный кошелек» гражданина;
6) рассмотрение в 2021 году, в рамках рабочей группы, утвержденной приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 ноября 2020 года № 461 «О создании рабочей группы по вопросам обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей», следующих вопросов для улучшения качества жизни работников:
- о раннем выходе на пенсию работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- о социальной защите работников, при внезапном ухудшении здоровья на рабочем месте, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- о применении дифференцированного подхода при возмещении работодателем вреда здоровью работника, повлекшего его временную нетрудоспособность, в зависимости от трудового стажа на предприятии;
- о выплате работодателем единовременного возмещения вреда работнику (его законному представителю), полученного в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- о повышении размера выплат по возмещению вреда здоровью работника (регрессные выплаты) пропорционально росту средней заработной платы на предприятии (в организации) по соответствующей квалификации (должности);
7) содействие развитию социального предпринимательства;
8) содействие расширению социальной ответственности бизнеса и в организации конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз»;
9) принятие активного участия в разработке проекта Социального кодекса Республики Казахстан;
10) принятие мер по улучшению качества жизни работников, имеющих инвалидность, усиление социальной поддержки, а также создание равных условий для их интеграции в общество;
11) развитие систем добровольного пенсионного, медицинского, социального страхования;
12) рассмотрение на заседаниях Республиканской комиссии вопросов модернизации модели социальной политики.
Раздел VII. Реализация соглашения и контроль за его выполнением
1) в месячный срок со дня подписания Соглашения, разработать План мероприятий по реализации Соглашения и дальнейшего его рассмотрения и утверждения на заседании Республиканской комиссии;
2) принимать меры по разработке нормативных правовых актов, направленных на реализацию договорённостей, изложенных в Соглашении;
3) провести консультации по вопросам ратификации следующих международных Конвенций:
№ 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю»;
№ 97 «О работниках-мигрантах»;
№ 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»;
№ 117 «Об основных целях и нормах социальной политики»;
№ 118 «О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения»;
№ 132 «Об оплачиваемых отпусках»;
№ 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения»;
№ 154 «О содействии коллективным переговорам»;
№ 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения»;
№ 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя»;
№ 159 «О профессиональной реабилитации и занятости лиц с ограниченными возможностями»;
№ 160 «О статистике труда»;
№ 161 «О службах гигиены труда»;
№ 168 «О содействии занятости и защите от безработицы»;
№ 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя»;
№ 175 «О работе на условиях неполного рабочего времени»;
№ 184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве»;
№189 «О достойном труде домашних работников»;
№ 190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда».
4) каждая из Сторон вправе инициировать внесение изменений и (или) дополнений в Соглашение, которые принимаются по взаимному согласию всех Сторон, оформляются протоколом, являющимся неотъемлемой частью Соглашения, и вступают в силу со дня их подписания.
После подписания протокола о внесении изменений и (или) дополнений в Соглашение он подлежит официальному опубликованию. План мероприятий по реализации Соглашения приводится в соответствие с внесёнными изменениями и (или) дополнениями в месячный срок со дня их подписания;
5) решения Республиканской комиссии по вопросам, касающимся реализации Соглашения, являются одной из форм реализации настоящего Соглашения;
6) осуществлять контроль за выполнением Соглашения в порядке, определённом в Положении о Республиканской комиссии, на основе мониторинга исполнения Плана мероприятий по реализации Соглашения;
7) отраслевые и региональные (областные, городские, районные) соглашения не должны ухудшать положения работников по сравнению с настоящим Соглашением;
8) каждая из Сторон определяет своих представителей для включения в группы наблюдателей, участвующих в разработке и принятии соглашений на отраслевом и региональном уровнях, и информирует об этом остальные Стороны;
9) продвигать цели и принципы достойного труда в соответствии с рекомендуемыми Международной организацией труда подходами и индикаторами:
уровень занятости к населению в возрасте 16-58 лет (жен.), 16-63 года (муж.), %;
уровень безработицы к населению в возрасте 16-58 лет (жен.), 16-63 года (муж.), %;
доля молодёжи NEET (15-28 лет), %;
доля неформального сектора в общей занятости, %;
доля занятых с низким уровнем заработной платы (ниже двух третьих медианы почасового заработка), %;
доля занятых с чрезмерной продолжительностью рабочих часов (более 48 часов в неделю), %;
детский труд (доля занятых в возрастной группе 15-17 лет), %;
доля детей, занятых в опасных условиях, среди лиц в возрасте 15-17 лет (моложе 18 лет), %;
сегрегация в видах занятий (профессий) по половому признаку;
гендерный разрыв в заработной плате, %;
уровень производственного травматизма со смертельным исходом
(на 100 000 работающих), человек;
уровень производственного травматизма с несмертельным исходом
(на 100 000 работающих), человек;
время, потерянное в результате производственного травматизма;
доля населения, получающего пенсии (трудовые пенсии), %;
расходы на здравоохранение, финансируемые не за счёт личных средств домашних хозяйств, %;
дети, которые не посещают школу (% от возрастной группы);
индекс производительности труда;
неравенство в распределении доходов;
индекс потребительских цен;
занятость по отраслям экономической деятельности;
доля оплаты труда в ВВП, %.
Настоящее Генеральное соглашение подписали:
От Правительства Республики Казахстан:
Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан Тугжанов Е.Л. |
___________________ |
Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Шапкенов С.Ж. |
___________________ |
От республиканских объединений профессиональных союзов:
Председатель Федерации профсоюзов Республики Казахстан Даулеталин С.Т. |
___________________ |
Генеральный секретарь Казахстанской конфедерации труда Машкенов М.Р. |
___________________ |
Председатель РОП «СПК «Аманат» Пригорь А.И. |
___________________ |
От республиканских объединений работодателей:
Президент Национальной Конфедерации работодателей (предпринимателей) Республики Казахстан» Байкенов К.К. |
___________________ |
Исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий» Радостовец Н.В. |
___________________ |
Генеральный директор Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KAZENERGY» Акчулаков Б.У. |
___________________ |