Меню

Страницы

Статья

Пресс -релиз (о проекте нового Социального кодекса в РК)

 По поручению Главы государства Министерством труда и социальной защиты населения РК разработан проект Социального кодекса.

Целью разработки Социального кодекса является создание институциональных, экономических и организационных условий для реализации гражданами своих социальных прав и интересов.

Основная цель нового кодекса-это закрепление в одном документе всех норм действующего законодательства в этой сфере для облегчения понимания населением.

Социальный кодекс содержит разделы, относящиеся к каждому периоду жизни человека с учетом рекомендаций граждан.

Это позволит казахстанцам легче понять меры государственной поддержки. Это позволит казахстанцам легче понять меры государственной поддержки.

Проект социального кодекса включает в себя «Внедрение цифровой карты семьи», «Политика занятости», «Новая миграционная политика», «Меры поддержки семей с детьми», «Модернизация системы специальных социальных услуг», «Повышение пенсионных выплат в Казахстане.

 

В том числе по внедрению «Цифровой карты семьи»

 

По поручению Главы государства с 1 сентября 2022 года в пилотном режиме начато внедрение Цифровой карты семьи.

По сути Цифровая карта семьи - это ежедневный «электронный уведомитель» граждан о их правах на получение того или иного вида гарантированной господдержки, в зависимости от их социального статуса и еще один новый инструмент проактивного формата оказания государством услуг.

То есть, государство через информационную систему будет само предлагать гражданину получить тот или иной вид господдержки, без необходимости обращения в соответствующие органы.

Как это работает Цифровая карта семьи?

На первоначальном этапе была проведена работа по определению уровня благосостояния семей и положенных им мер государственной поддержки, на основе данных информационных систем госорганов.

Уже на Цифровой карте сформирован «Семейный портрет», содержащий данные о семье и ее членах.

Данные Карты обновляются по мере изменения статуса семьи и ее членов.

При установлении права на получение мер государственной поддержки, потенциальному получателю направляется СМС-уведомление для получения согласия на оказание государственной услуги.

После получения согласия - осуществляется назначение социального пособия, выплат или иных видов господдержки с последующим зачислением на банковский счет получателя. 

Проект будет реализован поэтапно:

  • с 1 сентября 2022 года – уже предоставлена возможность получения услуг в новом формате по 9 видам пособий и социальных выплат;
  • с 1 января 2023 года – перечень будет расширен услугами в сфере социальной защиты;
  • с 1 января 2024 года – будут включены государственные гарантии в сферах здравоохранения и образования;
  • с 2025 года – будут охвачены все виды государственных гарантий.

 

Меры поддержки семей с детьми:

 

Действующая модель поддержки семей с детьми, на сегодня, включает 6 видов государственных пособий и выплат.

И в проекте нового Социального кодекса все эти меры социальной поддержки полностью сохранены.

Кроме  этого,  вводится ряд нововведений, направленных на усиление уже действующих мер поддержки отдельных категорий семей.

            Одно из основных – с 01.01.2023г.  срок выплаты пособия по уходу за ребенком будет увеличен с одного года до полутора лет.

            Родители дольше будут со своими детьми в самом важном младенческом возрасте.

При этом, отметим, что данная норма будет распространяться как на работающих, так и неработающих родителей.

Этим правом воспользуются до 500 тыс. родителей.

При этом, каждый родитель, претендующий на выплату пособия по уходу за ребенком, должен знать, что чем больше стаж его участия в системе социального страхования, тем выше размер выплаты. 

Она сегодня составляет 40% от дохода, с которого производились отчисления в ГФСС.

Неработающие же родители или имеющие стаж работы менее 6-ти месяцев за последние два года до рождения ребенка, смогут претендовать на пособия и выплаты только из государственного бюджета. 

По новому Социальному кодексу если родитель, осуществляющий уход за ребенком, возобновит трудовую деятельность в период получения социальной выплаты из ГФСС, то размер выплаты будет производиться на уровне размера пособия по уходу за ребенком из бюджета.

Введение статуса "Награжденные матери"

В проекте Социального кодекса в качестве уважения и признания заслуг многодетной матери вводится новое понятие статуса «Награжденные матери» для женщин, пожизненно награжденных подвесками «Күміс алқа», «Алтын алқа» или получивших ранее звание «Мать-героиня», имеющих ордена «Материнская слава» I и II степени.

Для установления социальной справедливости будут дифференцированы размеры пособий награжденным матерям.

