Отчет о реализации Стратегического плана Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2020-2024 годы

Отчет о реализации Стратегического плана

Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2020-2024 годы

(утвержден Приказом Министра образования и науки РК от 21 января 2021 года № 30)

 

Период отчета: 2020 год

Государственный орган: Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Стратегическое направление 1. Дошкольное и среднее образование.

Наименование рисков, которые могут повлиять на достижение цели

Мероприятия по управлению рисками

Ход исполнения

1

2

3

Миграционные процессы и демографическая ситуация

Развитие инфраструктуры дошкольных организаций и активное развитие государственно-частного партнерства

По данным местных исполнительных органов в 2020 году:

- открыты 391 ДО на 38 046 мест, из них за счет ГЧП 22 ДО на 1 984 мест, 293 частных ДО на 22 274 мест.

Также в 187 действующих ДО открыты 6 543 дополнительных мест.

Стратегическое направление 2. Техническое и профессиональное образования

Не престижность рабочей профессии среди молодежи

Повышение престижа и популяризация рабочей профессии.

Проведение информационно-разъяснительной работы среди молодежи.

C целью поддержки талантливой молодежи, популяризации рабочих квалификаций и лучших студентов органиазций технического и профессионального образования (ТиПО) реализуется проект «Топ-100 студентов колледжей Республики Казахстан». Лучшим студентам предоставлена возможность познакомиться с наставниками по бизнесу, наладить связи с потенциальными работодателями, принять участие в мастер-классах, тренингах и курсах личностного и профессионального роста для дальнейшего развития.

Запущен проект по обучению студентов основам предпринимательства и организации стартапов. Бизнес-план стартапа студенты впоследствии могут использовать как основу для своего собственного бизнеса.

По поручению Главы Государства в июне 2019 года увеличена на 30% стипендия для студентов, обучающихся по рабочим специальностям (с 16 769 тенге до 21 787 тенге).

Важным для системы ТиПО стал проект «Жас маман» разработанный в соответствии с поручением Первого Президента РК Н.А.Назарбаева, данного на торжественной церемонии открытия Года молодежи 23 января 2019 года. Целью проекта «Жас маман» является модернизация 180 колледжей и 20 вузов по 100 наиболее востребованным профессиям и внедрение международного опыта подготовки квалифицированных специалистов.

Для расширения академической самостоятельности колледжей формируется новый формат ГОСО, который даст возможность изменения содержания образовательных программ, с учетом требований индустриального совета, требований WSK и планом регионального развития. Для формирования преемственности между уровнями образования будет внедрятся кредитные технологии обучения в колледжах.

В организациях ТиПО будет адаптирована европейская кредитная технология для профессионального образования и обучения ECVET.

Содержание образовательных программ будет обеспечивать преемственность уровней образования и перезачет результатов обучения и кредитов на следующем уровне образования по родственным квалификациям.

При этом в случае совпадения профиля образовательной программы, результаты обучения предыдущего уровня формального и неформального образования признаются автоматически и срок обучения сокращается. Такой подход дает возможность реализации образовательных программ по выбранной специальности с учетом сочетания квалификаций, а также получения дополнительных компетенций необходимых для подготовки выпускника в соответствии с запросами рынка труда.

Таким образом студенты сегодня получат право самостоятельно выбирать курс, сроки изучения в зависимости от значимости выбираемых курсов для будущей профессиональной деятельности. То есть конкретные сроки обучения будут отменены. Студенты будут обучаться по индивидуальной траектории и в любое время смогут выйти на рынок труда с определенной квалификацией.

Все эти меры, несомненно повышает привлекательность и престижность обучения в колледжах нашей молодежи.

Стратегическое направление 3. Высшее и послевузовское образование

Отсутствие рабочих мест

Не востребованность квалификаций

 

Расширение управленческой самостоятельности вузов, привлечение работодателей к подготовке кадров.

Определение реальной  потребности отраслей эконмики в новых квалификациях

Расширение охвата высшего образования.

      Подготовка кадров в соответствии с требованиями рынка труда через внедрение Национальной системы квалификации.

       Разработка конкурентоспособных образовательных программ, ориентированных на результаты обучения.

Государственный образовательный заказ на подготовку кадров формируется на основе среднесрочного прогноза в потребности в кадрах для отраслей экономики страны, предоставленного Министерством труда и социальной защиты населения РК (МТЗСН).

МТСЗН проводится анализ по выявлению наиболее востребованных кадров и кадров, по которым наблюдается избыток, производятся расчеты прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах с учетом социально-экономического развития регионов и в целом республики, оценка состояния спроса на трудовые ресурсы в разрезе отраслей, в том числе по регионам и направлениям подготовки.

Кроме того, при формировании государственного заказа, в том числе при распределении мест в докторантуру учитываются показатели государственных программ Республики Казахстан, тенденции отраслей экономики, а также потребность, представленная Национальной палатой предпринимателей «Атамекен».

