В Казахстане начата системная работа по этике и безопасности применения искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной среде. В рамках этой инициативы разрабатываются методические рекомендации по использованию ИИ в школах.
Международная практика демонстрирует, что успешная интеграция ИИ возможна при соблюдении трёх ключевых условий: высокой квалификации педагогов, академической честности и доверия общества к цифровым технологиям.
«Казахстан формирует национальную модель интеграции ИИ в систему образования. Эта модель будет этичной, безопасной, педагогически обоснованной и ориентированной на раскрытие потенциала учеников и учителей. Основная задача — обеспечить осознанное использование новых технологий, сохранить ведущую роль педагога и гарантировать прозрачность всех процессов», — подчеркнула заместитель председателя Комитета среднего образования Зейнеп Максутова.
При разработке национальной модели изучен опыт Эстонии, Южной Кореи, США, а также учтены рекомендации ведущих международных организаций.
По инициативе Министерства просвещения Республики Казахстан в честь Всемирного дня детей школьники по всей стране написали изложение на тему безопасности и защиты прав ребёнка. В акции одновременно приняли участие 1,5 миллиона детей.
Инициатива была организована в рамках продвижения идеологемы «Закон и Порядок». Во всех школах страны для учащихся 7–11 классов провели специальные классные часы и единое изложение, направленное на повышение правовой культуры.
В ходе мероприятия детям объяснили значение правовой грамотности, роль соблюдения закона в обществе и основные принципы обеспечения безопасности.
Республиканская акция направлена на укрепление правовых знаний подростков и формирование навыков безопасного поведения.
Дети составляют треть населения нашей страны — 34%, и их число стабильно увеличивается. Такая демографическая динамика подтверждает устойчивую ориентацию государственной политики на защиту детства. Международные структуры, включая ООН, отмечают стабильный прогресс Казахстана в обеспечении прав и благополучия детей.
На фоне этого положительного тренда страна демонстрирует один из самых высоких уровней регистрации рождения — близкий к 100%, что соответствует международным стандартам защиты прав ребёнка.
Важным направлением политики стало развитие долгосрочной финансовой поддержки. Казахстан также одна из немногих стран, направляющих часть доходов от природных ресурсов на развитие детей. С 2024 года 50% инвестиционного дохода Нацфонда перечисляется на личные счета несовершеннолетних. В 2025 году каждому ребёнку начислено около 130 долларов, а число получателей превысило 324 тысячи. Суммарный объём накоплений за два года составил около 233 долларов.
Особое внимание уделяется обеспечению детей полноценным и качественным питанием. С 2023 года все учащиеся начальных классов — 100% — получают горячее питание за счёт государства. Эта мера охватила 1,7 млн детей. В детских садах питанием обеспечены 953 тыс. воспитанников. На организацию горячего питания в школах и дошкольных организациях из местных бюджетов выделено 207,4 млрд тенге.
По данным МИКС-2024 (ЮНИСЕФ), показатели питания детей в Казахстане находятся в благоприятных значениях, сопоставимых с уровнем стран Европы и Центральной Азии. Эксперты отмечают стабильность динамики и отсутствие резких отклонений, что отражает эффективность государственных мер в сфере дошкольного и школьного питания.
Для повышения безопасности детей Казахстан ужесточил ответственность за тяжкие посягательства в отношении несовершеннолетних. Запрещено прекращение дел по примирению, за наиболее тяжкие деяния предусмотрено пожизненное лишение свободы.
«Когда речь идёт о безопасности ребёнка, компромиссов быть не может. Позиция государства — нулевая терпимость. Закон должен защищать ребёнка полностью, и мы усиливаем меры так, чтобы эта защита была реальной. Казахстан должен оставаться в авангарде стран, обеспечивающих равные возможности и поддержку каждому ребёнку — это фундамент будущего страны», — отметила Насымжан Оспанова.
Система защиты детей укрепляется и институционально. Впервые законодательно закреплена норма один специалист органов опеки на 5 тысяч детей. Это позволило увеличить штат с 303 до 1028 специалистов. Такой подход выводит Казахстан в число стран СНГ, внедривших единые стандарты кадровой обеспеченности сферы защиты детства.
С 2026 года начнёт работу единая программа «Дети Казахстана», которая объединит все меры поддержки и развития детей в целостную национальную стратегию.
В рамках государственного визита Президента Эстонии в Казахстан его супруга Сирье Карис посетила столичную школу №101 «Келешек мектебі» и ознакомилась с казахстанской системой образования и воспитания. На встрече также приняли участие министр просвещения РК Жулдыз Сулейменова и министр культуры и информации Аида Балаева.
В школе №101 «Келешек мектебі» в одну смену обучаются 2000 детей. В ходе визита школьникам были представлены творческие номера, подготовленные студентами колледжей Эстонии.