Сегодня матери, родившие и воспитавшие 6, 7 и более детей, получают пособие в одинаковом размере.

После принятия Социального кодекса размер пособия для матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа» или получивших ранее звание «Мать-героиня», награжденных орденами «Материнская слава» I и II степени, увеличивается с 6,4 МРП до 7,4 МРП.

«Повышение пенсионных выплат в Казахстане"

 

В настоящее время  по Республике более 2,2 млн. человек являются пенсионерами, из них:

365 тыс. чел., вышедших на пенсию до 1998 года и получающих базовую и солидарную пенсию.

1,9 млн.чел., достигших пенсионного возраста после 1998 года.

Они получают базовую и солидарную пенсии из бюджета и накопительную пенсию из ЕНПФ.

Первая категория пенсионеров имеет полный трудовой стаж и средний размер их пенсии превышает 125 тыс. тенге в месяц.

Вторая категория- это пенсионеры переходного к накопительной пенсионной системе периода и они имеют более низкие размеры в сравнении с первой категории.

Причины:

  • уменьшение трудового стажа, накопленного до 1 января 1998 года, который применяется при назначении солидарной пенсии из бюджета. Сегодня почти 40% лиц, достигающих пенсионного возраста, не имеют полного стажа.
  • недостаточный объем пенсионных накоплений в ЕНПФ, в связи с небольшим стажем участия в накопительной пенсионной системе (начиная с 1998 года).

Это означает, что в последующие годы ожидается, с одной стороны, рост пенсионеров и увеличение расходов на пенсионную систему, а с другой – снижение средних размеров пенсий.

Для упреждения этих рисков в Послании Президента страны к народу Казахстана от 01.09.2022г.  «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» представлен новый пакет мер по повышению эффективности пенсионной системы.

Первая из них - приостановление с 2023 года на 5 лет запланированного повышения пенсионного возраста женщин на уровне 61 года.

Данная мера принята с учетом негативного влияния пандемии коронавируса на здоровье и продолжительность жизни граждан.

В течение последующих 5 лет будут приняты меры по улучшению системы здравоохранения.

При этом особое внимание будет уделено сельской медицине, созданию и расширению сети реабилитационных центров, направленных на восстановление и поддержку здоровья граждан.

Следующая мера предусматривает:

поэтапное, с 1 января 2023 года до 2027 года, доведение размера минимальной базовой пенсии с 54% до 70% от величины прожиточного минимума, максимальную – со 100% до 120%, соответственно. 

За этот период размер базовой пенсии будет повышен в среднем до 51%. При этом ежегодный рост среднего размера базовой пенсии будет составлять порядка 13% и коснется всех 2 млн. пенсионеров.

увеличение с 1 января 2023 года величины максимального дохода для исчисления солидарной пенсии с 46 до 55 МРП для вновь входящих пенсионеров.

Предлагаемые меры позволят к 2025 году повысить совокупную пенсию в среднем на 27% (в течение 3 лет - со 109 тыс. до 138 тыс. тенге) и увеличить удельный вес государственных выплат в совокупной пенсии.

Государство приняло на себя обязательство поддержать «пенсионеров переходного к накопительной пенсионной системе периода».

Третье, введение дополнительных пенсионных взносов за счет работодателей, поэтапно - с 1,5% в 2023 году до 5% к 2027 году.

Данная мера позволит поддержать молодое поколение (рожденных после 1975 года), размеры пенсий которых будут напрямую зависеть от их пенсионных отчислений.

Их пенсия будет складываться из трех компонентов: базовой пенсии от государства, накопительной – за счет своих отчислений и условно-накопительной - за счет взносов работодателей.

Новый условно-накопительный компонент пенсии включает в себя преимущества двух других компонентов: он фиксирует период отчисления, суммарный объем отчислений как при накопительной системе, при этом, как в солидарной системе - поступившие средства будут направляться на выплату пенсий участникам системы, рожденным после 1975 года и достигающим пенсионного возраста. 

Пенсии из этой системы будут выплачиваться пожизненно.

Таким образом, за пенсионное обеспечение нынешнего молодого поколения будут солидарно ответственны: государство, работодатель и сам работник. 

Это мировая практика, и одновременно социальная ответственность каждого работодателя.

Дата публикации
26 октября 2022
Дата обновления
26 октября 2022
Тип
Информация

Сейчас читают

11 января 2024
Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)
Полезная информация
18 января 2023
«На пути создания беспрепятственного будущего»
Информация
26 октября 2022
Информация ( о внедрении «Цифрового карты семьи»)

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации