Вопросы организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей «Лето - 2024» обсудили сегодня на аппаратном совещании Министерства просвещения РК совместно с региональными управлениями образования, подведомственными организациями и методическими кабинетами.
Министерством просвещения совместно с МВД, МЗ, МЧС, МКИ, МТС, МНВО, МТЗСН и МЭПР принят план мероприятий, включающий законодательные нормы, программы, а также мониторинг и контроль. Впервые в этом году разработаны единые требования к каждому виду лагерей, привлечены к работе волонтеры и педагоги допобразования, создан республиканский мониторинг приемки лагерей и проведения инструктажа.
Кроме того, направлен реестр детских оздоровительных центров, утвержденных уполномоченными госорганами.
«Важно сформировать культуру проведения летнего отдыха, не забывая о главном приоритете — безопасности детей. Именно поэтому, коллеги, необходимо усилить работу, взяв на строгий контроль меры по защите детей. Вам направлены соответствующие методические инструменты и алгоритмы. Персональную ответственность за организацию летнего отдыха детей возлагаю на руководителей управления образования», — подчеркнул министр просвещения Гани Бейсембаев.
Всего в текущем летнем сезоне планируется охватить отдыхом 3,1 млн школьников или 88,2%. Для них подготовлено 10 630 лагерей.
290 coworking-центров создадут в школьных библиотеках в 2024 году
По поручению Главы государства с 2021 года реализуется проект «Читающая школа», направленный на создание благоприятных условий для читателей, улучшение материально-технической базы в школьных библиотеках. Так, за последние два года открыты около двух тысяч центров и уголков для юных читателей. В 2024 году планируется создание 290, в 2025 году - 116, а в 2026 году- 110 подобных зон для чтения.
С рабочим визитом Туркестанскую область посетили представители министерства просвещения во главе с первым вице-министром Натальей Жумадильдаевой. Здесь прошла встреча с педагогическим сообществом, где подвели итоги комплексного мониторинга в сфере образования.
Для определения сдерживающих факторов в организациях образования Туркестанской области по результатам глобального исследования PISA и внутренней системы оценки качества МОДО в ноябре прошлого года министерством проведен комплексный анализ и оценка деятельности. По итогам проведена работа по устранению нарушений, а также выработан план по устранению коррупционных рисков. Работа продолжилась и в этом году.
Приведены в соответствие обязательных нормативных документов для организации качественной учебно-воспитательной работы, более 1000 педагогов успешно прошли курсы повышения квалификации, усилены меры по обеспечению безопасности детей, включая обновление материально-технической базы. Сейчас проводится работа по повышению кадрового потенциала, в том числе руководящего состава.
Подводя итоги совещания первый вице-министр просвещения отметила, что государство придает большое значение повышению статуса педагога, развитию инфраструктуры, созданию комфортной и безопасной среды для детей.
«Основная задача заключается в обеспечении качественным образованием каждого ребенка. Важность этой работы невозможно переоценить, и она напрямую зависит от эффективного функционирования всех элементов системы образования, включая квалифицированные кадры», - заключила Наталья Жумадильдаева.
Визит продолжился встречей с жителями региона, а также традиционным личным приемом граждан. В завершение представители министерства посетили ряд организаций образования, где на местах точечно изучили имеющиеся вопросы. Отметим, в этом году комплексный мониторинг будет продолжен в Алматинской области.
Сегодня в городе Шэньчжэнь Китайской Народной Республики проходит церемония открытия Международной Менделеевской олимпиады по химии (ММХО). В ней принимают участие школьники из 29 стран мира. Республику Казахстан представят десять учащихся 10-12 классов – победителей республиканской олимпиады по химии 2023-2024 учебного года.
В составе сборной Казахстана: 1. Әліби Мұғалім - лицей-интернат «Білім-инновация» г. Актау; 2. Ринат Илюсизов - школа-лицей № 8 г. Павлодар; 3. Әділжан Молдағұл - лицей-интернат «Білім-инновация» г. Актау; 4. Абылай Кабдулхадыр - Назарбаев Интеллектуальная школа ФМН г.Астана; 5. Кирилл Ким - Назарбаев Интеллектуальная школа ФМН г.Астана; 6. Еңлік Бақытбеков - Назарбаев Интеллектуальная школа ХБН г.Алматы; 7. Райымбек Габдолла - лицей-интернат «Білім-инновация» г. Актау; 8. Санжар Қалиақбар - лицей-интернат №1 «Білім-инновация» г. Караганда; 9. Тамила Рахимбаева - Назарбаев Интеллектуальная школа ХБН г.Павлодар; 10. Алихан Серікұлы – Международная школа Haileybury г.Алматы. Руководители сборной: Елдана Бахытжан – PhD доктор, старший преподаватель Казахского национального университета имени аль-Фараби и Санжар Бегдаир - студент 4-го курса KBTU.
