Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, пожара, вредного воздействия опасных производственных факторов, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно постановлению Правительства РК от 19 декабря 2014 года № 1358 возмещение вреда (ущерба), причиненного пострадавшим, вследствие ЧС природного характера, осуществляется за счет бюджетных средств местного исполнительного органа, предусмотренных на ликвидацию последствий ЧС природного характера, добровольных взносов граждан, фондов и общественных объединений, иных источников.
При этом, пострадавшие, понесшие материальный ущерб, в течение тридцати календарных дней со дня возникновения ЧС представляют в местный исполнительный орган заявление о возмещении материального ущерба.
К заявлению о возмещении причиненного ущерба прилагаются:
1) копия документа, удостоверяющего личность пострадавшего лица;
2) перечень утраченного и/или испорченного имущества пострадавшего с момента возникновения ЧС природного характера или в период ликвидации ЧС.
Заявление о возмещении материального ущерба рассматривается специально созданной комиссией акимата в течение пятнадцати рабочих дней с даты поступления документов.
Возмещение вреда (ущерба), причиненного физическим и юридическим лицам ЧС техногенного характера, производится причинителем вреда (ущерба) добровольно или по решению суда.
Не подлежат возмещению:
1) временные строения, хозяйственно-бытовые и иные постройки, не относящиеся в соответствии с законодательством РК об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности к объектам недвижимости, а также незаконно построенные объекты;
2) ценная одежда, предметы роскоши, либо изготовленные из драгоценных металлов, предметы, имеющие художественную ценность.
Для предоставления жилища, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2021 года № 1222 «Об утверждении Правил предоставления жилищ гражданам, оставшимся без жилища в результате ЧС» необходимо в установленном порядке, обратиться в местный исполнительный орган с наличием следующих документов:
1) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Казахстан. В случае утраты или уничтожения такого документа, вследствие чрезвычайной ситуации или в период ее ликвидации – копии временного удостоверения личности, выданного органами внутренних дел;
1-1) заявление от собственника недвижимого имущества (либо от его представителя по доверенности) по установленной форме;
2) технический паспорт объекта недвижимости (жилища);
3) идентификационный документ на земельный участок (акт на право частной собственности на земельный участок);
4) справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества, выданной Государственной корпорацией «Правительство для граждан».