В Год рабочих профессий ведется трансформация системы технического и профессионального образования. Одним из ключевых инструментов этой работы стал Реестр образовательных программ ТиПО и послесреднего образования, разработанный НАО «Talap» Министерства просвещения РК.
Реестр — это современный цифровой ресурс, который помогает органам управления образованием получать полную, актуальную и достоверную информацию о всех программах колледжей страны.
На сегодня в нем доступно 8 554 программы по 181 специальности от 667 колледжей со всей республики. Из них 96% программ — уровень технического и профессионального образования (ТиПО), 4% — послесреднее образование. При этом 55% программ на государственном языке.
«Мы уделяем особое внимание тому, чтобы каждая программа соответствовала современным требованиям рынка труда», — отметил директор департамента технического и профессионального образования Асет Муханбетов.
Около 2,5 тысяч программ ориентированы на дуальное обучение, 70 программ для лиц с особыми образовательными потребностями. Совместно с зарубежным партнером ACCA (Англия) разработана программа вместе с Жамбылским инновационным высшим колледжем. 139 программ составлены с учетом Классификатора управленческой и инженерной специализации.
Колледжи активнее всего разрабатывают программы по инженерии, ИКТ, сфере обслуживания, бизнесу и управлению. Для их подготовки использовано более 500 профессиональных стандартов. В экспертизе программ приняли участие 540 экспертов, из них 311 педагогов и 229 работодателей.
В новом учебным году будут разработаны 3000 образовательных программ.
С 5 по 14 июля в Объединенных Арабских Эмиратах пройдет 57-я Международная олимпиада по химии IChO-2025. В этом году в ней примут участие более 90 стран.
Казахстан представят четыре школьника — победители и призеры республиканских и международных олимпиад:
Абылай Кабдулхадыр — ученик 12-го класса NIS г. Астана;
Ансар Жаксылыков — ученик 10-го класса школы-лицея «Білім-инновация»Актюбинской области;
Енлик Бакытбекова — ученица 12-го класса NIS г. Алматы;
Кирилл Ким — ученик 12-го класса NIS г. Астана.
Руководители команды:
Санжар Бегдаир — магистрант Korea Advanced Institute of Science and Technology (KAIST), победитель международных и республиканских олимпиад;
Ринат Илюсизов — победитель международных и республиканских олимпиад.
Желаем удачи нашей команде!
Справочно: Международная олимпиада по химии (IChO) проводится ежегодно с 1968 года. Она считается одной из самых сложных и престижных предметных олимпиад среди школьников, сочетая глубокую теорию и практические лабораторные задания. Казахстан принимает участие в IChO с 1998 года. За это время сборная завоевала 10 золотых, 35 серебряных, 48 бронзовых медалей и 4 почётные грамоты.
Продолжается отбор молодых педагогов в школы нового формата «Келешек мектептері».
По данным Национального центра повышения квалификации «Өрлеу», на участие в отборе подано 917 заявок. В тестировании участвовали выпускники пяти педагогических вузов страны. Кандидаты проходят тестирование по следующим направлениям: предметная подготовка, а также социальные и эмоциональные компетенции.
По итогам тестирования электронные портфолио 540 выпускников, показавших наилучшие результаты, были размещены на цифровой платформе career.orleu.edu.kz. Платформа представляет собой современный инструмент для прозрачного и эффективного подбора молодых педагогов. Доступ к платформе имеют исключительно директора школ «Келешек мектептері», что позволяет осуществлять целевой отбор кандидатов с учетом региональных потребностей, предметной специализации и уровня профессиональной подготовки.
Отметим, работа по отбору молодых педагогов будет продолжена, в том числе в регионах, где наблюдается повышенный спрос на квалифицированные кадры.
В Литве завершилась Европейская олимпиада по географии EGeO. По итогам трехдневных соревнований Национальная сборная Казахстана завоевала семь медалей.
Золото в копилку нашей страны принес девятиклассник специализированного лицея №24 города Талдыкорган — Дарын Бекбол. Он стал сильнейшим в младшей (юниорской) возрастной категории (12-15 лет).
Также бронзовую медаль принес ученик 9-го класса NIS г. Шымкент — Микаэль Почукаев.