Олимпиада продлится шесть дней и включает в себя два теоретических тура и один экспериментальный.
Отметим, Международная Менделеевская олимпиада - один из важных этапов подготовки сборной команды Республики Казахстан к участию в Международной олимпиаде по химии (IChO), которая пройдет в июле этого года в городе Эр-Рияд, Саудовская Аравия.
В рамках проекта «Менің бауырым» волонтеры продолжают свою активную деятельность в более чем 400 школах Алматы, Астаны, Карагандинской, Кызылординской, Алматинской и Жетысуской областей. Эта инициатива играет ключевую роль в формировании активного гражданского общества, где каждый может внести свой вклад в сохранение и поддержание благополучия казахстанских детей.
«Волонтеры, работающие в школах, вносят ценный вклад в образовательный процесс, оказывая помощь учителям и школьникам в реализации различных проектов и инициатив. Они способствуют созданию инновационных образовательных программ, проведению дополнительных занятий и мероприятий, что в конечном итоге способствует развитию обучающе-воспитательной среды, расширению круга возможностей для детей и повышению качества образования», - отметила председатель Комитета по охране прав детей Насымжан Оспанова.
В настоящее время в проекте участвуют около 4 тысяч студентов из 36 вузов и колледжей страны, что свидетельствует о широкой поддержке и заинтересованности молодежи в создании благоприятной образовательной среды. Стоит отметить, что к реализации проекта подключилась Кызылординская область. Для педагогов школы и студентов региона организованы методические семинары, которые проходят в Сырдарьинском, Жалагашском, Кармакшинском, Шиели, Жанакорганском районных центрах.
В Хьюстоне завершился самый масштабный чемпионат FIRST Championship. В нем приняли участие 50 тыс. участников из 50 стран мира.
В этом году сборную Казахстана в младшей категории FIRST LEGO LEAGUE EXPLORE представила команда «IQ Robots» из школы Quantum STEM School города Астаны, в средней категории FIRST LEGO LEAGUE CHALLENGE команда «Shymside» из школы Robopark города Шымкент, а в старшей категории FIRST Tech CHALLENGE — команды «Yaku» из НИШ ФМН города Алматы и «Bolt.M3» из РФМШ города Алматы.
По итогам этого года:
Команда IQ Robots в возрастной категории 6-10 лет завоевала победу в номинации Best Poster Award — за лучшую презентацию своей команды и идеи проекта.
Команда Bolt.M3 в составе старших выпускных классов стали победителями престижной награды Motivate Award.
Команда Shymside в возрастной категории 10-16 лет проявила командный дух и основные ценности программы FIRST, что является важным критерием глобального STEM движения. Более того, организаторы мероприятия добавили команду ShymSide в документальный фильм посвященный этому сезону.
«Наши дети были в числе лидеров на протяжении всех трех дней чемпионата. Волнительно было видеть их игры на поле, их победы и поражения, ждать их в кулуарах после интервью с членами жюри. У детей были очень мощные роботы, инженерные проекты, айдентика и основные ценности. Наших детей было сложно не заметить среди 50 тысяч школьников со всего мира. Награда, которую выиграла команда Bolt.M3, получена впервые страной из СНГ», - поделился директор РНПЦ «Дарын» Гаждембек Турсунов.
Напомним, сборная Казахстана была сформирована в ходе Центрально-Азиатского чемпионата Central Asia FIRST Championship, организованного Общественным Фондом USTEM Foundation и РНПЦ «Дарын» при поддержке Министерства просвещения. Победа в чемпионате открывает нашим школьникам доступ к стипендиям и грантам в мировых топовых вузах.
На сегодня выбрано четыре макрорегиона страны, где будут созданы опорные колледжи по отраслям экономики, в том числе по подготовке будущих специалистов водной отрасли, сообщает пресс-служба Минпросвещения РК.
В 2024-2025 году планируется увеличить государственный образовательный заказ в техническом и профессиональном образовании по специальностям «Эксплуатация очистных сооружений систем водоснабжения и водоотведения», «Гидротехническая мелиорация» и «Гидротехническое строительство» и др.