Начата работа по анализу образовательных программ с учетом перспективных профессий.

В рамках реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы (ГПРОН) принимаются меры по совершенствованию государственных стандартов высшего образования:

– расширена академическая и управленческая самостоятельность высших учебных заведений;

– обеспечено дальнейшее развитие академической мобильности во всех субъектах образовательного процесса и увеличение количества двудипломных программ;

– расширен экспорт образовательных услуг через функционирование филиалов ведущих казахстанских вузов за рубежом.

Для обеспечения качества высшего образования и повышения мотивации талантливой молодежи с 2019 года ведется Реестр образовательных программ (ОП), предусматривающий реализацию только востребованных ОП с учетом требований рынка труда и экономики будущего.

Образовательная миграция, отток молодежи в зарубежные вузы

Совершенствование правил приема абитуриентов в вуз, обучение по образовательным программам высшего и послевузовского образования на трех языках

В Казахстане функционируют 128 высших учебных заведении.

Контингент обучающихся в 2019-2020 учебном году составил всего 618 090 чел., в том числе по госзаказу 215 224 чел. (в 2018-2019 учебном году контингент 646 398 - чел., в том числе по госзаказу 200 642 чел.).

Во исполнение поручения Главы государства К.К. Токаева от 10 октября 2019 года с января 2020 года увеличен размер стипендии обучающимся по образовательным программам технического и профессионального (специалист среднего звена), послесреднего образования, а также по образовательным программам высшего и послевузовского образования на 25% от уровня 2019 года. С 1 сентября 2020 года повышен также размер стипендии будущих педагогов с 26 186 тенге до 42 000 тенге и докторантов с 102 498 тенге до 150 000 тенге.

В этом году в рамках ГПРОН повышена стоимость государственного образовательного заказа, что позволит обновить учебно-методическую базу вузов и укрепить их материально-техническую базу, повысить заработную плату профессорско-преподавательскому составу, привлечь высококвалифицированных специалистов и тем самым повысить конкурентоспособность и качество высшего образования.  

В целях предотвращения оттока талантливой молодежи МОН РК принимается ряд мер по расширению доступа к высшему образованию и повышению его качества:

1. Введено многократное проведение ЕНТ, то есть ЕНТ проводится 4 раза в год, что позволило в 2019 году зачислить в вузы 97,5 тыс. выпускников школ. Кроме того, с 2021 года ЕНТ будет проводиться в электронном формате. При этом будут изменены сроки приема заявлений и проведения тестирования. Так, тестирование будет проводиться с 10 марта по 15 июня (100 дней). За этот период поступающий может сдать ЕНТ два раза и с наилучшим результатом участвовать в конкурсе на присуждение образовательного гранта. Преимуществом такого формата тестирования является возможность самостоятельного выбора дня и времени тестирования, две попытки тестируемого, ранние сроки проведения ЕНТ.

2. Продолжается практика условного зачисления в вузы, в том числе с аннулированными результатами ЕНТ, до завершения первого академического периода, что позволило дополнительно предоставить возможность зачислиться 3 тыс. человек. Кроме того, с 2020 года лица, зачисленные до завершения академического периода, могут в течение года сдавать ЕНТ.

3. Освобождены от ЕНТ выпускники организаций ТиПО при поступлении по профилю подготовки на платное обучение.

4. Ежегодно увеличивается объем госзаказа на подготовку кадров с высшим образованием. За последние три года госзаказ увеличился в 1,8 раз и составил более 58,5 тыс. грантов.

5. С 2017 года на законодательном уровне закреплена норма по выделению грантов местными исполнительными органами (МИО). В период с 2017 по 2020 год МИО выделено более 8 тысяч грантов.

6. Создаются условия для студентов, на период обучения они обеспечиваются местами в общежитиях.

7. Для перевода студентов из зарубежных вузов в казахстанские вузы снято требование сдачи ЕНТ. Освобождены от сдачи ЕНТ лица, имеющие международные сертификаты стандартизированных тестов SAT, ACТ и IB.

8. Государственной программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» для молодежи предусмотрены государственные гранты (до 200 МРП) на реализацию новых бизнес-идей.

9. По инициативе Фонда Первого Президента Республики Казахстан-Елбасы «ЕЛ ҮМІТІ» создана единая система выявления и поддержки талантов от их раскрытия до трудоустройства. Во всех регионах созданы центры по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи, ведется работа по созданию сети специализированных школ гуманитарного направления имени Абая.

Кроме того, в целях стимулирования талантливой молодежи МОН РК прорабатывается вопрос о расширении видов грантов в зависимости от учебных достижений, обучающихся с их дифференцированным финансированием.

В рамках проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам восстановления экономического роста» предусматрена квота приема для детей из семей, в которых воспитываются четыре и более несовершеннолетних детей, из числа неполных семей, имеющих данный статус не менее трех лет, из семей, воспитывающих детей-инвалидов с детства, инвалидов І/ ІІ группы.

