Приложение к приказу
Министра просвещения
Республики Казахстан
от «30» января 2024 года №15
Утвержден приказом исполняющего обязанности Министра просвещения
Республики Казахстан
от «2» марта 2023 года №59
План развития
Министерства просвещения Республики Казахстан на 2023-2027 годы
Раздел 1. Миссия и видение
Миссия: мы хотим создать все условия, способствующие успеваемости учащихся и подготовке к глобальной конкурентоспособности путем повышения качества образования и обеспечения равного доступа. Мы работаем вместе с обществом, как одна команда, и в партнерстве с обществом, чтобы обеспечить качественное образование и воспитание.
Видение: воспитанные и образованные дети – будущее нации.
Раздел 2. Архитектура взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования
2.1. Целевые индикаторы и показатели страны Стратегия развития Казахстана до 2050 года, Общенациональные приоритеты |
|
|||
Будет обеспечен полный охват детей до 6 лет качественным дошкольным образованием и воспитанием к 2030 году. Программы дошкольного образования и воспитания будут соответствовать лучшим стандартам и методологиям, используемым в международной практике |
Казахстан войдет в 30-ку стран с наивысшими рейтингами по индексам оценки качества школьного образования, таким как PISA, TIMSS или их аналогам. К 2050 году выпускники казахстанских школ будут свободно владеть государственным, английским и русским языками. Создать сеть государственно-частного партнерства для развития системы среднего образования. Образовательная политика будет направлена на кардинальное повышение функциональной грамотности, формирование современных компетенций, конструктивную социализацию молодого поколения, доступность образования на протяжении всей жизни, а также снижение региональных диспропорций в качестве обучения. Наше государство и общество должны поощрять усыновление и семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Изменить направленность и акценты учебных планов и программ среднего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации. |
К 2030 году во всех организациях среднего, технического и профессионального образования будут внедрены принципы корпоративного управления и академической автономии. Развитие системы технического и профессионального образования будет ориентировано на удовлетворение существующих и будущих потребностей рынка труда. Создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты. |
|
|
Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года |
|
|||
Будет обеспечена физическая доступность мест в дошкольных учреждениях из расчета потенциального 100% охвата детей. Будут обеспечены доступ к услугам персонального дошкольного воспитания детей из социально уязвимых групп населения, применение опыта института воспитателей на дому («социальная няня»). Наличие инновационных программ и игровых форм обучения станут обязательным условием функционирования дошкольных учреждений. Новые программы построят с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка. При обновлении содержания дошкольного воспитания и обучения будут использованы единые с начальным образованием подходы и понятия (ценности, навыки, образовательные области, степень овладения). В содержание образования включат "сквозные темы" в качестве способа интеграции содержания во всех возрастных группах и классах. Будет введен мониторинг качества дошкольного обучения и воспитания. Право работать получат те дошкольные организации, которые совершенствуются и улучшают качество дошкольных услуг. Для повышения качества, а также создания полноценной развивающей и безопасной среды, обеспечения условий осуществления образовательного процесса, соблюдения норм и правил, охраны здоровья воспитанников, профессиональных компетенций педагогов и укомплектованности штатов будет введено поэтапное лицензирование дошкольных организаций образования. Уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного / среднего образования в конце 2025 года составит 80%. |
Будут введены 1,5 млн. ученических мест. В опорных селах и районных центрах будет обеспечен 100% охват детей из малых сел местами для проживания в интернатах или патронатных семьях. Все здания школ оборудуют санитарными узлами, компьютерами (из расчета 1:5), подключат к Интернету со скоростью доступа не ниже 50 МГб/сек и нелимитированным трафиком. Во всех школах будут развернуты учебные беспроводные сети с применением оборудования казахстанского производства. Будет запущен проект - Единая интегрированная образовательная онлайн-платформа. В школьные образовательные программы внедрят компоненты устойчивого развития, созидательного сознания, здорового психоэмоционального развития, которые станут основой эмоционального, физического и ментального благосостояния обучающихся. Важными станут формирование мыслительных навыков учащихся от элементарного (знание, понимание, применение) до высокого