«Главной опорной организацией технического и профессионального образования в южном макрорегионе выбран Высший колледж новых технологий имени Манапа Утебаева в городе Шымкент. Для подготовки кадров по специальности «Эксплуатация очистных сооружений систем водоснабжения и водоотведения». Студентам будет предоставлена возможность прохождения производственной практики, а для педагогов специальных дисциплин и мастеров производственного обучения планируется проведения курсов повышения квалификации. Также мы планируем привлечь специалистов с производства в направлении предприятий», - поделился директор департамента технического и профессионального образования Асет Муханбетов.
Отметим, на сегодня пять колледжей страны готовят специалистов водной отрасли. Это Кызылординский аграрно-технический высший колледж имени И.Абдукаримова, Мактааральский аграрный колледж, Тюлькубасский колледж агробизнеса и туризма, Ушконырский колледж водного хозяйства и Высший колледж новых технологий имени Манапа Утебаева. Всего в них обучается около 300 будущих специалистов в области гидрогеологии, около 90% которых по государственному образовательному заказу.
Фотоиллюстрация ИИ
Прошла встреча министра просвещения Казахстана Гани Бейсембаева и министра образования и науки Кыргызстана Догдуркул Кендирбаевой. Стороны обсудили вопросы сотрудничества двух стран в сфере образования.
Гани Бейсембаев остановился на вопросах развития инфраструктуры. Он отметил, что в этом году запланирован ввод беспрецедентного количества школ на 536 тысяч ученических мест, в том числе по Нацпроекту «Комфортная школа», инициированного Главой государства. Наряду с этим прорабатывается вопрос формирования качественного состава педагогов и подготовки менеджеров нового поколения по проекту «1000 лидеров изменений в образовании».
«Мы с большим уважением относимся к уходящей вглубь многовековой истории наших братских народов и полностью поддерживаем инициативу о выведении на новый уровень двустороннего сотрудничества. Ранее в нашем разговоре мы обсуждали некоторые аспекты по развитию системы образования в мировом контексте. И, в этом вопросе есть понимание и общая задача – обеспечение детей комфортными и благоприятными условиями для обучения», – отметил глава Минпросвещения Казахстана.
В свою очередь, министр образования и науки Кыргызстана рассказала о предпринимаемых мерах по развитию системы образования, и выразила заинтересованность к образовательным проектам Казахстана.
«В целях перенятия опыта казахстанской системы образования ранее был подписан меморандум в вопросах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров между двумя подведомственными организациями наших стран. Считаю, что сегодняшняя встреча придаст дополнительный импульс, и мы примем решения, которые послужат на благо расширения и углубления всех направлений нашего сотрудничества», - подчеркнула Догдуркул Кендирбаева.
В завершение встречи главы ведомств двух стран приняли решение об усилении взаимодействия в сфере дошкольного, среднего, технического и профессионального образования.
100 современных объектов дополнительного образования построят до 2025 года
Министерством просвещения РК до 2027 года планируется открытие 50 детских оздоровительных центров и строительство не менее 100 современных объектов для развития творческого и интеллектуального потенциала детей. На сегодня в стране функционирует 1625 организаций допобразования, 380 видов кружков. Охват составляет 81,6 %.
Сегодня в городе Цхалтубо (Грузия) стали известны итоги Международной математической олимпиады для девушек EGMO-2024. В соревновании приняли участие 212 участников из 54 стран мира. В сборную Казахстана вошли 4 школьницы и 2 руководителя.
По результатам наши школьницы выиграли четыре медали:
Серебряная медаль – Анастасия Одинцова – ученица 11 класса школы-лицея №8 для одаренных детей г. Павлодар;
Серебряная медаль – Амира Кенбаева – ученица 11 класса Назарбаев Интеллектуальной школы по физико-математическому направлению г. Алматы;
Бронзовая медаль – Арай Касенова – ученица 11 класса Международной школы Haileybury г. Алматы;
Бронзовая медаль – Аружан Батырхан – ученица 9 класса Республиканской физико-математической школы г. Алматы.
Отметим, EGMO была впервые проведена в 2012 году в Кембридже, Великобритания. Команда Казахстана участвует в Олимпиаде с 2017 года. За это время команда завоевала 3 золотые, 11 серебряных, 12 бронзовых медалей и 4 почетные грамоты.