Это позволит детям из числа многодетных, малообеспеченных семей участвовать в конкурсе на присуждение образовательного гранта в пределах установленной квоты приема. При этом выделение дополнительных средств не требуется.

Стратегическое направление 4. Развитие науки

Низкая результативность НИОКР

Совершенствования механизма управления научными и научно-техническими проектами.

В целях ссовершенствования механизмов управления научными и научно-техническими проектами усовершенствована нормативно-правовая база науки:

- Положение о национальных научных советах, Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, Правила финансирования науки.

Определены четкие критерии отбора проектов, введена оценка обоснованности запрашиваемого объема финансирования. Осуществляется суммирование баллов государственной научно-технической экспертизы и баллов ННС, ранжирование проектов по суммарному баллу для их утверждения к финансированию. ННС не имеют права снижать объем финансирования проектов на более чем 25% относительно запрошенного.

Повышена прозрачность принимаемых решений по грантовому и программно-целевому финансированию проектов путем онлайн-трансляции заседаний ННС.

Актуализирован состав национальных научных советов на основе новых требований к членам ННС, которые отбирались по их наукометрическим показателям. 62% (123) новых члена ранее никогда не являлись членами ННС. Представительство ученых обновлено на 80%.

Внесены изменения в Правила финансирования науки, согласно которым научный руководитель проекта может вносить коррективы в методологию исследований, перераспределять сэкономленные средства в пределах лимитов без направления на ННС, исключено предоставление трех ценовых предложений по всем статьям расходов на этапе внесения заявки на конкурс и т.д

Справочно:

ПП РК № 785 «Об утверждении состава национальных научных советов» от 12 июля 2020 года;

-     ПП РК № 519 «О национальных научных советах» от 23 июля 2020 года;

-     ПП РК № 891 «Об утверждении Правил организации и проведения государственной научно-технической экспертизы» (на согласовании в госорганах).

Отток ученых из страны вследствие более благоприятных перспектив реализации своего научно-интеллектуального потенциала

Стимулирование, обновление научно-технической базы; увеличение финансирования научных исследований; создание условий для внедрения результатов научных исследований.

В целях обновления научно-технической базы в 2020 году на материально-техническое оснащение 22-х подведомственных НИИ выделены средства в сумме 2,8 млрд. тенге. На 2021-2022 годы запланированы расходы в сумме 7, 7 млрд. тенге.

Двум НИИ биологического профиля (НИИПББ, НЦБ) приобретено современное оборудование на 1 млрд.тенге.

- Сумма базового финансирования на 2020 год составило 5 620 млн. тенге и по сравнению с 2019 годам увеличена на 13,58%;

- Объем грантового финансирования составил 20 402 млн. тенге и прирост на 114,94% по сравнению с 2018 годом;

- На программно-целевое финансирование выделено – 31 934 млн. тенге, прирост 45,14% по сравнению с 2018 годом.

- Проведено 5 конкурсов на грантового финансирования научных и научно-технических проектов.

- Введены новые виды грантов (на коллаборацию, краткосрочные, индивидуальные, для молодых ученых)

 

Раздел 5. Стратегические направления, цели и целевые индикаторы

 

п/п

Целевые индикатор

Ответственные

Источник

информации

Ед. изм.

План

Факт

Ход исполнения

2020 год

1

2

3

4

7

8

9

10

Стратегическое направление 1. Дошкольное и среднее образование

Цель 1.1. Повышение уровня развития умений, навыков и функциональной грамотности детей дошкольного и школьного возраста

1.

Уровень готовности детей предшкольного возраста для обучения в школе

Вице-министр (курирующий вопросы дошкольного воспитания и обучения)

Данные

адм. отчетности

%

81,1

88,5

Достигнут

Общая численность детей 5-6 летнего возраста, за исключением детей, обучающихся в начальных классах составляет 335 322. Из них 296 684 ребенок с высоким и средним уровнем умений и навыков в соответствии с системой индикаторов развития умений и навыков детей дошкольного возраста.

2.

Доля педагогов дошкольных организаций, прошедших курсы повышения квалификации

Вице-министр (курирующий  вопросы дошкольного воспитания и обучения)

Данные

адм. отчетности

%

13

13

 

Достигнут

В 2020 году педагоги дошкольных организаций прошли курсы повышения квалификации на базе Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» и в центре педагогического мастерства, было охвачено 12 262 педагога, что составляет 13% от общего количества педагогов – 88 553 чел.

3.

Результаты учебных достижений учащихся начального и основного среднего образования по итогам образовательного мониторинга

Вице-министр (курирующий  вопросы среднего образования)

офи-циаль-ные данные КОКСОН МОН РК

баллов

 

-

 

 

 

 

-

Плановые значения целевого индикатора предусмотрены с 2021 года.

4.

