Законом Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 399 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста» (далее -Закон) предусмотрена доплата педагогам физической культуры в размере 100% от базового должностного оклада за проведение внеурочных спортивных занятий по основному месту работы.
Внурочные спортивные занятия в организациях дошкольного воспитания и обучения дпроводятся 2 часа в неделю, в организациях среднего образования 3 часа в неделю, технического и профессионального, послесреднего образования - 4 часа в неделю.
В 1-4 классах в обязательном порядке должны быть организованы внеурочные занятия по шахматам не менее одного часа в неделю.
Количественный состав группы для внеурочных спортивных занятий – не менее 12 человек.
В реализацию вышеуказанного Закона 4 марта 2021 года внесены изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».
Доплата за проведение внеурочных спортивных занятий производится на основании приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 191 «Об утверждении Правил исчисления заработной платы педагогов государственных организаций» (далее -приказ).
В настоящее время разработан проект приказа о внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 191 «Об утверждении Правил исчисления заработной платы педагогов государственных организаций» и находится на согласовании государственных органов.
Данная норма введена 1 января 2021 года. Оплата должна производиться по факту проведения занятий.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О статусе педагога» (далее – Закон) рабочее время педагогов в зависимости от занимаемой должности включает: учебную (преподавательскую), воспитательную работу, индивидуальную работу с обучающимися, научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, мониторинговую работу, работу с обучающимися, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий.
Отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки путем установления запрета на привлечение к несвойственным педагогу функциям, чрезмерную отчетность, проведение необоснованных проверок.
При осуществлении педагогом профессиональной деятельности не допускаются:
1) привлечение его к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
2) истребование у него отчетности либо информации, не предусмотренной законодательством Республики Казахстан в области образования;
3) проведение проверок, не предусмотренных законами Республики Казахстан;
4) возложение на него обязанности по приобретению товаров и услуг.
Привлечение педагогов государственных организаций среднего образования при осуществлении ими профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций не допускается.
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года (далее - КоАП) (п.7-3 ст.409) нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога, совершенное в виде:
1) привлечения педагога к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
2) истребования у педагога отчетности либо информации, не предусмотренной законодательством Республики Казахстан в области образования;
3) проведения проверки, не предусмотренной законами Республики Казахстан;
4) возложения на педагога обязанности по приобретению товаров и услуг;
5) привлечения педагога государственной организации среднего образования при осуществлении им профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций, влечет предупреждение.
При повторном совершении (в течение года после наложения административного взыскания) указанных выше деяний (п.7-4 ст.409) предусмотрен штраф на должностных лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.
Проявление неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, влечет штраф на физических лиц в размере 30 МРП (п.7-6 ст.409 КоАП РК). Если таковые действия совершены несовершеннолетними в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет, предусмотрен штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере двадцати месячных расчетных показателей (п.7-7 ст.409 КоАП РК).
Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО) является одним из видов независимого от организаций образования системного непрерывного наблюдения за качеством обучения.
МОДО будет проводиться в организациях начального, основного среднего образования (4, 9 классы) и впервые в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее-ТиПО).
ЦЕЛЬ МОДО:
- на уровне начального и основного среднего образования - оценка качества знаний обучающихся в рамках обновленного ГОСО соответствующего уровня образования;
- на уровне ТиПО - определение уровня освоения общеобразовательных дисциплин и (или) профессиональных модулей или общепрофессиональных, специальных дисциплин на соответствие государственному общеобязательному стандарту ТиПО.
Проведение МОДО:
- в школах будет направлено на определение уровня функциональной грамотности у учащихся 4 и 9-х классов, то есть применению знаний и навыков в жизненных ситуациях, а также развитию аналитического, логического мышления;
- в колледжах будет направлено на замер уровня формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций.
МОДО будет проходить в формате компьютерного тестирования.
Это позволит расширить охват до 25 % и делать анализ для разработки стратегии по улучшению качества образования в разрезе регионов и конкретных организаций образования.
Предполагается взаимодействие МОН, управлений образования и организаций образования в течение года.
МОДО не является формой госконтроля и не имеет правовых последствий в отношении обучающихся, преподавателей и организаций образования.
По результатам МОДО будет лишь оказана методологическая помощь с выработкой рекомендаций для улучшения функциональной грамотности учащихся.