По поручению Главы государства Министерством труда и социальной защиты населения РК разработан проект Социального кодекса.
Целью разработки Социального кодекса является создание институциональных, экономических и организационных условий для реализации гражданами своих социальных прав и интересов.
Основная цель нового кодекса-это закрепление в одном документе всех норм действующего законодательства в этой сфере для облегчения понимания населением.
Социальный кодекс содержит разделы, относящиеся к каждому периоду жизни человека с учетом рекомендаций граждан.
Это позволит казахстанцам легче понять меры государственной поддержки. Это позволит казахстанцам легче понять меры государственной поддержки.
Проект социального кодекса включает в себя «Внедрение цифровой карты семьи», «Политика занятости», «Новая миграционная политика», «Меры поддержки семей с детьми», «Модернизация системы специальных социальных услуг», «Повышение пенсионных выплат в Казахстане.
В том числе по внедрению «Цифровой карты семьи»
По поручению Главы государства с 1 сентября 2022 года в пилотном режиме начато внедрение Цифровой карты семьи.
По сути Цифровая карта семьи - это ежедневный «электронный уведомитель» граждан о их правах на получение того или иного вида гарантированной господдержки, в зависимости от их социального статуса и еще один новый инструмент проактивного формата оказания государством услуг.
То есть, государство через информационную систему будет само предлагать гражданину получить тот или иной вид господдержки, без необходимости обращения в соответствующие органы.
Как это работает Цифровая карта семьи?
На первоначальном этапе была проведена работа по определению уровня благосостояния семей и положенных им мер государственной поддержки, на основе данных информационных систем госорганов.
Уже на Цифровой карте сформирован «Семейный портрет», содержащий данные о семье и ее членах.
Данные Карты обновляются по мере изменения статуса семьи и ее членов.
При установлении права на получение мер государственной поддержки, потенциальному получателю направляется СМС-уведомление для получения согласия на оказание государственной услуги.
После получения согласия - осуществляется назначение социального пособия, выплат или иных видов господдержки с последующим зачислением на банковский счет получателя.
Проект будет реализован поэтапно:
Меры поддержки семей с детьми:
Действующая модель поддержки семей с детьми, на сегодня, включает 6 видов государственных пособий и выплат.
И в проекте нового Социального кодекса все эти меры социальной поддержки полностью сохранены.
Кроме этого, вводится ряд нововведений, направленных на усиление уже действующих мер поддержки отдельных категорий семей.
Одно из основных – с 01.01.2023г. срок выплаты пособия по уходу за ребенком будет увеличен с одного года до полутора лет.
Родители дольше будут со своими детьми в самом важном младенческом возрасте.
При этом, отметим, что данная норма будет распространяться как на работающих, так и неработающих родителей.
Этим правом воспользуются до 500 тыс. родителей.
При этом, каждый родитель, претендующий на выплату пособия по уходу за ребенком, должен знать, что чем больше стаж его участия в системе социального страхования, тем выше размер выплаты.
Она сегодня составляет 40% от дохода, с которого производились отчисления в ГФСС.
Неработающие же родители или имеющие стаж работы менее 6-ти месяцев за последние два года до рождения ребенка, смогут претендовать на пособия и выплаты только из государственного бюджета.
По новому Социальному кодексу если родитель, осуществляющий уход за ребенком, возобновит трудовую деятельность в период получения социальной выплаты из ГФСС, то размер выплаты будет производиться на уровне размера пособия по уходу за ребенком из бюджета.
Введение статуса "Награжденные матери"
В проекте Социального кодекса в качестве уважения и признания заслуг многодетной матери вводится новое понятие статуса «Награжденные матери» для женщин, пожизненно награжденных подвесками «Күміс алқа», «Алтын алқа» или получивших ранее звание «Мать-героиня», имеющих ордена «Материнская слава» I и II степени.