Доля педагогов, прошедшие курсы повышения квалификации, от общего количества педагогов

Вице-министр (курирующий  вопросы среднего образования)

административные данные МОН

%

20

28

Достигнут

В соответствии с ГПРОН АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» (АО «НЦПК «Өрлеу») осуществляет ежегодное повышение квалификации педагогических работников всех уровней образования. Также повышение квалификации педагогов проводятся Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (ЦПМ).

В 2020 году курсы повышения квалификации педагогов проведены Национальным научно-практическим образовательным, оздоровительным центром «Бөбек», Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики, Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен», Республиканским учебно-методический центром дополнительного образования, Национальным научно-практическим центром физической культуры, Национальной академией им. Ы. Алтынсарина.

Так общее число педагогов 347 052 из них прошли курсы 98 664 чел. (28%)

5.

Доля детей, прошедших реабилитацию и оздоровление от общего количества детей 3-9 классов

Вице-министр (курирующий  вопросы среднего образования)

Данные

адм. отчетности

%

0,8

0,6

Не достигнут

В связи с введением ограничительных мер на территории страны, а также в соответствии с приказом МОН РК (от 14.03.2020г. № 108) деятельность РГКП «РУОЦ «Балдаурен» (далее – центр «Балдаурен») с 16 марта по 11 мая 2020 года была приостановлена. 18 мая 2020 года возобновлена деятельность 2 из 4 филиалов центра «Балдаурен», остальные два филиала возобновили свою деятельность с 1 сентября.

В центре «Балдаурен» запланировано оздоровление и реабилитация 15 498 детей. Однако, в связи с эпидемиологической ситуацией в стране оздоровление прошли 14 873 детей.

В связи с отсутствием детей уменьшены следующие расходы:  

- на основании заключения РБК от 2 апреля 2020 г. в сумме 189 833 тыс. тенге, (внесены изменения в План госзакупок товаров, работ и услуг МОН РК);

- на основании заключения Республиканской бюджетной комиссии (РБК) от 13 октября 2020 года по бюджетной программе 100 «Обучение и воспитание детей в республиканских организациях образования» - 203 575 тыс.тенге, по Бюджетной программе 019 «Оздоровление, реабилитация и организация отдыха детей» в сумме - 14 938 тыс.тенге;

- при корректировке бюджета на 55 629 тыс.тенге, 27548 тыс.тенге.

Общая численность обучающихся с 3-9 классов составляет 2 365 749 человек.

Расчет индикатора:

14 873/2 365 749*100% = 0,63 %

6.

Доля призеров республиканских и международных олимпиад и научных соревнований школьников от общего числа участников – учеников Интеллектуальных школ

Вице-министр (курирующий  вопросы среднего образования)

Данные АОО «НИШ»

%

40

63,6

Достигнут

В 2020 году доля призеров республиканских и международных олимпиад и научных соревнований составила 63,6% от общего числа участников – учеников Интеллектуальных школ (371 участников, 236 призеров)

7.

Уровень правовой защищенности детей

Вице-министр (курирующий  вопросы охраны прав детей)

Данные соц. Исследования

%

81

81

Достигнут

По итогам конкурса государственных закупок услуг по проведению социологического мониторинга «Социологическое исследование по определению уровня правовой защищенности детей» (Cоцисследование) поставщиком услуг определен ТОО «Home Angel».

В рамках Социсследования определяется Уровень правовой защищенности обучающиеся средних общеобразовательных школ в возрасте с 10 до 18 лет посредством оценки уровня знания детьми своих прав, обязанностей и их практического применения, а также посредством изучения выполнения родителями, учителями, воспитателями и другими лицами, участвующими в воспитании детей, основных положений Конвенции ООН о правах ребенка.

Анкетирование проводилось дистанционно во всех 17 регионах РК с охватом не менее 80 населенных пунктов РК. По предварительным результатам уровень правовой защищенности детей в 2020 году составил 81 %.

Результаты Социсследования среднее арифметическое трех показателей:

- осведомленность детей о правах (73%);

- удовлетворенность соблюдением прав (96%);

- осведомленность об обязанностях (применение на практике свои знания) (73%).

8.

 

Доля воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи (ежегодно)

Вице-министр (курирующий  вопросы охраны прав детей)

Данные

РБД*

%

23

16,1

Не достигнут

По данным акиматов областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент за 2020 год из детских домов, домов ребенка и центров оказания специальных социальных услуг на воспитание в семью передано 742 детей, что составляет 16% от общего количества воспитанников на начало отчетного года (4 606 детей).

Не исполнение данного показателя связано с введением чрезвычайного положения и карантинных мер во время пандемии коронавируса по запрету посещения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лицами желающими принять их в семью.

9.

Результаты учебных достижений сельских учащихся начального и основного среднего образования по итогам образовательного мониторинга

Вице-министр (курирующий  вопросы среднего образования)

офи-циаль-ные данные КОКСОН МОН РК

баллов

 

-

 

 

-

Плановые значения целевого индикатора предусмотрены с 2021 года.

10.