уровней (анализ, синтез, оценка), наличие «сквозных тем», позволяющих максимально эффективно организовывать межпредметные связи. Будут приняты меры по экологическому воспитанию школьников и студентов, повышению их уровня знаний об охране окружающей среды и привитию экологических ценностей. Ликвидируется дефицит педагогов, улучшится профессиональный состав. Право на звание педагога будет присваиваться по результатам национальных квалификационных тестов, а система аттестации будет ориентирована на конкретные результаты обученности школьников. Особое внимание будет уделено сельским учителям информатики и физики, а также педагогам, подготовившим победителей, призеров районных конкурсов, соревнований и турниров по робототехнике и программированию, для которых кроме дополнительных систем надбавок к заработной плате будут разработаны еще и стимулирующие меры. Оценка качества школьного образования по результатам теста PISA-2025 составит по математике, средний балл 480 б., по чтению, средний балл 450 б., по естествознанию, средний балл 490 б. Уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного / среднего образования в конце 2025 года составит 80%. |
Система ТиПО будет направлена на решение задач по гарантированному получению навыков первой профессии, адаптации внутренних мигрантов к городской экономике, а также рабочей силы к новым требованиям при межсекторальных перетоках. Будет обеспечен полный охват всех желающих получить бесплатное профессиональное образование на основе государственного образовательного заказа. Фокус образовательных программ будет сделан на предоставлении качественных профессиональных и социальных навыков, востребованных у работодателей. Будет запущен проект, направленный на выявление эффективных руководителей организаций ТиПО и развитие их лидерских качеств. Организациям ТиПО будет предоставлена академическая свобода в содержании для гибкого реагирования на запросы рынка труда и работодателей. В колледжах будет адаптирована европейская кредитная технология для профессионального образования и обучения. Будут созданы центры компетенции для опережающей подготовки кадров на базе колледжей, оснащенных в рамках проекта «Жас маман». Будет внедрен новый формат приема в колледжи по принципу «Деньги за студентом». В результате будет обеспечена прозрачность и повысится конкурентоспособность среди колледжей. «Качество технического и профессионального образования» Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума, 75-место в рейтинге. |
|
|
Концепция развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023-2029 годы, пилотный национальный проект в области образования «Комфортная школа» |
|
|||
Охват детей качественным дошкольным воспитанием и обучением от 2 до 6 лет Доля дошкольных организаций, соответствующих критериям оценки качества воспитания и обучения независимо от форм собственности Доля дошкольных организаций, обеспеченных базовыми источниками питьевой воды, раздельными минимально оборудованными туалетами и базовыми средствами для мытья рук Доля дошкольных организаций, создавших условия для инклюзивного образования Доля педагогов, имеющих профильное образование, от общего количества руководителей, методистов, воспитателей дошкольных организаций |
Оценка качества школьного образования по результатам теста PISA (по математике, чтению, естествознанию) Сокращение разрыва результатов казахстанских учащихся в международных исследованиях по результатам PISА: между регионами, городом и селом Доля обучающихся, преодолевших пороговый уровень функциональной грамотности по результатам международного исследования PISA Доля государственных дневных общеобразовательных школ, перешедших на подушевое финансирование, от общего количества полнокомплектных школ Охват детей с ограниченными возможностями развития специальной психолого-педагогической поддержкой и ранней коррекцией Доля организаций среднего образования, создавших условия для инклюзивного образования Доля школ, охваченных высокоскоростным Интернетом (не менее 20 мбит/с – на одну школу, если в школе более 400 учащихся – 1 мбит/с на 20 учащихся) Количество введенных новых ученических мест Доля основных и средних школ, обеспеченных предметными кабинетами физики, химии, биологии, робототехники, STEM Доля школ, обеспеченных базовыми источниками питьевой воды, раздельными минимально оборудованными туалетами и базовыми средствами для мытья рук Уровень правовой защищенности детей Доля воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детей данной категории Доля организаций образования, обеспечивших комплексную защиту детей в соответствии с требованиями антитеррористической безопасности Доля обучающихся, вовлеченных в организованную общественную деятельность, в том числе через ученическое самоуправление и дебатное движение с целью повышения уровня гражданственности и патриотизма Охват детей дополнительным