Для установления социальной справедливости будут дифференцированы размеры пособий награжденным матерям.
Сегодня матери, родившие и воспитавшие 6, 7 и более детей, получают пособие в одинаковом размере.
После принятия Социального кодекса размер пособия для матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа» или получивших ранее звание «Мать-героиня», награжденных орденами «Материнская слава» I и II степени, увеличивается с 6,4 МРП до 7,4 МРП.
«Повышение пенсионных выплат в Казахстане"
В настоящее время по Республике более 2,2 млн. человек являются пенсионерами, из них:
365 тыс. чел., вышедших на пенсию до 1998 года и получающих базовую и солидарную пенсию.
1,9 млн.чел., достигших пенсионного возраста после 1998 года.
Они получают базовую и солидарную пенсии из бюджета и накопительную пенсию из ЕНПФ.
Первая категория пенсионеров имеет полный трудовой стаж и средний размер их пенсии превышает 125 тыс. тенге в месяц.
Вторая категория- это пенсионеры переходного к накопительной пенсионной системе периода и они имеют более низкие размеры в сравнении с первой категории.
Причины:
Это означает, что в последующие годы ожидается, с одной стороны, рост пенсионеров и увеличение расходов на пенсионную систему, а с другой – снижение средних размеров пенсий.
Для упреждения этих рисков в Послании Президента страны к народу Казахстана от 01.09.2022г. «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» представлен новый пакет мер по повышению эффективности пенсионной системы.
Первая из них - приостановление с 2023 года на 5 лет запланированного повышения пенсионного возраста женщин на уровне 61 года.
Данная мера принята с учетом негативного влияния пандемии коронавируса на здоровье и продолжительность жизни граждан.
В течение последующих 5 лет будут приняты меры по улучшению системы здравоохранения.
При этом особое внимание будет уделено сельской медицине, созданию и расширению сети реабилитационных центров, направленных на восстановление и поддержку здоровья граждан.
Следующая мера предусматривает:
поэтапное, с 1 января 2023 года до 2027 года, доведение размера минимальной базовой пенсии с 54% до 70% от величины прожиточного минимума, максимальную – со 100% до 120%, соответственно.
За этот период размер базовой пенсии будет повышен в среднем до 51%. При этом ежегодный рост среднего размера базовой пенсии будет составлять порядка 13% и коснется всех 2 млн. пенсионеров.
увеличение с 1 января 2023 года величины максимального дохода для исчисления солидарной пенсии с 46 до 55 МРП для вновь входящих пенсионеров.
Предлагаемые меры позволят к 2025 году повысить совокупную пенсию в среднем на 27% (в течение 3 лет - со 109 тыс. до 138 тыс. тенге) и увеличить удельный вес государственных выплат в совокупной пенсии.
Государство приняло на себя обязательство поддержать «пенсионеров переходного к накопительной пенсионной системе периода».
Третье, введение дополнительных пенсионных взносов за счет работодателей, поэтапно - с 1,5% в 2023 году до 5% к 2027 году.
Данная мера позволит поддержать молодое поколение (рожденных после 1975 года), размеры пенсий которых будут напрямую зависеть от их пенсионных отчислений.
Их пенсия будет складываться из трех компонентов: базовой пенсии от государства, накопительной – за счет своих отчислений и условно-накопительной - за счет взносов работодателей.
Новый условно-накопительный компонент пенсии включает в себя преимущества двух других компонентов: он фиксирует период отчисления, суммарный объем отчислений как при накопительной системе, при этом, как в солидарной системе - поступившие средства будут направляться на выплату пенсий участникам системы, рожденным после 1975 года и достигающим пенсионного возраста.
Пенсии из этой системы будут выплачиваться пожизненно.
Таким образом, за пенсионное обеспечение нынешнего молодого поколения будут солидарно ответственны: государство, работодатель и сам работник.
Это мировая практика, и одновременно социальная ответственность каждого работодателя.