Доля демонстрационных площадок экологического образования созданных в регионах, от общего количества областей, городов республиканского значение

Вице-министр (курирующий  вопросы среднего образования)

Данные

ПРООН

%

5,9

-

Не достигнут

В связи с карантинными мерами в стране, направленными против распространения коронавирусной инфекции COVID-19, запланированные мероприятия не проведены.

На основании заключения РБК от 13 октября 2020 года средства с сумме 314 млн. тенге возвращены в бюджет, 313 млн – освоены.

Стратегическое направление 2Техническое и профессиональное образование

   Цель 2.1. Обеспечение доступности качественного технического и профессионального образования для удовлетворения потребностей рынка труда

11.

Доля студентов технического и профессионального образования, обучающихся по госзаказу, охваченных дуальным обучением

Вице-министр (курирующий вопросы ТиПО)

Данные

адм. отчетности

%

18

18,3

Достигнут

Дуальное обучение внедрено в 535 колледжах.

По информации МИО доля студентов ТиПО, обучающихся по госзаказу, охваченных дуальным обучением составляет 52 758 человек или 18,3% от общего количества обучающихся по госзаказу (288 220 чел.).

12.

Доля государственных колледжей технического и технологического профиля, проводящих демонстрационные экзамены с учетом стандартов WorldSkills

Вице-министр (курирующий вопросы ТиПО)

Отчетные данные

МИО

%

10

10

Достигнут

Для развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций для 360 колледжей технического и технологического профиля, была разработана стратегия внедрения демонстрационного экзамена по требованиям WorldSkills как формы квалификационного экзамена.

В 2020 году провели демонстрационный экзамен в 36 колледжах или 10%.

13.

Доля педагогических работников государственных колледжей, реализующих обновленные и специальные образовательные программы и внедряющие новые технологии обучения в учебный процесс

Вице-министр (курирующий вопросы ТиПО)

Отчетные данные

МОН

%

20

21

Достигнут

В 2020 году из 22 531 педагогических работников государственных организаций ТиПО 4 736 (21%) человек прошли курсы повышения квалификации по программе «Обновленные и специальные образовательные программы организаций ТиПО».

Стратегическое направление 3Высшее и послевузовское образование

Цель 3.1. Создание саморегулируемого высшего и послевузовского образования, ориентированного на подготовку поколения с навыками 21 века, умеющие адаптироваться к изменяющимся условиям

14.

Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания вуза по государственному образовательному заказу

Вице-министр (курирующий  вопросы высшего и послевузовского образования

Данные

МРЦСВ (ГЦВП)

%

70

70,2

Достигнут

Мониторинг трудоустройства осуществляется путем применения информационной системы Министерства труда и социальной защиты населения (МТСЗН).

По госзаказу процент трудоустройства составил - 70,2%. В течение учебного года вузами совместно с управлениями занятости регионов, молодежными общественными организациями проводятся ярмарки вакансий, форумы, встречи, заключаются договора и меморандумы на предмет прохождения практики с дальнейшим гарантированным трудоустройством.

В 2020 году в целях обеспечения сохранности жизни и здоровья обучающихся и воспитанников, педагогов, других работников организаций образования, а также для предупреждения распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в период пандемии все мероприятия, направленные на содействие в трудоустройстве выпускников, состоялись в онлайн режиме.

Всего состоялось 116 ярмарок вакансий, около 200 встреч, в которых приняли участие более 100 тыс. студентов вузов 3 и 4 курсов, а также представители более 2000 тыс. образовательных учреждений, предприятий и компаний.

Также в целях содействия трудоустройству выпускников вузов реализуются программы «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!» («Серпін»), «С дипломом – в село!», проект «Первое рабочее место».

На портале Электронной биржи труда www.enbek.kz (Портал) МТСЗН внедрен функционал по персональному распределению выпускников вузов в онлайн-режиме. На Портале с ежедневной актуализацией публикуются вакансии работодателей, частных агентств занятости, а также резюме соискателей. В 2020 году на Портале размещено более 19 тысяч объявлений на наличие вакантных мест от работодателей, из которых 11 746 для выпускников вузов текущего года.

Для проведения профессиональной ориентации обучающихся разработан алгоритм, предусматривающий взаимодействие заинтересованных госорганов, МИО, вузов. Создана информационная площадка (портал BAGDAR.KZ) для выявления профессиональных способностей обучающихся.

15.

Количество ВУЗов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR топ-200

Вице-министр (курирующий  вопросы высшего и послевузовского образования)

Официальная информация QS-WUR

ед.

-

 

Плановые значения целевого индикатора предусмотрены с 2021 года.

16.

Доля иностранных студентов в системе высшего образования

 

Вице-министр (курирующий  вопросы высшего и послевузовского образования)

Данные КС МНЭ

%

5,32

5,04

Не достигнут

Доля иностранных студентов в системе высшего образования по итогам 2020 года составляет 5,04%            (29 069 чел.) от общего контингента студентов в бакалавриате (по данным КС МНЭ общий контингент бакалавров составил 576 557 чел.). 