Министр просвещения Жулдыз Сулейменова подчеркнула, что по поручению Главы государства в рамках национального проекта в Казахстане ведется масштабная работа по модернизации школьной инфраструктуры и расширению сети инновационных школ.
«Развивая систему образования, Казахстан ставит приоритетом формирование конкурентоспособного на глобальном уровне, интеллектуально развитого человеческого капитала, а также создание единой воспитательной экосистемы, основанной на общечеловеческих ценностях. В этом направлении проводится системная работа: обеспечивается равный доступ каждого ребенка к современному и качественному образованию, изучается и внедряется международный передовой опыт», — отметила Жұлдыз Сүлейменова.
Ученики вели беседу с зарубежными гостями на английском языке и представили национальную культуру и историю, продемонстрировав изделия декоративно-прикладного искусства из войлока, шелка, глины и гипса. В творческом зале «Абайтану», открытом в рамках единой программы воспитания «Адал азамат», школьники рассказали о философии и мировоззрении великого поэта.
Особый интерес у первой леди Эстонии вызвали изделия ручной работы, представленные школьниками. В ходе встречи также был представлен опыт сотрудничества с организациями образования Эстонии.
В Астане проходит XVIII Президентская олимпиада по естественно-математическому циклу среди учащихся 11–12-х классов.
Цель Олимпиады – выявить способных и талантливых учащихся в области математики, физики, химии и биологии, а также создать условия для их дальнейшего интеллектуального развития и профессионального самоопределения. Кроме того, Олимпиада направлена на повышение интереса школьников к естественно-математическим дисциплинам и углубление их теоретических знаний и практических навыков.
Олимпиада состоит из трех этапов: первый (региональный) этап прошёл 6 октября 2025 года. В нём приняли участие 3544 учащихся. Во второй (отборочный) этап были приглашены 414 участников из всех регионов и крупных городов страны, а также из республиканских образовательных организаций и НИШ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». По итогам двух туров 201 школьник получил право участия в республиканском этапе.
По итогам Олимпиады победители и призёры будут награждены дипломами I, II и III степени Министерства просвещения, медалями, а также ценными призами.
Министр просвещения Жулдыз Сулейменова встретилась с членами Общественного совета, участвующими в обсуждении актуальных вопросов в сфере среднего образования. На встрече были подведены итоги деятельности Общественного совета по вопросам просвещения и защиты прав детей при Министерстве за 2023–2025 годы.
Созданный по инициативе Главы государства, Общественный совет по вопросам просвещения и защиты прав детей ставил своей целью усиление гражданской активности в развитии отрасли. В своем Послании народу Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев отметил: «У советов большой институциональный потенциал, который необходимо в полной мере реализовать». С 2023 года активисты сферы среднего образования провели 26 заседаний, охватывая важные вопросы — от повышения качества образования в сельских школах до обеспечения прозрачности государственных закупок.
Во время встречи с активистами отрасли министр просвещения Жулдыз Сулейменова подчеркнула важность института общественного контроля для государства. «Закон об общественном контроле сегодня способствует формированию открытой площадки для диалога между государственными органами и обществом. Общественный совет внес значительный вклад в улучшение взаимодействия между обществом и государственными структурами. Призываю всех вас продолжить совместную работу», — сказала министр. Кроме того, глава ведомства вручила активистам благодарственные письма.
В рамках Года рабочих профессии 27 студентов Туркестанского высшего многопрофильного аграрного колледжа по специальности «Организация питания» прошли производственную практику в городе Анталия (Турция) - сообщает пресс-служба Министерства просвещения.
Во время практики студенты совмещали теоретические знания с практическими навыками, знакомились с системой работы гостиничного и ресторанного бизнеса международного уровня. В ходе стажировки в Анталии они обменялись опытом в знаменитых отелях и ресторанах Турции.
«Эта практика дала студентам возможность повысить профессиональные навыки, получить опыт работы в зарубежной среде и укрепить профессиональные способности как будущих специалистов. В настоящее время ведутся переговоры с Узбекистаном о прохождении студентами производственной практики в сфере строительства», — отметил руководитель управления образования Туркестанской области Галымжан Орынов.
Напомним, что в Казахстане в рамках стратегии интернационализации системы технического и профессионального образования реализуется международная инициатива, направленная на повышение качества подготовки кадров и интеграцию отечественных колледжей в глобальное образовательное пространство. В её рамках предусмотрено обеспечение стажировок и практик студентов и педагогов Казахстана за рубежом.
В Казахстане продолжает работу программа Центров педагогической поддержки родителей 3.0, направленная на развитие осознанного родительства и укрепление взаимодействия между школой и семьёй. С начала учебного года проведено свыше 33 тысяч занятий, которые посетили более 1,1 миллиона родителей.
«Когда родители действительно становятся частью жизни ребёнка, они помогают ему чувствовать поддержку, уверенность и защищённость. Из таких доверительных отношений рождается эмоционально устойчивый, счастливый ребёнок и гармоничная семья», — подчеркнула президент НАО «Национальный научно-практический институт благополучия детей «Өркен» Елена Сакенова.