образованием Доля дневных государственных общеобразовательных организаций среднего образования, подведомственных МИО, создавших условия для занятий спортом (спортивные залы и спортивный инвентарь) Доля педагогов с квалификационным уровнем педагога-мастера, педагога-исследователя, педагога-эксперта и педагога-модератора от общего количества педагогов организаций среднего образования Количество педагогов естественно-математического цикла, привлеченных в общеобразовательные школы Доля организаций образования, прошедших процедуру государственной аттестации, от количества организаций образования, подлежащих аттестации Ввод не менее 740000 новых ученических мест (при двухсменном обучении), соответствующих требованиям национального проекта» Доля аварийных школ с проектной мощностью более 300 мест Доля школ с трехсменным обучением в организациях среднего образования с проектной мощностью более 300 мест Доля вводимых школ, соответствующих требованиям комфортной школы от общего количества вводимых школ |
Доля организаций ТиПО, создавших условия для инклюзивного образования Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания организаций ТиПО Охват молодежи бесплатным обучением в колледжах по востребованным специальностям (выпускники 9 классов) Доля студентов технического и профессионального образования, обучающихся по государственному заказу, охваченных дуальным обучением Доля колледжей, внедривших систему оценивания WorldSkills в учебный процесс организаций ТиПО Количество созданных центров компетенций, соответствующих международным отраслевым требованиям (стандартам) Доля специалистов, привлеченных с производства, от общего количества преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения государственных организаций ТиПО |
|
|
Стратегические направления Министерства просвещения Республики Казахстан |
|
|||
Стратегическое направление 1. Обеспечение гарантированного воспитания и обучения гражданина, обладающего навыками 21 века |
Стратегическое направление 2. Подготовка конкурентоспособных кадров для экономики с ТиПО |
|
||
Цели Министерства просвещения Республики Казахстан |
|
|||
Цель 1.1. Повышение уровня развития умений и навыков детей дошкольного возраста |
Цель 1.2. Повышение уровня функциональной грамотности детей школьного возраста с обеспечением равного доступа к качественному среднему образованию |
Цель 2.1. Обеспечение доступности качественного технического и профессионального образования для удовлетворения потребностей рынка труда |
|
|
Бюджетные программы |
||||
003 «Обеспечение доступности дошкольного воспитания и обучения» 007 «Повышение квалификации педагогов государственных организаций дошкольного образования» |
004 «Обеспечение доступности качественного школьного образования» 008 «Повышение квалификации педагогов государственных организаций среднего образования» 010 «Целевой вклад в АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 012 «Оздоровление, реабилитация и организация отдыха детей» 013 «Обеспечение доступа к научно-историческим ценностям, научно-педагогической информации» |
006 «Обеспечение кадрами с техническим и профессиональным образованием» 009 «Повышение квалификации педагогов государственных организаций технического и профессионального образования» |
||
2.2. Бюджетные программы, направленные на решение иных задач, определенных положением государственного органа |
||||
001 «Формирование и реализация государственной политики в области просвещения» |
||||
Раздел 3. Стратегические направления, цели и целевые индикаторы
№п/п |
Индикатор |
Ответственные |
Источник информации |
Ед. изм. |
Отчетный год |
План (факт) текущего года |
Плановый период |
||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Стратегическое направление 1. Обеспечение гарантированного воспитания и обучения гражданина, обладающего навыками 21 века |
||||||||||||
|
Макроиндикаторы: |
|||||||||||
1. |
Оценка качества школьного образования по результатам теста PISA |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
отчет ОЭСР |
балл |
- |
- |
PISA-2022: математика – 430 баллов, естествознание – 402 баллов, чтение – 392 баллов |
- |
- |
PISA-2025: математика – 480 баллов, естествознание – 490 баллов, чтение – 450 баллов |
- |
|
2. |
Уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного / среднего образования |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
Итоги опроса |
% |
68,4 |
71,3 |
74,2 |
77,1 |
80 |
82,9 |
85,8 |
|
3. |
Соотношение заработной платы педагога к среднемесячной заработной плате по экономике |
Оспан Е.С. вице-министр |
данные Бюро национальной статистики |
% |
96,2 |
101,7 |
103 |
- |
- |
- |
- |
|
Цель 1.1. Повышение уровня развития умений и навыков детей дошкольного возраста |
||||||||||||
|
Целевые индикаторы, взаимоувязанные с бюджетными программами: |
|||||||||||
4. |
Охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 3 до 6 лет |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
административные данные МП |
% |
99 |
99,3 |
99,5 |
- |
- |
- |
- |
|
5. |
Доля педагогов, имеющих профильное образование, от общего количества руководителей, методистов, воспитателей дошкольных организаций |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
административные данные МП |
% |
75,3 |
76 |
78 |
81 |
84 |
87 |
88,2 |
|
6. |
Доля педагогов дошкольных организаций, прошедших курсы повышения квалификации |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
официальные данные ДДО МП |
% |
20 |
22,6 |
31,5 |
63 |
100 |
40 |
67 |
|
7. |
Повышение заработной платы педагогов дошкольных организаций |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
официальные данные ДБП МП |
% |
- |
- |
30 |
- |
- |
- |
- |
|
Цель 1.2. Повышение уровня функциональной грамотности детей школьного возраста с обеспечением равного доступа к качественному среднему образованию |
||||||||||||
|
Целевые индикаторы, взаимоувязанные с бюджетными программами: |
|||||||||||
8. |
Доля обучающихся, преодолевших средний республиканский показатель по результатам Мониторинга образовательных достижений обучающихся |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
официальные данные КОКСО МП |
% |
- |
4 кл.-57,7%, 9 кл.-54,5% |
4 кл.-58%, 9 кл.-55% |
4 кл.-58,7%, 9 кл.-55,5% |
4 кл.-59,7%, 9 кл.-56,5% |
4 кл.-60,7%, 9 кл.-57,5% |
4 кл.-61,7%, 9 кл.-58,5% |
|
9. |
Доля школ с трехсменным обучением в организациях среднего образования с проектной мощностью более 300 мест |
Оспан Е.С. Вице-министр |
данные Национальной образовательной базы данных |
% |
- |
- |
1,2 |
0,60 |
0,0 |
- |
- |
|
10. |
Доля призеров республиканских и международных олимпиад и научных соревнований школьников от общего числа участников – учеников Интеллектуальных школ |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
данные АОО «НИШ» |
% |
73,7 |
67,51 |
68,5 |
69 |
69,5 |
70 |
70,5 |
|
11. |
Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, от общего количества педагогов |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
официальные данные КСО МП |
% |
21 |
26,9 |
33,3 |
62,2 |
100 |
39 |
78 |
|
12. |
Доля детей, прошедших реабилитацию и оздоровление, от общего количества детей 3-9 классов |
Оспан Е.С. Вице-министр |
данные РГКП «Балдаурен, РГКП «Бобек», РГУ «Центр коррекционной педагогики» |
%
|
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,95 |
|
13. |
Доля библиотек организаций образования, обеспеченных методической поддержкой |
Оспан Е.С. Вице-министр |
данные ГУ «Республиканская научно-педагогическая библиотека» |
%
|
- |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
48 |
|
Стратегическое направление 2. Подготовка конкурентоспособных кадров для экономики с ТиПО |
||||||||||||
|
Макроиндикаторы: |
|||||||||||
14. |
Качество профессионально-технического образования |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
Отчет ГИК ВЭФ |
место в рейтинге |
90 |
86 |
82 |
79 |
75 |
72 |
68 |
|
15. |
Доля студентов технического и профессионального образования, обучающихся по госзаказу, охваченных дуальным обучением |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
административные данные МП |
% |
20 |
23 |
25 |
28 |
35 |
38 |
39 |
|
Цель 2.1. Обеспечение доступности качественного технического и профессионального образования для удовлетворения потребностей рынка труда |
||||||||||||
|
Целевые индикаторы, взаимоувязанные с бюджетными программами: |
|||||||||||
16. |
Доля государственных колледжей технического и технологического профиля, проводящих демонстрационные экзамены с учетом стандартов WorldSkills |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
административные данные МП |
% |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
100 |
100 |
|
17. |
Доля педагогов государственных организаций технического и профессионального образования, прошедших курсы повышения квалификации |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
административные данные МП |
% |
20 |
40 |
50 |
75 |
100 |
50 |
75 |
|
18. |
Увеличение размера стипендии студентов колледжей |
Жумадильдаева Н.В. Первый вице-министр |
официальные данные ДТиПО МП |
% |
- |
- |
50 |
100 |
|
|
|
|
Раздел 4. Ресурсы
Ресурсы |
Ед. изм. |
Отчетный период |
План текущего периода |
Плановый период |
||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
||
Финансовые |
тыс. тенге |
1 341 831 356 |
1 513 902 454 |
761 455 081 |
1 019 465 418 |
1 142 741 761 |
441 680 720 |
441 680 720 |
в том числе на реализацию национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» |
тыс. тенге |
69 855 437 |
108 517 991 |
139 437 835 |
- |
- |
- |
- |
на реализацию пилотного национального проекта в области образования «Комфортная школа» |
тыс. тенге |
0 |
0 |
499 999 715 |
646 535 491 |
719 481 449 |
0 |
0 |
Человеческие |
чел. |
524 |
330 |
395 |
395 |
395 |
395 |
395 |