Уменьшение количества иностранных студентов связано с распространением пандемии COVID-19, которая негативно повлияла на интернационализацию и международную мобильность студентов.

Для расширения доступности отечественного образования в 2019 году впервые запущена стипендиальная программа для иностранных граждан и казахской диаспоры. Однако в связи с COVID-19 в 2020 году бюджет на реализацию Стипендиальной программы и академической мобильности, приглашение зарубежных экспертов  сокращено.

Одним из препятствий привлечения иностранных студентов является закрытие государственной границы со многими странами. Учитывая специфику и содержание курсов, организация обучения в дистанционном формате по определенным направлениям для иностранных студентов не является возможным. Поэтому многие иностранные студенты выбирают обучение в странах проживания.

17.

Доля трудоустроенных, продолжающих обучение выпускников Назарбаев Университета

Вице-министр (курирующий  вопросы высшего и послевузовского образования

Отчетные данные АОО «Назарбаев Университет»

%

86

85,1

Не достигнут

Доля трудоустроенных и продолжающих обучение выпускников Назарбаев Университета за 2020 г. составила 85,1%, в том числе:

- продолжают обучение 25,4%;

- трудоустроены 59,7%.

Количество выпускников в 2020 году составило 4 769 человек, из них трудоустроены и продолжают обучение 4 056 человек, в том числе продолжающих обучение – 1 211 человек, трудоустроенных – 2 845 человек.

Необходимо отметить, что последствия пандемии в 2020 году повлияли на общую долю трудоустроенных, продолжающих обучение выпускников Назарбаев Университета.

Вместе с тем, ежегодно реализуется программа профессионального развития студентов и выпускников Назарбаев Университет (Программа) и составляется с учетом тенденций рынка труда и интересов студентов. Программа включает в себя информирование студентов о трендах и изменениях, происходящих на рынке труда Казахстана и за рубежом, последних требованиях компаний к кандидатам на занятие вакантных должностей, организацию мероприятий, направленных на развитие навыков по поиску работы, симуляционных интервью, эффективной коммуникации, составления резюме.

 В 2020 году в рамках Программы проводились:

-   симуляционные индивидуальные интервью студентов с сотрудниками по управлению персоналом крупных компаний с такими компаниями как: KPMG, Ernst and Young, Air Astana, BI GROUP, Транстелеком, Kazchemicals, Kazaerospace, FL Smidth, Chocofamily, Ancor Central Asia, а также с представителями других крупных компаний.

-   информационные сессии в рамках Курса по развитию карьеры (Microsoft), инфосессии с обзором компании, индустрии и встреча с выпускниками (ERG, Kazakhtelecom), инфосессия партнеров аудиторской компании (Ernst and Young), по таким темам как: Тренды на рынке труда, Стратегии развития карьеры, Техники поиска работы, Построение своего цифрового бренда, Тайм менеджмент и личный бренд и т.д.

-   информационные сессии для студентов, планирующих продолжить свое обучение в США, Германии, Японии и других странах с American Council, Campus France, Центр международных программ, DAAD, National Institute of Genetics и т.д.

-   ознакомительные экскурсии на такие производственные объекты как Астанинский электротехнический завод и Ghalam.

-   ярмарка вакансий с компьютерным тестированием и проведением интервью (Tengizchevroil).

-   вебинары и гостевые лекции в рамках Курса по развитию карьеры (выпускники, KPMG, Danone, Ernst and Young, Nestle, Michigan State University, Kazatomprom, Chocolife, Transtelecom, Ancor Cental Asia, Microsoft, Bi Group, Google и т.д.) на разные темы.

- карьерные недели с такими компаниями как Schlumberger, BI GROUP, Kazatomprom.

18.

Доля ППС вузов, участвующих в образовательных и исследовательских проектах

Вице-министр (курирующий  вопросы высшего и послевузовского образования

Инфрмация вузов

%

1,18

1,2

Достигнут

Доля ППС вузов, участвующих в образовательных и исследовательских проектах за 2020 г. составила 1,2%.

Так, общее количество ППС вузов в 2020 году составило 36 307 человек, из них 457 (1,2%) человек участвовали в образовательных и исследовательских проектах.

 

Стратегическое направление 4. Развитие науки

Цель 4.1. Повышение вклада науки в диверсификацию экономики и устойчивое развитие страны

19.

Доля коммерциализируемых проектов от общего количества завершенных прикладных научно-исследовательских работ

Вице-министр (курирующий  вопросы науки)

Отчетные данные

МОН

%

-

 

 

Плановые значения целевого индикатора предусмотрены с 2021 года.

20.

Доля расходов предпринимательского сектора в общем объеме затрат на НИОКР

Вице-министр (курирующий  вопросы науки)

Статистическая отчетность

%

48,8

 

Данные за 2020 г. будут в апреле 2021 г. (на сайте www.stat.gov.kz).