В основной (старшей) группе (16–19 лет) копилку сборной нашей страны пополнили:
— ученик 10-го класса NIS г. Костанай Андрей Енбахтов;
— ученик 12-го класса NIS г. Талдыкорган Акжол Болат;
— ученик 12-го класса NIS г. Актобе Алихан Калмагамбетов;
— ученик 11-го класса NIS г. Павлодар Мансур Турсунгалиев;
— ученик 10-го класса NIS г. Талдыкорган Рамиль Имашев.
Руководители и тренеры команды — Абай Дүйсен и Акберен Айжарык, многократные призеры республиканских и международных олимпиад.
Мы гордимся нашими ребятами!
Справочно: EGeо проводится ежегодно с 2015 года и направлена на развитие интереса к географическим и экологическим исследованиям. Олимпиада включает три этапа: письменный тест, мультимедийное задание и полевой тур. Все задания выполняются на английском языке. В 2024 году казахстанская команда завоевала шесть медалей.
16 июня 2024 года вступил в силу Закон, направленный на защиту прав женщин и безопасность детей. Этот документ стал прочной основой комплексной системы защиты прав ребенка, охватывающей профилактику, выявление и помощь. И уже сегодня можно говорить о конкретных результатах.
За первые пять месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года количество преступлений против половой неприкосновенности детей снизилось на 21,3%, тяжких преступлений — на 8%, особо тяжких — на 19%.
Большую роль сыграла норма о внеплановых проверках без предварительного уведомления. За год Комитетом по охране прав детей проведено 58 проверок, восстановлены права более 1500 детей, к ответственности привлечены 24 руководителя и 78 специалистов.
Во всех регионах открыты Центры психологической поддержки. С начала этого года они оказали помощь более чем 50 тысячам гражданам, в том числе детям и родителям, пострадавшим от насилия.
«Этот Закон позволил перейти от точечного реагирования к системному подходу. Сегодня в стране действует устойчивая модель защиты детей, в которой каждое звено, от школы до уполномоченного, работает на предупреждение и помощь», — подчеркнула председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.
Важным элементом этой модели стал институт региональных уполномоченных. Обладая независимым статусом и правом доступа во все учреждения с детьми, они лично контролируют каждый случай насилия.
Контакт-центр «111» закрепился в Законе как единая точка обращения по вопросам защиты семьи, женщин и детей. С начала года поступило свыше 88 тысяч обращений. В школах внедрена система конфиденциальной подачи сигналов через QR-коды, рализуется антибуллинговая программа «ДОСБОЛLiKe», ужесточена административная ответственность за травлю в школах. Действуют межведомственные алгоритмы оперативного реагирования.
По поручению Главы государства, данному на IV заседании Национального курултая, дальнейшие меры профилактики, выявления и помощи детям будут системно включены в концепцию программы «Дети Казахстана».
В Центре приема граждан первый вице-министр просвещения Майра Мелдебекова провела личный прием.
В рамках встречи поднимались вопросы среднего, инклюзивного и специального образования. Обращения граждан касались обеспечения равных возможностей для получения образования детьми, защиты прав педагогов и их повышения квалификации.
По каждому заданному вопросу даны соответствующие ответы в рамках компетенции госоргана. Кроме того, даны конкретные поручения соответствующим структурным подразделениям и региональным управлениям.
Отметим, что прием граждан проводится в Центре приема граждан по адресу: проспект Мәңгілік Ел, 8, Дом министерств, подъезд 16. График приема доступен на официальном сайте министерства.
В июле и августе по всей стране продолжаются курсы повышения квалификации, организованные Национальным центром повышения квалификации «Өрлеу» Министерства просвещения РК. В этот период обучение пройдут свыше 11 тысяч педагогов.
Программы охватывают широкий спектр направлений — от подготовки учителей начальных классов до педагогов общественно-гуманитарных и естественно-математических дисциплин. Часть слушателей выбрала курсы по инклюзивному образованию, лидерству, инновациям и цифровой грамотности.
С начала года такие курсы уже прошли более 31 тысячи учителей. Особенно активно участвовали педагоги сельских школ — они составили 56 % от общего числа.