Занятия ведут специально подготовленные педагоги и психологи. Среди наиболее востребованных тем — «Воспитание личным примером» и «Безопасность детей – забота взрослых». На них родители получают практические рекомендации по укреплению доверия, развитию эмоционального контакта и профилактике рисков как в семье, так и в школе.
Результаты анкетирования свидетельствуют о росте вовлечённости родителей: 72,6% ежедневно беседуют с детьми, 89,6% оперативно реагируют на их трудности, 78% хорошо знают круг общения ребёнка. Каждый второй родитель выразил готовность пересмотреть подход к воспитанию, а почти треть активно участвует в учебном и культурном развитии детей.
Центры педагогической поддержки родителей были запущены в 2023 году во всех школах страны в рамках программы «Адал Азамат». Они стали важной площадкой для открытого диалога между школой и семьёй, где родители получают поддержку, знания и практические инструменты для воспитания и развития детей.
В школе №51 «Келешек» города Семей в рамках развития экологической культуры обучающихся реализован STEM-проект EcoBox. Ученики 6–7-х классов собирали пластиковые крышки и, переработав их, изготовили экологичный контейнер для раздельного сбора мусора, который установлен в школьном коридоре.
В ходе работы ребята изучили свойства пластика, разработали макет контейнера, освоили способы соединения крышек на практике. Также они рассчитали размеры, объем и пропорции конструкции, применив основные элементы STEM-направлений (Science, Technology, Engineering, Mathematics).
Идея возникла в рамках республиканской акции «Таза Қазақстан», дети впервые всерьёз задумались о количестве пластикового мусора вокруг. По словам самих учащихся, «каждая собранная крышка — это маленький шаг к чистой стране».
Для изготовления EcoBox было использовано около 2100 крышек. Готовый контейнер установлен внутри школы и используется для сортировки пластиковых отходов.
В дальнейшем коллектив школы планирует изготовить из крышек EcoBench (эколавочку), благоустроить школьный двор экоматериалами, а также открыть уголок «STEM EcoLab» и расширить практические экопроекты.
В Казахстане стартовал пилотный проект по новому механизму размещения государственного образовательного заказа в частных школах. Совместным приказом Министерства просвещения и акиматов областей, городов Алматы, Астаны и Шымкента утвержден пилотный проект «Новый механизм размещения государственного образовательного заказа на среднее образование в частных организациях образования на 2025–2026 учебный год».
Проект направлен на повышение прозрачности финансирования, развитие государственно-частного партнерства и обеспечение доступности качественного образования для всех детей.
В последние годы наблюдается рост количества частных школ по стране, которое достигло порядка тысячи. Увеличение доли частного бизнеса в сфере образования – хорошая тенденция, однако действующий порядок госзаказа требует обновления.
Проведенный анализ показал, что необходимость реформы обусловлена выявленными несоответствиями в учете учащихся и финансировании частных школ. В ряде случаев дети фактически обучались в одной организации, но по данным Национальной образовательной базы числились в другой организации, получавшей государственный заказ.
В отдельных регионах школы удерживали в системе сведения о выбывших учащихся, продолжая получать финансирование. Были также выявлены случаи начисления средств за обучение в организациях, не осуществлявших образовательную деятельность, но зарегистрированных в качестве получателей госзаказа.
Решением этих вопросов и одним из основных элементов преобразований станет новая информационная система. Ее разработали в АО «Информационно-учетный центр» Министерства финансов. Она уже встроена в цифровую платформу «Е-Qazyna.kz» и не только упростит работу пользователей, но и усилит контроль за достоверностью данных: система будет автоматически проверять количество и контингент обучающихся, наличие разрешительных документов и свяжет информационные системы образования воедино.
Для обеспечения единого администрирования АО «Финансовый центр» передано в ведение Министерства финансов. Оно выступает оператором пилотного проекта и обеспечивает организационно-методическое сопровождение, консультации участников, мониторинг и оплату по принятым актам.
Главная роль в реализации пилота отведена местным исполнительным органам – управлениям образования, которые будут размещать госзаказ, утверждать сводные расчеты, заключать договоры и принимать акты оказанных услуг через веб-портал www.e-Qazyna.kz , разработанный АО «Информационно-учетный центр». На следующем этапе планируется интеграция в систему других инструментов государственного финансирования в сфере образования – грантов, стипендий, обеспечения мест в общежитиях и иных форм поддержки.
Новая информационная система запущена 12 ноября текущего года. Минфин внедряя цифровизацию в сфере образовательных услуг намерен сделать движение бюджетных средств по госзаказу более прозрачным и понятным, а также будет администрировать вопросы своевременного и обоснованного финансирования. Нововведение снизит нагрузку на бюджет, повысит конкуренцию и привлечет больше частных инвестиций в сферу образования.