Факт на 2019 год – 41,1%

(Внутренние затраты на НИОКР в 2019 году 82333102,1 тыс тг. Предпринимательский сектор 33884437,6 тыс. тг.)

21.

Прирост казахстанских публикаций в рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед.) по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate Analytics) и Scopus (Elsevier)

Вице-министр (курирующий вопросы науки)

Официальные данные  Clarivate Analytics

%

25,1

25,9

Достигнут

По данным АО «НЦГНТЭ» по итогам 2020 года количество казахстанских публикаций в международных журналах баз данных Web of Science (Clarivate Analytics) - 3012, в Scopus (Elsevier) составляет - 4757 ед.

Из них имеется дублирование по - 21% (1709 ед). Уникальные публикации составляют – 6138 ед.

Итого прирост казахстанских публикаций в рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед.) по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate Analytics) и Scopus (Elsevier) составляет – 6138-4873=1265 или 6138-4873/4873*100=25,9%.

22.

Временной охват мониторинга сейсмологической информации территории Республики Казахстан необходимых для осуществления деятельности прогнозной комиссии, а также для реализации НИОКР в сфере сейсмологии

Вице-министр (курирующий вопросы науки)

отчетная информация МОН

%

100

100

Достигнут

На основании договора № 40 от                  21.02.2020 г. ТОО «СОМЭ» проводит комплексный сейсмологический мониторинг в сейсмоопасных районах РК в целях прогноза землетрясений. ТОО «СОМЭ» обеспечивает непрерывный сбор, обработку, анализ и интерпретацию сейсмологических данных.

В соответствии с бюджетной программой 024 «Мониторинг сейсмологической информации» для осуществления деятельности Прогнозной комиссии, а также для реализации НИОКР в сфере сейсмологии на 63 пунктах проводятся наблюдения по 94 методам: 52 - сейсмические, 17-геофизические, 12- гидрогеологические, 8- за современными движениями земной поверхности, 5-биологические наблюдения.    

Оперативная информация размещается на сайте www.some.kz.

23.

Коэффициент обеспечения базового финансирования субъектов научной и (или) научно-технической деятельности реализующих НИОКР

Вице-министр (курирующий вопросы науки)

отчетная информация МОН

%

100

100

Достигнут

Приказом МОН РК № 294 от 10 июля 2020 года внесены изменения в Приказ № 38 от 28 января 2020 года «О распределении базового финансирования по бюджетным программам субъектов научной и (или) научно-технической деятельности».  

Согласно приказу Администраторам бюджетных программ в 2020 году в рамках базового финансирования выделено - 5 620 320 тыс. тенге. По МОН РК выделено – 2 189 541 тыс. тенге. Средства освоены  100%.

 

Раздел 6. Ресурсы

 

Ресурсы

Ед. изм.

2020 год

Ход исполнения/ причины не достижения

план

факт

1

2

3

4

5

Финансовые, всего

тыс. тенге

832 274 871

829 031 469,9

 

в том числе:

 

 

 

 

Цель 1.1. Повышение уровня развития умений, навыков и функциональной грамотности детей дошкольного и школьного возраста 

Бюджетная программа 098 «Обеспечение доступности дошкольного воспитания и обучения»

тыс. тенге

24 710 291

24 710 287

4,0 тыс. тенге, из них:

- 1,7 тыс. тенге – оплата произведена за фактически оказанный объем услуг;

- 1,4 тыс. тенге – экономия средств по результатам государственных закупок;

- 0,9 тыс. тенге – экономия по фонду оплаты труда

Бюджетная программа 221 «Повышение квалификации и переподготовка кадров государственных организаций дошкольного образования»

тыс. тенге

272 730

272 730

 

Бюджетная программа 019 «Оздоровление, реабилитация и организация отдыха детей»

тыс. тенге

781 532

781 532

 

Бюджетная программа 060 «Целевой вклад в АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

тыс. тенге

26 120 728

26 120 728

 

Бюджетная программа 099 «Обеспечение доступности качественного школьного образования»

тыс. тенге

422 458 381

422 204 921,4

253 459,6 тыс. тенге, из них:

- 249 309,9 тыс. тенге – приостановление расходов согласно предписаниям надзорных органов;

- 4 019,0 тыс. тенге – экономия средств по результатам государственных закупок;

- 128,4 тыс. тенге – оплата произведена за фактически оказанный объем услуг;

- 2,3 тыс. тенге – остаток за счет округления

Бюджетная программа 222 «Повышение квалификации и переподготовка кадров государственных организаций среднего образования»

тыс. тенге

4 383 794

4 057 196,8

326 597,2 тыс. тенге, из них:

- 326 596,9 тыс. тенге – судебные разбирательства;

- 0,3 тыс. тенге – остаток за счет округления

Бюджетная программа 227 «Модернизация среднего образования»

тыс. тенге

686 607

450 783,8

235 823,2 тыс. тенге, из них:

- 221 587,4 тыс. тенге – отсутствие или непредставление документов подтверждающих обоснованность платежа;

- 8 130,9 тыс. тенге – уменьшение фактического количества получателей бюджетных средств, против запланированного

- 6 104,9 тыс. тенге – курсовая разница.

