В школьную программу введен интегрированный учебный курс «Краеведение», который будет дополнять общеобразовательные предметы: «История Казахстана», «Казахская литература», «Казахский язык и литература» для школ с неказахским языком обучения, «География» и «Музыка» в 5-7 классах.
Учебную программу курса «Краеведение» разработала Национальная академия образования им. Ибрая Алтынсарина.
В академии отмечают, что программа была составлена так, чтобы по ней было интересно учиться. Она не дублирует содержание учебников по предметам. К тому же название тем уроков звучит весьма оригинально. Например, «Легенды и сказания родного края», «Топонимы – свидетели времен минувших» или «Экспонаты заговорили», «Мой край родной в стихах и прозе», все это позволяет детям лучше усваивать новый материал. Кстати, отдельные темы подразумевают посещение музеев.
Курс призван помочь детям в изучении истории, природы и культуры родного края. Также предмет расширяет знания обо всех исторических процессах на территории малой родины, начиная с древности и до наших дней. Ребенок больше узнает о природных богатствах, памятниках истории и культуры своего региона. Благодаря этому предмету дети глубже знакомятся с ремёслами и традициями.
Работа на уроках ведется по-особенному. Дети составляют визитные карточки своего края, разрабатывают туристические маршруты, аудиокаталоги «30 песен и мелодий моего края», принимают участие в создании электронной энциклопедии «Мой родной край». Еще одна особенность курса - отсутствие единого учебника для всех школ, отмечают в национальной академии образования.
Курс «Краеведение» позволяет школьникам получить больше знаний о родном крае, при этом, не увеличивая учебной нагрузки. Ведь ее объем 20 часов.
Министерством образования и науки разработало перечень методических рекомендаций для регионов, которые строго соблюдались при разработке учебника. Составлением требований к учебникам по краеведению занимался республиканский научно-практический центр «Учебник». Книги прошли все необходимые экспертизы.
Во время разработки курса в каждом регионе была создана творческая группа, которая и определяла, какой контент будет содержать учебник. В авторскую группу вошли видные педагоги, ученые, краеведы, этнографы, историки области.
Всего по регионам было разработано 16 учебников. Издательства для печати учебников каждая область выбирала сама.
Некоторые учебники имеют электронное приложение в виде диска. В приложении имеются дополнительные текстовые, фото и видео материалы.
Созданием и оформлением учебников по республике занимались шесть издательств: «Алматы кiтап баспасы» (г. Астана (ныне г. Нур-Султан), г. Алматы, Туркестанская область и г. Шымкент, Алматинская, Актюбинская, Жамбылская и Карагандинская области), «Атамұра» (Костанайская и Восточно-Казахстанская области), «Арман-ПВ баспасы» (Северо-Казахстанская, Западно-Казахстанская и Павлодарская области), «Білім» (Кызылординская область), «Жазушы» (Атырауская и Мангыстауская области) и «Келешек» (Акмолинская область).