Бюджетная программа 017

«Инновационные возможности и модернизация образования на пути к экологической культуре для устойчивого развития страны»

 

313 000

0,0

313 000,0 тыс. тенге – отсутствие или непредставление документов подтверждающих обоснованность платежа.

Итого по цели 1.1.

тыс. тенге

479 727 063

478 598 179

 

Цель 2.1. Обеспечение доступности качественного технического и профессионального образования для удовлетворения потребностей рынка труда

Бюджетная программа 203 «Обеспечение кадрами с техническим и профессиональным образованием»

тыс. тенге

44 280 342

44 226 574

53 768,0 тыс. тенге, из них:

53 721,0 тыс. тенге – оплата произведена за фактически оказанный объем услуг;

- 47,0 тыс. тенге – уменьшение фактического количества получателей бюджетных средств, против запланированного.

Бюджетная программа 223 «Повышение квалификации и переподготовка кадров государственных организаций технического и профессионального образования»

тыс. тенге

282 543

282 543

 

Итого по цели 2.1.

 

44 562 885

44 509 117

 

Цель 3.1. Создание саморегулируемого высшего и послевузовского образования, ориентированного на подготовку поколения с навыками 21 века, умеющие адаптироваться к изменяющимся условиям

Бюджетная программа 092 «Целевой вклад в АОО «Назарбаев Университет»

тыс. тенге

7 690 899

7 690 899

 

Бюджетная программа 204 «Обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием»

тыс. тенге

246 709 870

244 777 720,7

 1 932 149,3 тыс. тенге, из них:

 - 1 775 576,6 тыс. тенге - приостановление расходов согласно предписаниям надзорных органов

 - 156 572,7 тыс. тенге - уменьшение фактического количества получателей бюджетных средств, против запланированного

Бюджетная программа 224 «Повышение квалификации и переподготовка кадров государственных организаций высшего и послевузовского образования»

тыс. тенге

1007

1 006,3

 0,7 тыс. тенге – остаток за счет округления

Итого по цели 3.1.

 

254 401 776

252 469 626

 

Цель 4.1. Повышение вклада науки в диверсификацию экономики и устойчивое развитие страны

Бюджетная программа 024 «Мониторинг сейсмологической информации»

тыс. тенге

414 444

414 444

 

Бюджетная программа 130 «Базовое финансирование субъектов научной и (или) научно-технической деятельности»

тыс. тенге

5 317 451

5 317 451

 

Бюджетная программа 217 «Развитие науки»

тыс. тенге

37 955 774

37 860 315,4

 95 458,6 тыс. тенге, из них:

 - 47 357,4 тыс. тенге – оплата произведена за фактический оказанный обьем услуг;

 - 30 334,0 тыс. тенге – уменьшение фактического количества получателей бюджетных средств, против запланированного;

 - 17 765,6 тыс. тенге – экономия по результатам государственных закупок;

 - 1,5 тыс. тенге – экономия по фонду оплаты труда;

 - 0,1 тыс. тенге – остаток за счет округления.

Бюджетная программа 219 «Обеспечение доступа к научно-историческим ценностям, научно-технической и научно-педагогической информации»

тыс. тенге

1 419 397

1 419 163,6

 233,4 тыс. тенге, из них:

 - 232,2 тыс. тенге – курсовая разница;

 - 1,2 тыс. тенге – экономия по фонду оплаты труда

Бюджетная программа 226 «Стимулирование продуктивных инноваций»

тыс. тенге

0,0

0,0

 

Итого по цели 4.1.

тыс. тенге

45 107 066

45 001 374

 

Финансовые ресурсы, направленные на достижение целей стратегического плана

Бюджетная программа 001 «Формирование и реализация государственной политики в области образования и науки»

тыс. тенге

8 476 081

8 453 173,9

22 907,1 тыс. тенге, из них:

 - 17 709,9 тыс. тенге – срыв поставщиками условий договора;

 - 4 179,1 тыс. тенге – позднее предоставление договоров на регистрацию в органы казначейства;

- 403,6 тыс. тенге – экономия по фонду оплаты труда;

 - 400,3 тыс. тенге – оплата произведена за фактически оказанный объем услуг;

 - 135,0 тыс. тенге – экономия средств по результатам государственных закупок;

- 64,0 тыс. тенге – экономия по командировочным расходам;

- 13,5 тыс. тенге – уменьшение фактического количества получателей бюджетных средств, против запланированного;

- 1,7 тыс. тенге – остаток за счет округления.

Человеческие

чел.

501

 

 

           

 

Дата публикации
12 февраля 2021